Баннер ФЗ-54
25 июля 2007, 14:44 3954 просмотра

Под лупой

Дарья Черкудинова sf-online

На телевидении -- едва ли впервые -- появилась реклама салонов оптики. Кажется, игроки поняли: без активного продвижения их бизнес трудно будет разглядеть невооруженным глазом.

«Доктор, у меня проблемы со зрением»,-- говорит пациент. «Я заметил это, как только вы вошли в окно»,-- отвечает врач. Этот анекдот вполне отражает отношение потребителей к такому товару, как очки.

Как правило, россияне обращаются за ними в случае крайней необходимости, то есть когда начинают путать «окно» с «дверью». И уж тем более не относятся к очкам как к модным аксессуарам, которые следует обновлять с той же периодичностью, что и гардероб. Американцы и европейцы покупают очки в среднем раз в год или даже в полгода, а россияне, испытывающие проблемы со зрением,-- только раз в четыре-пять лет. И если, согласно исследованию маркетинговой компании Abarus Market Research, в западных странах магазин оптики приходится на 30 тыс. человек, то в Москве, где проживают примерно 12 млн человек, работает всего 120–150 салонов.

В итоге объем столичного рынка оптики более чем скромен -- всего $200 млн. При этом, по оценкам консалтинговой компании «Точка роста», около 30% его приходится на так называемую «дикую торговлю» -- лотки и палатки в метро. В целом по России ситуация выглядит еще менее оптимистичной. Объем рынка оценивается в $1,2 млрд, из которых доля цивилизованной розницы составляет лишь 20%.

Оптические ловушки

От 100 до 500 руб. стоят очки в переходах метро. Дело в том, что по большей части лоточники торгуют продукцией китайского, иногда российского производства, даже не прошедшей обязательной сертификации (для справки -- корригирующие очки, то есть очки с оптическими линзами, должны проходить в центрах сертификации изделий оптики при Минздравсоцразвития две стадии контроля: на первой оценивается оправа, на второй -- сами линзы). Однако, как видно, из-за отсутствия культуры «потребления» очков, россиян нелегальность продукции отнюдь не смущает. Главное -- низкие цены. Специализированная розница на этом поле конкурировать не в состоянии.

Первым цивилизованным игроком на рынке стала компания «Интероптика», открывшая свой первый (и единственный) магазин в 1991 году. Компания изначально позиционировала свой салон как премиально-люксовый и довольно быстро нашла целевую аудиторию. По словам представителей компании, в люксовом сегменте «Интероптика» по-прежнему не ощущает конкуренции. А цивилизованные сети для среднего класса начали появляться только в конце 1990-х -- начале 2000-х годов.

По словам генерального директора компании «Оптикон» Бориса Дымана, торговля очками не слишком рентабельный бизнес: даже при среднерыночной розничной наценке в 100% его доходность не превышает 10%. «Если посчитать все затраты -- аренда помещения, оснащение кабинета, зарплата врачам и специалистам, заполняемость витрин -- останется мизер»,-- утверждает топ-менеджер. Расчеты такие: среднемесячная выручка магазина площадью 100 кв. м, работающего в среднеценовом сегменте, равна примерно $35 тыс. Таким образом, доход с каждого метра составляет около $4,2 тыс. в год. Тогда как, например, 1 кв. м аптеки за аналогичный период способен приносить до $10 тыс. Между тем арендные ставки, затраты на персонал, издержки на содержание оборудования и прочие расходы для фармацевтической и «оптической» розницы сопоставимы. Не удивительно, что «аптекарям» с доходностью повезло больше: исследовательская компания RNBC оценивает рентабельность аптечного бизнеса в 2006 году в 17–30%.

Привлечь клиентов ритейлеры, торгующие оптикой, пытаются различными способами. Во-первых, они стремятся представить максимально широкий ассортимент. В большинстве магазинов среднеценового сегмента, таких как «Очкарик», «Оптикон», «XXI век», можно найти изделия от 500 до 20 тыс. руб.

