Марка. Бренд
Маркетинг и экономика торговли
Фастфуд. Фудкорты. Сетевые рестораны
Рестораны
4 сентября 2023, 07:00 6813 просмотра

Какие блюда делают кассу и что учесть в развитии заведений русской кухни?

Русская кухня, забытая когда-то отечественным общепитом, до сих пор остается почти что экзотикой. Интерес к ней возвращается постепенно: премиальные рестораны все чаще предлагают щи, пельмени и оливье, а фастфуд начинает строить свои концепции вокруг кулебяк и курников. Своим мнением о том, какой может стать современная русская кухня, какие блюда делают кассу, где искать исконные продукты и какие ошибки чаще всего допускаются при создании заведения с русской кухней, поделились шеф-повара ресторанов «Dr. Живаго», «Матрешка» и SheLESt на Synergy HoReCa Forum 2023 от Школы Бизнеса «Синергия».

Фото: siamionau pavelshutterstock

Фото: siamionau pavelshutterstock

Что можно приготовить в русской печи 

Владислав Пискунов, шеф-повар ресторана русской кухни «Матрешка», автор книг по русской кухне

Фото: «Синергия»

«Русская кухня прошла путь от полного забвения до некоторой заметности. Полным возрождением я бы это не назвал, но в нескольких заведениях уже можно поесть нормальных щей. Русская кухня стоит на четырех китах – квашение, мочение, соление (то, что называется лактоферментацией), рожь (хлеб, каши и напитки из ржи), пресноводная рыба и русская печь. Часто слышу вопрос, обязательный ли элемент ресторана русской кухни русская печь. Но в московских трактирах и ресторанах никогда не было русской печи. Во времена Ивана Грозного в Москве даже было запрещено пользоваться печью в теплое время года. Существовала специальная полиция, которая ходила по городу и смотрела, не идет ли дым из чьей-нибудь печной трубы, за что грозил серьезный штраф.

Поэтому калашные и хлебные слободы, где пекли хлеб, всегда располагались за городом. В XVII–XIX веках появились первые трактиры и рестораны, и там было дровяное отопление, но не было печей.

Русская печь – это не быстрое приготовление, а медленное томление, поэтому в городском ресторане использовать русскую печь полноценно, а не для бутафории, практически невозможно. Не у всех есть такая возможность, как у шеф-повара сети «Добрянка» Максима Сырникова, имеющего самую большую действующую русскую печь в мире. Ресторан «Ухват» шеф-повара Виктора Белей, который в городе может пользоваться печью, вызывает у меня искреннюю зависть.

Чтобы передать характерный вкус традиционной русской кухни, мы применяем специальные технологии. Довольно много используем дикоросов, но не в основном меню, а на гастрономических сетах. Например, в прошлом году был сет сезонного меню «Гербарiумъ». Русская кухня – не на 100% русские продукты. В России всегда был импорт, например, оливковое масло появилось гораздо раньше, чем подсолнечное, поставлялись пряности, специи, вся селедка солилась андалузской солью, которую привозили по морю. И импорта не нужно бояться».

Антон Крупенин, бренд-шеф ресторана SheLESt (Тульская область)

Фото: «Синергия»

«Недавно мы открыли ресторан при загородном отеле, который работает на локальных продуктах и с русской печью. Используем разные технологии и способы приготовления, но печь – самое главное оборудование. В каждом блюде ресторана есть элемент, который готовится или доготавливается в русской печи. Гостям это очень интересно, многие из них специально приезжают к нам из города. Лубочный стиль зала у нас не получился, потому что пространство ресторана довольно обширное – 120 посадок, здание строилось до того, как появились учредители, гости уже заселялись, и их надо было кормить, поэтому зал оформлен в стилистике отеля.

