О чем речь?
Для производителей и переработчиков неоднородного сырья (напр. птица, свинина содержит мясо разного вида) всегда стоит задача сбалансировать структуру сырья и структуру потребления, чтобы продать выращенное/купленное сырье как можно дороже + избежать порчи готовой продукции.
Пример. Если мы выращиваем мясо птицы, то получаем на выходе целую тушку курицы. При этом продажа осуществляется не только тушкой, а по большей части продаются части разруба (окорочка, грудка, филе, крылья и т.п.) и зачастую проблемы возникают, когда покупатели хотят купить бедро, но нет покупателей на голень (а голень как вы понимаете неизбежно возникает после выделения бедра из окорочка). Учитывая, что такие продукты относятся к категории фреш, то нам нужно либо снижать цену, чтобы быстро продать голень или отправлять в заморозку (что в итоге менее маржинально чем продажа охлаждённой продукции).
Для исключения таких ситуаций необходимо балансировать спрос и структуру сырья как на этапе календарного (месячного/недельного) планирования, так и на этапе ежедневного формирования распоряжений на отгрузку по заказам покупателей.
На практике у нас встречались примеры такой задачи у мясных птицефабрик, у яичных птицефабрик (казалось бы – яйцо, - все просто, но на практике оказывается необходимым балансировать ещё 50 оттенков разнообразия), у производителей свинины (там, где есть убой и разделка). Наверняка есть ещё примеры, просто мы их не встречали. Возможно их знаете вы.
В сегодняшнем материале раскроем то, как задача балансировки сырья была автоматизирована нами на птицефабрике (выращивание, убой и переработка мяса птицы).
Описание решения
Для полного описания необходимо охватить довольно много смежных областей, чтобы решение получилось целостным. Представим наше решение в виде общей вот такой картинки:
В крупную клетку балансировка разделяется на календарную и оперативную:
- Оперативная нужна для формирования задания на разделку на конкретный день (исходя из принятых заказов и планового выпуска птицы). В результате такой балансировки с одной стороны мы получаем задание на производство (отражает каким образом рубить птицу), а с другой – понимание какие заказы мы выполнить не сможем и, следовательно, необходимо согласовать эти изменения с клиентом. На практике бывает, что заказы подтверждаются целиком и всегда и клиент вынужден ждать, когда на складе наберут его заказ из продукции, которой нет на остатке.
- Календарная балансировка необходима чтоб синхронизировать действия маркетинга и продаж. Например, если мы запускаем трейд маркетинговую акцию на бедро в канале А, то нам нужно запустить в аналогичную акцию на голень в канале Б.
И в оперативной и в календарной балансировке задача делится на 2 этапа – расчет потребности сырья + сам этап балансировки потребности с доступным сырьём.
При расчете потребности сырья мы опирались на историю отгрузок, очищенную от вклада акций прошлого периода и скорректированную на коэффициент сезонности, и прибавляли запланированные акции будущего периода.
Для учета акционных приростов был разработан и внедрён модуль по работе с трейд-маркетинговыми акциями, в рамках которого по всем проводимым акциям можно было оценить плановую эффективность (увидеть не только снижение цены, но и увеличение объёмов для прогнозирования отгрузок) и учесть фактически приросты. (эта информация крайне полезна для экономистов и маркетологов, контролирующих эффективность проводимых акций)
Самое интересное было на этапе расчета баланса сырья. Мы в деталях узнали все особенности и возможные варианты разделки тушки. Как результат было сформировано дерево возможных вариантов разделки тушки с нормативными процентами выходов. Далее разработали алгоритм сопоставления потребности в мясе птицы с объёмом доступной живой птицы. В результате применения алгоритма система может самостоятельно определить оптимальный способ разруба тушки для максимального удовлетворения клиентских потребностей + определяет – в какую продукцию распределить оставшееся сырьё.
В итоге были реализованы следующие автоматизированные функции:
- планирование акций
- расчет результатов проведённых акций
- расчет календарного плана продаж
- расчет ежедневной потребности к отгрузке на основании заказов и прогнозов
- учет планов выпуска птицы по птичникам
- учет структуры разделки птицы и нормативов выходов
- балансировка месячного плана продаж (с корректировкой акционных планов)
- балансировка ежедневной потребности и формирование задания на разруб и упаковку
Что получено от использования
За счет регулярного формирования баланса сырья и его спроса нашему клиенту удалось с одной стороны обеспечивать высокий уровень клиентского сервиса по охлаждённой продукции, а с другой – минимизировать объём продукции, допродаваемой в оптовый канал (читай – «сливы» продукции по низкой цене) или отправляемой на заморозку.
Выгоды очевидны – клиенты удовлетворены уровнем сервиса (а для многих этот показатель входит в набор ключевых при выборе партнёра-поставщика), а компания повышает свою рентабельность при прочих равных условиях.