Во-вторых, в каждом своем салоне крупные ритейлеры стараются выкроить место под отдельный офтальмологический кабинет. Его оборудование обходится в $30–70 тыс. в зависимости от фирмы-производителя и функционала. Сам по себе кабинет доход не генерирует: проверить зрение стоит примерно 1000 руб. с человека, но чаще всего этим сервисом пользуются покупатели очков, а им он предоставляется бесплатно. Тем не менее, тратя дополнительные средства на формирование услуги диагностики зрения, сети получают некоторое конкурентное преимущество перед нецивилизованной розницей и даже перед одиночными салонами.

Наконец, отдельные ритейлеры начали проводить рекламно-маркетинговые кампании, направленные на повышение узнаваемости своего брэнда. Так, в сети «Линзмастер» более года проходит акция под лозунгом «Две пары в одни руки». Купив очки на сумму 2 тыс. или 4 тыс. руб., клиент получает подарочный купон на 1,5 тыс. и 2 тыс. руб. соответственно, который может использовать при последующей покупке. Чтобы акция не прошла незамеченной, «Линзмастер» вложил, по оценкам экспертов, $2 млн в рекламу в СМИ, в том числе на самом дорогостоящем медиа -- телевидении. А в мае 2007 года сеть «Очкарик» запустила рекламную кампанию в наружной рекламе на улицах Москвы и в метро.

С дальним прицелом

Несмотря на вышеупомянутые меры, ритейлерам от оптики вряд ли удастся существенно увеличить выручку в ближайшие несколько лет. Взрывного роста спроса со стороны потребителей ожидать не приходится: культура потребления -- слишком консервативный фактор, который вряд ли можно изменить точечными рекламными ударами.

С точки зрения слияний-поглощений индустрия очковой розницы также не готовит особых сюрпризов. На смежном, фармацевтическом рынке подобный процесс уже активно идет. Например, только в 2006 году два здешних лидера -- «Аптеки 36,6» и «Ригла» -- отметились масштабными приобретениями. Первый фармритейлер купил 19 региональных сетей, объединяющих в общей сложности 352 аптеки, второй -- сеть «О3» из 146 торговых точек. Однако обороты этих компаний на порядок больше, чем у сетей, торгующих оптикой. Для сделок в формате M&A последним элементарно не хватает «веса». Поэтому рынок оптики остается одним из самых слабо консолидированных. Здесь нет ярко выраженного лидера: компании, входящие в первую тройку, располагают почти одинаковым количеством магазинов -- 46–47. И ни одна из них не контролирует даже 2% продаж (доля крупнейшей сети «Очкарик», по расчетам СФ, всего 1,6%). А набор «массы», хотя и идет, но недостаточно интенсивно. В частности, в течение 2006 года тот же «Очкарик» открыл только 12 новых салонов по стране. «Возможно, через два-три года последуют сделки, когда сети будут выкупать отдельные магазины оптики ради торговых площадей»,-- предполагает Ирина Савранская, менеджер по связям с общественностью компании «Интероптика». О более глобальных планах участники рынка даже не помышляют.

Исключение составляет разве что «Невская оптика холдинг», базирующаяся в Санкт-Петербурге и развивающая сети под брэндами «Невская оптика» и «Вижен сервис». Закрепившись на берегах Невы, сегодня компания планирует занять треть московского рынка. Ее амбиции объясняются несколько иной, чем у конкурентов, бизнес-моделью. В то время как другие ритейлеры закупают очки либо напрямую у производителей, либо через дистрибуторов (доля российских производителей оптики в настоящий момент не превышает 15%, 65% приходится на страны Азии, 20% -- на дорогую европейскую оптику), «Невская оптика холдинг» имеет собственное производство очков. Однако, как признают в самой компании, покорить столицу удастся не ранее чем через пять-семь лет.

«Очкарик» позиционируется как очковый супермаркет, где посетители предоставлены сами себе

«Очкарик»

Сеть создана в 2002 году на базе государственного московского объединения «Оптика» (на тот момент в него входило 40 салонов, однако работало из них только четыре), которое в 1998 году приватизировали частные инвесторы, ставшие менеджерами сети.

