На торговлю вне магазинов (в том числе прямые продажи, по почте, через интернет и вендинг – торговлю через автоматы) в 2010 году приходилось всего 2,7% от оборота розничной торговли в стране – 394 млрд из 14,4 трлн руб. Но именно от нее, по прогнозу Высшей школы экономики (ВШЭ), стоит ждать самого быстрого роста во всем ритейле.
По подсчетам ВШЭ, уже к 2014 г. оборот всей торговли вне традиционных магазинов вырастет по сравнению с 2010 г. на 56% – с 394 млрд руб. в 2010 г. до 616 млрд руб. в 2013 г. и 793 млрд руб. в 2015 г. При этом самым быстрорастущим сегментом станет интернет-торговля, оборот которой может увеличиться почти в четыре раза, пишут «Ведомости».
У внемагазинной торговли оказался высокий иммунитет к кризису: по данным Росстата и Euromonitor, в течение 2005-2010 гг. объем всей российской розницы увеличился на 33%, при том что наибольший рост пришелся на докризисные 2005-2007 годы, а дистанционные продажи за это же время удвоились. Самая высокая динамика была у интернет-торговли (284%) и у продаж через почту (199%).
Рознице в целом на двукратные показатели роста никогда не приходилось рассчитывать. По прогнозу Минэкономразвития, оборот розничной торговли в России увеличится в 2011 г. на 5,3%. В 2012 г. министерство ожидает рост этого показателя на 4,9-5,5%, а в 2013 г. – на 4,8-5,3%.
Недавно ВЦИОМ обнародовал результаты исследования, согласно которому на интернет-покупки среднестатистический пользователь за месяц тратит 3402 руб. Больше остальных на онлайн-шоппинг тратят 18-24-летние пользователи (3712 руб). В рейтинге товаров, которые российские пользователи не готовы приобретать в интернет-магазинах, лидируют продукты питания (24%). Об этом свидетельствует опрос ВЦИОМ.
Также опрошенные скептически относятся к покупке в сети домашних питомцев (21%), валюты, одежды и обуви (по 17%). Продолжают этот список крупная бытовая техника (14%), косметика (13%), цветы и комнатные растения, а также мебель (по 12%). По 10% опрошенных с опаской относятся к приобретению в интернете мелкой бытовой техники и электроники, 9% – украшений и аксессуаров, 7% – купонов на скидки, 6% – товаров для дома.
В наименьшей степени российские интернетчики опасаются покупать в сети книги, журналы, аудио- и видеопродукцию, спортивный инвентарь, билеты на транспорт и путевки, а также на концерты, в кино и театр (по 3%). Впрочем, 43% пользователей указывают, что вообще никакие товары не стали бы приобретать в интернете.