Крупные мировые ритейлеры
Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Логистика в ритейле
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
Логистика
9 октября 2021, 07:00 9670 просмотров

Наталья Грехова «Перекрёсток»: «Партнерство с поставщиками выгоднее, чем перетягивание одеяла»

С оптимизацией и повышением эффективности процессов ритейлеры и поставщики работают уже много лет. Но сейчас, в условиях экономической турбулентности, компании ищут новые возможности в открытости и совместных партнерских win-win решениях. О том, как продвинулась в этом направлении Х5 Group, рассказала Наталья Грехова, директор по цепочкам поставок сети «Перекрёсток», на конференции X5 Dialog 2021.

Фото: X5 Group

– Изменение потребительского поведения сильно повысило волатильность спроса. Учитывая этот тренд, как Х5 Group меняет подход к обеспечению доступности товаров?

– Да, потребительский спрос сильно изменился. Пандемия внесла свои коррективы в поведение потребителя. Если говорить про доступность продукта на полке, то основной залог успеха – это правильно и быстро реагировать на новые тренды, паттерны поведения покупателей. Наверное, единственный способ оставаться интересным и востребованным для покупателя – это использовать цифровые решения.

В частности, системы прогнозирования на основе машинного обучения, которые мы запустили в «Перекрёстке» в этом году. Сначала мы сфокусировались на прогнозировании потребности в промо, где добились определенных успехов, а сейчас фокусируемся на прогнозировании базовых продаж. Здесь технология позволяет нам отслеживать каннибализацию – сокращаются ли продажи старых товаров из-за выхода новых. На данный момент мы планируем понедельно, а в следующем году хотим сделать подневное и даже почасовое планирование, используя чековую аналитику, чтобы оценивать, как в течение дня меняется поведение покупателя. Это очень важно для понимания, когда лучше привезти продукт, чтобы покупатель точно нашел его на полке максимально свежим и качественным. Мне кажется, без таких мощных цифровых решений сейчас невозможно представить работу крупной сети. Только представьте: 18 тысяч позиций, тысячи магазинов, и это все нужно умножить на количество дней и на специфику потребления в течение дня – конечно, человеческий мозг с таким объемом информации не справится, его необходимо дополнять машинным обучением.

Фото: X5 Group

– С какими вызовами вы встречаетесь в управлении цепочками поставок?

– Самая главная проблема, с которой сталкивается весь рынок – и сети, и производители, – это нехватка персонала. Пандемия усугубила ситуацию, люди стали меньше взаимодействовать, закрылись границы для ближнего зарубежья, откуда ранее приходили желающие трудоустроиться. Второй ярко выраженный тренд – это проблема с транспортом. Повышение цен на металл привело к дефициту машин. Есть проблемы и с водителями – мы наблюдаем тренд на увеличение среднего возраста: молодые люди не приходят в эту профессию, а переключаются на более простые виды деятельности, например, работают курьерами в онлайн-торговле. Конечно, такой дефицит профессиональных кадров создает риски для устойчивости в сфере поставок. Одно из следствий – в этом году мы видим снижение входящего сервиса от поставщиков. И это повод для совместного поиска решений.

– Какие решения по взаимодействию с поставщиками в Х5 Group уже реализованы?

– Фундаментально есть два больших направления. Первое – это совместное планирование, которое включает в себя обмен данными между сетью и поставщиком, анализ узких мест и их устранение. Его цель – доступность продуктов на полке. В «Перекрёстке» и «Пятёрочке» в этой области мы достигли очень хороших успехов. И на конференции X5 Dialog 2021 ряд поставщиков получили заслуженные призы за совместную деятельность и классное развитие.

Второе направление – это логистические решения, нацеленные на повышение эффективности цепочки поставок. Сегодня мы показали нашим поставщикам 12 решений, которые уже внедрены Х5 Group. Инноваций, действительно, очень много, но о них мало кто знает, и одна из задач – рассказать и показать их нашим партнерам. Тем более что все решения разные – одни предназначены для маленьких поставщиков с неразвитой логистической инфраструктурой, другие – для больших монстров, которые имеют логистические мощности, сравнимые с Х5 Group. Также есть решения для поставщиков конкретных категорий, например, ФРОВ или фреш. Часть решений нацелена на снижение количества транспортных средств, необходимых для перемещения, а также утилизации транспорта (соотношение фактического объема перевозимого груза и полной вместимости транспортного средства). И есть большой блок решений, направленных на складскую эффективность.

