Реклама на retail.ru

Декоративное изображение
Мы в соцсетях
Декоративное изображение
9

Поделиться

Союз бензина и магазина. Скоро в России магазин на заправке перестанет быть экзотикой.

Давным-давно обкатанная в Европе и США концепция совмещения продажи бензина на заправках с торговлей сигаретами, кока-колой, автомаслами и лосьонами для загара только начинает набирать обороты в России. Открыть АЗС в нашей стране -- это уже сам по себе титанический труд, а превращение ее в многофункциональный комплекс, где зарабатываются деньги не только на льющемся бензине, но и на кофе, -- не только серьезные финансовые вложения, но и особая наука.

Cегодня на постсоветском пространстве автозаправочные станции могут удивительным образом сочетаться с другим видом сервиса. Так, на одной АЗС в Днепропетровске (Украина) открыта парикмахерская. Правда, в последнее время российские владельцы автозаправочного бизнеса решили перенять мировой опыт и совместить торговлю бензином и минимальным объемом продуктов. Хотя российская специфика иногда вносит в этот процесс свои коррективы.

Давно известно, что продавать бензин в розницу выгодно -- особенно в Москве, где средняя суточная норма его реализации на одной АЗС -- 15,2 куб. м. В Московской области этот показатель ниже -- 10--12 куб. м. При нынешних ценах на бензин и марже порядка 35% доход средней московской заправки составляет около 1,25 млн руб. ($42 000) в месяц. Но и это не предел. АЗС под маркой BP реализуют 36 куб. м топлива в сутки по самым высоким в Москве ценам.

Несложные расчеты показывают, что срок окупаемости автозаправки не превышает трех лет. Правда, после введения в Москве с 1 апреля единого налога на вмененный доход владельцев АЗС хозяин заправки на 3--4 колонки должен будет выплачивать от 90 000 до 144 000 руб. ежемесячно (в зависимости от типа колонки). Ежемесячная аренда земли для средней АЗС (0,35 га), например, на Ленинградском проспекте обойдется еще в 20 000 руб.

Вообще автозаправочный бизнес -- довольно капиталоемкий. В строительство АЗС в Москве нужно инвестировать от $350 000 до $1,2 млн -- в зависимости от того, что на ней будет находиться. По словам Михаила Оковалкова, генерального директора Московской топливной компании, владеющей 84 АЗС, строительство самой дешевой из них (на три колонки, с двумя пистолетами на каждой) обойдется в $350 000, а АЗС на шесть колонок с мойкой, но без магазина, -- в $700 000. При этом цена одной колонки составит $7000--12 000. Большой комплекс с мойкой и магазином "влетит в копеечку", потребуя около $1--1,2 млн инвестиций. По словам Олега Божкова, руководителя отдела оборудования для магазинов и кафе компании ACIS, строившей заправки для BP, смета на строительство первых АЗС BP была в районе $1 млн, а сейчас опустилась до $600 000.

На оформление исходной и разрешительной документации, а также создание проекта обычно уходит $20 000--40 000. Больше всего средств при строительстве АЗС съедает сооружение подземной инфраструктуры. Для нормальной работы обязательно должны быть в наличии подземные емкости для хранения топлива, водопровод, канализация, электрический и телефонный кабели. Но камнем преткновения на пути воплощения в жизнь проекта по строительству заправки могут стать бюрократические "заморочки", связанные с отводом земельного участка.

По словам владельца сети заправок "Гранд" Евгения Аркуши, только за получение права на аренду земли (еще до начала строительства) правительству Москвы нужно "отстегнуть" от 1 до 6 млн руб. за гектар -- в зависимости от близости участка к центру города. Теоретически схема получения места под АЗС такова. Желающие открыть заправку должны сами попотеть в поисках подходящего для строительства участка. После этого нужно явиться в префектуру соответствующего района и запросить разрешение на открытие АЗС в выбранном месте. Если префектура не положила глаз на это место еще раньше, то, по идее, она должна поручить Главному архитектурно-планировочному управлению правительства Москвы (ГлавАПУ) подготовить эскиз заправки. Затем потенциальному инвестору предстоит утверждение своего проекта на экспертном совете. В его состав входят представители Московской топливной ассоциации, Управления транспорта и связи правительства Москвы, ГлавАПУ и Мосгортранса. Экспертный совет был учрежден в 1997 г. по решению рабочей группы правительства Москвы по нефтепродуктообеспечению и развитию услуг для автомобилистов. Одно время совет и рабочую группу курировал первый зампред правительства Москвы Борис Никольский, которого сейчас на этом посту сменил Петр Аксенов. Если экспертный совет дает добро, то разрешение на строительство АЗС от рабочей группы следует автоматически.

