Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
РЫНОК МЯСНЫХ КОНСЕРВОВ СЕГОДНЯ
РЫНОК МЯСНЫХ КОНСЕРВОВ СЕГОДНЯ
Изменение спроса
Уровень жизни в России повысился - и мясные консервы перешли в разряд продуктов средней и нижней ценовой категории. Однако, несмотря на этот факт, рынок мясной консервированной продукции в настоящее время практически не развивается. Наличие большого ассортимента продукции также не спасает положение.
Прежде любимая всеми тушенка сегодня потеряла огромную часть своих покупателей. Причин сокращения потребительского рынка несколько: рост среднего благосостояния населения, мода на вегетарианство, появление на рынке большого количества различных полуфабрикатов… Но, пожалуй, главная причина - снижение качества продукта.
Для загрузки производственных мощностей собственного российского мяса уже давно не достаточно. Поэтому наши заводы вынуждены использовать импортное сырье. Как правило, это прессованное мясо глубокой заморозки, более дешевое, но существенно уступающее по качеству отечественному сырью. В этом - основная причина снижения качества готовой продукции.
Обилие маскирующихся под настоящую тушенку псевдомясных "аналогов" тоже отрицательно сказывается на развитии рынка. Если раньше в продажу поступала только продукция, выполненная по ГОСТу, то сегодня большинство мясных консервов сделаны по ТУ. Поэтому многие потребители, не разобравшись и отведав раз-другой вместо натурального мяса соевого суррогата, просто утратили доверие к тушенке как таковой.
Потребители
Число семей, покупающих мясные консервы, в начале 2001 года сократилось по сравнению с прошлым годом в среднем на 2%. В целом, люди стали меньше тратиться на консервы. Если год назад месячные затраты семьи на эту группу продуктов колебались в пределах $1-2, то теперь они не превышают $1,1 (здесь и далее использованы данные исследований маркетинговой компании "Комкон Групп").
Наибольший спрос на тушенку приходится на дачную и походную пору, когда мясные консервы начинают покупать про запас. Одновременно с увеличением покупательской активности производители поднимают отпускные цены. Помимо дачников и туристов, мясными консервами пользуются многодетные и малоимущие семьи и пенсионеры, не всегда имеющие возможность покупать натуральное мясо по 100 рублей за килограмм.
Устойчивый сбыт, помимо розничной сети, обеспечивают государственные учреждения, силовые структуры, МЧС и крупные промышленные компании Сибири.
Динамика цен
Тем не менее, за последний год цена на мясные консервы значительно выросла, и тенденция к их повышению сохраняется. Большую роль сыграли коровье бешенство и ящур в Европе. В результате инфекции поднялись цены на сырье и, как следствие, на консервы.
Другая, "внутренняя", причина - дефицит сырья у отечественных мясокомбинатов. Мы зависим от поставщиков и в первую очередь, от Украины, заметно поднявшей цены на говядину и свинину.
В среднем цены на говяжью тушенку по ГОСТУ ежемесячно растут на 1,5-2,5 процента. По свинине этот показатель несколько ниже. Цены на консервы по ТУ растут примерно на 0,5-1% в месяц. Цены на заграничную продукцию изменяются несущественно - их могут незначительно корректировать изменения курса доллара. При этом московский уровень цен на мясные консервы на 5-7% превышает региональный.
В прошлом году темп роста цен на мясные консервы был существенно ниже и в сумме составил около 8% за год. Средняя розничная цена условной банки мясных консервов составляет сейчас около 20 рублей. В 2001 году только за первое полугодие средние оптовые цены на тушеную говядину поднялись на 13-15%, средняя цена 15-16 руб. за банку, на тушеную свинину средняя цена поднялась на 21-13% -также около 15 -16 рублей за условную банку (325 г.). При этом разница в ценах между товарами, выработанными по ТУ и ГОСТу, составляет примерно 48,6%. Однако в последнее время обозначилась тенденция повышения цен на "гостовские" консервы при стабилизации цен на консервы по ТУ.
Сохранение роста цен на гостовскую продукцию отражает его зависимость от положения на рынке мяса сырья. Напротив, динамика роста цен на консервы, произведенные по ТУ, зависит не столько от цен на сырье, сколько от спроса.
Несмотря на часто низкое качество товара, насыщение рынка происходит именно за счет тушенки, произведенной по ТУ.
Сырьевая база
Поголовье крупного рогатого скота (КРС) и свиней в нашей стране сокращается, в то время как поголовье птиц растет. В этом году численность поголовья КРС уже уменьшилось на 2,8%, свиней - на 9,1%. Кур мясных пород, напротив, стало больше на 19,8%, в том числе бройлеров -на 22,3%.
