22 октября 2008, 00:00 8386 просмотров

Минпромторг защитит ритейл гласностью

Обсуждение законопроекта "Об основах госрегулирования и развития торговой деятельности в РФ" вчера стало публичным. Минпромторг опубликовал рабочий проект документа, направленный на согласования в ведомства. В ФАС, которая была основным оппонентом Минпромторга при разработке закона, отказались комментировать опубликованный законопроект — в ведомстве сослались на то, что официально он еще на согласование в антимонопольную службу не поступил, а версию с интернет-сайта ведомства Виктора Христенко комментировать просто не стали. Минпромторг, Минфин, ЦБ и ряд других органов власти с начала 2000-х публично обсуждают концепции документов, но на стадии согласования законопроекта в правительстве официально документы такого уровня не распространяются публично. По данным "Ъ", правительство с лета 2008 года не рекомендует ведомствам без спецразрешения разглашать рабочие документы.

Проект оказался менее либеральным, чем обещали разработчики Минпромторга, но много более свободным, чем предыдущая версия документа, разработанная Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Напомним, что работа над законопроектом начиналась в Минэкономразвития и шла в тесном взаимодействии с ФАС. После реорганизации правительства в мае 2008 года функции госрегулирования торговли вместе с проектом закона были переданы в Минпромторг. Жесткие антимонопольные нормы законопроекта не встретили поддержки в ведомстве Виктора Христенко — проект предполагал снижение планки доминирования для торговых сетей с 35% до 15%, а в Москве и Санкт-Петербурге — до 5%. По настоянию Минсельхоза законопроектом допускалось также госрегулирование цен на сельхозпродукцию.

Виктор Христенко взял три месяца на подготовку новой редакции законопроекта. "Закон необходим, но он должен не ограничивать, а способствовать развитию торговли",— заявил тогда "Ъ" вице-премьер Игорь Шувалов, отметив, что "и сельхозпроизводители, и переработчики, и ритейлеры должны сесть за стол переговоров и самостоятельно выработать правила торговли, не дискриминирующие ни одну из сторон". В августе Виктор Христенко назначил главой департамента госрегулирования внутренней торговли, отвечающего за разработку законопроекта, руководителя Ассоциации компаний розничной торговли Олега Сазанова. В ФАС назначение на эту должность лоббиста вызвало недоумение, зато ритейлеры, на которых в правительство жаловались и ФАС, и Минсельхоз, выразили надежду, что их голос наконец будет услышан при доработке законопроекта.

Вопреки обещаниям Минпромторга в текущей версии законопроекта сохранен "антимонопольный" блок регулирования. Согласно проекту, компания может быть признана "доминирующей", если имеет возможность оказывать "решающее влияние" на рынок. Однако следующая статья сводит на нет опасения ритейлеров — компания не может быть признана доминирующей, если ее доля на рынке в границах субъекта федерации не превышает 35%. "Если рынок ограничен регионом, то больше 35% добиться сложно. Раньше была опасность, что рынок будет ограничен муниципалитетом, городом — там очень легко стать доминирующим. А 35% в регионе — это справедливая норма",— полагает председатель совета директоров сети "Виктория" Николай Власенко. Законопроект содержит также уступки Минсельхозу, целая глава закона посвящена "особенностям торговли сельскохозпродукцией", однако заложенные в нее нормы носят рамочный характер. "Претензии сельхозпроизводителей необоснованны. Их главная проблема — это отсутствие инфраструктуры: складов, логистики, стандартизации, переработки. Это большая ошибка, когда розницу пытаются обвинить в слабом развитии сельского хозяйства",— полагает господин Власенко, по словам которого, в такой рамочной форме закон вообще не нужен, так как он "ничего не регулирует".

Как пояснил "Ъ" господин Сазанов, разработчики постарались учесть предложения ФАС, однако смогли закрепить в законопроекте "гарантии по развитию всех форм и форматов торговли". Минпромторг также намерен оградить бизнес от излишнего вмешательства государства — "проект содержит закрытый перечень методов госрегулирования торговли".

Законопроект должен быть внесен в правительство до 1 декабря. Отметим, смягчение норм проекта может продолжиться — в свете финансового кризиса в 2009-2010 годах в дополнительном давлении на ритейлеров, первыми пострадавших от кредитного сжатия, правительство вряд ли заинтересовано.

Ъ

Поделиться публикацией:
С завода на полку: в какой упаковке сегодня заинтересованы торговые сети

Что такое SRP? Упаковка типа SRP (сокращение от англ. Shelf Ready Packaging) упаковка, обладающая либо специальной конструкцией, либо конструктивными элементами,  позволяющими обеспечить вык...

Тенденции развития розницы в 2017 году

Многое в российском ритейле происходит впервые

Как избежать нарушений закона «О торговле»?

Цена каждой ошибки – миллионы рублей

Минпромторг защитит ритейл гласностьюминпромторг
Как продавать продукты в Рунете Решения для розничной сети
1 500 руб.
Нет в наличии
Маркетинг торговых центров
4 000 руб.
Нет в наличии
Я всегда знаю, что сказать: книга-тренинг по успешным переговорам
580 руб.
Нет в наличии
Ух ты! Сервис
650 руб.
Нет в наличии
Лидерство. (Harvard Business Review 10 лучших статей)
530 руб.
Нет в наличии