Баннер ФЗ-54
15 апреля 2003, 00:00 2548 просмотров

Торговля в Коми или государство идет на помощь

© Все для магазина, ресторана, отеля, склада N4-2001

По занимаемой площади Республика Коми может сравниться с Германией, по наличию сырьевых ресурсов она превосходит в 6 раз все вместе взятые европейские страны. Торговый и ресторанный бизнес в Республике Коми развивается по своим законам, отличным от европейских и общероссийских.

- У нас все как в Москве и Петербурге. Точно так же происходит расслоение общества на богатых и бедных, но с той лишь разницей, что у нас общество разделяется на очень богатых и очень бедных, — рассказывает Борис Алмазов, полномочный представитель Республики Коми в Санкт-Петербурге.

Развитие торговли и ресторанного бизнеса в республике зависит от особенностей географического положения и промышленной специализации нашего региона. Это — север, большое удаление от центра, 1 млн. 115 тысяч постоянных жителей и всего 7 городов на территории республики. С одной стороны, промышленные гиганты, шахты, а с другой — микроскопические поселки, леспромхозы и вахтовый метод работы. Все это обуславливает специфику развития бизнеса в республике. При таких условиях возрастает роль государственной торговли, к которой мы в какой-то мере возвращаемся. Дело не в недостатках инвестиций в торговлю, у нас инвесторы стоят в очереди. Проблема в другом — кто эти деньги будет получать, осваивать и кто потом будет их отдавать. После развала государственной торговли пришел рынок. Сейчас договоры заключаются между конкретными людьми: один продает, другой покупает. Такая схема трудна для контроля, мы полностью зависим от добросовестности поставщика. Я сознательно утрирую, но поставщики могут под видом консервов продать вам кошек и собак.

Вторая проблема негосударственной торговли — в ассортименте. Поставщик соблюдает свои интересы, а нужды населения и недостаток определенных продуктов в республике его не касаются. Результатами этих сложностей являются бартерные сделки. Например, у нас очень любят покупать лес в обмен на продовольствие. Леспромхозы сдают лес и получают взамен консервы. При этом бартерном взаимозачете банка мясных консервов может стоить от 90 до 150 рублей. Если учесть тот факт, что 627 фермерских хозяйств, работающих сейчас в республике, обеспечивают только 35% необходимых потребностей в продовольствии, а остальные продукты мы завозим извне, то будущее нашего леса и других природных ресурсов видится в мрачном свете.

К счастью, в самом скором времени проблема эта будет решена: между лесом и продуктами появится государственное контролирующее звено — деньги. У нас многое в разумных пределах возвращается в ведение Министерства торговли Коми, которое будет регулировать приток и отток продовольствия в республику при сохранении частного предпринимательства. В дальнейшем делами частного предпринимательства будет заниматься отдельное министерство. Под контролем государственной структуры малое предпринимательство способно существовать достаточно эффективно. По схеме малого бизнеса могут работать шахтерские завтраки, передвижные столовые и так далее. Розничная торговля у нас в регионе имеет ту же проблему — крайне малый ассортимент. С точки зрения рынка это понятно. Небольшой город — 70 тыс. жителей, 30 магазинов, покупательная способность определяется средней зарплатой в 1000 рублей. В эту среднюю заработную плату включены и сельские жители, и пенсионеры, которые реально получают гораздо меньше. Цены же несколько выше, чем в центральной России. В таких условиях ни один поставщик не заинтересован в расширении ассортимента, он не может заморозить свои оборотные средства, покупая то, что не будет раскупаться с достаточной скоростью. Эти проблемы может и должно решить государство, возродив систему государственных оптовых баз. Тогда проблема ассортимента будет решена. Еще один наглядный пример полезности государственной системы — так называемый магазин-вагон, который существовал ранее. Этот вагон, оборудованный как магазин, прицеплялся к обычному поезду. Он двигался по заранее определенному маршруту и на полустанках, где нет стационарной торговли, обеспечивал жителей всем необходимым. Магазин-вагон был очень удобен для торговли на полустанках, где живет 10-12 семей. Сейчас только государственная система позволит возродить этот вид торговли и сделать его рентабельным. Вообще, наша специфика в том, что 40% предприятий розничной торговли в республике — это сельские ларьки.

В Коми активно развивается рыночная торговля. Три-четыре стационарных базара или рынка существуют в каждом городе, дополнительно возникают летние сезонные рынки и ярмарки. Вся торговля там организована и находится под контролем. Сейчас ни один грамм мяса не будет продан без санитарного контроля, иначе это будет стон на всю республику.

Особенности нашего региона отражаются и на состоянии ресторанного бизнеса. Даже в Сыктывкаре, крупном по северным меркам городе с населением 220 тыс. человек, работают только 4 ресторана. Остальной общепит представлен кафе и закусочными — небольшими заведениями на 10-15 столиков с пропускной способностью 400 человек в день. Вывод один: если не изменить тенденцию, надо менять подход. Мы открыты для работы и контактов с предпринимателями России.

