Крупные мировые ритейлеры
Маркетинг и экономика торговли
21 марта 2011, 00:00 2299 просмотров

АКОРТ занялся гречкой

Рост розничных цен на гречку был продиктован объективными рыночными условиями, а предпосылок для согласованных действий, в которых Федеральная антимонопольная служба подозревает торговые сети, зачастую попросту не было. Такие выводы следуют из исследования экономистов Российской академии народного хозяйства и Высшей школы экономики, подготовленного по заказу Ассоциации компаний розничной торговли ( АКОРТ ). "Для того чтобы осуществлять согласованные действия, нужны определенные предпосылки, должно сойтись несколько факторов", - отметил старший научный сотрудник Академии народного хозяйства Вадим Новиков, выступая на заседании Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка. Одной из таких предпосылок является высокий уровень концентрации игроков на рынке. По его словам, исходя из данных Росстата, условия для согласованных действий по этому критерию сложились только в одном регионе из числа тех, где ФАС обнаружила признаки нарушений. "Единственный субъект Федерации, где есть что-то похожее на предпосылку по этому критерию, - это Санкт-Петербург", - сказал экономист. Он напомнил, что в связи с резким ростом цен на гречку, наблюдавшимся с лета прошлого года, ФАС возбудила 24 дела, из них 7 дел - в отношении розницы. Под подозрение антимонопольной службы попали X5 Retail Group, "Магнит", "Дикси", "Лента", "Реал". По словам В.Новикова, типичный обвиняемый - это индивидуальный предприниматель, и только в Петербурге и Татарстане дела возбуждены в отношении федеральных ритейлеров. При этом в Татарстане доля сетевых ритейлеров составляет 34,4% от общего рынка, в республике Марий Эл - 27,5%, в Ярославской области - 29,5%, в Алтайском крае - 42,4% и только в Санкт-Петербурге доля превысила 50-процентный порог - 66%. "Согласно оценкам ФАС , она даже больше - 75%. Но что касается доли обвиняемых компаний, она меньше, считается, что она равна 48%", - добавил В.Новиков. Ранее, выступая на конференции в конце прошлого года, гендиректор "Магнита" Сергей Галицкий, рассказывая о возбуждении антимонопольных дел по двум магазинам в Набережных Челнах, удивлялся: "Дела были заведены на основании того, что магазины участвовали в сговоре по поддержанию цен на гречку. Два магазина в 500-тысячном городе - у нас к концу года будет 4 тыс. магазинов. Два из них получили команду поучаствовать в сговоре на гречку?" Для того чтобы сговор в принципе работал, нужно договариваться по относительно широкому перечню товаров, а не только по одной гречке, полагают экономисты. При этом во всех регионах, кроме Санкт-Петербурга и Татарстана, обвинения в сговоре по другим товарам не выдвигались, и ни в одном случае доля всех товаров, которые участвовали в предполагаемом сговоре, не превышала 1% от оборота. "Вывод, который здесь можно сделать, - наличие сговора в таких условиях неправдоподобно", - заключил В.Новиков. В случае с Марий Эл ФАС рассмотрела коэффициенты корреляции цен компаний оптовой торговли и пришла к выводу, что коэффициент в 0,91 является очень высоким и свидетельствует о сговоре участников рынка, привел другой пример В.Новиков. "Есть известный всем экономистам закон - это так называемый закон единой цены, он говорит, что должна существовать тенденция на рынке, чтобы все цены на определенный товар были сходными <:> Единообразность и синхронность - то, что свойственно рынкам вообще, неважно - конкурентным или монопольным", - сказал он. В целом рост цен на гречку обусловлен не только неурожаем 2010 года, но и долгосрочной мировой тенденцией замены менее урожайных злаков более урожайными. Так, в США гречку давно вытеснили пшеница и кукуруза, постепенное замещение этой крупы другими источниками углеводов в долгосрочной перспективе может произойти и в Китае. Потребление гречки во всем мире до сих пор сокращалось - и теперь импортировать ее практически неоткуда. "Гречневый кризис" в РФ разразился летом 2010 года, с тех пор цены на эту крупу увеличились в несколько раз. Из-за неурожая производство гречихи в прошлом году, по данным Росстата, составило всего 339 тыс. тонн против 564 тыс. тонн в 2009 году. Как сообщалось, РФ договорилась об импорте гречки из Китая. "Объединенная зерновая компания" уже приступила к поставкам, общий объем контракта составит 20 тыс. тонн. Интерфакс
Поделиться публикацией:
Актуально
Где и как продавать мебель в 2024 году?
508
Как изменилось поведение покупателей, какова конъюнктура рынка и чего ожидать.
Денис Аникин, бренд Alexander Bogdanov: «За год мы продали на 20% больше изделий, помогли открытия новых магазинов и продвижение»
921
Премиальный бренд одежды расширяет каналы продаж и ассортимент, переформатирует магазины, актив...