Но на этом бюрократические формальности не кончаются. Инвестор еще должен посетить земельную комиссию префектуры, где заключается договор на аренду земли, и уплатить соответствующий взнос. Затем будущий хозяин АЗС должен "отметиться" в ГлавАПУ, чтобы утвердить там свой проект и получить ордер на строительство. Но не все в Государстве Российском так просто, поэтому неудивительно, что кусочка свободной земли в столице днем с огнем не сыщешь.

По данным Московской топливной ассоциации, на сегодня в столице действуют 680 АЗС, а под будущие проекты уже выделено 120 земельных участков. Получить новые места практически невозможно. В 1999 г. мэр города Юрий Лужков согласился с предложением Московской топливной ассоциации не строить АЗС в сложившихся районах города. Дело в том, что хозяева ныне действующих АЗС считают, что в силу насыщенности рынка новые заправки помешают их бизнесу, и всячески препятствуют появлению новых конкурентов. Хотя по количеству автомобилей на одну АЗС Москва находится впереди европейских стран -- 4000 автомобилей, в Великобритании -- 2000, во Франции -- 1200, в Италии -- 1000, что доказывает наличие возможностей для выхода на московский рынок новых АЗС.

Сейчас, по логике, казалось бы, вполне реально получить место под строительство АЗС по вновь строящимся магистралям -- например, по третьему транспортному кольцу. Но и здесь уже "все схвачено". Во время возведения третьего кольца часть старых заправок снесли, а их владельцам мэрия обязалась предоставить новые места. Таким образом, получить место под строительство АЗС практически невозможно. Правда, есть компания "Петрол Комплекс", владелец сети АЗС под маркой BP, для которой этот закон не писан. По мнению участников рынка, ее исключительность основывается на лоббистских возможностях партнера английской компании -- Шалвы Чигиринского. Г-н Чигиринский также возглавляет Московскую нефтяную компанию (МНК), которой сначала и отдают некоторые места, впоследствии попадающие под управление BP. Вице-президент МНК Теймураз Мардахиашвили сказал "Фокусу": "По нашим расчетам, в Москве можно построить еще не менее 100 АЗС. При создании МНК московское правительство взяло на себя обязательство выделить нашей компании 200 участков под строительство АЗС, и мы будем добиваться его выполнения".

Так что Москва -- это большой рынок, где проще купить действующую заправку, чем построить новую. Сейчас цена АЗС на рынке колеблется от $350 000 до $2 млн -- в зависимости от степени износа оборудования, уровня сервиса и объема реализации топлива.

Власти Московской области, наоборот, пошли навстречу предпринимателям и в апреле 2001 г. приняли программу развития топливозаправочного комплекса региона, которая позволяет получить место под заправку через участие в конкурсе. Сейчас в Подмосковье насчитывается 900 АЗС, а к 2010 г. их может стать уже 1700. Пока же под строительство АЗС в рамках этой программы выделено только 111 участков. По словам президента Московского межрегионального нефтяного союза Ольги Мишиной, для участия в конкурсе на получение места под строительство заправки нужно собрать следующий пакет документов (стоимость -- 7000 руб.): заявление предприятия-участника, анкета от руководителя, договор с банком о гарантиях инвестиций, договор на поставку топлива. Стоимость самого строительства АЗС в Подмосковье практически такая же, как и в столице, -- от $300 000 до $1 млн.

Самые передовые нефтяные компании уже давно перестали воспринимать заправку исключительно как точку розничной продажи топлива для авто и зарабатывают на желании водителей быстро перекусить, утолить жажду или пополнить запасы курева и захватить с собой в дорогу журнальчик. Мировой опыт показывает, что такой конгломерат приносит успех.

Практически на каждой из 500 автозаправок концерна Statoil в Норвегии есть магазин. Как рассказал "Фокусу" Мортен Хенриксруд, пресс-секретарь Statoil, управляются АЗС компанией Statoil Detailjhandel, созданной на паритетных началах в 1999 г. Statoil и шведской ритейлинговой группой ICA. По словам Хенриксруда, сегодня роль компании Statoil заключается лишь в поставке топлива компании Statoil Detailjhandel. Пример такого альянса не единственный. Еще в 1999 г. сеть супермаркетов в Великобритании Somerfield, в начале года владевшая пятью магазинами на заправках своего партнера компании Elf, сделала заявление об открытии еще 50 подобных магазинов и новых инвестициях в развитие сети в размере 25 млн фунтов стерлингов. Союз этих двух компаний строился на том, что Elf собирал деньги с продажи бензина, а Somerfield получал прибыль от продажи еды и напитков.

