Реклама на retail.ru

Декоративное изображение
Мы в соцсетях
Декоративное изображение
5

Поделиться

Потребительский рынок Татарстана 2005: итоги года / комментариев (1)

Юлия Гараева, eTatar.ru / Retail.Ru, 28.12.2005

На потребительском рынке Республики Татарстан в 2005 году, по данным Министерства торговли и внешнеэкономических отношений РТ, сохранились стабильность и высокая степень товарного насыщения. Основными тенденциями развития потребительского рынка республики в этом году были увеличение объемов оборота потребительского рынка, динамичное развитие инфраструктуры отрасли и повышение качества оказываемых услуг.

Одним из наиболее важных и динамично развивающихся секторов экономики Республики Татарстан является торговля. В этой отрасли работают свыше 200 000 человек, что составляет почти 13% трудоспособного населения республики. По темпам роста оборота розничной торговли за последние пять лет Татарстан занимает второе место после Республики Башкортостан среди регионов приволжского Федерального округа. Оборот розничной торговли в январе-ноябре 2005 года составил 143,6 млрд рублей, что в товарной массе на 22,4% больше, чем за соответствующий период 2004 года.

По объему оборота розничной торговли РТ в 2005 году занимает второе место среди регионов Приволжского Федерального округа. При этом, начиная с 2001 года, наметилась устойчивая тенденция увеличения доли непродовольственной группы товаров в структуре продаж. По итогам Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества, за 9 месяцев текущего года удельный вес продовольственных и непродовольственных товаров составил по 50%. Для сравнения, по России доля продовольственной группы товаров в структуре оборота розничной торговли составила 46,4%, непродовольственных – 53,6%

Увеличение доли непродовольственных товаров, в первую очередь, обусловлено ростом доходов населения, повышением качества жизни, а также высоким уровнем развития потребкредитования. За январь-сентябрь 2005 года реальные денежные доходы населения республики увеличились на 20,8%. Кроме того, на положительную динамику оборота розничной торговли существенное влияние оказало развитие инфраструктуры предприятий отрасли.

Торговые комплексы

На сегодняшний день в республике функционирует более 13 000 стационарных предприятий торговли. Обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1000 жителей составляет около 400 кв.м, а в Казани - 650 кв.м. В Приволжском федеральном округе Республика Татарстан по обеспеченности торговыми площадями находится на 1 месте.

В 2005 году введены в эксплуатацию такие крупные торговые объекты, как: гипермаркет «Бахетле»; торговый комплекс «Сити-центр» (2 очередь); Центральный торговый дом «Муравейник»; торговый центр «Южный»; торговые кварталы «XL» и «Караван»; торговый центр «ГУМ» (2 очередь), ресторанные комплексы «Тинькофф», «Круиз», «Парус», «Родная деревня».

За последние два года введены в эксплуатацию такие крупные объекты торговли и общественного питания как гипермаркет «Бахэтле» (405 млн руб.), Торговые кварталы «ХL» (400 млн руб.) и «Караван» (300 млн руб.), Торговый центр «Южный» (280 млн руб.), торговый центр «Сити-Центр» (вторая очередь – 129,3 млн руб.), Торговый центр «ГУМ» (104 млн руб.), Торговый дом «Муравейник» (88,5 млн руб.), ресторан «Дом татарской кулинарии» (213 млн руб.) и другие.

10 декабря текущего года в Казани открылся Торгово-развлекательный комплекс «Тандем». Общая площадь комплекса составляет 68 000 кв.м. Якорные арендаторы: гипермаркет «Перекресток» (площадью 6500 кв.м), «Эльдорадо» магазин бытовой техники и электроники нового формата «ЭлектроПлаза» (площадь 5000 кв.м) и «Спортмастер».

Развлекательный сегмент комплекса будет представлен боулингом от компании «Freiman Company», а также киноплексом от компании «КиноМакс». Федеральная сетевая компания «Детский мир» представит магазин детских товаров.