Но в зале много света, люстры, сделанные на заказ по эскизу нашего художника, напоминают о лесе, в центре зала – большой камин, который растапливается в холодные вечера. Русская печь оформлена изразцами, смотрится очень самобытно и привлекает дополнительных гостей. Многие специально заходят на нее посмотреть. Но работать с печью довольно тяжело, приходится выделять специального человека, который следит за всеми процессами. Технологические карты для этого оборудования очень сложные, потому что на вес и вкус блюда влияют и давление воздуха, и качество дров.

Фото: SheLESt

Фото: SheLESt

В ресторане SheLESt. Фото: SheLESt

Продукты закупаем у местных фермеров. Но я уже облысел от проблем логистики: для того чтобы доставить сыр от фермера из Тульской области, приходится везти его через Москву, рыбу от фермера, который выращивает ее под Тулой, приходится самим перехватывать где-нибудь в городе, потому что логистическая компания за последние два месяца подняла цену в четыре раза! На сало берем свинину у фермеров Воронежской области, потому что свинина, которая есть на рынке, имеет высокий отход. Часть овощей выращиваем в собственных теплицах, и это очень выручает, например, тыкву, зелень, огурцы, болгарский перец в прошлом и позапрошлом годах не покупали. Кроме того, сами делаем соленья и маринады. Используем дикоросы, я просил гостей собирать черемшу, получилось развлечение, они собирали и для нас, и себе домой, мы делали мастер-класс, как ее можно приготовить. Заготовили из черемши разные соленья, и так как мы ее не покупаем, держим на нее приятные цены. В качестве бесплатного стартера пробовали давать гостям папоротник, соленый и маринованный, пробовали экспериментировать со снытью, постоянно в меню используется ель, которая растет рядом с отелем».

Антон Кочура, шеф-повар гранд-кафе «Dr. Живаго»

Фото: «Синергия»

«Русский ресторан должен ориентироваться не на иностранца, а на внутреннего туриста. Сейчас у нас появилось много туристов из арабских стран, я внимательно наблюдаю за тем, что они заказывают, – так вот, в основном они едят то, что любят, а совсем не блюда русской кухни. Поэтому при разработке блюд мы опираемся на вкусы внутреннего потребителя. Используем все местное, каждое воскресенье езжу на рынок и сам выбираю фермерские продукты, работаем с грибами – готовим белые, грузди, маслята, лисички, сморчки и даже волнушки. С поставщиками проблем нет: в последнее время они сами нас находят, и мы отбираем лучшие предложения».  

Блюда, делающие кассу

Владислав Пискунов: «Номер один в заказах – салат оливье, русские люди оливье едят круглый год – не только в декабре. Второй в топе борщ – вроде бы дешевое блюдо, но выручку дает высокую. Сейчас в городе снова появились китайцы, и если заходит группа из 24 человек, я могу смело заказывать кухне 24 борща. Третья топовая позиция – пельмени. Люди выбирают самые простые блюда с понятными названиями. Многие думают, что в русском ресторане должны быть какие-нибудь старинные названия, типа калья (рыбный суп, сваренный на огуречном рассоле), и все эту калью будут заказывать. Ничего подобного. Если хочешь, чтобы блюдо продавалось, назови его «Рассольник», и все его будут покупать. Ресторан – это не музей русской кухни, здесь нужна простая еда. Основной оборот и трафик дает кухня – 70%, на бар приходится 30%».

Антон Кочура: «В структуре продаж большую долю занимают исконно русские блюда, такие как блинчики, пельмени, оливье и разные котлетные изделия – котлета по-киевски, бифштекс, котлета пожарская. Слово «котлета» – магнит внимания гостей. Наш ресторан рассчитан на высокий трафик, поэтому цены у нас средние, чек составляет 1500 рублей».