По данным Минсельхоза России, поголовье крупного рогатого скота в сельхозпредприятиях к концу августа составило 16,3 млн - это на 1 млн меньше показателя августа прошлого года. Поголовье свиней сократилось почти на 700 тыс. - до 8,3 млн.
По прогнозу Центра экономической конъюнктуры, к 1 января 2002 года мясная сырьевая база сократится по сравнению с той же датой текущего года на 3%. В частности, поголовье коров уменьшится на 4%, свиней на 2%. В случае мяса птицы - наоборот тенденция к повышению. В целом производство мяса в России в 2001 году, по оценкам экспертов ЦЭК, снизится по сравнению с 2000 годом на 2%. По данным ИАМ, суммарный показатель составит 4,35-4,4 млн т (в прошлом году - 4,43 млн т).
Дефицит собственной сырьевой базы покрывается поставками мяса из Украины, Белоруссии и Китая. Также в последнее время активизировались экспортеры из США и Бразилии.
Импорт сырья
В результате эпидемий коровьего бешенства и ящура в Европе изменилась структура мясного импорта в Россию. Поистине рекордных показателей достигли поставки американской свинины. В первом полугодии 2001 г. они увеличились на 510% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). По данным Минсельхоза США, за январь-июнь 2001 г. в Россию было поставлено 18 004 т свинины и 3356 т свиных субпродуктов). По данным Института аграрного маркетинга (ИАМ), в прошлом году средняя контрактная стоимость североамериканской свинины составляла $1,1/кг, в этом году - $0,83/кг. Средняя стоимость говядины в 2000 г. составляла $1,25/кг, в этом году - $1,1/кг.
В Американской федерации экспортеров мяса планируют и дальше наращивать темп поставок, однако, у экспортеров из США появился серьезный конкурент в лице Бразилии. В 2000 г Бразилия поставила в Россию всего 14 634 т свинины. В 2001-м - только за первое полугодие она уже экспортировала 31 734 т.
По расчетам ИАМ, в этом году Россия вернется к докризисным показателям мясного импорта - 25-30% общего объема потребления. Ввоз говядины составит 400 000 т (281 000 т была ввезена в прошлом году), свинины - 300 000-320 000 т (против 212 000 т). (см. диаграмму).
Экспорт и импорт готовой продукции
По экспорту мясных консервов сохраняется преобладание поставок в страны СНГ. Крупнейшие покупатели российской продукции - Украина (51 % общего объема экспорта) и Казахстан.
Объем экспорта этой продукции по итогам 2001 года может достигнуть 5-6 тыс. тонн и превысить отметку 2000 года более чем в полтора раза. За первое полугодие текущего года российские экспортеры ежемесячно вывозили тушенки и консервированных сосисок в 4 раза больше, чем год назад. В то же время импорт готовой продукции в Россию сократился более чем в 2 раза и составил 3,3 тыс. тонн.
Отечественное производство
Несмотря на прогрессирующий рост зарубежных поставок, мощности отечественного производства мясной консервированной продукции загружены, по оценкам экспертов, лишь на 35-38%. В 1999 году собственное производство мясных консервов, по данным Минсельхоза, составило 490 млн банок, или около 160 тыс тонн. В 2000 году в нашей стране было произведено 436,7 млн банок, или около 142 тыс тонн, то есть на 11% меньше, чем в предыдущем году. В первом квартале 2001 года было произведено 94,7 млн банок или 31 тыс. тонн, аналогично показателям предыдущего года.
Несмотря на то, что многие считают рынок мясных консервов малоперспективным, крупнейшие московские мясокомбинаты не оставляют эту ассортиментную позицию. По мнению экспертов, единственное направление для изменения рынка - это замещение отечественной продукцией импортной мясной консервации, которая с каждым годом все больше и больше вытесняется с рынка.
Мнение маркетологов
Как известно, тушенка практически не рекламируется. Почему? Существует мнение маркетологов, что никакие рекламные трюки не повлияют на продажи отечественных консервов. Как же привлечь покупателя к этой продукции? Во-первых, по мнению экспертов, можно сделать ставку на удобную потребителю упаковку. Во-вторых, для производителей просто необходимо использование маркетинговых стратегий, особенно это касается создания на рынке мясной продукции брэндовых товаров.
Наша экспертиза
На городских оптовых рынках всегда много некачественных и даже поддельных консервов. Например, фальсификаторы часто уничтожают бумажные этикетки на металлических банках, выдавая дешевую тушенку по ТУ за дорогую "гостовскую" или же просто желая убрать с глаз долой истекший срок хранения.