В ближайшее время Торговый Дом «Муравейник» запустит еще один торговый комплекс «Муравейник-2». «Как показал опыт первого «Муравейника», спрос на торговые площади с низкой арендной ставкой в Казани достаточно высок», - рассказала Вероника Климина. коммерческий директор торгового дома «Муравейник» Г-жа Климина отметила также, что новый комплекс будет ориентирован на потребителя со средним достатком. В настоящий момент торговый комплекс находится в стадии строительства. Общая площадь комплекса составит 10 000 кв. м, из них под торговую площадь будет отдано 3000 кв. м. Инвестировать в проект планируется 130 млн рублей.

Существенно изменился рейтинг инвестиционной привлекательности республики. В настоящее время Республика Татарстан входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов России. Только за последние два года в республику были привлечены инвестиции таких крупных зарубежных операторов, как «Рамстор» (Турция), гипермаркет «ИКЕА» (Швеция), Центр оптовой торговли METRO Cash and Carry (Германия).

18 ноября 2005 года в Казани начал свою работу новый торговый центр для семьи МЕГА. Общая сумма инвестиций в казанский комплекс составила $ 200 млн, $ 125 млн из них внесла ИКЕА. Общая площадь составляет 115 000 кв.м, включая ИКЕА. Торговый центр объединяет под своей крышей 137 магазинов. Из арендаторов четверо являются якорными - это ИКЕА, РАМСТОР, М.ВИДЕО и немецкий концерн OBI.

По мнению Леонид Рахимова, генерального директора XL и «Сити-Центра», иностранная компания может переманить на свою сторону более 70% потребительской аудитории, так как основными покупателями МЕГИ станут не только казанцы, но и жители региона. И даже «Тандем» не составит ему конкуренцию.

Продовольственные торговые сети Татарстана

Хороший инвестиционный климат позволил привлечь в республику таких крупнейших продовольственных ретейлеров федерального масштаба, как торговый дом «Перекресток», сеть продуктовых магазинов формата дискаунтер «Магнит», сеть супермаркетов «Пятерочка», «Патэрсон».

Розничная сеть «Пятерочка» пришла на татарстанский рынок посредством продажи франшизы компании «АК БАРС Торг» (дочка холдинга «АК БАРС», объединяющий одноименные аграрную, торговую компании и банк), которая владеет сетью из 65 супермаркетов в 6 городах Татарстана. Договор франчайзинга с «АК БАРСом», согласно которому под вывеску «Пятерочка» в апреле 2005 года переведены 18 магазинов в Казани, компания заключила в декабре 2004 года. Площади переведенных под вывеску «Пятерочки» магазинов, составляет, в среднем, от 350 до 1500 кв. м. Первоначальный взнос для франчайзи «Пятерочки» в регионах составляет $ 800 000, роялти, традиционно, — 2% от оборота местной сети.

Торговый дом «Перекресток» намерен расширять свою сеть в Татарстане. По словам менеджера по рекламе и маркетингу казанского филиала ТД «Перекресток» Анны Райхель, после осуществления программы развития в регионе компания намерена занять место в тройке лидеров местного рынка. Сегодня ведутся переговоры об открытии нескольких новых гипермаркетов «Перекресток» средней площадью 4000 кв. метров. «Татарстан – развивающаяся республика, и местный рынок со своей здоровой конкуренцией нам очень интересен», - сказала еТатар.ру Анна Райхель. В планах ритейлера на ближайшие несколько лет построить гипермаркеты формата «все покупки в одном месте» в каждом районе Казани и выйти за пределы города: в Нижнекамск, Набережные Челны, Елабугу и Уфу (Башкортостан). Сегодня компания налаживает работу с местными поставщиками продукции для того, чтобы в перспективе продвигать их через свою сеть.

По словам пресс-секретаря федеральной сети супермаркетов «Патэрсон» Надежды Сенюк, татарстанский рынок специфичен, с точки зрения нетрадиционного подхода к организации торговли. «Мы будем развивать существующую сеть, и открывать новые торговые точки, - говорят в казанском филиале сети «Патэросон». – Мы ориентируемся на расширение казанской сети с трех, минимум, до 8 объектов к 2010 году». Переговоры об открытии супермаркетов сети «Патэрсон» ведутся с администрацией строящихся в Казани комплексов «Орленок» (управляющая компания «Korston Hotels & Malls», общая площадь магазина составит 2000 кв. метров), «Спартаковский» (управляющая компания «Сити-Центр») и «Солнечный».