Фото: «Dr. Живаго»

Фото: «Dr. Живаго»

Гранд-кафе «Dr. Живаго». Фото: «Dr. Живаго»

Антон Крупенин: «Естественно, первое в топе продаж – щи, потом идут мясо и рыба, приготовленные в печи. По поводу кальи я полностью согласен: гостю придется долго объяснять, что это такое, а вот щи – всегда понятно. Пользуются популярностью блюда, в которые входит сало. Стараемся удерживать цены, но средний чек за пять лет со времен открытия немного вырос – с 1500 до 1800 рублей. Если гостя устраивает вкус блюда, он не спорит с ценой».

«Наши люди этого не поймут»

Владислав Пискунов: «Самая большая ошибка при открытии ресторана русской кухни, как и любого другого заведения, конечно, выбор места. Второе – неправильный выбор целевой аудитории: все думают, что будут зарабатывать на иностранных туристах, а потом случается пандемия или СВО, и трафик резко падает. Надо делать меню, рассчитанное на широкую аудиторию. Почему грузинских ресторанов в Москве много, а армянских – раз, два и обчелся? Потому что грузинские рестораны рассчитаны на широкую аудиторию, а армянские – только на диаспору. Для нас самый лучший гость – это бизнес-турист.

Есть ли перспективы у русского фастфуда и стритфуда? Недавно в переходе я увидел вендинговый аппарат, который делает блины. Причем сам их и печет, и заворачивает.

Думаю, что перспективы у русского стритфуда есть. Самое главное – побороть в сознании бизнесмена глупость, которую я слышу всю жизнь: «Наши люди этого не поймут».

Но ведь тот, кто первым решает рискнуть, пробует новое, снимает все сливки и зарабатывает очень хорошие деньги. Я об этом часто рассказываю бизнесменам, особенно в регионах. Кто сделает стритфуд в русском стиле, продуманно и взвешенно, может на этом хорошо заработать. Конечно, такие проекты уже есть. Например, в Ростове прекрасно продается курник, недавно мы были в Ростове на фестивале и продали 500 курников за 29 минут. В Мурманске делают чебуреки с крабом. Но пока мы – в самом начале пути.

Думаю, будущее русской кухни связано с морепродуктами. Пока же морепродукты у нас представлены очень бедно, притом что в Баренцевом море добывают чуть ли не самые вкусные морепродукты на свете.

Но при создании стритфуда важно не только вкусно приготовить, но и сделать доступную себестоимость, заложить необходимые сроки хранения, провести правильный маркетинг, разработать ассортимент и так далее. В случае фастфуда маркетинга даже гораздо больше, чем гастрономии».

Фото: «Матрешка»

Фото: «Матрешка»

Интерьер ресторана «Матрешка». Фото: «Матрешка»

Антон Кочура: «Главная ошибка заведений русской кухни – неграмотное наполнение меню. К нам понимание того, подходит меню под концепцию или нет, приходит интуитивно. И даже если мы подаем страчателлу, которая уже стала русским народным продуктом, стараемся интересно ее обыграть – с крыжовником, персиком, маслом базилика и кедровыми орехами».

Антон Крупенин: «Часто рестораторы наполняют меню блюдами, совершенно не вписывающимися в общую концепцию. Очень большая ошибка шеф-поваров при разработке меню – отсутствие региональной специфики. Даже если звездный шеф приезжает в регион, он не должен везти за собой всю свою кухню. Необходимо комбинировать свой опыт с местным колоритом и создавать уникальные блюда. Проблема некоторых региональных ресторанов в том, что они не хотят узнавать историю края, исследовать традиции – что здесь раньше ели, какие продукты использовали. Например, мы в своем ресторане SheLESt сделали «яснополянский» гастрономический сет по рецептам Софьи Андреевны Толстой. В него вошли традиционные блюда того времени – соус пом д’амур, сушеные грибы, цыплята a’la mayonnaise».

Валерия Миронова, Retail.ru

Материал создан по следам мероприятия Synergy Horeca Forum 2023

Логотип Школа Бизнеса "Синергия"

Школа Бизнеса "Синергия"

Что такое Школа бизнеса «Синергия»? Это старейшая бизнес-школа России с богатой историей и конкретны...