Виктор Малахов, Светлана Желнина

Статья относится к тематикам: Retail
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Что нового предстоит в общении рекрутеров с персон...
510
Как использование полупаллет сокращает ритейлу опе...
2060
Александр Смирнов, генеральный директор сети детск...
227
Анастасия Смотрицкая, главный бухгалтер ООО «Артса...
464
Как создавалась оптимальная упаковка для готовых ...
1154
Производительность труда кассиров и продавцов увел...
2658

© Все для магазина, ресторана, отеля, склада N4-2001

По занимаемой площади Республика Коми может сравниться с Германией, по наличию сырьевых ресурсов она превосходит в 6 раз все вместе взятые европейские страны. Торговый и ресторанный бизнес в Республике Коми развивается по своим законам, отличным от европейских и общероссийских.

- У нас все как в Москве и Петербурге. Точно так же происходит расслоение общества на богатых и бедных, но с той лишь разницей, что у нас общество разделяется на очень богатых и очень бедных, — рассказывает Борис Алмазов, полномочный представитель Республики Коми в Санкт-Петербурге.

Развитие торговли и ресторанного бизнеса в республике зависит от особенностей географического положения и промышленной специализации нашего региона. Это — север, большое удаление от центра, 1 млн. 115 тысяч постоянных жителей и всего 7 городов на территории республики. С одной стороны, промышленные гиганты, шахты, а с другой — микроскопические поселки, леспромхозы и вахтовый метод работы. Все это обуславливает специфику развития бизнеса в республике. При таких условиях возрастает роль государственной торговли, к которой мы в какой-то мере возвращаемся. Дело не в недостатках инвестиций в торговлю, у нас инвесторы стоят в очереди. Проблема в другом — кто эти деньги будет получать, осваивать и кто потом будет их отдавать. После развала государственной торговли пришел рынок. Сейчас договоры заключаются между конкретными людьми: один продает, другой покупает. Такая схема трудна для контроля, мы полностью зависим от добросовестности поставщика. Я сознательно утрирую, но поставщики могут под видом консервов продать вам кошек и собак.

Вторая проблема негосударственной торговли — в ассортименте. Поставщик соблюдает свои интересы, а нужды населения и недостаток определенных продуктов в республике его не касаются. Результатами этих сложностей являются бартерные сделки. Например, у нас очень любят покупать лес в обмен на продовольствие. Леспромхозы сдают лес и получают взамен консервы. При этом бартерном взаимозачете банка мясных консервов может стоить от 90 до 150 рублей. Если учесть тот факт, что 627 фермерских хозяйств, работающих сейчас в республике, обеспечивают только 35% необходимых потребностей в продовольствии, а остальные продукты мы завозим извне, то будущее нашего леса и других природных ресурсов видится в мрачном свете.

К счастью, в самом скором времени проблема эта будет решена: между лесом и продуктами появится государственное контролирующее звено — деньги. У нас многое в разумных пределах возвращается в ведение Министерства торговли Коми, которое будет регулировать приток и отток продовольствия в республику при сохранении частного предпринимательства. В дальнейшем делами частного предпринимательства будет заниматься отдельное министерство. Под контролем государственной структуры малое предпринимательство способно существовать достаточно эффективно. По схеме малого бизнеса могут работать шахтерские завтраки, передвижные столовые и так далее. Розничная торговля у нас в регионе имеет ту же проблему — крайне малый ассортимент. С точки зрения рынка это понятно. Небольшой город — 70 тыс. жителей, 30 магазинов, покупательная способность определяется средней зарплатой в 1000 рублей. В эту среднюю заработную плату включены и сельские жители, и пенсионеры, которые реально получают гораздо меньше. Цены же несколько выше, чем в центральной России. В таких условиях ни один поставщик не заинтересован в расширении ассортимента, он не может заморозить свои оборотные средства, покупая то, что не будет раскупаться с достаточной скоростью. Эти проблемы может и должно решить государство, возродив систему государственных оптовых баз. Тогда проблема ассортимента будет решена. Еще один наглядный пример полезности государственной системы — так называемый магазин-вагон, который существовал ранее. Этот вагон, оборудованный как магазин, прицеплялся к обычному поезду. Он двигался по заранее определенному маршруту и на полустанках, где нет стационарной торговли, обеспечивал жителей всем необходимым. Магазин-вагон был очень удобен для торговли на полустанках, где живет 10-12 семей. Сейчас только государственная система позволит возродить этот вид торговли и сделать его рентабельным. Вообще, наша специфика в том, что 40% предприятий розничной торговли в республике — это сельские ларьки.

В Коми активно развивается рыночная торговля. Три-четыре стационарных базара или рынка существуют в каждом городе, дополнительно возникают летние сезонные рынки и ярмарки. Вся торговля там организована и находится под контролем. Сейчас ни один грамм мяса не будет продан без санитарного контроля, иначе это будет стон на всю республику.

Особенности нашего региона отражаются и на состоянии ресторанного бизнеса. Даже в Сыктывкаре, крупном по северным меркам городе с населением 220 тыс. человек, работают только 4 ресторана. Остальной общепит представлен кафе и закусочными — небольшими заведениями на 10-15 столиков с пропускной способностью 400 человек в день. Вывод один: если не изменить тенденцию, надо менять подход. Мы открыты для работы и контактов с предпринимателями России.

Виктор Малахов, Светлана Желнина

Торговля в Коми или государство идет на помощьторговли, республике, Коми, государственной, бизнеса, Сейчас, проблема
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Торговля в Коми или государство идет на помощь
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/18704/2018-09-20

Прямая трансляция