Оборот в 2005 году*: $18 млн Оборот в 2006 году**: $20 млн

Стратегия: по мере увеличения числа магазинов делать ставку на более дешевую продукцию, работать «на обороте».

Тактика: Изначально компания выбрала формат супермаркета, представляя на полках товары всех ценовых категорий в одинаковой пропорции. Каждую пару посетитель может самостоятельно снять с полки и примерить. Ассортимент включает в себя как недорогие российские модели от 500 руб., так и дизайнерские очки из Европы по 30 тыс. руб. В настоящее время количество дорогой продукции постепенно сокращается. Компания активно открывает салоны оптики в спальных районах и в Подмосковье, чтобы «быть ближе к потребителю среднеценовой и дешевой оптики».

Проблемы: у людей с плохим зрением слово «очкарик», ставшее названием сети, может вызывать негативные ассоциации.

Результат: занимает лидирующие позиции на рынке как по количеству салонов, так и по выручке.

Новые цели: начать активную региональную экспансию, открывать салоны, ориентированные на потребителей оптики в ценовом сегменте 500–5000 руб. * экспертная оценка ** данные компании

«Невская оптика» хочет, чтобы москвичи ассоциировали брэнд с петербургской фабрикой холдинга

«Невская оптика»

Единственная сеть из числа лидеров, принадлежащая компании-производителю «Невская оптика холдинг». Основной пакет акций холдинга принадлежит швейцарской Optisse S. A. (размер пакета не разглашается), остальные акции сконцентрированы в руках менеджмента.

Оборот в 2005 году*: $12 млнОборот в 2006 году*: $18 млн

Стратегия: располагая собственным производством, компания имеет возможность устанавливать невысокие цены, при этом позиционирует свою продукцию как очки швейцарского качества.

Тактика: управляет двумя сетями, более дорогой «Вижен сервис» (цена за изделие от 1,5 тыс. руб. до 4 тыс. руб.) и более дешевой «Невская оптика» (200–2,5 тыс. руб.). Став сетью-лидером петербургского рынка (определить долю рынка эксперты затруднились, однако известно, что «Невская оптика» обладает наибольшим количеством салонов в Петербурге), компания запланировала выход на столичный рынок, где до 2012–2014 года собирается открыть около ста магазинов. В Москве у компании работают торговые точки только под брэндом «Невская оптика», чтобы покупатели ассоциировали магазины с одноименной петербургской фабрикой холдинга.

Проблемы: несмотря на то что производство ведется по швейцарской технологии и на французском оборудовании, компания сталкивается с предвзятым отношением потребителя к российской продукции.

Результат: компания управляет салонами не только в России (Петербург, Москва, Нижний Новгород), но и во Вьетнаме (Сайгон).

Новые цели: занять треть московского рынка.

В сети «Смотри» можно увидеть очки и из пластика, и из золота

«Смотри»

Сеть создана инвестиционной компанией «Базис» (также управляет сетями «Эльдорадо», Banana mama) в 2003 году. Салоны сети находятся только в крупных торговых центрах, где у «Базиса» арендованы площади под «Эльдорадо» или Banana Mama

Оборот в 2005 году*: $6 млнОборот в 2006 году**: $10 млн

Стратегия: развивать собственную сеть в столице и регионах, активно прививать потребителям культуру проверки зрения.

Тактика: в офтальмологических кабинетах «Смотри» все консультации бесплатны. В салонах есть два типа обслуживания: fashional optic и express optic. В первом случае товар находится за закрытой витриной, и клиенту необходима помощь консультанта (так продаются более дорогие модели), во втором клиент сам может снять с полки понравившиеся очки и обратиться к консультанту только в случае необходимости. Сеть единственная на рынке оптики развивает не только собственные, но и франчайзинговые точки. В настоящий момент насчитывается около десяти таких салонов, преимущественно в регионах. Всего в сеть входит 23 салона.

Проблемы: магазины сети привлекают в основном спонтанных покупателей, так как находятся в торговых центрах. Однако дорогостоящие дизайнерские очки, как правило, не являются товаром импульсного спроса.