Подробнее о компании
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Какие блюда делают кассу и что учесть в развитии заведений русской кухни?

Русская кухня, забытая когда-то отечественным общепитом, до сих пор остается почти что экзотикой. Интерес к ней возвращается постепенно: премиальные рестораны все чаще предлагают щи, пельмени и оливье, а фастфуд начинает строить свои концепции вокруг кулебяк и курников. Своим мнением о том, какой может стать современная русская кухня, какие блюда делают кассу, где искать исконные продукты и какие ошибки чаще всего допускаются при создании заведения с русской кухней, поделились шеф-повара ресторанов «Dr. Живаго», «Матрешка» и SheLESt на Synergy HoReCa Forum 2023 от Школы Бизнеса «Синергия».

Фото: siamionau pavelshutterstock

Фото: siamionau pavelshutterstock

Что можно приготовить в русской печи 

Владислав Пискунов, шеф-повар ресторана русской кухни «Матрешка», автор книг по русской кухне

Фото: «Синергия»

«Русская кухня прошла путь от полного забвения до некоторой заметности. Полным возрождением я бы это не назвал, но в нескольких заведениях уже можно поесть нормальных щей. Русская кухня стоит на четырех китах – квашение, мочение, соление (то, что называется лактоферментацией), рожь (хлеб, каши и напитки из ржи), пресноводная рыба и русская печь. Часто слышу вопрос, обязательный ли элемент ресторана русской кухни русская печь. Но в московских трактирах и ресторанах никогда не было русской печи. Во времена Ивана Грозного в Москве даже было запрещено пользоваться печью в теплое время года. Существовала специальная полиция, которая ходила по городу и смотрела, не идет ли дым из чьей-нибудь печной трубы, за что грозил серьезный штраф.

Поэтому калашные и хлебные слободы, где пекли хлеб, всегда располагались за городом. В XVII–XIX веках появились первые трактиры и рестораны, и там было дровяное отопление, но не было печей.

Русская печь – это не быстрое приготовление, а медленное томление, поэтому в городском ресторане использовать русскую печь полноценно, а не для бутафории, практически невозможно. Не у всех есть такая возможность, как у шеф-повара сети «Добрянка» Максима Сырникова, имеющего самую большую действующую русскую печь в мире. Ресторан «Ухват» шеф-повара Виктора Белей, который в городе может пользоваться печью, вызывает у меня искреннюю зависть.

Чтобы передать характерный вкус традиционной русской кухни, мы применяем специальные технологии. Довольно много используем дикоросов, но не в основном меню, а на гастрономических сетах. Например, в прошлом году был сет сезонного меню «Гербарiумъ». Русская кухня – не на 100% русские продукты. В России всегда был импорт, например, оливковое масло появилось гораздо раньше, чем подсолнечное, поставлялись пряности, специи, вся селедка солилась андалузской солью, которую привозили по морю. И импорта не нужно бояться».

Антон Крупенин, бренд-шеф ресторана SheLESt (Тульская область)

Фото: «Синергия»

«Недавно мы открыли ресторан при загородном отеле, который работает на локальных продуктах и с русской печью. Используем разные технологии и способы приготовления, но печь – самое главное оборудование. В каждом блюде ресторана есть элемент, который готовится или доготавливается в русской печи. Гостям это очень интересно, многие из них специально приезжают к нам из города. Лубочный стиль зала у нас не получился, потому что пространство ресторана довольно обширное – 120 посадок, здание строилось до того, как появились учредители, гости уже заселялись, и их надо было кормить, поэтому зал оформлен в стилистике отеля.

