Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Технология Scan&Go в гипермаркете «Глобус»: подробности внедрения
Сеть гипермаркетов «Глобус» 13 декабря 2016 г. начала промышленную эксплуатацию технологии Scan&Go в одном из своих гипермаркетов, расположенном в Одинцовском районе Московской области. Анонс запуска системы в России состоялся 2 декабря – в день открытия одинцовского гипермаркета. В том, какие задачи решает российский «Глобус» с помощью новой технологии, и в особенностях ее функционирования в гипермаркете разбирался Retail.ru.
Эффективная работа кассовой линии любого магазина, а гипермаркета – в особенности, напрямую влияет на проходимость и общий трафик магазина, а значит – и на выручку. Таким образом, оптимизация работы кассовой линии с помощью unmanned-технологий сегодня является и мировым, и российским трендом.
Проблема: конечность кассовой линии в «Глобусе» при росте трафика
У германской сети Globus, развивающей в России сеть полноформатных гипермаркетов (среднее количество SKU – 45000) и обладающей на сегодня 12 гипермаркетами, пик очередей на кассах традиционно приходится на выходные и праздничные дни. Особенно сильно вырастает нагрузка на кассовые узлы в «высокий сезон» предновогодья, когда магазинам сети жизненно важно выдать максимальные показатели продаж с квадратного метра. «Глобусу», у которого показатели продаж с квадратного метра в сегменте гипермаркетов и так одни из самых высоких в России, в ряде случаев приходилось даже сознательно ограничивать рост некоторых магазинов, т.к. возможности наращивания кассовой линии заканчивались.
«Несколько лет в «Глобусе» пытались (и довольно успешно) решать данную проблему установкой в гипермаркетах касс самообслуживания (устройств Self-Checkout) в сочетании с весами самообслуживания в зале», – рассказывает retail.ru начальник отдела кассовых систем и процессов торговой сети Денис Россошанский. Данный проект был начат в 2012 году с гипермаркета во Владимире, а к лету 2016 года участки кассовой линии, оборудованные кассами самообслуживания NCR, появились во всех гипермаркетах «Глобус» в России. Количество касс самообслуживания в каждом гипермаркете разное, и варьируется от 8 до 24 единиц. Это серьезно ослабило нагрузку на кассиров. «Этот сегмент мы в своих магазинах закрыли и закончили масштабирование решения», – говорит Денис Россошанский, уточняя, что в магазинах с наибольшим количеством таких устройств через них проходит до 45% всех покупок, а в среднем по всей сети этот процент равен 20-25%.
Тем временем трафик в гипермаркетах сети продолжил расти: по подсчетам «Глобуса», количество посетителей его 12 магазинов в России доходит до 230 тыс. человек в неделю. Только Одинцово будет принимать до 7 000 000 покупателей в год. К решению проблемы повышения пропускной способности гипермаркетов необходимо было привлекать новые инструменты. В ходе поисков решения российский «Глобус» естественным образом пришел к выводу о перспективности имплементации в локальную практику опыта материнской компании. В германских и чешских магазинах Globus для решения тех же проблем ранее внедрили и успешно эксплуатируют технологию самостоятельного сканирования и оплаты товаров покупателями в торговом зале с помощью терминалов сбора данных (self scanning).
Краткий экскурс в историю решений self scanning
Наиболее известный и яркий пример промышленного внедрения технологии самостоятельного сканирования товара покупателями продемонстрировал ритейлер Tesco: в январе 2010 в его британских магазинах начала применяться технология Scan-As-You-Shop, разработанная голландской технологической компанией Re-Vision.
Эта же технология и этот же поставщик решения были выбраны германской Globus для развертывания своего проекта self scanning: он стартовал в 2012 году. К этому времени были уже известны результаты пилотных внедрений в Tesco. Там технологическое решение вначале предлагалось участникам программы лояльности ритейлера с большим размером среднего чека, и эксперименты продемонстрировали, что в этой группе средний чек не уменьшился. С 2012 года решение Re-Vision под запатентованной Globus торговой маркой Scan&Go было развернуто сначала в чешских , а годом позже – и в германских магазинах торговой сети.
