В 2017 году рынок FMCG-ритейла изменился: ускорилась ротация игроков, усилилось госрегулирование, на первый план вышли проблемы кибербезопасности, обусловленные диджитализацией ритейла, а потребительский спрос оставался довольно слабым. Результатом стало замедление темпов прироста суммарной выручки FMCG-сетей с 16% в 2016 г. до 12% в 2017 году, а также замедление LFL-показателей (выручка, трафик, средний чек) у большинства крупных ритейлеров. Продуктовый ритейл работает в условиях сложной макроэкономической конъюнктуры, сталкиваясь со всеми проблемами стагнирующего рынка.
Уже в 2016 г. темпы прироста выручки и чистой прибыли у топ-15 FMCG-сетей начали замедляться, а у ГК «Ашан» и ГК «Холидей» они были отрицательными (-3,2% и -3,9% соответственно). На конец января 2018 г. предварительные финансовые результаты опубликовали X5 Retail Group, «Магнит», «Лента», «Дикси» и «ОКей», лидером по объему выручки и темпам ее прироста стала X5 Retail Group (1286,9 млрд руб., что на 25,5% выше показателя 2016 г.). «Магнит» продемонстрировал прирост выручки ниже прогнозного показателя (6,4% против 8-10%, 1143,3 млрд руб.) и переместился на второе место в рейтинге FMCG-сетей по обороту за 2017 год.
У X5 Retail Group в 2017 г. выросли трафик и средний чек (25,3% и 0,1% соответственно), наиболее заметно вырос средний чек в гипермаркетах «Карусель» и супермаркетах «Перекресток» (6,7% и 3,5% соответственно), при этом по количество покупок сильнее всего выросло в магазинах шаговой доступности «Пятерочка» (28,5%). Сопоставимые средний чек, трафик и продажи по всем магазинам компании выросли на 2,3%, 3,0% и 5,4% соответственно, что говорит о повышении эффективности и интенсивном росте финансовых и операционных показателей. Торговая площадь и количество магазинов выросли на 27,4% и 31,9% по итогам 2017 года.
У «Магнита» по итогам прошлого года трафик вырос на 5,9%, торговая площадь – на 13,6%, данные по динамике среднего чека пока не опубликованы. Драйвером роста выручки остаются магазины шаговой доступности «Магнит» (+7,1%) и дрогери «Магнит Косметик» (+22,2%). LFL-показатели за 2017 год снизились: средний чек – на 0,2%, трафик – на 3,2%, продажи – на 3,4%.
У ГК «Лента» выручка выросла на 19,2%, до 365,2 млрд руб., сопоставимые продажи выросли на 0,9% по сравнению с 2016 годом. LFL трафик сократился на 1,4% при одновременном росте LFL среднего чека на 2,3%. В 2017 г. компания открыла 40 новых гипермаркетов и 49 новых супермаркетов, торговая площадь выросла на 236 тыс. кв. метров.
ГК «Дикси» закончила год с отрицательной динамикой выручки (-9,3%, 282,3 млрд руб.), общее число магазинов сократилось на 99 точек, торговая площадь – на 3%. Средний чек сократился на 0,6% по всем магазинам, в том числе по магазинам дивизиона «Дикси» - на 1,3%, дивизиона «Виктория» - на 1,5%, дивизиона «Мегамарт» - на 1,4 процента. LFL-продажи сократились на 10,9% по итогам 2017 года.
ГК «ОКей» подвела предварительные итоги 2017 года, сообщив о росте розничной выручки на 1,1% по сравнению с 2016 годом (показатель не учитывает супермаркеты «ОКей», проданные X5 Retail Group). LFL-продажи магазинов снизились на 1,4% по сравнению с 2016 г., средний чек вырос на 0,8%, трафик сократился на 2,2 процента. Розничная выручка дискаунтеров «ДА!» выросла на 81,8% в 2017 г., гипермаркетов «ОКей» - снизилась на 1,6 процента.