Но в зале много света, люстры, сделанные на заказ по эскизу нашего художника, напоминают о лесе, в центре зала – большой камин, который растапливается в холодные вечера. Русская печь оформлена изразцами, смотрится очень самобытно и привлекает дополнительных гостей. Многие специально заходят на нее посмотреть. Но работать с печью довольно тяжело, приходится выделять специального человека, который следит за всеми процессами. Технологические карты для этого оборудования очень сложные, потому что на вес и вкус блюда влияют и давление воздуха, и качество дров.

Фото: SheLESt

Фото: SheLESt

В ресторане SheLESt. Фото: SheLESt

Продукты закупаем у местных фермеров. Но я уже облысел от проблем логистики: для того чтобы доставить сыр от фермера из Тульской области, приходится везти его через Москву, рыбу от фермера, который выращивает ее под Тулой, приходится самим перехватывать где-нибудь в городе, потому что логистическая компания за последние два месяца подняла цену в четыре раза! На сало берем свинину у фермеров Воронежской области, потому что свинина, которая есть на рынке, имеет высокий отход. Часть овощей выращиваем в собственных теплицах, и это очень выручает, например, тыкву, зелень, огурцы, болгарский перец в прошлом и позапрошлом годах не покупали. Кроме того, сами делаем соленья и маринады. Используем дикоросы, я просил гостей собирать черемшу, получилось развлечение, они собирали и для нас, и себе домой, мы делали мастер-класс, как ее можно приготовить. Заготовили из черемши разные соленья, и так как мы ее не покупаем, держим на нее приятные цены. В качестве бесплатного стартера пробовали давать гостям папоротник, соленый и маринованный, пробовали экспериментировать со снытью, постоянно в меню используется ель, которая растет рядом с отелем».

Антон Кочура, шеф-повар гранд-кафе «Dr. Живаго»

Фото: «Синергия»

«Русский ресторан должен ориентироваться не на иностранца, а на внутреннего туриста. Сейчас у нас появилось много туристов из арабских стран, я внимательно наблюдаю за тем, что они заказывают, – так вот, в основном они едят то, что любят, а совсем не блюда русской кухни. Поэтому при разработке блюд мы опираемся на вкусы внутреннего потребителя. Используем все местное, каждое воскресенье езжу на рынок и сам выбираю фермерские продукты, работаем с грибами – готовим белые, грузди, маслята, лисички, сморчки и даже волнушки. С поставщиками проблем нет: в последнее время они сами нас находят, и мы отбираем лучшие предложения».  

Блюда, делающие кассу

Владислав Пискунов: «Номер один в заказах – салат оливье, русские люди оливье едят круглый год – не только в декабре. Второй в топе борщ – вроде бы дешевое блюдо, но выручку дает высокую. Сейчас в городе снова появились китайцы, и если заходит группа из 24 человек, я могу смело заказывать кухне 24 борща. Третья топовая позиция – пельмени. Люди выбирают самые простые блюда с понятными названиями. Многие думают, что в русском ресторане должны быть какие-нибудь старинные названия, типа калья (рыбный суп, сваренный на огуречном рассоле), и все эту калью будут заказывать. Ничего подобного. Если хочешь, чтобы блюдо продавалось, назови его «Рассольник», и все его будут покупать. Ресторан – это не музей русской кухни, здесь нужна простая еда. Основной оборот и трафик дает кухня – 70%, на бар приходится 30%».

Антон Кочура: «В структуре продаж большую долю занимают исконно русские блюда, такие как блинчики, пельмени, оливье и разные котлетные изделия – котлета по-киевски, бифштекс, котлета пожарская. Слово «котлета» – магнит внимания гостей. Наш ресторан рассчитан на высокий трафик, поэтому цены у нас средние, чек составляет 1500 рублей».

Фото: «Dr. Живаго»

Фото: «Dr. Живаго»

Гранд-кафе «Dr. Живаго». Фото: «Dr. Живаго»

Антон Крупенин: «Естественно, первое в топе продаж – щи, потом идут мясо и рыба, приготовленные в печи. По поводу кальи я полностью согласен: гостю придется долго объяснять, что это такое, а вот щи – всегда понятно. Пользуются популярностью блюда, в которые входит сало. Стараемся удерживать цены, но средний чек за пять лет со времен открытия немного вырос – с 1500 до 1800 рублей. Если гостя устраивает вкус блюда, он не спорит с ценой».