Для европейских АЗС в принципе обычное дело зарабатывать большую прибыль на продаже продуктов питания и так называемых сопутствующих товаров, чем на реализации топлива, -- соотношение между этими показателями 60% к 40%. В России же, наоборот, из-за высокой наценки на топливо реализация бензина на АЗС дает больше прибыли, чем продажа продуктов питания. И тем не менее интерес к более современной концепции АЗС, где совмещаются услуги по обслуживанию потребностей автомобиля и его владельца, растет. "Чем более конкурентным становится бизнес, тем интереснее владельцам АЗС заниматься продуктами", -- говорит Михаил Гулейков, менеджер по продажам и маркетингу СП ТНК-Сhevron-Texaco, продвигающего проект магазинов "Стар Март Texaco" на заправках ТНК. Значительного опыта в магазинной торговле при АЗС в Москве сегодня нет ни у кого, кроме, пожалуй, пионера на этом рынке -- компании British Petroleum. Но работать на продуктово-бензиновой ниве стремятся как крупные иностранные нефтяные компании, так и российские, среди которых "ЛУКОЙЛ", "Татнефть", ТНК, "ЮКОС". Последняя компания совсем недавно анонсировала альянс с оператором розничной сети "Копейка" в проекте создания магазинов при АЗС, но, к сожалению, пока обе стороны хранят "гробовое молчание" в отношении деталей программы.

По данным СП ТНК-Chevron-Texaco, только летом 2001 г. в Москве 140 из 650 АЗС располагали магазинами. Яркий пример западной организации торговли в магазинах на АЗС -- проект "Стар Март" от американской компании Chevron-Texaco. Star Mart -- брэнд, принадлежащий Chevron-Texaco и охватывающий 2500 магазинов с кафе-бистро на заправках по всему миру. По словам Гулейкова, сейчас уже открыто два магазина "Стар Март" при АЗС в Москве, а появление третьего ознаменует завершение пилотной части проекта, во время которой обкатывается технология. ТНК предоставляет для реализации этого проекта свои заправки, а Chevron-Texaco через СП передает испытанные временем технологии работы магазинов. Они включают работу с ассортиментом, правила управления закупками и продажами. "Суть появления магазинов на АЗС -- это повышение привлекательности заправок для потребителя, что в итоге приводит к увеличению бензиновых продаж", -- говорит Гулейков.

Сами магазины "Стар Март" -- это торговые залы на 100--150 кв. м, где стоят "гондолы" с товарами, холодильники, обязательно присутствуют зоны фаст-фуда и кассы. Стандартный ассортимент "Стар Март" -- 1500 наименований. Основные категории ассортимента: сигареты, алкоголь, фаст-фуд, автомасла и автотовары. Поставщиками магазинов при АЗС числятся как местные производители продуктов питания, так и известные мировые брэнды (таких компаний? как Pepsi, Philip Morris). Еще одним примером внедрения западной технологии организации торговли в магазине на автозаправке могут служить проекты норвежской Statoil, владеющей пятью АЗС в Мурманской области. По словам Татьяны Ищенко, пресс-секретаря управляющей компании "Статойл Нефто", российские АЗС идентичны заправкам Statoil в других странах и сделаны по типовому проекту компании. На заправке Statoil есть магазин и кафе с горячими датскими булочками и кофе. По словам Ищенко, ассортимент магазина включает несколько тысяч наименований -- это автореквизит, товары первой необходимости, автомасла, продукты (пицца, сосиски, мороженое, молочные продукты, сладости). Причем хитовым товаром первой необходимости, как ни странно, стала... импортная туалетная бумага.

Минимальная средняя наценка на продукты питания в магазине при АЗС иностранного формата начинается с 35%, на фаст-фуде она может колебаться от 80% до 200%. Вряд ли кто из операторов АЗС признается, что цены в их магазинах высокие, но те, кто часто затоваривается в супермаркетах и хотя-бы иногда заправляется на АЗС BP или, скажем, "ЛУКОЙЛа", подтвердят, что цены там далеко не всегда соответствуют привычным. А организаторы заправочной торговли часто прибегают к маркетинговым уловкам. Так, BP на своих заправках использует "психологическую ловушку" для покупателей, ставя цены, оканчивающиеся на 99, например -- 14 руб. 99 коп. стоит пакетик корма для кошек.