Как устроен Scan&Go в России
В российском «Глобусе» идея внедрения технологии Scan&Go, по словам Дениса Россошанского, впервые возникла около двух лет назад. После анализа всех «за» и «против», выработки принципиальной схемы внедрения, проект стартовал полгода назад и был запущен 13 декабря. В целом, решение Scan&Go, запущенное в рабочем режиме в гипермаркете «Глобус» в Одинцовском районе, является по своей принципиальной схеме тем же самым, которое используют чешские и германские магазины ритейлера, но доработанным под российскую специфику.
В России использовать технологию может любой желающий посетитель гипермаркета в Одинцово. Для этого ему будет необходимо заполнить анкету со стандартным опросником (ФИО, телефон, пол, дата рождения, по желанию – e-mail). После регистрации пользователя в компьютерной системе ему выдается карта с персональным уникальным штрихкодом. Она является «пропуском» в систему Scan&Go – только с ее помощью (отсканировав личный штрихкод) покупатель сможет получить свой терминал сбора данных на стойке автоматизированной выдачи ТСД. Это, в частности, нивелирует риски хищения терминалов – говорят представители «Глобус».
Стойка автоматической выдачи терминалов в одинцовском «Глобусе» содержит 160 ТСД Zebra Symbol MC18, поставленных компанией Softmine. Каждый из них содержится в пронумерованной ячейке и прочно закреплен там. При сканировании персонального штрихкода с карты пользователя Scan&Go один из терминалов разблокируется, контур ячейки подсвечивается зеленым светом, а на экране высвечивается персональное приветствие с именем и отчеством. Таким образом, система уже знает,
за каким именно пользователем ТСД будет закреплен тот или иной аппарат (поэтому забывчивого или недобросовестного клиента будет легко найти).
Интерфейс терминала достаточно прост даже для самого неискушенного пользователя – на нем лишь одна большая крупная кнопка, и при сканировании покупателю просто некуда больше жать. Дисплей достаточно яркий и приятный. После сканирования штрихкода товара на экране ТСД он попадает в «Список покупок», где отображается артикул, цена, и (если есть) скидка для каждого занесенного туда SKU. Разумеется, показывается и автосумма всего списка. Кроме большой центральной пластиковой кнопки, на дисплее-тачскрине имеется и экранное меню, похожее на привычное всем меню смартфона: с помощью нижних экранных кнопок можно удалять товары из списка. Тут все продумано: во избежание случайных удалений ТСД при такой операции запрашивает повторное сканирование штрихкода удаляемого SKU.
Путь покупателя с ТСД в руках заканчивается в специально отведенной «Зоне самообслуживания Scan&Go». Зона ярко выделена в линии касс и ее можно просто найти, тем более что располагается она по центру. Здесь пока решили ограничиться установкой четырех касс самообслуживания NCR – двух – в почти стандартном исполнении (за исключением весовой платформы), с модулями приема наличных и картридерами, и еще двух – в «стоечном» исполнении, предназначенных исключительно для безналичной оплаты (с помощью банковской карты). Фактически это – терминалы оплаты в чистом виде.
При работе с обоими видами решений Self-Checkout покупатель должен для инициирования процесса оплаты просканировать своим ТСД крупный QR-код на дисплее кассы самообслуживания. После этого между ТСД и кассой устанавливается Wi-Fi соединение, по которому данные с терминала со списком покупок передаются в память устройства Self-Checkout. Далее все происходит, как и в обычном платежном терминале или банкомате с экранным меню и тачскрином. Важно, что и перед финальным подтверждением суммы покупатель может скорректировать список покупок, удалив из него какие-либо товары, или же наоборот, добавив новые (например, пакеты). После того, как подтверждение окончательной суммы произведено, оплата происходит в стандартном и знакомом нам режиме банкомата или платежного терминала (с вводом ПИН-кода, распечаткой чека и пр.).Силы и средства, привлеченные к реализации проекта в «Глобусе»
В реализации проекта со стороны сети «Глобус» принимали участие сотрудники отдела кассовых систем и процессов во главе с начальником отдела Денисом Россошанским (всего в проекте были задействованы 80% всего отдела – около больше двух десятков человек). IT-департамент сети также оказывал небольшую поддержку. Удаленная консультационная поддержка проекта осуществлялась специалистами Re-Vision, основного разработчика данной системы. Компания NCR поставила для проекта кассовый софт, кассы самообслуживания и терминалы оплаты для Scan&Go, а компания Softline – сами терминалы сбора данных Zebra.