«Наши люди этого не поймут»

Владислав Пискунов: «Самая большая ошибка при открытии ресторана русской кухни, как и любого другого заведения, конечно, выбор места. Второе – неправильный выбор целевой аудитории: все думают, что будут зарабатывать на иностранных туристах, а потом случается пандемия или СВО, и трафик резко падает. Надо делать меню, рассчитанное на широкую аудиторию. Почему грузинских ресторанов в Москве много, а армянских – раз, два и обчелся? Потому что грузинские рестораны рассчитаны на широкую аудиторию, а армянские – только на диаспору. Для нас самый лучший гость – это бизнес-турист.

Есть ли перспективы у русского фастфуда и стритфуда? Недавно в переходе я увидел вендинговый аппарат, который делает блины. Причем сам их и печет, и заворачивает.

Думаю, что перспективы у русского стритфуда есть. Самое главное – побороть в сознании бизнесмена глупость, которую я слышу всю жизнь: «Наши люди этого не поймут».

Но ведь тот, кто первым решает рискнуть, пробует новое, снимает все сливки и зарабатывает очень хорошие деньги. Я об этом часто рассказываю бизнесменам, особенно в регионах. Кто сделает стритфуд в русском стиле, продуманно и взвешенно, может на этом хорошо заработать. Конечно, такие проекты уже есть. Например, в Ростове прекрасно продается курник, недавно мы были в Ростове на фестивале и продали 500 курников за 29 минут. В Мурманске делают чебуреки с крабом. Но пока мы – в самом начале пути.

Думаю, будущее русской кухни связано с морепродуктами. Пока же морепродукты у нас представлены очень бедно, притом что в Баренцевом море добывают чуть ли не самые вкусные морепродукты на свете.

Но при создании стритфуда важно не только вкусно приготовить, но и сделать доступную себестоимость, заложить необходимые сроки хранения, провести правильный маркетинг, разработать ассортимент и так далее. В случае фастфуда маркетинга даже гораздо больше, чем гастрономии».

Фото: «Матрешка»

Фото: «Матрешка»

Интерьер ресторана «Матрешка». Фото: «Матрешка»

Антон Кочура: «Главная ошибка заведений русской кухни – неграмотное наполнение меню. К нам понимание того, подходит меню под концепцию или нет, приходит интуитивно. И даже если мы подаем страчателлу, которая уже стала русским народным продуктом, стараемся интересно ее обыграть – с крыжовником, персиком, маслом базилика и кедровыми орехами».

Антон Крупенин: «Часто рестораторы наполняют меню блюдами, совершенно не вписывающимися в общую концепцию. Очень большая ошибка шеф-поваров при разработке меню – отсутствие региональной специфики. Даже если звездный шеф приезжает в регион, он не должен везти за собой всю свою кухню. Необходимо комбинировать свой опыт с местным колоритом и создавать уникальные блюда. Проблема некоторых региональных ресторанов в том, что они не хотят узнавать историю края, исследовать традиции – что здесь раньше ели, какие продукты использовали. Например, мы в своем ресторане SheLESt сделали «яснополянский» гастрономический сет по рецептам Софьи Андреевны Толстой. В него вошли традиционные блюда того времени – соус пом д’амур, сушеные грибы, цыплята a’la mayonnaise».

Валерия Миронова, Retail.ru

horeca, ресторан, синергия, Dr. Живаго, Матрешка, SheLESt, стритфудКакие блюда делают кассу и что учесть в развитии заведений русской кухни?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/shchi-solyanka-olive-trendy-russkoy-kukhni-v-epokhu-fastfuda/2023-09-19


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052