По словам Гулейкова, рентабельность проекта АЗС с магазином зависит от месторасположения заправки и объема продаж топлива. Например, сильную конкуренцию магазинам на заправках составляют расположенные по соседству супермаркеты, мини-маркеты или другие АЗС. "От того, сколько проходит бензиновых чеков, зависит и то, сколько будет продаваться продуктов", -- говорит Михаил Гулейков.

Когда АЗС строится вместе с магазином, мини-маркетом, кафе, закусочной, бистро, рестораном, кондитерской или баром, то она сразу получает более солидное название -- многофункциональный автозаправочный комплекс (МАЗК) или, чуть проще, -- автозаправочный комплекс (АЗК). Возведением МАЗК или АЗК занимаются специализированные инженерно-строительные компании. Одна из них -- российско-австрийская компания ACIS. За восемь лет работы она построила 200 обычных АЗС и 10 АЗС с магазинами. Среди клиентов компании ACIS -- BP, Statoil Nefto, "Татнефть", "Мегаойл" и "Газпром". По словам Олега Божкова из ACIS, проектированием (дизайн-проект и разработка фирменного стиля) и подбором оборудования для магазинов и точек общепита при АЗС компания занялась два года назад.

В многофункциональном комплексе заправка -- это поставщик покупателей в магазин. Но теоретически этим покупателям нужен только бензин. Поэтому чтобы привлечь их внимание к товарам в магазине, очень важно соблюдать технологию выкладки, а также учитывать освещение, высоту полок, их расстояние от входа и угол расположения. "Это создает начальный контакт. Когда человек заходит в магазин, чтобы заплатить за бензин, у него есть буквально две минуты, чтобы оглядеться, и в этот момент он должен понять, что хочется купить холодненькой кока-колы", -- говорит Гулейков из ТНК-Chevron-Texaco. В западных компаниях (Statoil, BP) разработаны свои стандартные проекты магазинов. В них указано, какой высоты должны быть стеллажи, сколько на них полок и даже какой цвет у вставок на ценниках. По словам Олега Божкова, российские компании пока только пытаются этого добиться. "Тот же "ЛУКОЙЛ", например, еще до магазинов не дошел: они нарисовали стеллажи, витрины белые, но проработки проекта по высоте нет", -- говорит специалист компании ACIS.

Для отделки торгового зала в магазинах на заправках используются в основном стеллажи. По словам Божкова, самые дорогие (один стеллажный модуль -- от $300 до $350) производит датская компания Planova Shop System, на долю которой приходится 15% мирового рынка стеллажей. Среди производителей стеллажей есть и итальянская компания Arneg, но самые дешевые стеллажи выпускают Россия и Польша (один стеллажный модуль -- $140--160). По словам Божкова, из общей стоимости магазина на стеллажи от Planova приходится 20%. Что касается холодильного оборудования в магазинах при АЗС, то, по словам Божкова из ACIS, BP только сейчас делает так называемую систему выносного холода -- это встроенный в нишу холодильник, агрегаты которого выносятся в отдельное помещение, а сплит-система -- на улицу. Если не использовать эту систему, то холодильники при работе выделяют тепло, которое уходит в зал, а это влечет дополнительные затраты на вентиляцию помещения. По словам Божкова, такая система в 1,5--2 раза дороже, чем обыкновенный магазинный холодильник. Такую же систему собирается использовать компания "Статойл Нефто" на готовящейся к строительству при участии ACIS АЗС в Кандалакше.

По словам Божкова, оборудование в маленьком магазине при заправке можно смонтировать минимум за два-три дня, а при более сложном заказе -- за две-три недели. Самым дешевым заказом у ACIS была региональная заправка -- $10 000, а самым дорогим -- на $200 000 -- имиджевая заправка "Татнефти" ("куда не стыдно привезти Минтимера Шаймиева") на 39-м км между Москвой и аэропортом "Домодедово". Но подобная роскошь скорее исключение, а в будущем все больше обыкновенных заправок сумеют на практике показать потребителю, что принятый во всем мире союз бензина и магазина -- это не только сервис, но и неплохой бизнес.

Отзывы о материале

Смотрите также

  • Другие отзывы об этом материале.