В планах «Рамстор» - строительство на территории республики еще пяти магазинов в течение 2-3 лет. Большая площадь гипермаркета позволит представить в нем максимально широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров - более 35 000 наименований. Также в гипермаркете будет реализована новая концепция оформления магазина, предусматривающая введение новых видов сервиса, недоступных пока в остальных сетях и магазинах города.

Абсолютным лидером продовольственной сетевой розницы по количеству торговых точек и оборотам в республике является республиканская фирма «Эдельвейс», имеющая в своем составе около 100 торговых объектов не только в Казани, но и в других городах Республики Татарстан.

Торгово-производственная компания «Бахетле» также динамично развивается и является одной из ведущих национальных сетей супермаркетов в Республике Татарстан. На сегодняшний день компания «Бахетле» включает в себя: 6 продуктовых супермаркетов в Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах и 1 гипермаркет в Казани. Ассортимент товаров супермаркета «Бахетле» насчитывает более 40 000 наименований, из которых около 1000 наименований - продукция собственного производства.

Развитие рынка бытовой техники в Татарстане

В городах и районах республики открываются предприятия торговли известных российских компаний: «Эльдорадо», «Электрофлот», «М.Видео», «МИР». Диверсифицируют свой бизнес и региональные торговые сети: DOMO, Александр LTD.

Приход федеральных сетей в Казань оказал сильное влияние на местный рынок. Многие мелкие операторы вынуждены были уйти с рынка, а крупные – пересмотреть свои взгляды на бизнес. На сегодняшний день на рынке Казани присутствуют практически все федеральные сети, за исключением Техносилы». На российском рынке их доли выглядят следующим образом: «Эльдорадо» (22%), «М-видео» (9%), «Техносила» (3,5%) и «Мир» (3%).

У федеральных сетей есть много преимуществ. Прежде всего, в доступе к финансовым ресурсам, обширной рекламе в СМИ и узнаваемости бренда. Они принесли в Казань современные стандарты торговли: большие торговые площади (от 1000 кв. м), свободный доступ к товару, европейский уровень обслуживания посетителей при доступных ценах. А их агрессивная политика заставила местные компании либо сворачивать свой бизнес, либо пытаться расшириться.

Логично, что местные операторы хотят «подтянуться» до этого уровня - открывают крупноформатные магазины, внедряют свободную выкладку товара. Однако нужно понимать, что только лишь больших торговых площадей и открытых полок недостаточно: должна быть четкая маркетинговая стратегия, грамотное управление ассортиментом и товарными запасами, мерчендайзинг, работа с персоналом.

Стоит отметить, что 19 августа 2005 года компания «Александр ЛТД» открыла в Казани магазин бытовой техники и электроники в новом для сети формате торговых площадок – более 1 тыс. кв. м. При этом компания продолжает закрывать неформатные для сети магазины, сдавая освободившиеся торговые площади в аренду.

В группу компаний «Александр LTD» входят одноименная сеть мультибрендовых магазинов бытовой техники и электроники, компания «Искандер», занимающаяся профессиональным управлением недвижимостью, торговый комплекс «Петрушкин Двор», производственная компания «Зиннат» (производство мебели), компании «МетАлекс» (производство и монтаж металлоконструкций), «Евгения» (сеть фотоцентров на базе японского оборудования «Konica» и «Noritsu»), охранное предприятие «Александр», «Премьер Компьютерс», РА «Рекламный мир», сервисная компания «Александр и К».

Как рассказал еТатар.ру руководитель службы общественных связей ассоциации «РАТЕК» Антон Гуськов, компания «Александр ЛТД» одна из первых в Татарстане открыла сеть магазинов по продаже бытовой техники. «По нашим оценкам, в Татарстане, не включая федеральных игроков, компания является второй по величине доли рынка после «DOMO», - рассказал г-н Гуськов.