Результат: у сети самый широкий региональный охват, присутствует в 14 городах России.

Новые цели: продолжать региональную экспансию.

В миссии «Линзмастера» есть отдельный пункт «подарить совершенное зрение всем»

«Линзмастер»

Компания первой начала региональную экспансию в 2000 году, однако пока действует только в семи городах, включая Москву и Санкт-Петербург. Наравне с дорогими дизайнерскими очками предлагает потребителям noname, сделанные на заказ.

Оборот в 2005 году*: $5 млнОборот в 2006 году*: $8 млн

Стратегия: сделать брэнд самым узнаваемым на рынке

Тактика: сеть принадлежит американской компании Winning Vision и повторяет концепцию ритейлового брэнда Lens Grafter, принадлежащего той же компании,-- «очки за час». Кроме того, в России уже больше полугода проходит акция «вторая пара бесплатно». Купив очки на сумму от 2 тыс. до 4 тыс. руб., клиент получает подарочный сертификат на 1,5 или 2 тыс. руб. В магазинах можно приобрести как недорогие (от 1 тыс. руб.) очки noname, так и брэндированные очки стоимостью 50 тыс. руб. с золотой инкрустированной оправой. Компания единственная из российских сетей оптики рекламируется на федеральных телеканалах.

Проблемы: многие сети, включая например «Смотри», также предлагают экспресс-изготовление очков. А масштабная реклама «Линзмастера» рассчитана в первую очередь на небогатых потребителей, что может оттолкнуть от магазинов более респектабельных клиентов, способных покупать высокомаржинальные товары.

Результат: брэнд компании один из самых узнаваемых на рынке оптики.

Новые цели: продолжить развитие в регионах, добиться присутствия во всех городах-миллионниках.                          

 

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Что нового предстоит в общении рекрутеров с персон...
516
Как использование полупаллет сокращает ритейлу опе...
2080
Александр Смирнов, генеральный директор сети детск...
280
Анастасия Смотрицкая, главный бухгалтер ООО «Артса...
486
Как создавалась оптимальная упаковка для готовых ...
1159
Производительность труда кассиров и продавцов увел...
2699

Дарья Черкудинова sf-online

На телевидении -- едва ли впервые -- появилась реклама салонов оптики. Кажется, игроки поняли: без активного продвижения их бизнес трудно будет разглядеть невооруженным глазом.

«Доктор, у меня проблемы со зрением»,-- говорит пациент. «Я заметил это, как только вы вошли в окно»,-- отвечает врач. Этот анекдот вполне отражает отношение потребителей к такому товару, как очки.

Как правило, россияне обращаются за ними в случае крайней необходимости, то есть когда начинают путать «окно» с «дверью». И уж тем более не относятся к очкам как к модным аксессуарам, которые следует обновлять с той же периодичностью, что и гардероб. Американцы и европейцы покупают очки в среднем раз в год или даже в полгода, а россияне, испытывающие проблемы со зрением,-- только раз в четыре-пять лет. И если, согласно исследованию маркетинговой компании Abarus Market Research, в западных странах магазин оптики приходится на 30 тыс. человек, то в Москве, где проживают примерно 12 млн человек, работает всего 120–150 салонов.

В итоге объем столичного рынка оптики более чем скромен -- всего $200 млн. При этом, по оценкам консалтинговой компании «Точка роста», около 30% его приходится на так называемую «дикую торговлю» -- лотки и палатки в метро. В целом по России ситуация выглядит еще менее оптимистичной. Объем рынка оценивается в $1,2 млрд, из которых доля цивилизованной розницы составляет лишь 20%.

Оптические ловушки

От 100 до 500 руб. стоят очки в переходах метро. Дело в том, что по большей части лоточники торгуют продукцией китайского, иногда российского производства, даже не прошедшей обязательной сертификации (для справки -- корригирующие очки, то есть очки с оптическими линзами, должны проходить в центрах сертификации изделий оптики при Минздравсоцразвития две стадии контроля: на первой оценивается оправа, на второй -- сами линзы). Однако, как видно, из-за отсутствия культуры «потребления» очков, россиян нелегальность продукции отнюдь не смущает. Главное -- низкие цены. Специализированная розница на этом поле конкурировать не в состоянии.

