54-ФЗ. Онлайн-кассы
Маркировка товаров
28 октября 2022, 12:38 2364 просмотра

Штрафы за нарушение маркировки товаров

БИФИТ Касса

За нарушение правил при работе с маркированными товарами предусмотрена административная и уголовная ответственность. Чтобы бизнес не попадал под санкции, необходимо понимать, как правильно работать с маркировкой. В новой статье разбираемся, за что можно получить штраф, как предпринимателям розничной торговли избежать нарушений, а также правильно реализовывать маркировку с помощью кассовой программы.

Что такое маркировка товаров?

Маркировка – это процесс нанесения уникального кода на товар, который позволяет отслеживать, кто и когда его произвёл, ввёз в страну и на каком этапе реализации он находится. Для разных товаров предусмотрено два типа маркировки. К примеру, сигареты маркируют штрихкодами Data Matrix, а меховые изделия – RFID-метками (микрочипами), в которых зашифрована информация о товаре.

При ввозе продукции в Россию, производитель или импортёр также обязан ставить марку на товар. Без неё он считается контрафактным.

Какие товары подлежат маркировке?

Список товаров, которые подлежат маркировке, поэтапно пополняется. К 2024 году национальная система охватит все отрасли промышленности – от лекарств до детского питания. В систему маркировки уже входят:

  • Молочная продукция;
  • Обувь;
  • Упакованная вода;
  • Шубы;
  • Лекарства;
  • Духи и туалетная вода;
  • Табак;
  • Шины и покрышки;
  • Товары лёгкой промышленности;
  • Фотоаппараты и лампы-вспышки.

Также запущены пилотные проекты, в рамках которых некоторые категории товаров маркируются в добровольном порядке:

  • БАДы к пище – эксперимент проходит с 1 мая 2021 года по 28 февраля 2023 года;
  • Велосипеды – эксперимент проводился с 16 сентября 2019 года по 31 мая 2020 года, с 1 марта 2023 года маркировка станет обязательной для велосипедов и велосипедных рам;
  • Пиво и слабоалкогольные напитки – эксперимент проводится с 1 апреля 2021 года по 28 февраля 2023 года;
  • Кресла-коляски – эксперимент завершён 1 июня 2021 года;
  • Антисептики – эксперимент проходит с 1 августа 2021 года по 28 февраля 2023 года;
  • Медицинские изделия – эксперимент проводится с 15 февраля 2022 года по 28 февраля 2023 года.

Штрафы за нарушения маркировки

Бывает несколько ситуаций, когда производитель или продавец не выполняет требований при работе с маркированными товарами и получает штраф. 

  • Отсутствие кода маркировки на товаре – самое очевидное нарушение. Если на продукцию не нанести Data Matrix, бизнес могут оштрафовать, а товар – конфисковать.
  • Производство, перевозка, хранение и продажа товаров с поддельными кодами маркировки. За нарушение предусмотрена уголовная ответственность по статье 171.1 УК РФ.
  • Нарушение максимальной розничной цены (МРЦ). Это касается табачной продукции: сведения о МРЦ печатаются на каждой пачке сигарет – они зашиты в код Data Matrix. Продавать продукцию выше этой стоимости – запрещено.
  • Отсутствие регистрации в «Честном Знаке» в установленные сроки. Для каждой группы товаров установлены определённые сроки регистрации в системе маркировки. Если их нарушить, предприниматель получит штраф.
  • Розничная продажа товаров без передачи сведений в «Честный знак» о выводе из оборота. Если при продаже не сканировать коды маркировки или, например, у магазина не установлена онлайн-касса для работы с маркированной продукцией, можно также получить штраф.
  • Товары не введены в оборот. Если заказать коды маркировки, нанести их на товары, но не ввести в оборот, то продавать продукцию нельзя. Обязательное условие перед продажей – ввод товаров в оборот (ввоз, хранение, траспортировка, получение и продажа продукции).
  • Ввод в оборот товаров без разрешительной документации или с неверными сведениями о разрешительной документации. Если при вводе товаров в оборот не указать сопроводительную документацию или отразить неверные данные, бизнес могут оштрафовать. Данное требование не касается остатков товаров, введённых в оборот  по упрощенной схеме. 
  • Передача товаров юрлицу без отправки информации о ней в «Честный Знак». При передачи маркированного товара другому участнику оборота, нужно направлять данные с кодами Data Matrix в систему маркировки через электронный документооборот (ЭДО);
  • Нарушение сроков передачи сведений в систему. Вводить продукцию в оборот необходимо до начала продажи. На отправку данных о передаче даётся 3 дня. При получении товара также даётся 3 дня на проверку и подтверждение документов в «Честном Знаке».
  • Нарушение сроков передачи сведений о лекарствах в «Честный Знак». Вводить продукцию в оборот необходимо до начала продажи лекарства. На отправку данных о передаче прав на товары даётся 1 день: при обратном порядке подачи сведений — 1 день с даты приёмки препаратов, при прямом порядке — 1 день с фактической даты отгрузки. После этого подтверждения товар можно продавать дальше.
  • Возврат в оборот товаров, владельцем которого вы не являетесь. Если возвращать в оборот товар, который не принадлежал вам, то можно получить штраф. Перед возвратом в оборот нужно проверить: был ли код маркировки на вашем балансе в «Честном Знаке».