Однако на российском рынке «Александр ЛТД», безусловно, не составляет конкуренции федеральным сетям. По мнению Антона Гуськова, местным игрокам нужно строить отношения с федеральными компаниями – от этого выиграют обе стороны.

«DOMO» летом 2005 года открыл крупнейший в своей казанской сети магазин бытовой техники и электроники площадью более 2000 кв.м. в гипермаркете «Гулливер».

Директор по развитию компании «DOMO» Рафаэль Муратов рассказал, что компания закрыла 3 своих магазина в Казани и перевела их в торговый центр «Гулливер». Это решено было сделать после проведенных маркетинговых исследований, а также по результатам опросов населения Казани, которые показали, что покупатели предпочитают приобретать товар в просторных и светлых магазинах.

Вполне понятно стремление компаний к минимизации своих расходов за счет сокращения количества нерентабельных торговых точек. «Однако тенденция перехода от аренды площадей в гипермаркетах к покупке мест для «магазинов у дома», которая наблюдается сегодня в Москве, в скором времени переместится в Казань. – предупреждает независимый маркетолог-эксперт Татьяна Береговская. - Лишь бы татарстанские компании не поторопилась, закрывая магазины подобного формата».

Развитие книжного рынка Татарстана

Недостаточно освоен пока книжный рынок Татарстана. Однако и здесь наметились определенные тенденции. В середине июня в ТЦ «Караван» открылся книжный гипермаркет «Книжный двор» (прим. ред. – «Книжный двор» принадлежит компании DOMO). Гипермаркет задуман как торговая сеть. Почти одновременно с казанским был открыт крупный книжный магазин в Чебоксарах. Гипермаркет «Книжный двор» планирует завоевать больше половины книжного рынка Казани. Ассортимент магазина составляет 65 000 наименований.

В декабре 2005 года книжная компания «Букбери» открыла в Казани первый региональный магазин. Он расположен в торговом комплексе «Мега-Казань». Инвестиции в проект составят $ 500 000, площадь магазина - 500 кв. м.

Книжная сеть «Букбери» - новая активно развивающаяся компания. По данным компании, объем закупок книжной продукции «Букбери» за 9 месяцев 2004 года составил в денежном выражении 282,8 млн рублей. Одним из ее соучредителей является Тим Уотерстоун – основатель лондонской книжной сети «Waterstone’s».

Осенью 2005 года состоялось и официальное открытие казанского филиала издательского холдинга «Лабиринт». «Решение о выходе на рынок Татарстана обусловлено, в первую очередь, высокими темпами развития розничных сетей, основной бум которого пришелся на 2003-2004 годы. В течение двух лет в регионе были открыты ГУМ, IKEA, Metro, Сити-центр-2, XL, «Пятерочка» и другие магазины и торговые центры. Сегодня в Татарстане представлены все ключевые игроки московского розничного рынка. Однако книжного рынка общие тенденции практически не коснулись», - считает куратор казанского представительства Заряна Солонинова.

«Лабиринт» – книготорговый и издательский холдинг, в состав которого входят четыре самостоятельные структуры: оптовая, розничная, издательская, интернет-магазин.

Оптовое подразделение «Лабиринта» является крупнейшим дистрибуционным центром, действующим на книжном рынке России с 1992 года.

Издательство «Лабиринт», основанное в 1995 году, ежегодно издает более 350 новых книг. Приоритетным направлением издательской деятельности является выпуск детской литературы. Среди клиентов холдинга представлены все крупнейшие столичные сети: «Седьмой континент», «Пятерочка», «Детский мир», «Азбука вкуса», «Банана-мама», «Кенгуру». На сегодняшний день Департаментом охвачены более 900 точек по всей России.

Продукция «Лабиринта» ориентирована не на книжные магазины и представлена в специализированных супермаркетах (прим. ред. – в детских магазинах, продовольственных супермаркетах и т.п.).

