Баннер ФЗ-54
21 марта 2005, 00:00 18784 просмотра

ГОСТ «Розничная торговля. Классификация предприятий»

© Светлана Вахрушева, «Торговое Оборудование (Санкт-Петербург)», 02.2002

В полку государственных стандартов РФ, касающихся торговли прибыло. 1 января 2002 года введен ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий». Он распространяется на предприятия различных организационно-правовых форм и форм собственности. Новый ГОСТ можно использовать как своеобразный словарь терминов, в котором доходчиво изложено, что такое, скажем, «магазин-склад» или универмаг «Детский мир»; чем отличается «гипермаркет» от «супермаркета» и т. п. Помимо определений, в новом документе изложены и требования к предприятиям торговли, обязательные для всех вместе и каждого типа в отдельности.

За консультацией по поводу недавно введенного стандарта мы обратились к эксперту по сертификации услуг розничной торговли ТЕСТ-Санкт-Петербург Нине БЕНИКОВОЙ.

- Нина Александровна, чем новый ГОСТ отличается от предыдущих, также касающихся торговли?

- Он включает классификацию предприятий, требования к ним и признаки, которые характеризуют их типы. Один из разделов нового ГОСТа называется «Определения». Он дополняет список терминов и определений, введенный раньше ГОСТом Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения». Например, прежде в стандартах не фигурировало словосочетание «магазин-склад». Теперь сказано, что это — «предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и (или) непродовольственные товары по форме самообслуживания преимущественно из транспортной тары населению и предприятиям для последующей перепродажи и т. п.» Его торговая площадь должна быть не менее 650 кв. м.

Новый ГОСТ делит предприятия розничной торговли на 3 вида (в зависимости от ассортимента): универсальные, специализированные (продовольственные или непродовольственные) и неспециализированные магазины. Кроме того, в документе четко говорится, как определяется тип предприятия (в зависимости от его торговой площади, ассортимента и формы обслуживания) Например, площадь гипермаркета — от 5000 кв. м, ассортимент в нем — универсальный (продовольственный и непродовольственный), форма обслуживания — преимущественно самообслуживание.

- Новый ГОСТ переводит в разряд общеупотребительных иностранные слова «гипермаркет’, «супермаркет». Это из стремления походить на Европу?

- В настоящее время все ГОСТы у нас в стране гармонизируются с учетом мировых норм и стандартов Мы стремимся и к названиям предприятий, которые приняты во всем мире. И продавцы, и потребители уже слышали, использовали эти слова, а теперь, с введением ГОСТа, мы придем к единому знаменателю, к единому значению каждого из них. Супермаркет — это не «супермагазин», а тот же универсам. Кстати, его торговая площадь должна быть не менее 400 кв м, а не по 18-50, как это порой бывает.

- Вернемся к документу. Изменились ли с его введением требования к предприятиям торговли?

- По-прежнему существует и действует ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли Общие требования» Новый документ только дополняет его Во-первых, в нем сказано, что магазины должны иметь сертификаты соответствия на все оборудование, которое входит в номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации Во-вторых, введен такой социально значимый пункт для инвалидов и маломобильных групп населения — в магазинах должны устанавливаться устройства и механизмы, чтобы они могли перемещаться по торговому залу, по лестницам — как внутри, так и снаружи. В-третьих, в магазине непременно должна размещаться информация о его госрегистрации И если услуга по реализации отдельных видов товаров (ювелирных изделий, алкоголя и т д) подлежит лицензированию, следует указать номер лицензии, срок действия и орган, который ее выдал (Прежде даже правилах торговли этого пункта не было)

В непродовольственных магазинах площадью боле 2500 кв. м должен быть туалет. Кроме того, продовольственным магазинам надо согласовывать с органами Госсанэпиднадзора возможность размещения и размеры своих площадей, если они намерены реализовывать продукты питания с потреблением их на месте (Например, розлив пива, изготовление пышек и т. п.)

Новый ГОСТ устанавливает требования и к оформлению витрин и вывесок, к форменной одежде продавца. Например, гипермаркет необходимо снабдить световой вывеской, обслуживающий персонал должен быть в форменной одежде, а витрины надлежит оформлять, используя разнообразные декоративные элементы. Небольшим магазинам это делать не обязательно

- Нина Александровна, есть ли какие-то сроки, которые нужно уложиться, чтобы привести свое предприятие торговли в соответствие стандарту?

- О сроках говорить рано. Новый ГОСТ ориентирован первую очередь на строящиеся и реконструируемые предприятия торговли, а не на действующие Но, скажем, при инспекционном контроле уже сертифицированного предприятия (он обязательно проводится раз в год) наши специалисты будут ставить его руководство в известность, что есть такой ГОСТ, что по нему, например, ваш магазин не может именоваться супермаркетом, потому что площади маловаты и асссортимент скуден, а значит, рекомендуется сменить вывеску.