Например, представьте, что вы поставщик, у которого очень широкий портфель, но при этом оборачиваемость каждой конкретной позиции достаточно низкая, – это значит, что вам приходится возить часто и немного, то есть по сути «возить воздух». Но если мы совместно находим решение, при котором на одной палете размещаем сразу несколько позиций (а такие решения уже есть в нашей сети), то это позволяет вам значительно увеличить утилизацию машины и снизить логистические затраты. Понятно, что в этом случае затраты возникают на стороне сети, но если смотреть комплексно, то в целом мы имеем возможность снизить затраты всей логистической экосистемы. А дальше договариваемся и смотрим, каким образом от этого выигрывает покупатель.

Фото: X5 Group

– Какие дальнейшие шаги по развитию цепочек поставок Х5 Group планирует в ближайший год?

– Если говорить про блок совместного планирования, то мы двигаемся в сторону открытости данных, и со стороны Х5 Group будем пилотировать два разных подхода, чтобы понять, какой из них даст лучший результат для нас и для поставщиков и какой в конечном итоге мы будем масштабировать.

Первый подход будет пилотироваться в «Пятёрочке». Это CPFR – совместное планирование, прогнозирование и пополнение. Второй в следующем году мы опробуем на «Перекрёстке» – это программа «Имплант», когда штатный сотрудник со стороны поставщика будет работать внутри нашей сети. Посмотрим на результаты, интерес со стороны поставщиков, а самое главное – оценим, что даст лучший эффект для потребителя.

Если говорить про логистические решения, то мы будем масштабировать уже существующие, среди которых есть несколько принципиально новых, требующих от нас определенного уровня доверия к поставщикам и открытости. Речь идет о приемке товара на площадке поставщика. Так мы контролируем качество продукта еще до его прихода на наш РЦ.

Также планируем попробовать доверительную приемку с крупными игроками, которые в принципе имеют очень высокие внутренние стандарты качества, и ранее при проверке мы никогда не находили никаких отклонений. Это хорошая win-win-история, поставщики уменьшат количество времени, которое машины проводят у нас на РЦ, а мы – административные затраты.

– Получается, что вы находите новые решения в изменении сознания сети и поставщиков.

– На мой взгляд, новые возможности можно найти в открытости и партнерских связях. Это ситуация, когда партнерство выгоднее, чем перетягивание одеяла. Мы поставили смелую амбициозную задачу и через год посмотрим, как с ней справимся.

Посмотрите видео с Натальей Греховой:

Retail.ru

Материал создан по следам мероприятия Х5 Dialog 2021

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Наталья Грехова «Перекрёсток»: «Партнерство с поставщиками выгоднее, чем перетягивание одеяла»

С оптимизацией и повышением эффективности процессов ритейлеры и поставщики работают уже много лет. Но сейчас, в условиях экономической турбулентности, компании ищут новые возможности в открытости и совместных партнерских win-win решениях. О том, как продвинулась в этом направлении Х5 Group, рассказала Наталья Грехова, директор по цепочкам поставок сети «Перекрёсток», на конференции X5 Dialog 2021.

Фото: X5 Group

– Изменение потребительского поведения сильно повысило волатильность спроса. Учитывая этот тренд, как Х5 Group меняет подход к обеспечению доступности товаров?

– Да, потребительский спрос сильно изменился. Пандемия внесла свои коррективы в поведение потребителя. Если говорить про доступность продукта на полке, то основной залог успеха – это правильно и быстро реагировать на новые тренды, паттерны поведения покупателей. Наверное, единственный способ оставаться интересным и востребованным для покупателя – это использовать цифровые решения.

В частности, системы прогнозирования на основе машинного обучения, которые мы запустили в «Перекрёстке» в этом году. Сначала мы сфокусировались на прогнозировании потребности в промо, где добились определенных успехов, а сейчас фокусируемся на прогнозировании базовых продаж. Здесь технология позволяет нам отслеживать каннибализацию – сокращаются ли продажи старых товаров из-за выхода новых. На данный момент мы планируем понедельно, а в следующем году хотим сделать подневное и даже почасовое планирование, используя чековую аналитику, чтобы оценивать, как в течение дня меняется поведение покупателя. Это очень важно для понимания, когда лучше привезти продукт, чтобы покупатель точно нашел его на полке максимально свежим и качественным. Мне кажется, без таких мощных цифровых решений сейчас невозможно представить работу крупной сети. Только представьте: 18 тысяч позиций, тысячи магазинов, и это все нужно умножить на количество дней и на специфику потребления в течение дня – конечно, человеческий мозг с таким объемом информации не справится, его необходимо дополнять машинным обучением.

Фото: X5 Group

– С какими вызовами вы встречаетесь в управлении цепочками поставок?