Давным-давно обкатанная в Европе и США концепция совмещения продажи бензина на заправках с торговлей сигаретами, кока-колой, автомаслами и лосьонами для загара только начинает набирать обороты в России. Открыть АЗС в нашей стране -- это уже сам по себе титанический труд, а превращение ее в многофункциональный комплекс, где зарабатываются деньги не только на льющемся бензине, но и на кофе, -- не только серьезные финансовые вложения, но и особая наука.

Cегодня на постсоветском пространстве автозаправочные станции могут удивительным образом сочетаться с другим видом сервиса. Так, на одной АЗС в Днепропетровске (Украина) открыта парикмахерская. Правда, в последнее время российские владельцы автозаправочного бизнеса решили перенять мировой опыт и совместить торговлю бензином и минимальным объемом продуктов. Хотя российская специфика иногда вносит в этот процесс свои коррективы.

Давно известно, что продавать бензин в розницу выгодно -- особенно в Москве, где средняя суточная норма его реализации на одной АЗС -- 15,2 куб. м. В Московской области этот показатель ниже -- 10--12 куб. м. При нынешних ценах на бензин и марже порядка 35% доход средней московской заправки составляет около 1,25 млн руб. ($42 000) в месяц. Но и это не предел. АЗС под маркой BP реализуют 36 куб. м топлива в сутки по самым высоким в Москве ценам.

Несложные расчеты показывают, что срок окупаемости автозаправки не превышает трех лет. Правда, после введения в Москве с 1 апреля единого налога на вмененный доход владельцев АЗС хозяин заправки на 3--4 колонки должен будет выплачивать от 90 000 до 144 000 руб. ежемесячно (в зависимости от типа колонки). Ежемесячная аренда земли для средней АЗС (0,35 га), например, на Ленинградском проспекте обойдется еще в 20 000 руб.

Вообще автозаправочный бизнес -- довольно капиталоемкий. В строительство АЗС в Москве нужно инвестировать от $350 000 до $1,2 млн -- в зависимости от того, что на ней будет находиться. По словам Михаила Оковалкова, генерального директора Московской топливной компании, владеющей 84 АЗС, строительство самой дешевой из них (на три колонки, с двумя пистолетами на каждой) обойдется в $350 000, а АЗС на шесть колонок с мойкой, но без магазина, -- в $700 000. При этом цена одной колонки составит $7000--12 000. Большой комплекс с мойкой и магазином "влетит в копеечку", потребуя около $1--1,2 млн инвестиций. По словам Олега Божкова, руководителя отдела оборудования для магазинов и кафе компании ACIS, строившей заправки для BP, смета на строительство первых АЗС BP была в районе $1 млн, а сейчас опустилась до $600 000.

На оформление исходной и разрешительной документации, а также создание проекта обычно уходит $20 000--40 000. Больше всего средств при строительстве АЗС съедает сооружение подземной инфраструктуры. Для нормальной работы обязательно должны быть в наличии подземные емкости для хранения топлива, водопровод, канализация, электрический и телефонный кабели. Но камнем преткновения на пути воплощения в жизнь проекта по строительству заправки могут стать бюрократические "заморочки", связанные с отводом земельного участка.

По словам владельца сети заправок "Гранд" Евгения Аркуши, только за получение права на аренду земли (еще до начала строительства) правительству Москвы нужно "отстегнуть" от 1 до 6 млн руб. за гектар -- в зависимости от близости участка к центру города. Теоретически схема получения места под АЗС такова. Желающие открыть заправку должны сами попотеть в поисках подходящего для строительства участка. После этого нужно явиться в префектуру соответствующего района и запросить разрешение на открытие АЗС в выбранном месте. Если префектура не положила глаз на это место еще раньше, то, по идее, она должна поручить Главному архитектурно-планировочному управлению правительства Москвы (ГлавАПУ) подготовить эскиз заправки. Затем потенциальному инвестору предстоит утверждение своего проекта на экспертном совете. В его состав входят представители Московской топливной ассоциации, Управления транспорта и связи правительства Москвы, ГлавАПУ и Мосгортранса. Экспертный совет был учрежден в 1997 г. по решению рабочей группы правительства Москвы по нефтепродуктообеспечению и развитию услуг для автомобилистов. Одно время совет и рабочую группу курировал первый зампред правительства Москвы Борис Никольский, которого сейчас на этом посту сменил Петр Аксенов. Если экспертный совет дает добро, то разрешение на строительство АЗС от рабочей группы следует автоматически.