Думаю, что соответствие стандартам — это престижно, необходимо. Например, при проведении каких-либо конкурсов в сфере услуг, если выявится участник, называющий себя супермаркетом без всяких на то оснований, то он не сможет рассчитывать на победу

Статья относится к тематикам: Retail
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Николай Власов, заместитель руководителя Россельхо...
1532
Наталья Авдеева, генеральный директор «ОбедБуфет»:...
2082
Магистр вина Франк Смулдерс: "Хорошее вино не обяз...
7055
К чему привел ребрендинг сети
5953
Строго после 18 лет: кейс лаборатории «БИОРИТМ» по...
447

© Светлана Вахрушева, «Торговое Оборудование (Санкт-Петербург)», 02.2002

В полку государственных стандартов РФ, касающихся торговли прибыло. 1 января 2002 года введен ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий». Он распространяется на предприятия различных организационно-правовых форм и форм собственности. Новый ГОСТ можно использовать как своеобразный словарь терминов, в котором доходчиво изложено, что такое, скажем, «магазин-склад» или универмаг «Детский мир»; чем отличается «гипермаркет» от «супермаркета» и т. п. Помимо определений, в новом документе изложены и требования к предприятиям торговли, обязательные для всех вместе и каждого типа в отдельности.

За консультацией по поводу недавно введенного стандарта мы обратились к эксперту по сертификации услуг розничной торговли ТЕСТ-Санкт-Петербург Нине БЕНИКОВОЙ.

- Нина Александровна, чем новый ГОСТ отличается от предыдущих, также касающихся торговли?

- Он включает классификацию предприятий, требования к ним и признаки, которые характеризуют их типы. Один из разделов нового ГОСТа называется «Определения». Он дополняет список терминов и определений, введенный раньше ГОСТом Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения». Например, прежде в стандартах не фигурировало словосочетание «магазин-склад». Теперь сказано, что это — «предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и (или) непродовольственные товары по форме самообслуживания преимущественно из транспортной тары населению и предприятиям для последующей перепродажи и т. п.» Его торговая площадь должна быть не менее 650 кв. м.

Новый ГОСТ делит предприятия розничной торговли на 3 вида (в зависимости от ассортимента): универсальные, специализированные (продовольственные или непродовольственные) и неспециализированные магазины. Кроме того, в документе четко говорится, как определяется тип предприятия (в зависимости от его торговой площади, ассортимента и формы обслуживания) Например, площадь гипермаркета — от 5000 кв. м, ассортимент в нем — универсальный (продовольственный и непродовольственный), форма обслуживания — преимущественно самообслуживание.

- Новый ГОСТ переводит в разряд общеупотребительных иностранные слова «гипермаркет’, «супермаркет». Это из стремления походить на Европу?

- В настоящее время все ГОСТы у нас в стране гармонизируются с учетом мировых норм и стандартов Мы стремимся и к названиям предприятий, которые приняты во всем мире. И продавцы, и потребители уже слышали, использовали эти слова, а теперь, с введением ГОСТа, мы придем к единому знаменателю, к единому значению каждого из них. Супермаркет — это не «супермагазин», а тот же универсам. Кстати, его торговая площадь должна быть не менее 400 кв м, а не по 18-50, как это порой бывает.

- Вернемся к документу. Изменились ли с его введением требования к предприятиям торговли?

- По-прежнему существует и действует ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли Общие требования» Новый документ только дополняет его Во-первых, в нем сказано, что магазины должны иметь сертификаты соответствия на все оборудование, которое входит в номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации Во-вторых, введен такой социально значимый пункт для инвалидов и маломобильных групп населения — в магазинах должны устанавливаться устройства и механизмы, чтобы они могли перемещаться по торговому залу, по лестницам — как внутри, так и снаружи. В-третьих, в магазине непременно должна размещаться информация о его госрегистрации И если услуга по реализации отдельных видов товаров (ювелирных изделий, алкоголя и т д) подлежит лицензированию, следует указать номер лицензии, срок действия и орган, который ее выдал (Прежде даже правилах торговли этого пункта не было)

В непродовольственных магазинах площадью боле 2500 кв. м должен быть туалет. Кроме того, продовольственным магазинам надо согласовывать с органами Госсанэпиднадзора возможность размещения и размеры своих площадей, если они намерены реализовывать продукты питания с потреблением их на месте (Например, розлив пива, изготовление пышек и т. п.)

Новый ГОСТ устанавливает требования и к оформлению витрин и вывесок, к форменной одежде продавца. Например, гипермаркет необходимо снабдить световой вывеской, обслуживающий персонал должен быть в форменной одежде, а витрины надлежит оформлять, используя разнообразные декоративные элементы. Небольшим магазинам это делать не обязательно

- Нина Александровна, есть ли какие-то сроки, которые нужно уложиться, чтобы привести свое предприятие торговли в соответствие стандарту?

- О сроках говорить рано. Новый ГОСТ ориентирован первую очередь на строящиеся и реконструируемые предприятия торговли, а не на действующие Но, скажем, при инспекционном контроле уже сертифицированного предприятия (он обязательно проводится раз в год) наши специалисты будут ставить его руководство в известность, что есть такой ГОСТ, что по нему, например, ваш магазин не может именоваться супермаркетом, потому что площади маловаты и асссортимент скуден, а значит, рекомендуется сменить вывеску.

Думаю, что соответствие стандартам — это престижно, необходимо. Например, при проведении каких-либо конкурсов в сфере услуг, если выявится участник, называющий себя супермаркетом без всяких на то оснований, то он не сможет рассчитывать на победу

ГОСТ «Розничная торговля. Классификация предприятий»торговли, ГОСТ, Новый, предятия, требования, Намер, розничной
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
ГОСТ «Розничная торговля. Классификация предприятий»
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/18449/2018-06-21