«Мы не являемся конкурентами книжных магазинов в прямом смысле этого слова, - пояснил в «Лабиринте», - Наша продукция – это импульсная покупка. Потребитель приходит в не специализирующийся на книгах магазин, случайно видит заинтересовавшую его книгу и покупает. Это очень удобно. Не бежать же ему в книжный магазин, в котором заинтересовавшей его книги может и не оказаться?».

Первым клиентом «Лабиринта» в Татарстане стала местная сеть «Бахэтле» Помимо «Бахэтле», книжные отделы откроются в магазинах сетей: «Банана-мама», «Ламира» (супермаркеты товаров для дома) и HDS (супермаркеты товаров для детей).

С одной стороны, книжный рынок Казани пока очень емкий, с другой стороны, на нем уже появились достаточно сильные игроки, которые просто так не отдадут свою долю.

Рынок сотовых телефонов

Как быстрорастущий характеризуется сегодня рынок продаж сотовых телефонов и аксессуаров. В настоящее время в городе уже работают более 200 салонов связи различного формата (от 6 до 60 кв. м.).

По мнению опрошенных игроков, рынок своего насыщения еще не достиг, однако темпы роста продаж сотовых телефонов уже снижаются. Местные участники рынка, по мнению представителей федеральных сетей связи, будут продолжать терять свои позиции. Владельцы мелких бизнесов и отдельных салонов будут пытаться продать свой бизнес крупным игрокам или перейдут к франшизе.

В Татарстане на сегодняшний день работают следующие операторы сотового рынка: «Анарион», «Бета Линк», «Евросеть», «Мобус», «Нофелет», >«Связной», «Техмаркет», «Ультра Стар».

По мнению специалиста по маркетингу компании «Анарион» Ильдара Мусина, рынок продаж сотовых телефонов и аксессуаров Казани своего насыщения еще не достиг. По его словам, «телефоны и аксессуары будут продаваться всегда. Однако темпы роста продаж будут постепенно снижаться.

Директор по маркетингу компании «Бета Линк» Антон Володькин сообщил еТатар.ру, что «местных ритейлеров будут приобретать, причем не как брэнды, а путем покупки прав аренды и активов (товарных остатков, торгового оборудования)». «Как вариант, – продолжил г-н Володькин. - Их просто будут «выжимать» с рынка низкими ценами».

По оценке «Бета Линк», к концу года доля рынка «сетевиков» существенно увеличится. В то же время, по словам Антона Володькина, полного исчезновения локальных игроков не произойдет: останутся более-менее крупные местные сети, а также отдельные салоны в проходимых местах.

Управляющий филиалом «Верхняя Волга» сети салонов связи «Евросеть» Виталий Мигунов рассказал, что «несмотря на жесткую конкуренцию, российский рынок сотовой связи в целом (и казанский, в частности) находится скорее на первом этапе своего развития». Для достижения предела насыщения, по его мнению, потребуется еще достаточно времени.

«Вероятно, только после этого «маркетинговые войны» крупнейших игроков и операторов перейдут из «количественных» в «качественные». Рано или поздно первостепенным станет такой сильный маркетинговый инструмент как качественный сервис», - рассказал г-н Мигунов.

«Компания «Евросеть», к примеру, покупкой подобных компаний не занимается, поскольку почти все, что можно получить в этом случае, - это хорошее месторасположение салона», - заявил Виталий Мигунов. «Однако только из-за этого нет смысла покупать целый бизнес», - считает он.

Региональный директор компании «Максус» (сеть салонов связи «Связной») Евгений Прохоров считает, что «потребительский рынок Казани становиться все более платежеспособным, что видно, начиная от количественного роста продаж в каждом магазине, заканчивая увеличением средней цены покупки». Проникновение сотовой связи, по его словам, в Казани на сегодняшний день составляет порядка 65-70%. «До полного проникновения есть еще, как минимум год. Потом наступит этап замены старых трубок на новые», - считает г-н Прохоров.