Но на этом бюрократические формальности не кончаются. Инвестор еще должен посетить земельную комиссию префектуры, где заключается договор на аренду земли, и уплатить соответствующий взнос. Затем будущий хозяин АЗС должен "отметиться" в ГлавАПУ, чтобы утвердить там свой проект и получить ордер на строительство. Но не все в Государстве Российском так просто, поэтому неудивительно, что кусочка свободной земли в столице днем с огнем не сыщешь.

По данным Московской топливной ассоциации, на сегодня в столице действуют 680 АЗС, а под будущие проекты уже выделено 120 земельных участков. Получить новые места практически невозможно. В 1999 г. мэр города Юрий Лужков согласился с предложением Московской топливной ассоциации не строить АЗС в сложившихся районах города. Дело в том, что хозяева ныне действующих АЗС считают, что в силу насыщенности рынка новые заправки помешают их бизнесу, и всячески препятствуют появлению новых конкурентов. Хотя по количеству автомобилей на одну АЗС Москва находится впереди европейских стран -- 4000 автомобилей, в Великобритании -- 2000, во Франции -- 1200, в Италии -- 1000, что доказывает наличие возможностей для выхода на московский рынок новых АЗС.

Сейчас, по логике, казалось бы, вполне реально получить место под строительство АЗС по вновь строящимся магистралям -- например, по третьему транспортному кольцу. Но и здесь уже "все схвачено". Во время возведения третьего кольца часть старых заправок снесли, а их владельцам мэрия обязалась предоставить новые места. Таким образом, получить место под строительство АЗС практически невозможно. Правда, есть компания "Петрол Комплекс", владелец сети АЗС под маркой BP, для которой этот закон не писан. По мнению участников рынка, ее исключительность основывается на лоббистских возможностях партнера английской компании -- Шалвы Чигиринского. Г-н Чигиринский также возглавляет Московскую нефтяную компанию (МНК), которой сначала и отдают некоторые места, впоследствии попадающие под управление BP. Вице-президент МНК Теймураз Мардахиашвили сказал "Фокусу": "По нашим расчетам, в Москве можно построить еще не менее 100 АЗС. При создании МНК московское правительство взяло на себя обязательство выделить нашей компании 200 участков под строительство АЗС, и мы будем добиваться его выполнения".

Так что Москва -- это большой рынок, где проще купить действующую заправку, чем построить новую. Сейчас цена АЗС на рынке колеблется от $350 000 до $2 млн -- в зависимости от степени износа оборудования, уровня сервиса и объема реализации топлива.

Власти Московской области, наоборот, пошли навстречу предпринимателям и в апреле 2001 г. приняли программу развития топливозаправочного комплекса региона, которая позволяет получить место под заправку через участие в конкурсе. Сейчас в Подмосковье насчитывается 900 АЗС, а к 2010 г. их может стать уже 1700. Пока же под строительство АЗС в рамках этой программы выделено только 111 участков. По словам президента Московского межрегионального нефтяного союза Ольги Мишиной, для участия в конкурсе на получение места под строительство заправки нужно собрать следующий пакет документов (стоимость -- 7000 руб.): заявление предприятия-участника, анкета от руководителя, договор с банком о гарантиях инвестиций, договор на поставку топлива. Стоимость самого строительства АЗС в Подмосковье практически такая же, как и в столице, -- от $300 000 до $1 млн.

Самые передовые нефтяные компании уже давно перестали воспринимать заправку исключительно как точку розничной продажи топлива для авто и зарабатывают на желании водителей быстро перекусить, утолить жажду или пополнить запасы курева и захватить с собой в дорогу журнальчик. Мировой опыт показывает, что такой конгломерат приносит успех.

Практически на каждой из 500 автозаправок концерна Statoil в Норвегии есть магазин. Как рассказал "Фокусу" Мортен Хенриксруд, пресс-секретарь Statoil, управляются АЗС компанией Statoil Detailjhandel, созданной на паритетных началах в 1999 г. Statoil и шведской ритейлинговой группой ICA. По словам Хенриксруда, сегодня роль компании Statoil заключается лишь в поставке топлива компании Statoil Detailjhandel. Пример такого альянса не единственный. Еще в 1999 г. сеть супермаркетов в Великобритании Somerfield, в начале года владевшая пятью магазинами на заправках своего партнера компании Elf, сделала заявление об открытии еще 50 подобных магазинов и новых инвестициях в развитие сети в размере 25 млн фунтов стерлингов. Союз этих двух компаний строился на том, что Elf собирал деньги с продажи бензина, а Somerfield получал прибыль от продажи еды и напитков.