Покупателю не мешает помнить, что в мясных консервах по ГОСТу не допускается присутствие грубой соединительной ткани, кровосгустков, хрящей, сухожилий, щетины, шкуры. Настоящая тушенка должна состоять из кусочков мяса весом не менее 30 граммов - ни о какой фаршеобразной консистенции не может быть и речи. При наличии подобных дефектов мясные консервы, чаще всего импортные, отбраковываются. Не свойственный данному виду продукции вкус (например, субпродуктов), неприятный запах осаливания - еще один сигнал для Госторгинспекции.
На банке обязательно должны быть указаны ТУ или ГОСТ 52-84 и дата изготовления (конечный срок реализации).
Неполная маркировка - отсутствие штрихкода, указания страны-производителя, кода органа по сертификации, знака соответствия - также вполне весомый повод отказаться от покупки.
А как быть в том случае, если отсутствует этикетка? Конечно же, посмотреть на штамп на крышке банки. В первом ряду на мясных консервах ставится дата изготовления, например, 120201. Во втором ряду первая цифра указывает номер смены. Далее идет трехзначное число - ассортиментный номер. Третий ряд начинается с какой-либо буквы. Это индекс группы пищевой промышленности:
Буква А (мясная промышленность) означает, что консервы, соответственно, мясные. Это вообще главное, на что надо смотреть, чтобы не приобрести вместо говяжьей тушенки корм для собак. Вот значение остальных букв:
М - молочная промышленность, КП - пищевая промышленность, Р - рыбная промышленность, К - плодоовощное хозяйство, ЛХ - лесное хозяйство, ЦС - потребкооперация, КС - консервы для животных.
Следующее число - номер предприятия (например, 145).
Если на штампе отсутствует хотя бы один из атрибутов, от покупки лучше воздержаться. Также необходимо знать, что, согласно Закону "О стандартизации", все отечественные пищевые предприятия (как это уже давно практикуется в цивилизованном мире) перешли или переходят к новой единой системе маркировки всех видов консервов. Главным отличием этой системы является указание на продукте даты предельного срока его годности (раньше указывалась дата выработки).
Евгения Дорохова
Отзывы о материале
Смотрите также
- Другие отзывы об этом материале.
Изменение спроса
Уровень жизни в России повысился - и мясные консервы перешли в разряд продуктов средней и нижней ценовой категории. Однако, несмотря на этот факт, рынок мясной консервированной продукции в настоящее время практически не развивается. Наличие большого ассортимента продукции также не спасает положение.
Прежде любимая всеми тушенка сегодня потеряла огромную часть своих покупателей. Причин сокращения потребительского рынка несколько: рост среднего благосостояния населения, мода на вегетарианство, появление на рынке большого количества различных полуфабрикатов… Но, пожалуй, главная причина - снижение качества продукта.
Для загрузки производственных мощностей собственного российского мяса уже давно не достаточно. Поэтому наши заводы вынуждены использовать импортное сырье. Как правило, это прессованное мясо глубокой заморозки, более дешевое, но существенно уступающее по качеству отечественному сырью. В этом - основная причина снижения качества готовой продукции.
Обилие маскирующихся под настоящую тушенку псевдомясных "аналогов" тоже отрицательно сказывается на развитии рынка. Если раньше в продажу поступала только продукция, выполненная по ГОСТу, то сегодня большинство мясных консервов сделаны по ТУ. Поэтому многие потребители, не разобравшись и отведав раз-другой вместо натурального мяса соевого суррогата, просто утратили доверие к тушенке как таковой.
Потребители
Число семей, покупающих мясные консервы, в начале 2001 года сократилось по сравнению с прошлым годом в среднем на 2%. В целом, люди стали меньше тратиться на консервы. Если год назад месячные затраты семьи на эту группу продуктов колебались в пределах $1-2, то теперь они не превышают $1,1 (здесь и далее использованы данные исследований маркетинговой компании "Комкон Групп").
Наибольший спрос на тушенку приходится на дачную и походную пору, когда мясные консервы начинают покупать про запас. Одновременно с увеличением покупательской активности производители поднимают отпускные цены. Помимо дачников и туристов, мясными консервами пользуются многодетные и малоимущие семьи и пенсионеры, не всегда имеющие возможность покупать натуральное мясо по 100 рублей за килограмм.
Устойчивый сбыт, помимо розничной сети, обеспечивают государственные учреждения, силовые структуры, МЧС и крупные промышленные компании Сибири.