Бета-тестирование и проблемы в ходе внедрения
За прошедшие с момента старта проекта полгода были отработаны все технологические и бизнес-процессы. Крайне важным этапом внедрения было закрытое бета-тестирование (на сотрудниках компании), которое помогло избежать проблем при «промышленном» запуске.
Денис Россошанский, начальник отдела кассовых систем и процессов сети «Глобус», поясняет: «Внедрение готовилось на очень благоприятном фоне с точки зрения User Experience: покупатели «Глобуса» привыкли к тому, что покупки можно просканировать и оплатить самостоятельно на кассах самообслуживания». Внедрению способствовало и то, что в гипермаркетах не существовало проблемы со сканированием весового товара. Так как в магазинах «Глобус» повсеместно установлены весы самообслуживания, то они, плюс устоявшаяся покупательская привычка самостоятельно взвешивать товар и наклеивать на него этикетку со штрихкодом, решали сразу целый пласт возможных проблем.
«Однако в ходе различных тестов были выявлены и моменты, требующие доработки самих процессов, – говорит Денис Россошанский. – Они, впрочем, были оперативно решены».
Так, сразу выяснилась невозможность для покупателя просканировать некоторые товары, продающиеся поштучно (как правило, экзотические фрукты). Для них штрихкод пришлось размещать на полке рядом с товаром и выделять визуально. Для алармированных товаров в магазине, таких как некоторые предметы одежды и обуви, необходимо было создать в интерфейсе ТСД предупреждение для покупателя. Основную проблему все же представляла алкогольная продукция. Учитывая требования системы ЕГАИС , риски того, что покупатели просканируют не ту акцизную марку на полке и это впоследствии приведет к неприятным разбирательствам, сочли в «Глобусе» слишком высокими – поэтому алкоголь покупателям предлагается, как и ранее, сканировать непосредственно в месте оплаты на кассах самообслуживания. «Возможно, мы перестраховываемся, но в итоге вариант включения алкогольной продукции в систему Scan&Go будет найден», – уверен Денис Россошанский.
Критерии успеха и перспективы масштабирования Scan&Go
Относительно перспектив дальнейшего масштабирования системы куратор проекта Денис Россошанский полагает, что технологии надо «дать на раскачку» 3-4 месяца, после чего станет более-менее понятно, насколько она интересна покупателям и насколько растут обороты владельцев персональных карт Scan&Go. Показателем успешности проекта, считает он, можно будет считать число пользователей Scan&Go, составляющее 10-12% от общего числа покупателей магазина за это время.
«При наличии повышенного интереса к проекту, если мы увидим нехватку терминалов данных, очереди в зоне самообслуживания – мы готовы крайне оперативно увеличить и количество выдаваемых мобильных сканеров, и количество терминалов оплаты в зоне самообслуживания, т.к. соответствующее оборудование уже зарезервировано», – говорит Денис Россошанский.
Официально «Глобус» отводит на пилот 4-6 месяцев, после которых в течение еще 2-3 месяцев будет принято то или иное решение о масштабировании проекта. Фактически же в торговой сети (судя по опыту чешских и германских Globus) полагают, что вероятность неудачи со Scan&Go ничтожно мала и в 2017 году технология будет развернута не только в Одинцово.
Дмитрий Сергиевич, специально для Retail.ru
Интервью
Про рецепты создания цепляющих роликов и какой должна быть реклама FMCG?