Для европейских АЗС в принципе обычное дело зарабатывать большую прибыль на продаже продуктов питания и так называемых сопутствующих товаров, чем на реализации топлива, -- соотношение между этими показателями 60% к 40%. В России же, наоборот, из-за высокой наценки на топливо реализация бензина на АЗС дает больше прибыли, чем продажа продуктов питания. И тем не менее интерес к более современной концепции АЗС, где совмещаются услуги по обслуживанию потребностей автомобиля и его владельца, растет. "Чем более конкурентным становится бизнес, тем интереснее владельцам АЗС заниматься продуктами", -- говорит Михаил Гулейков, менеджер по продажам и маркетингу СП ТНК-Сhevron-Texaco, продвигающего проект магазинов "Стар Март Texaco" на заправках ТНК. Значительного опыта в магазинной торговле при АЗС в Москве сегодня нет ни у кого, кроме, пожалуй, пионера на этом рынке -- компании British Petroleum. Но работать на продуктово-бензиновой ниве стремятся как крупные иностранные нефтяные компании, так и российские, среди которых "ЛУКОЙЛ", "Татнефть", ТНК, "ЮКОС". Последняя компания совсем недавно анонсировала альянс с оператором розничной сети "Копейка" в проекте создания магазинов при АЗС, но, к сожалению, пока обе стороны хранят "гробовое молчание" в отношении деталей программы.

По данным СП ТНК-Chevron-Texaco, только летом 2001 г. в Москве 140 из 650 АЗС располагали магазинами. Яркий пример западной организации торговли в магазинах на АЗС -- проект "Стар Март" от американской компании Chevron-Texaco. Star Mart -- брэнд, принадлежащий Chevron-Texaco и охватывающий 2500 магазинов с кафе-бистро на заправках по всему миру. По словам Гулейкова, сейчас уже открыто два магазина "Стар Март" при АЗС в Москве, а появление третьего ознаменует завершение пилотной части проекта, во время которой обкатывается технология. ТНК предоставляет для реализации этого проекта свои заправки, а Chevron-Texaco через СП передает испытанные временем технологии работы магазинов. Они включают работу с ассортиментом, правила управления закупками и продажами. "Суть появления магазинов на АЗС -- это повышение привлекательности заправок для потребителя, что в итоге приводит к увеличению бензиновых продаж", -- говорит Гулейков.

Сами магазины "Стар Март" -- это торговые залы на 100--150 кв. м, где стоят "гондолы" с товарами, холодильники, обязательно присутствуют зоны фаст-фуда и кассы. Стандартный ассортимент "Стар Март" -- 1500 наименований. Основные категории ассортимента: сигареты, алкоголь, фаст-фуд, автомасла и автотовары. Поставщиками магазинов при АЗС числятся как местные производители продуктов питания, так и известные мировые брэнды (таких компаний? как Pepsi, Philip Morris). Еще одним примером внедрения западной технологии организации торговли в магазине на автозаправке могут служить проекты норвежской Statoil, владеющей пятью АЗС в Мурманской области. По словам Татьяны Ищенко, пресс-секретаря управляющей компании "Статойл Нефто", российские АЗС идентичны заправкам Statoil в других странах и сделаны по типовому проекту компании. На заправке Statoil есть магазин и кафе с горячими датскими булочками и кофе. По словам Ищенко, ассортимент магазина включает несколько тысяч наименований -- это автореквизит, товары первой необходимости, автомасла, продукты (пицца, сосиски, мороженое, молочные продукты, сладости). Причем хитовым товаром первой необходимости, как ни странно, стала... импортная туалетная бумага.

Минимальная средняя наценка на продукты питания в магазине при АЗС иностранного формата начинается с 35%, на фаст-фуде она может колебаться от 80% до 200%. Вряд ли кто из операторов АЗС признается, что цены в их магазинах высокие, но те, кто часто затоваривается в супермаркетах и хотя-бы иногда заправляется на АЗС BP или, скажем, "ЛУКОЙЛа", подтвердят, что цены там далеко не всегда соответствуют привычным. А организаторы заправочной торговли часто прибегают к маркетинговым уловкам. Так, BP на своих заправках использует "психологическую ловушку" для покупателей, ставя цены, оканчивающиеся на 99, например -- 14 руб. 99 коп. стоит пакетик корма для кошек.