Динамика цен
Тем не менее, за последний год цена на мясные консервы значительно выросла, и тенденция к их повышению сохраняется. Большую роль сыграли коровье бешенство и ящур в Европе. В результате инфекции поднялись цены на сырье и, как следствие, на консервы.
Другая, "внутренняя", причина - дефицит сырья у отечественных мясокомбинатов. Мы зависим от поставщиков и в первую очередь, от Украины, заметно поднявшей цены на говядину и свинину.
В среднем цены на говяжью тушенку по ГОСТУ ежемесячно растут на 1,5-2,5 процента. По свинине этот показатель несколько ниже. Цены на консервы по ТУ растут примерно на 0,5-1% в месяц. Цены на заграничную продукцию изменяются несущественно - их могут незначительно корректировать изменения курса доллара. При этом московский уровень цен на мясные консервы на 5-7% превышает региональный.
В прошлом году темп роста цен на мясные консервы был существенно ниже и в сумме составил около 8% за год. Средняя розничная цена условной банки мясных консервов составляет сейчас около 20 рублей. В 2001 году только за первое полугодие средние оптовые цены на тушеную говядину поднялись на 13-15%, средняя цена 15-16 руб. за банку, на тушеную свинину средняя цена поднялась на 21-13% -также около 15 -16 рублей за условную банку (325 г.). При этом разница в ценах между товарами, выработанными по ТУ и ГОСТу, составляет примерно 48,6%. Однако в последнее время обозначилась тенденция повышения цен на "гостовские" консервы при стабилизации цен на консервы по ТУ.
Сохранение роста цен на гостовскую продукцию отражает его зависимость от положения на рынке мяса сырья. Напротив, динамика роста цен на консервы, произведенные по ТУ, зависит не столько от цен на сырье, сколько от спроса.
Несмотря на часто низкое качество товара, насыщение рынка происходит именно за счет тушенки, произведенной по ТУ.
Сырьевая база
Поголовье крупного рогатого скота (КРС) и свиней в нашей стране сокращается, в то время как поголовье птиц растет. В этом году численность поголовья КРС уже уменьшилось на 2,8%, свиней - на 9,1%. Кур мясных пород, напротив, стало больше на 19,8%, в том числе бройлеров -на 22,3%.
По данным Минсельхоза России, поголовье крупного рогатого скота в сельхозпредприятиях к концу августа составило 16,3 млн - это на 1 млн меньше показателя августа прошлого года. Поголовье свиней сократилось почти на 700 тыс. - до 8,3 млн.
По прогнозу Центра экономической конъюнктуры, к 1 января 2002 года мясная сырьевая база сократится по сравнению с той же датой текущего года на 3%. В частности, поголовье коров уменьшится на 4%, свиней на 2%. В случае мяса птицы - наоборот тенденция к повышению. В целом производство мяса в России в 2001 году, по оценкам экспертов ЦЭК, снизится по сравнению с 2000 годом на 2%. По данным ИАМ, суммарный показатель составит 4,35-4,4 млн т (в прошлом году - 4,43 млн т).
Дефицит собственной сырьевой базы покрывается поставками мяса из Украины, Белоруссии и Китая. Также в последнее время активизировались экспортеры из США и Бразилии.
Импорт сырья
В результате эпидемий коровьего бешенства и ящура в Европе изменилась структура мясного импорта в Россию. Поистине рекордных показателей достигли поставки американской свинины. В первом полугодии 2001 г. они увеличились на 510% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). По данным Минсельхоза США, за январь-июнь 2001 г. в Россию было поставлено 18 004 т свинины и 3356 т свиных субпродуктов). По данным Института аграрного маркетинга (ИАМ), в прошлом году средняя контрактная стоимость североамериканской свинины составляла $1,1/кг, в этом году - $0,83/кг. Средняя стоимость говядины в 2000 г. составляла $1,25/кг, в этом году - $1,1/кг.
В Американской федерации экспортеров мяса планируют и дальше наращивать темп поставок, однако, у экспортеров из США появился серьезный конкурент в лице Бразилии. В 2000 г Бразилия поставила в Россию всего 14 634 т свинины. В 2001-м - только за первое полугодие она уже экспортировала 31 734 т.
По расчетам ИАМ, в этом году Россия вернется к докризисным показателям мясного импорта - 25-30% общего объема потребления. Ввоз говядины составит 400 000 т (281 000 т была ввезена в прошлом году), свинины - 300 000-320 000 т (против 212 000 т). (см. диаграмму).
Экспорт и импорт готовой продукции
По экспорту мясных консервов сохраняется преобладание поставок в страны СНГ. Крупнейшие покупатели российской продукции - Украина (51 % общего объема экспорта) и Казахстан.