Подробнее о том, за что можно получить штраф, читайте по ссылке.

Как бизнесу работать с маркировкой?

Чтобы законно работать и не попадать под санкции, нужно:

  • На товары, подлежащие обязательной маркировке, наносить коды Data Matrix;
  • Проверять коды на продукции и коды в сопровождающих документах – они должны быть одинаковые;
  • Если Data Matrix утерян или повреждён, нужно делать перемаркировку товаров, чтобы код возможно было отсканировать.

Перед продажей маркированных товаров нужно проверить, чтобы рабочее место кассира (РМК) было обеспечено:

  • Онлайн-кассой, зарегистрированной под формат фискальных документов (ФФД) 1.2;
  • Кассовым ПО с поддержкой ФФД 1.2;
  • Фискальным накопителем ФН-1.1М;
  • 2D-сканером для считывания Data Matrix.

На примере программы «Касса Розница» разберём, как продавать маркированную продукцию.

  • Перед продажей в веб-кабинете создайте товар с признаком маркировки [M];
  • При продаже на кассе отсканируйте код Data Matrix;
  • После того, как «Честный Знак» подтвердит валидность марки, сформируется фискальный чек: произойдёт выбытие кода маркировки и товар спишется из остатков.

На нашей WIKI можно найти подробные инструкции, как продавать маркированную продукцию в приложении «Касса Розница» на Desktop и Android.

Зарегистрируйтесь в личном кабинете, скачайте программу «Касса Розница» и получите первые 14 дней тарифа «Касса Плюс» бесплатно. Начните работать с маркированными товарами уже сегодня.

Статья относится к тематикам: 54-ФЗ. Онлайн-кассы, Маркировка товаров
Поделиться публикацией:
Источник: БИФИТ Касса
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Штрафы за нарушение маркировки товаров

За нарушение правил при работе с маркированными товарами предусмотрена административная и уголовная ответственность. Чтобы бизнес не попадал под санкции, необходимо понимать, как правильно работать с маркировкой. В новой статье разбираемся, за что можно получить штраф, как предпринимателям розничной торговли избежать нарушений, а также правильно реализовывать маркировку с помощью кассовой программы.

Что такое маркировка товаров?

Маркировка – это процесс нанесения уникального кода на товар, который позволяет отслеживать, кто и когда его произвёл, ввёз в страну и на каком этапе реализации он находится. Для разных товаров предусмотрено два типа маркировки. К примеру, сигареты маркируют штрихкодами Data Matrix, а меховые изделия – RFID-метками (микрочипами), в которых зашифрована информация о товаре.

При ввозе продукции в Россию, производитель или импортёр также обязан ставить марку на товар. Без неё он считается контрафактным.

Какие товары подлежат маркировке?

Список товаров, которые подлежат маркировке, поэтапно пополняется. К 2024 году национальная система охватит все отрасли промышленности – от лекарств до детского питания. В систему маркировки уже входят:

  • Молочная продукция;
  • Обувь;
  • Упакованная вода;
  • Шубы;
  • Лекарства;
  • Духи и туалетная вода;
  • Табак;
  • Шины и покрышки;
  • Товары лёгкой промышленности;
  • Фотоаппараты и лампы-вспышки.

Также запущены пилотные проекты, в рамках которых некоторые категории товаров маркируются в добровольном порядке:

  • БАДы к пище – эксперимент проходит с 1 мая 2021 года по 28 февраля 2023 года;
  • Велосипеды – эксперимент проводился с 16 сентября 2019 года по 31 мая 2020 года, с 1 марта 2023 года маркировка станет обязательной для велосипедов и велосипедных рам;
  • Пиво и слабоалкогольные напитки – эксперимент проводится с 1 апреля 2021 года по 28 февраля 2023 года;
  • Кресла-коляски – эксперимент завершён 1 июня 2021 года;
  • Антисептики – эксперимент проходит с 1 августа 2021 года по 28 февраля 2023 года;
  • Медицинские изделия – эксперимент проводится с 15 февраля 2022 года по 28 февраля 2023 года.