– Самая главная проблема, с которой сталкивается весь рынок – и сети, и производители, – это нехватка персонала. Пандемия усугубила ситуацию, люди стали меньше взаимодействовать, закрылись границы для ближнего зарубежья, откуда ранее приходили желающие трудоустроиться. Второй ярко выраженный тренд – это проблема с транспортом. Повышение цен на металл привело к дефициту машин. Есть проблемы и с водителями – мы наблюдаем тренд на увеличение среднего возраста: молодые люди не приходят в эту профессию, а переключаются на более простые виды деятельности, например, работают курьерами в онлайн-торговле. Конечно, такой дефицит профессиональных кадров создает риски для устойчивости в сфере поставок. Одно из следствий – в этом году мы видим снижение входящего сервиса от поставщиков. И это повод для совместного поиска решений.

– Какие решения по взаимодействию с поставщиками в Х5 Group уже реализованы?

– Фундаментально есть два больших направления. Первое – это совместное планирование, которое включает в себя обмен данными между сетью и поставщиком, анализ узких мест и их устранение. Его цель – доступность продуктов на полке. В «Перекрёстке» и «Пятёрочке» в этой области мы достигли очень хороших успехов. И на конференции X5 Dialog 2021 ряд поставщиков получили заслуженные призы за совместную деятельность и классное развитие.

Второе направление – это логистические решения, нацеленные на повышение эффективности цепочки поставок. Сегодня мы показали нашим поставщикам 12 решений, которые уже внедрены Х5 Group. Инноваций, действительно, очень много, но о них мало кто знает, и одна из задач – рассказать и показать их нашим партнерам. Тем более что все решения разные – одни предназначены для маленьких поставщиков с неразвитой логистической инфраструктурой, другие – для больших монстров, которые имеют логистические мощности, сравнимые с Х5 Group. Также есть решения для поставщиков конкретных категорий, например, ФРОВ или фреш. Часть решений нацелена на снижение количества транспортных средств, необходимых для перемещения, а также утилизации транспорта (соотношение фактического объема перевозимого груза и полной вместимости транспортного средства). И есть большой блок решений, направленных на складскую эффективность.

Например, представьте, что вы поставщик, у которого очень широкий портфель, но при этом оборачиваемость каждой конкретной позиции достаточно низкая, – это значит, что вам приходится возить часто и немного, то есть по сути «возить воздух». Но если мы совместно находим решение, при котором на одной палете размещаем сразу несколько позиций (а такие решения уже есть в нашей сети), то это позволяет вам значительно увеличить утилизацию машины и снизить логистические затраты. Понятно, что в этом случае затраты возникают на стороне сети, но если смотреть комплексно, то в целом мы имеем возможность снизить затраты всей логистической экосистемы. А дальше договариваемся и смотрим, каким образом от этого выигрывает покупатель.

Фото: X5 Group

– Какие дальнейшие шаги по развитию цепочек поставок Х5 Group планирует в ближайший год?

– Если говорить про блок совместного планирования, то мы двигаемся в сторону открытости данных, и со стороны Х5 Group будем пилотировать два разных подхода, чтобы понять, какой из них даст лучший результат для нас и для поставщиков и какой в конечном итоге мы будем масштабировать.

Первый подход будет пилотироваться в «Пятёрочке». Это CPFR – совместное планирование, прогнозирование и пополнение. Второй в следующем году мы опробуем на «Перекрёстке» – это программа «Имплант», когда штатный сотрудник со стороны поставщика будет работать внутри нашей сети. Посмотрим на результаты, интерес со стороны поставщиков, а самое главное – оценим, что даст лучший эффект для потребителя.

Если говорить про логистические решения, то мы будем масштабировать уже существующие, среди которых есть несколько принципиально новых, требующих от нас определенного уровня доверия к поставщикам и открытости. Речь идет о приемке товара на площадке поставщика. Так мы контролируем качество продукта еще до его прихода на наш РЦ.

Также планируем попробовать доверительную приемку с крупными игроками, которые в принципе имеют очень высокие внутренние стандарты качества, и ранее при проверке мы никогда не находили никаких отклонений. Это хорошая win-win-история, поставщики уменьшат количество времени, которое машины проводят у нас на РЦ, а мы – административные затраты.

– Получается, что вы находите новые решения в изменении сознания сети и поставщиков.

– На мой взгляд, новые возможности можно найти в открытости и партнерских связях. Это ситуация, когда партнерство выгоднее, чем перетягивание одеяла. Мы поставили смелую амбициозную задачу и через год посмотрим, как с ней справимся.

Посмотрите видео с Натальей Греховой:

Retail.ru

Перекрёсток, логистика, поставки, поставщик, РЦ, автоматизация РЦНаталья Грехова «Перекрёсток»: «Партнерство с поставщиками выгоднее, чем перетягивание одеяла»
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/natalya-grekhova-perekryestok-partnerstvo-s-postavshchikami-vygodnee-chem-peretyagivanie-odeyala/2021-11-23


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052