Объем экспорта этой продукции по итогам 2001 года может достигнуть 5-6 тыс. тонн и превысить отметку 2000 года более чем в полтора раза. За первое полугодие текущего года российские экспортеры ежемесячно вывозили тушенки и консервированных сосисок в 4 раза больше, чем год назад. В то же время импорт готовой продукции в Россию сократился более чем в 2 раза и составил 3,3 тыс. тонн.
Отечественное производство
Несмотря на прогрессирующий рост зарубежных поставок, мощности отечественного производства мясной консервированной продукции загружены, по оценкам экспертов, лишь на 35-38%. В 1999 году собственное производство мясных консервов, по данным Минсельхоза, составило 490 млн банок, или около 160 тыс тонн. В 2000 году в нашей стране было произведено 436,7 млн банок, или около 142 тыс тонн, то есть на 11% меньше, чем в предыдущем году. В первом квартале 2001 года было произведено 94,7 млн банок или 31 тыс. тонн, аналогично показателям предыдущего года.
Несмотря на то, что многие считают рынок мясных консервов малоперспективным, крупнейшие московские мясокомбинаты не оставляют эту ассортиментную позицию. По мнению экспертов, единственное направление для изменения рынка - это замещение отечественной продукцией импортной мясной консервации, которая с каждым годом все больше и больше вытесняется с рынка.
Мнение маркетологов
Как известно, тушенка практически не рекламируется. Почему? Существует мнение маркетологов, что никакие рекламные трюки не повлияют на продажи отечественных консервов. Как же привлечь покупателя к этой продукции? Во-первых, по мнению экспертов, можно сделать ставку на удобную потребителю упаковку. Во-вторых, для производителей просто необходимо использование маркетинговых стратегий, особенно это касается создания на рынке мясной продукции брэндовых товаров.
Наша экспертиза
На городских оптовых рынках всегда много некачественных и даже поддельных консервов. Например, фальсификаторы часто уничтожают бумажные этикетки на металлических банках, выдавая дешевую тушенку по ТУ за дорогую "гостовскую" или же просто желая убрать с глаз долой истекший срок хранения.
Покупателю не мешает помнить, что в мясных консервах по ГОСТу не допускается присутствие грубой соединительной ткани, кровосгустков, хрящей, сухожилий, щетины, шкуры. Настоящая тушенка должна состоять из кусочков мяса весом не менее 30 граммов - ни о какой фаршеобразной консистенции не может быть и речи. При наличии подобных дефектов мясные консервы, чаще всего импортные, отбраковываются. Не свойственный данному виду продукции вкус (например, субпродуктов), неприятный запах осаливания - еще один сигнал для Госторгинспекции.
На банке обязательно должны быть указаны ТУ или ГОСТ 52-84 и дата изготовления (конечный срок реализации).
Неполная маркировка - отсутствие штрихкода, указания страны-производителя, кода органа по сертификации, знака соответствия - также вполне весомый повод отказаться от покупки.
А как быть в том случае, если отсутствует этикетка? Конечно же, посмотреть на штамп на крышке банки. В первом ряду на мясных консервах ставится дата изготовления, например, 120201. Во втором ряду первая цифра указывает номер смены. Далее идет трехзначное число - ассортиментный номер. Третий ряд начинается с какой-либо буквы. Это индекс группы пищевой промышленности:
Буква А (мясная промышленность) означает, что консервы, соответственно, мясные. Это вообще главное, на что надо смотреть, чтобы не приобрести вместо говяжьей тушенки корм для собак. Вот значение остальных букв:
М - молочная промышленность, КП - пищевая промышленность, Р - рыбная промышленность, К - плодоовощное хозяйство, ЛХ - лесное хозяйство, ЦС - потребкооперация, КС - консервы для животных.
Следующее число - номер предприятия (например, 145).
Если на штампе отсутствует хотя бы один из атрибутов, от покупки лучше воздержаться. Также необходимо знать, что, согласно Закону "О стандартизации", все отечественные пищевые предприятия (как это уже давно практикуется в цивилизованном мире) перешли или переходят к новой единой системе маркировки всех видов консервов. Главным отличием этой системы является указание на продукте даты предельного срока его годности (раньше указывалась дата выработки).
Евгения Дорохова
РЫНОК МЯСНЫХ КОНСЕРВОВ СЕГОДНЯ
Отзывы о материале
Смотрите также
- Другие отзывы об этом материале.

Фрилансеры, мамы с детьми, новые пенсионеры и зумеры – кто и зачем идет в кофейню у дома.