Как сообщила руководитель отдела по связям с общественностью сети салонов связи «Техмаркет» Оксана Хрусталь, в настоящее время уровень проникновения сотовой связи в Татарстане находится ниже среднероссийского уровня и не превышает 40%. В то время как в России он составляет порядка 50-55%.

По ее словам, потенциал рынка Татарстана достаточно большой, поэтому в ближайшие 2 года рынок подключений будет активно развиваться и, соответственно, увеличивать емкость рынка сотовых телефонов и аксессуаров. «При этом рынок сотовых телефонов и аксессуаров по определению не может достичь насыщения, поскольку мобильные телефоны периодически меняют. Так, в Татарстане средний срок замены телефона, по оценкам компании «Техмаркет», составляет около 2 лет», - уверена г-жа Хрусталь.

По данным компании «Техмаркет», емкость рынка сотовых телефонов Казани составляет, на сегодняшний день, 800 000-900 000 шт. в год, в будущем - порядка 1 млн/год. Объем рынка сотовых телефонов Казани, по прогнозу «Техмаркета», составит в 2005 году порядка $110 млн.

«Среди тенденций развития рынка в ближайшем будущем - исчезновение мелких, независимых салонов связи, структурирование рынка», - сообщили в «Техмаркете». «Как правило, в конкурентной борьбе выживают те компании, которые имеют достаточный предел прочности. Опыт показывает, что зачастую местные компании не выдерживают натиска более крупных участников рынка, в частности, столичных розничных сетей».

Леонид Рахимов. Генеральный директор «Сити-Центр» и Торгового портала XL.

Общая площадь помещений торгового комплекса «XL» составляет 40 000 кв. м, общая сумма инвестиций – 800 млн руб., срок окупаемости – семь лет. Представители главного подрядчика и инвестора проекта, компании «Сувар-Казань», утверждают, что на его реализацию были потрачены собственные средства компании, чей инвестиционный потенциал, по утверждению ее руководства, составляет 4 млрд руб.

Инвестиции в проект «Сити- Центр» (первая очередь) составили 129,3 млн руб. Комплекс включает в себя гипермаркет «Рамстор» (2000 кв. м) и более 50 магазинов, расположенных на закрытой территории, пять кинозалов, ресторанный дворик и автостоянку на 200 мест.

- Все достижения, которых мы добились в 2005 году, дадут свои результаты в следующем. В ТЦ «Сити-Центр» открылся большой игровой центр, в XL – кафе и ресторан «Бирмания». В 2006 году во всех трех центрах будут открыты детские магазины Banana Mama.

В этом году мы не открывали новые торговые центры, и полностью посвятили себя развитию существующих. Но уже в феврале 2006 года мы открываем ТЦ «Сувар-Плаза» на Спартаковской. Общей площадью 33 000 кв.м. Стоимость проекта – $45 млн. Там же будет располагаться офисный центр, площадью 17 000 кв.м. С тремя торговыми центрами удобно работать: они среднего формата, располагаются в разных частях города и представляют собой реализацию разных концепций.

Стоит отметить, что в этом году на казанском рынке появился очень серьезный игрок – ТЦ «МЕГА». Нечестно было запускать ее на наш рынок. Как с ней воевать? У нее и взгляды более глобальные, и «патронов больше». Пока она еще не показала себя. Но к следующему новому году она покажет себя как серьезный «суперрегиональный центр». Чтобы противостоять столь сильной конкуренции, мы разрабатываем свою концепцию. Она реализуется работой трех торговых центров, которые мы максимально насыщаем продукцией, которой нет в «МЕГЕ». В XL – это дешевый Adidas, «Снежная Королева», комплекс «Игромакс». В «Сувар-Плазе» это будет 5-зальный кинозал премьерного показа.

Антон Сайфутдинов, генеральный директор группы компаний DOMO.

Итоги 2005 года торговой компании DOMO:

К 01 декабря 2005 сеть магазинов DOMO выросла до 40 магазинов (прим. ред. - в т.ч. 2 - по франчайзингу). Расширилась и география присутствия компании: теперь сетью охвачено 24 города в 8 регионах России. В 2005 году было открыто 14 собственных магазинов бытовой электроники и два по франчайзингу общей торговой площадью 32 тысячи кв. м. Кроме того, в завершающемся году началось развитие сети книжных магазинов «Книжный двор»: открылся гипермаркет в Казани (более 2000 кв. м.) и магазин в Чебоксарах, работают книжные отделы в магазинах бытовой электроники.