Первым цивилизованным игроком на рынке стала компания «Интероптика», открывшая свой первый (и единственный) магазин в 1991 году. Компания изначально позиционировала свой салон как премиально-люксовый и довольно быстро нашла целевую аудиторию. По словам представителей компании, в люксовом сегменте «Интероптика» по-прежнему не ощущает конкуренции. А цивилизованные сети для среднего класса начали появляться только в конце 1990-х -- начале 2000-х годов.

По словам генерального директора компании «Оптикон» Бориса Дымана, торговля очками не слишком рентабельный бизнес: даже при среднерыночной розничной наценке в 100% его доходность не превышает 10%. «Если посчитать все затраты -- аренда помещения, оснащение кабинета, зарплата врачам и специалистам, заполняемость витрин -- останется мизер»,-- утверждает топ-менеджер. Расчеты такие: среднемесячная выручка магазина площадью 100 кв. м, работающего в среднеценовом сегменте, равна примерно $35 тыс. Таким образом, доход с каждого метра составляет около $4,2 тыс. в год. Тогда как, например, 1 кв. м аптеки за аналогичный период способен приносить до $10 тыс. Между тем арендные ставки, затраты на персонал, издержки на содержание оборудования и прочие расходы для фармацевтической и «оптической» розницы сопоставимы. Не удивительно, что «аптекарям» с доходностью повезло больше: исследовательская компания RNBC оценивает рентабельность аптечного бизнеса в 2006 году в 17–30%.

Привлечь клиентов ритейлеры, торгующие оптикой, пытаются различными способами. Во-первых, они стремятся представить максимально широкий ассортимент. В большинстве магазинов среднеценового сегмента, таких как «Очкарик», «Оптикон», «XXI век», можно найти изделия от 500 до 20 тыс. руб.

Во-вторых, в каждом своем салоне крупные ритейлеры стараются выкроить место под отдельный офтальмологический кабинет. Его оборудование обходится в $30–70 тыс. в зависимости от фирмы-производителя и функционала. Сам по себе кабинет доход не генерирует: проверить зрение стоит примерно 1000 руб. с человека, но чаще всего этим сервисом пользуются покупатели очков, а им он предоставляется бесплатно. Тем не менее, тратя дополнительные средства на формирование услуги диагностики зрения, сети получают некоторое конкурентное преимущество перед нецивилизованной розницей и даже перед одиночными салонами.

Наконец, отдельные ритейлеры начали проводить рекламно-маркетинговые кампании, направленные на повышение узнаваемости своего брэнда. Так, в сети «Линзмастер» более года проходит акция под лозунгом «Две пары в одни руки». Купив очки на сумму 2 тыс. или 4 тыс. руб., клиент получает подарочный купон на 1,5 тыс. и 2 тыс. руб. соответственно, который может использовать при последующей покупке. Чтобы акция не прошла незамеченной, «Линзмастер» вложил, по оценкам экспертов, $2 млн в рекламу в СМИ, в том числе на самом дорогостоящем медиа -- телевидении. А в мае 2007 года сеть «Очкарик» запустила рекламную кампанию в наружной рекламе на улицах Москвы и в метро.

С дальним прицелом

Несмотря на вышеупомянутые меры, ритейлерам от оптики вряд ли удастся существенно увеличить выручку в ближайшие несколько лет. Взрывного роста спроса со стороны потребителей ожидать не приходится: культура потребления -- слишком консервативный фактор, который вряд ли можно изменить точечными рекламными ударами.

