На птицефабриках, как правило, заранее (иногда сильно заранее - до 40 дней) понятен объем мяса курицы, который пойдет на убой. Этот объем необходимо распределить по заказам покупателей и на запас на складе. Кому-то нужна целая тушка, кому-то голени, кому-то филе и т.д
В нашем случае планировщик, имея заказы покупателей и внутренних подразделений, понимая ограничения по загрузке оборудования и карты разделки курицы (у клиента использовалось порядка 250 вариантов разделки курицы), должен определить:
- сможем ли мы на 100% выполнить заказ каждого покупателя
- если все заказы не могут быть исполнены, то определить приоритеты – кого из клиентов будем отгружать, а кого будем ставить в очередь
- сформировать заявку на производство
У нашего клиента планировщик данные задачи выполнял, опираясь только на свой опыт и мудреный Excel. Ситуация еще более усложнялась тем, что у предприятия есть несколько территориально удаленных производственных площадок. Что только добавляет сложности в процесс планирования.
И руководству компании и нам было понятно, что в любой ситуации, где менеджер заболел, ушел в отпуск, уволился, у предприятия могли возникнуть проблемы с исполнением заказов покупателей, т.к. полноценно его заменить просто некем.
Что было сделано?
Основной задачей в проекте было - разработать автоматизированный инструмент на «1С», который:
- сделает оценку исполнимости заказов и повысит ее точность на основании математических алгоритмов
- даст информацию коммерческому отделу для определения приоритетов в отгрузках
- сформирует план-заявку на производство «по волнам» (по сменам)
Совместно с клиентом были определены основные принципы оценки исполнимости заказов, формирования заявки на производство и описаны в математической модели программного продукта. Наши разработчики использовали два основных алгоритма: «жадный алгоритм» и «алгоритм отжига».
Если описать их простыми словами, то имея входную информацию о заказах, картах разделки, ограничениях оборудования, наш автоматизированный инструмент предлагает оптимальный план разруба птицы и формирует документ «Заявка на производство», который менеджер подтверждает или вручную корректирует и далее передает в производство на исполнение.
Так это выглядит в системе:
Комментарии к скриншотам:
Рисунок 1 - Схема разруба.
Рисунок 2 - Общая потребность клиентов в готовой продукции.
Рисунок 3 - План убоя по сменам.
Рисунок 4 - Сбалансированный план убоя.
Безусловно, инструмент нельзя назвать полноценной заменой человеку, т.к. окончательное решение по заявке на производство все равно принимает менеджер. Однако, получив инструмент, который вобрал в себя мастерство практиков по планированию производства, степень исполнимости клиентских заказов существенно выросла.
Если у кого-то из птицефабрик есть схожая ситуация с неавтоматизированными процессами разделки птицы и планирования производства, то будем готовы поделиться данным автоматизированным инструментом. Обращайтесь, будем рады помочь.
(с) Константа - автоматизация пищевых предприятий.