Топ-15 FMCG-сетей по объему выручки в 2016-2017 годах | |||||||||
№ | УК | Название сети | Формат | Выручка в 2016 г., млрд руб., без НДС | % | Выручка в 2017 г., млрд руб., без НДС | % | Количество магазинов, декабрь 2017 | Торговая площадь, тыс. м2, декабрь 2017 |
1 | X5 Retail Group N.V. | Пятерочка, Перекресток, Карусель, Перекресток-Экспресс | магазин у дома, гипермаркет, супермаркет, ИМ | 1 025,60 | 27,5 | 1 286,90 | 25,5 | 12121 | 5479,7 |
2 | ТАНДЕР, АО | Магнит, Магнит Семейный, Магнит Косметик | магазин у дома, гипермаркет, дрогери | 1 074,80 | 13,1 | 1 143,30 | 6,4 | 16350 | 5754,9 |
3 | АШАН, ООО | Ашан, Ашан Сити, Мой Ашан, Наша Радуга, Lillapois | гипермаркет, супермаркет, дрогери, ИМ | 333,1 | -3,2 | н/д | н/д | 350* | 1057,7** |
АТАК, ООО | Атак | Супермаркет | 70,5 | 1 | н/д | н/д | 173* | 147,1** | |
4 | ЛЕНТА, ООО | Лента | супермаркет, гипермаркет | 306,4 | 21,2 | 365,2 | 19,2 | 328 | 1382,1 |
5 | ДИКСИ ЮГ, АО | Дикси, Мегамарт, Минимарт, Виктория, Квартал, КЭШ, Дешево | гипермаркет, супермаркет, магазин у дома, cash&carry | 301,6 | 14,3 | 282,3 | -9,3 | 2703 | 927,1 |
6 | МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ, ООО | Метро Кэш энд керри, Фасоль | cash&carry, магазин у дома | 268,6 | 2,7 | н/д | н/д | 340 (90 METRO, 250 - Фасоль)** | 718** |
7 | О КЕЙ, ООО | О'Кей, О'Кей Экспресс, Да! | супермаркет, гипермаркет, дискаунтер | 175,5 | 8 | 174,3 | 1,1 | 145 | 577,8 |
в т. ч. ФРЕШ МАРКЕТ, ООО | ДА! | дискаунтер | 5,9 | в 8,3 раза | 10,3 | 81,8 | 67 | 46,2 | |
8 | ГИПЕРГЛОБУС, ООО | Глобус | гипермаркет, ИМ | 82,7 | 16,6 | н/д | н/д | 13 | 147,0** |
9 | ТД ИНТЕРТОРГ, ООО | Народная 7Я, Идея, Spar | дискаунтер, супермаркет | 77,6 | 9 | н/д | н/д | 591 | 263** |
10 | РОЗНИЦА К-1, ООО | Мария-Ра | магазин у дома, супермаркет | 76,3 | 18,8 | н/д | н/д | 976 | 352,0** |
11 | ЭЛЕМЕНТ-ТРЕЙД, ООО | Монетка, СуперМонетка | дискаунтер, супермаркет, ИМ | 71,3 | 11,2 | н/д | н/д | 1052 | 401,4** |
в т. ч. ФОКУС-РИТЕЙЛ, ООО | РАЙТ | супермаркет | 14,8 | 4,3 | н/д | н/д | 29 | 72,5** | |
12 | БЭСТ ПРАЙС, ООО | Fix Price (Фикс Прайс) | супермаркет одной цены | 58,3 | 10 | н/д | н/д | 2477 | 619,3** |
13 | КОМПАНИЯ ХОЛИДЕЙ, ООО | Холидей Классик, Кора, Сибириада, Холди, Палата | дискаунтер, магазин у дома, гипермаркет, супермаркет | 56,5 | -3,9 | н/д | н/д | 470** | 380** |
14 | ГОРОДСКОЙ СУПЕРМАРКЕТ, ООО | Азбука Вкуса, АВ Дейли, | супермаркет, магазин у дома, ИМ | 51,8 | 13 | н/д | н/д | 158 | 93,9 |
АВ Маркет, Энотека | |||||||||
15 | ГК ТОРГСЕРВИС | Светофор | дискаунтер | 45,7** | н/д | 60 | 31,3** | 638 | 574,2** |
* - сентябрь 2017 г. | |||||||||
** - оценка M.A. Research | |||||||||
Источник: данные компаний, СПАРК-Интерфакс, расчеты и оценка M.A. Research | |||||||||
ИМ – интернет-магазин |