С точки зрения слияний-поглощений индустрия очковой розницы также не готовит особых сюрпризов. На смежном, фармацевтическом рынке подобный процесс уже активно идет. Например, только в 2006 году два здешних лидера -- «Аптеки 36,6» и «Ригла» -- отметились масштабными приобретениями. Первый фармритейлер купил 19 региональных сетей, объединяющих в общей сложности 352 аптеки, второй -- сеть «О3» из 146 торговых точек. Однако обороты этих компаний на порядок больше, чем у сетей, торгующих оптикой. Для сделок в формате M&A последним элементарно не хватает «веса». Поэтому рынок оптики остается одним из самых слабо консолидированных. Здесь нет ярко выраженного лидера: компании, входящие в первую тройку, располагают почти одинаковым количеством магазинов -- 46–47. И ни одна из них не контролирует даже 2% продаж (доля крупнейшей сети «Очкарик», по расчетам СФ, всего 1,6%). А набор «массы», хотя и идет, но недостаточно интенсивно. В частности, в течение 2006 года тот же «Очкарик» открыл только 12 новых салонов по стране. «Возможно, через два-три года последуют сделки, когда сети будут выкупать отдельные магазины оптики ради торговых площадей»,-- предполагает Ирина Савранская, менеджер по связям с общественностью компании «Интероптика». О более глобальных планах участники рынка даже не помышляют.

Исключение составляет разве что «Невская оптика холдинг», базирующаяся в Санкт-Петербурге и развивающая сети под брэндами «Невская оптика» и «Вижен сервис». Закрепившись на берегах Невы, сегодня компания планирует занять треть московского рынка. Ее амбиции объясняются несколько иной, чем у конкурентов, бизнес-моделью. В то время как другие ритейлеры закупают очки либо напрямую у производителей, либо через дистрибуторов (доля российских производителей оптики в настоящий момент не превышает 15%, 65% приходится на страны Азии, 20% -- на дорогую европейскую оптику), «Невская оптика холдинг» имеет собственное производство очков. Однако, как признают в самой компании, покорить столицу удастся не ранее чем через пять-семь лет.

«Очкарик» позиционируется как очковый супермаркет, где посетители предоставлены сами себе

«Очкарик»

Сеть создана в 2002 году на базе государственного московского объединения «Оптика» (на тот момент в него входило 40 салонов, однако работало из них только четыре), которое в 1998 году приватизировали частные инвесторы, ставшие менеджерами сети.

Оборот в 2005 году*: $18 млн Оборот в 2006 году**: $20 млн

Стратегия: по мере увеличения числа магазинов делать ставку на более дешевую продукцию, работать «на обороте».

Тактика: Изначально компания выбрала формат супермаркета, представляя на полках товары всех ценовых категорий в одинаковой пропорции. Каждую пару посетитель может самостоятельно снять с полки и примерить. Ассортимент включает в себя как недорогие российские модели от 500 руб., так и дизайнерские очки из Европы по 30 тыс. руб. В настоящее время количество дорогой продукции постепенно сокращается. Компания активно открывает салоны оптики в спальных районах и в Подмосковье, чтобы «быть ближе к потребителю среднеценовой и дешевой оптики».

Проблемы: у людей с плохим зрением слово «очкарик», ставшее названием сети, может вызывать негативные ассоциации.

Результат: занимает лидирующие позиции на рынке как по количеству салонов, так и по выручке.

Новые цели: начать активную региональную экспансию, открывать салоны, ориентированные на потребителей оптики в ценовом сегменте 500–5000 руб. * экспертная оценка ** данные компании

«Невская оптика» хочет, чтобы москвичи ассоциировали брэнд с петербургской фабрикой холдинга

«Невская оптика»

Единственная сеть из числа лидеров, принадлежащая компании-производителю «Невская оптика холдинг». Основной пакет акций холдинга принадлежит швейцарской Optisse S. A. (размер пакета не разглашается), остальные акции сконцентрированы в руках менеджмента.

Оборот в 2005 году*: $12 млнОборот в 2006 году*: $18 млн

Стратегия: располагая собственным производством, компания имеет возможность устанавливать невысокие цены, при этом позиционирует свою продукцию как очки швейцарского качества.