Вследствие оптимизации розничной сети в 1 полугодии 2005 года произошел рост розничного товарооборота на 28,5% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года.

Динамика оптового товарооборота в 1 полугодии 2005 год, несмотря на одинаковый сезонный тренд, выросла еще больше, по сравнению с прошлым годом на 176,1%.

Это самый высокий показатель группы компаний DOMO за 7 лет ее существования.

Таким образом, если совокупный товарный оборот (розница и опт) в 2004 году составил $ 110 млн, то прогнозируемый совокупный товарный оборот на 2005 год – $ 200 млн.

2005 год стал годом не только количественных, но и качественных преобразований и переформатирования магазинов. Закрывались маленькие и неудобные магазины. С этого года все магазины вне зависимости от величины города работают в одном формате, что подразумевает единую маркетинговую политику, единые стандарты торговой площади, единый стиль оформления, единый ассортимент и единый набор услуг. В компании на сегодняшний день работает более 2000 человек персонала.

Крупными событиями 2005 года стал запуск франчайзинговой программы и подготовка к выпуску облигационного займа.

В начале 2005 года компания DOMO начала осуществлять франчайзинговые проекты. В сентябре состоялось открытие гипермаркета (2500 кв.м.) в Нижнем Новгороде. Первым партнером франчайзинговой программы стал торгово-промышленная группа «Базис» в Нижнем Новгороде. 18 ноября открылся магазин в Омске (1200 кв. м.). В 2006 году в этих городах будет построена сеть не менее чем из 3 магазинов. Компания рассматривает франчайзинг как форму консалтинга, в ходе которого происходит постановка работы магазина «от и до» в соответствии со стандартами компании по качеству работы и уровню клиентоориентации. Сама компания DOMO также использует возможности, предоставляемые франчайзингом. DOMO купила франшизу на развитие сети салонов сотовой связи «Цифроград» и развивает этот бизнес shop in shop в магазинах своей сети.

Планы на 2006 год

Торговая компания DOMO разработала стратегический план развития сети до 2008 года.

Среди стратегических целей ТК DOMO:

• вхождение в пятерку лидеров российского розничного рынка бытовой техники

• достижение рентабельности к 2008 году в 7% от совокупного оборота

• доведение ежемесячного дохода (реализуемой торговой наценки) до 3-4 тысяч рублей/кв.метр

• достижение доли рынка в мелких и средних городах присутствия до 50 процентов

Развитие сети магазинов

На 2006 год запланирован запуск программы развития сети в малых городах (не менее 15 магазинов). Планируется увеличить число магазинов до 56, а количество регионов присутствия до 17.

На январь 2006 года запланировано размещение облигационного займа по открытой подписке объемом в 1 млрд рублей. Стремительное развитие сети требует инвестиций.

Компания DOMO стала инициатором и соорганизатором первой «Всероссийская конференция региональных торговых операторов».

Судя по высокому интересу к конференции со стороны региональных торговых компаний, вендоров, сервисных компаний и банков (а на форум приехали 112 представителей этих бизнес-струкутр из 23 российских городов от Рязани до Комсомольска-на–Амуре) и количеству поднятых там проблем, необходимость подобных встреч чрезвычайно велика.

Активно обсуждаемая сейчас в прессе тенденция смещения центра бизнеса розничной торговли из столицы в российские регионы нашла подтверждение в выступлениях участников конференции.

Основной неудовлетворенный спрос населения на бытовую технику и электронику сосредоточен именно в регионах, где рост рынка ожидается на уровне не менее 10% в течение ближайших 3-5 лет. Поэтому именно регионы становятся центром развития рынка бытовой электроники.