По словам Гулейкова, рентабельность проекта АЗС с магазином зависит от месторасположения заправки и объема продаж топлива. Например, сильную конкуренцию магазинам на заправках составляют расположенные по соседству супермаркеты, мини-маркеты или другие АЗС. "От того, сколько проходит бензиновых чеков, зависит и то, сколько будет продаваться продуктов", -- говорит Михаил Гулейков.

Когда АЗС строится вместе с магазином, мини-маркетом, кафе, закусочной, бистро, рестораном, кондитерской или баром, то она сразу получает более солидное название -- многофункциональный автозаправочный комплекс (МАЗК) или, чуть проще, -- автозаправочный комплекс (АЗК). Возведением МАЗК или АЗК занимаются специализированные инженерно-строительные компании. Одна из них -- российско-австрийская компания ACIS. За восемь лет работы она построила 200 обычных АЗС и 10 АЗС с магазинами. Среди клиентов компании ACIS -- BP, Statoil Nefto, "Татнефть", "Мегаойл" и "Газпром". По словам Олега Божкова из ACIS, проектированием (дизайн-проект и разработка фирменного стиля) и подбором оборудования для магазинов и точек общепита при АЗС компания занялась два года назад.

В многофункциональном комплексе заправка -- это поставщик покупателей в магазин. Но теоретически этим покупателям нужен только бензин. Поэтому чтобы привлечь их внимание к товарам в магазине, очень важно соблюдать технологию выкладки, а также учитывать освещение, высоту полок, их расстояние от входа и угол расположения. "Это создает начальный контакт. Когда человек заходит в магазин, чтобы заплатить за бензин, у него есть буквально две минуты, чтобы оглядеться, и в этот момент он должен понять, что хочется купить холодненькой кока-колы", -- говорит Гулейков из ТНК-Chevron-Texaco. В западных компаниях (Statoil, BP) разработаны свои стандартные проекты магазинов. В них указано, какой высоты должны быть стеллажи, сколько на них полок и даже какой цвет у вставок на ценниках. По словам Олега Божкова, российские компании пока только пытаются этого добиться. "Тот же "ЛУКОЙЛ", например, еще до магазинов не дошел: они нарисовали стеллажи, витрины белые, но проработки проекта по высоте нет", -- говорит специалист компании ACIS.

Для отделки торгового зала в магазинах на заправках используются в основном стеллажи. По словам Божкова, самые дорогие (один стеллажный модуль -- от $300 до $350) производит датская компания Planova Shop System, на долю которой приходится 15% мирового рынка стеллажей. Среди производителей стеллажей есть и итальянская компания Arneg, но самые дешевые стеллажи выпускают Россия и Польша (один стеллажный модуль -- $140--160). По словам Божкова, из общей стоимости магазина на стеллажи от Planova приходится 20%. Что касается холодильного оборудования в магазинах при АЗС, то, по словам Божкова из ACIS, BP только сейчас делает так называемую систему выносного холода -- это встроенный в нишу холодильник, агрегаты которого выносятся в отдельное помещение, а сплит-система -- на улицу. Если не использовать эту систему, то холодильники при работе выделяют тепло, которое уходит в зал, а это влечет дополнительные затраты на вентиляцию помещения. По словам Божкова, такая система в 1,5--2 раза дороже, чем обыкновенный магазинный холодильник. Такую же систему собирается использовать компания "Статойл Нефто" на готовящейся к строительству при участии ACIS АЗС в Кандалакше.

По словам Божкова, оборудование в маленьком магазине при заправке можно смонтировать минимум за два-три дня, а при более сложном заказе -- за две-три недели. Самым дешевым заказом у ACIS была региональная заправка -- $10 000, а самым дорогим -- на $200 000 -- имиджевая заправка "Татнефти" ("куда не стыдно привезти Минтимера Шаймиева") на 39-м км между Москвой и аэропортом "Домодедово". Но подобная роскошь скорее исключение, а в будущем все больше обыкновенных заправок сумеют на практике показать потребителю, что принятый во всем мире союз бензина и магазина -- это не только сервис, но и неплохой бизнес.

Отзывы о материале

Смотрите также

  • Другие отзывы об этом материале.
Интервью
Декоративное изображение

Гнел Амирян, «Здрасте»: «Мы делаем ставку на жилые районы за МКАД, где емкость рынка на 8 тыс. жителей – 3–4 кофейни»

Фрилансеры, мамы с детьми, новые пенсионеры и зумеры – кто и зачем идет в кофейню у дома.

Декоративное изображение