Тактика: управляет двумя сетями, более дорогой «Вижен сервис» (цена за изделие от 1,5 тыс. руб. до 4 тыс. руб.) и более дешевой «Невская оптика» (200–2,5 тыс. руб.). Став сетью-лидером петербургского рынка (определить долю рынка эксперты затруднились, однако известно, что «Невская оптика» обладает наибольшим количеством салонов в Петербурге), компания запланировала выход на столичный рынок, где до 2012–2014 года собирается открыть около ста магазинов. В Москве у компании работают торговые точки только под брэндом «Невская оптика», чтобы покупатели ассоциировали магазины с одноименной петербургской фабрикой холдинга.

Проблемы: несмотря на то что производство ведется по швейцарской технологии и на французском оборудовании, компания сталкивается с предвзятым отношением потребителя к российской продукции.

Результат: компания управляет салонами не только в России (Петербург, Москва, Нижний Новгород), но и во Вьетнаме (Сайгон).

Новые цели: занять треть московского рынка.

В сети «Смотри» можно увидеть очки и из пластика, и из золота

«Смотри»

Сеть создана инвестиционной компанией «Базис» (также управляет сетями «Эльдорадо», Banana mama) в 2003 году. Салоны сети находятся только в крупных торговых центрах, где у «Базиса» арендованы площади под «Эльдорадо» или Banana Mama

Оборот в 2005 году*: $6 млнОборот в 2006 году**: $10 млн

Стратегия: развивать собственную сеть в столице и регионах, активно прививать потребителям культуру проверки зрения.

Тактика: в офтальмологических кабинетах «Смотри» все консультации бесплатны. В салонах есть два типа обслуживания: fashional optic и express optic. В первом случае товар находится за закрытой витриной, и клиенту необходима помощь консультанта (так продаются более дорогие модели), во втором клиент сам может снять с полки понравившиеся очки и обратиться к консультанту только в случае необходимости. Сеть единственная на рынке оптики развивает не только собственные, но и франчайзинговые точки. В настоящий момент насчитывается около десяти таких салонов, преимущественно в регионах. Всего в сеть входит 23 салона.

Проблемы: магазины сети привлекают в основном спонтанных покупателей, так как находятся в торговых центрах. Однако дорогостоящие дизайнерские очки, как правило, не являются товаром импульсного спроса.

Результат: у сети самый широкий региональный охват, присутствует в 14 городах России.

Новые цели: продолжать региональную экспансию.

В миссии «Линзмастера» есть отдельный пункт «подарить совершенное зрение всем»

«Линзмастер»

Компания первой начала региональную экспансию в 2000 году, однако пока действует только в семи городах, включая Москву и Санкт-Петербург. Наравне с дорогими дизайнерскими очками предлагает потребителям noname, сделанные на заказ.

Оборот в 2005 году*: $5 млнОборот в 2006 году*: $8 млн

Стратегия: сделать брэнд самым узнаваемым на рынке

Тактика: сеть принадлежит американской компании Winning Vision и повторяет концепцию ритейлового брэнда Lens Grafter, принадлежащего той же компании,-- «очки за час». Кроме того, в России уже больше полугода проходит акция «вторая пара бесплатно». Купив очки на сумму от 2 тыс. до 4 тыс. руб., клиент получает подарочный сертификат на 1,5 или 2 тыс. руб. В магазинах можно приобрести как недорогие (от 1 тыс. руб.) очки noname, так и брэндированные очки стоимостью 50 тыс. руб. с золотой инкрустированной оправой. Компания единственная из российских сетей оптики рекламируется на федеральных телеканалах.

Проблемы: многие сети, включая например «Смотри», также предлагают экспресс-изготовление очков. А масштабная реклама «Линзмастера» рассчитана в первую очередь на небогатых потребителей, что может оттолкнуть от магазинов более респектабельных клиентов, способных покупать высокомаржинальные товары.

Результат: брэнд компании один из самых узнаваемых на рынке оптики.

Новые цели: продолжить развитие в регионах, добиться присутствия во всех городах-миллионниках.                          

 

Под лупойоптика, сеть, год, компания, очки, рынок, магазин
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Под лупой
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/12266/2018-09-21

Прямая трансляция