Положительные моменты работы компании:

Появление новой марки холодильников «Электрофрост» (Electrofrost), разработанных для продажи в ТК DOMO

Первая модель «Электрофрост» (Elektrofrost -148) в продаже появилась в начале августа и стала лидером продаж. Так, первая партия этих холодильников была распродана с феноменальной скоростью – в три дня.

Фестиваль LG

В конце сентября на Ярмарочной площади в Казани состоялся фестиваль LG, организованный совместно с ТК DOMO, собравший несколько тысяч друзей торговой компании. Поводом для встречи стала акция, которая проходила в магазинах сети DOMO. При покупке техники LG каждый покупатель заполнял купон и становился участником розыгрыша. Призы – 9 видеоприставок караоке на татарском языке, специально разработанных LG по заказу компании DOMO, и супер-приз - плазменный телевизор – нашли своих обладателей на фестивале LG.

Программа «Отличник»

01 сентября, в День знаний практически во всех школах Казани, Чебоксар и Чистополя стартовала программа «Отличник», инициированная Республиканским общественным движением «Забота» и торговой компанией DOMO. Общественное движение «Забота» и торговая компания DOMO задались целью в течение учебного года разъяснить детям, что знания – это капитал, необходимый для построения успешного будущего и мотивировать их на отличную учебу.

По итогам первого и второго учебного полугодий все казанские отличники получат именные благодарственные письма и денежные стипендии от компании DOMO. В конце года по 15 лучших учеников от каждого района Казани получат в подарок сотовые телефоны. Но только один из всех казанских отличников по итогам розыгрыша сможет свозить будущим летом своих родителей на отдых в Египет.

Товары почтой

В конце октября для сельских жителей Татарстана торговая компания DOMO, первой среди ритейлоров, работающих на местном рынке, запустила программу «Товары-почтой». В программу включились почтовики районных центров и деревень Лаишевского, Рыбнослободского, Высокогорского, Пестречинского и Верхнеуслоноского районов. Появление новой программы продиктовано желанием уравнять в правах на комфорт городских и сельских жителей. В подавляющем большинстве районных центров, не говоря уж о деревнях, нет магазинов бытовой техники. Путь сельчан к плодам научно-технического прогресса и как следствие более комфортным условиям жизни гораздо длиннее, чем у горожан. Мы решили устранить эту несправедливость. Строить магазин в каждой деревне – экономически неоправданно, но наладить обеспечение районов товаром через почту – выгодно и населению, и компании, и почте.

Татарское караоке

Компания DOMO стала дистрибьютером первых DVD-дисков с записью татарского караоке, вобравшего полторы тысячи народных и авторских песен. Этот проект осуществили совместно правительство Татарстана, мировой производитель бытовой техники LG и холдинговая компания «Ак Барс». Стратегический партнер LG в Поволжье - торговая компания DOMO будет оказывать этому проекту всяческую поддержку.

Корейский производитель инвестировал в проект татарского караоке около $1 млн. В рамках проекта была создана специальная модель DVD-плеера четвертого поколения, которая распознает все символы татарского алфавита.

Введены социальные и кредитные программы

В августе 2005 года был запущен новый кредит, предназначенный для покупки товаров высокого ценового сегмента, таких как плазменные и жидкокристаллические телевизоры, холодильники side-by-side, ноутбуки, встраиваемая техника и другие. Данное предложение от компании DOMO и «Татфондбанка» – первое предложение подобного рода на местном рынке. Благодаря новым кредитным условиям товары high-класса становятся доступными для широкого круга населения. С лета список уникальных кредитных схем DOMO пополнила специальная рассрочка для пенсионеров.

01 октября 2005 года была внедрена «учительская» рассрочка, благодаря которой все работники системы образования могут приобрести бытовую технику по схеме 0/0/10, не опасаясь отказа

 

Интервью
Декоративное изображение

Гнел Амирян, «Здрасте»: «Мы делаем ставку на жилые районы за МКАД, где емкость рынка на 8 тыс. жителей – 3–4 кофейни»

Фрилансеры, мамы с детьми, новые пенсионеры и зумеры – кто и зачем идет в кофейню у дома.

Декоративное изображение