Штрафы за нарушения маркировки

Бывает несколько ситуаций, когда производитель или продавец не выполняет требований при работе с маркированными товарами и получает штраф. 

  • Отсутствие кода маркировки на товаре – самое очевидное нарушение. Если на продукцию не нанести Data Matrix, бизнес могут оштрафовать, а товар – конфисковать.
  • Производство, перевозка, хранение и продажа товаров с поддельными кодами маркировки. За нарушение предусмотрена уголовная ответственность по статье 171.1 УК РФ.
  • Нарушение максимальной розничной цены (МРЦ). Это касается табачной продукции: сведения о МРЦ печатаются на каждой пачке сигарет – они зашиты в код Data Matrix. Продавать продукцию выше этой стоимости – запрещено.
  • Отсутствие регистрации в «Честном Знаке» в установленные сроки. Для каждой группы товаров установлены определённые сроки регистрации в системе маркировки. Если их нарушить, предприниматель получит штраф.
  • Розничная продажа товаров без передачи сведений в «Честный знак» о выводе из оборота. Если при продаже не сканировать коды маркировки или, например, у магазина не установлена онлайн-касса для работы с маркированной продукцией, можно также получить штраф.
  • Товары не введены в оборот. Если заказать коды маркировки, нанести их на товары, но не ввести в оборот, то продавать продукцию нельзя. Обязательное условие перед продажей – ввод товаров в оборот (ввоз, хранение, траспортировка, получение и продажа продукции).
  • Ввод в оборот товаров без разрешительной документации или с неверными сведениями о разрешительной документации. Если при вводе товаров в оборот не указать сопроводительную документацию или отразить неверные данные, бизнес могут оштрафовать. Данное требование не касается остатков товаров, введённых в оборот  по упрощенной схеме. 
  • Передача товаров юрлицу без отправки информации о ней в «Честный Знак». При передачи маркированного товара другому участнику оборота, нужно направлять данные с кодами Data Matrix в систему маркировки через электронный документооборот (ЭДО);
  • Нарушение сроков передачи сведений в систему. Вводить продукцию в оборот необходимо до начала продажи. На отправку данных о передаче даётся 3 дня. При получении товара также даётся 3 дня на проверку и подтверждение документов в «Честном Знаке».
  • Нарушение сроков передачи сведений о лекарствах в «Честный Знак». Вводить продукцию в оборот необходимо до начала продажи лекарства. На отправку данных о передаче прав на товары даётся 1 день: при обратном порядке подачи сведений — 1 день с даты приёмки препаратов, при прямом порядке — 1 день с фактической даты отгрузки. После этого подтверждения товар можно продавать дальше.
  • Возврат в оборот товаров, владельцем которого вы не являетесь. Если возвращать в оборот товар, который не принадлежал вам, то можно получить штраф. Перед возвратом в оборот нужно проверить: был ли код маркировки на вашем балансе в «Честном Знаке».

Подробнее о том, за что можно получить штраф, читайте по ссылке.

Как бизнесу работать с маркировкой?

Чтобы законно работать и не попадать под санкции, нужно:

  • На товары, подлежащие обязательной маркировке, наносить коды Data Matrix;
  • Проверять коды на продукции и коды в сопровождающих документах – они должны быть одинаковые;
  • Если Data Matrix утерян или повреждён, нужно делать перемаркировку товаров, чтобы код возможно было отсканировать.

Перед продажей маркированных товаров нужно проверить, чтобы рабочее место кассира (РМК) было обеспечено:

  • Онлайн-кассой, зарегистрированной под формат фискальных документов (ФФД) 1.2;
  • Кассовым ПО с поддержкой ФФД 1.2;
  • Фискальным накопителем ФН-1.1М;
  • 2D-сканером для считывания Data Matrix.

На примере программы «Касса Розница» разберём, как продавать маркированную продукцию.

  • Перед продажей в веб-кабинете создайте товар с признаком маркировки [M];
  • При продаже на кассе отсканируйте код Data Matrix;
  • После того, как «Честный Знак» подтвердит валидность марки, сформируется фискальный чек: произойдёт выбытие кода маркировки и товар спишется из остатков.

На нашей WIKI можно найти подробные инструкции, как продавать маркированную продукцию в приложении «Касса Розница» на Desktop и Android.

Зарегистрируйтесь в личном кабинете, скачайте программу «Касса Розница» и получите первые 14 дней тарифа «Касса Плюс» бесплатно. Начните работать с маркированными товарами уже сегодня.

54-фз, маркировкаШтрафы за нарушение маркировки товаров
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/shtrafy-za-narushenie-markirovki-tovarov/2022-10-28


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052