MosHome 2024: must have для тех, кто ищет новых партнеров по поставкам
1099
Гид по международной выставке потребительских товаров для дома, сада, спорта и отдыха.
Как меняется мерчандайзинг: ключевые тренды 2024 года
400
Павел Прохоров, CEO компании Open Group, рассказал, что влияет на отрасль и как обеспечить эффективн...
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
АКОРТ занялся гречкойРост розничных цен на гречку был продиктован объективными рыночными условиями, а предпосылок для согласованных действий, в которых Федеральная антимонопольная служба подозревает торговые сети, зачастую попросту не было. Такие выводы следуют из исследования экономистов Российской академии народного хозяйства и Высшей школы экономики, подготовленного по заказу Ассоциации компаний розничной торговли ( АКОРТ ). "Для того чтобы осуществлять согласованные действия, нужны определенные предпосылки, должно сойтись несколько факторов", - отметил старший научный сотрудник Академии народного хозяйства Вадим Новиков, выступая на заседании Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка. Одной из таких предпосылок является высокий уровень концентрации игроков на рынке. По его словам, исходя из данных Росстата, условия для согласованных действий по этому критерию сложились только в одном регионе из числа тех, где ФАС обнаружила признаки нарушений. "Единственный субъект Федерации, где есть что-то похожее на предпосылку по этому критерию, - это Санкт-Петербург", - сказал экономист. Он напомнил, что в связи с резким ростом цен на гречку, наблюдавшимся с лета прошлого года, ФАС возбудила 24 дела, из них 7 дел - в отношении розницы. Под подозрение антимонопольной службы попали X5 Retail Group, "Магнит", "Дикси", "Лента", "Реал". По словам В.Новикова, типичный обвиняемый - это индивидуальный предприниматель, и только в Петербурге и Татарстане дела возбуждены в отношении федеральных ритейлеров. При этом в Татарстане доля сетевых ритейлеров составляет 34,4% от общего рынка, в республике Марий Эл - 27,5%, в Ярославской области - 29,5%, в Алтайском крае - 42,4% и только в Санкт-Петербурге доля превысила 50-процентный порог - 66%. "Согласно оценкам ФАС , она даже больше - 75%. Но что касается доли обвиняемых компаний, она меньше, считается, что она равна 48%", - добавил В.Новиков. Ранее, выступая на конференции в конце прошлого года, гендиректор "Магнита" Сергей Галицкий, рассказывая о возбуждении антимонопольных дел по двум магазинам в Набережных Челнах, удивлялся: "Дела были заведены на основании того, что магазины участвовали в сговоре по поддержанию цен на гречку. Два магазина в 500-тысячном городе - у нас к концу года будет 4 тыс. магазинов. Два из них получили команду поучаствовать в сговоре на гречку?" Для того чтобы сговор в принципе работал, нужно договариваться по относительно широкому перечню товаров, а не только по одной гречке, полагают экономисты. При этом во всех регионах, кроме Санкт-Петербурга и Татарстана, обвинения в сговоре по другим товарам не выдвигались, и ни в одном случае доля всех товаров, которые участвовали в предполагаемом сговоре, не превышала 1% от оборота. "Вывод, который здесь можно сделать, - наличие сговора в таких условиях неправдоподобно", - заключил В.Новиков. В случае с Марий Эл ФАС рассмотрела коэффициенты корреляции цен компаний оптовой торговли и пришла к выводу, что коэффициент в 0,91 является очень высоким и свидетельствует о сговоре участников рынка, привел другой пример В.Новиков. "Есть известный всем экономистам закон - это так называемый закон единой цены, он говорит, что должна существовать тенденция на рынке, чтобы все цены на определенный товар были сходными <:> Единообразность и синхронность - то, что свойственно рынкам вообще, неважно - конкурентным или монопольным", - сказал он. В целом рост цен на гречку обусловлен не только неурожаем 2010 года, но и долгосрочной мировой тенденцией замены менее урожайных злаков более урожайными. Так, в США гречку давно вытеснили пшеница и кукуруза, постепенное замещение этой крупы другими источниками углеводов в долгосрочной перспективе может произойти и в Китае. Потребление гречки во всем мире до сих пор сокращалось - и теперь импортировать ее практически неоткуда. "Гречневый кризис" в РФ разразился летом 2010 года, с тех пор цены на эту крупу увеличились в несколько раз. Из-за неурожая производство гречихи в прошлом году, по данным Росстата, составило всего 339 тыс. тонн против 564 тыс. тонн в 2009 году. Как сообщалось, РФ договорилась об импорте гречки из Китая. "Объединенная зерновая компания" уже приступила к поставкам, общий объем контракта составит 20 тыс. тонн. Интерфаксгречка, сговорАКОРТ занялся гречкой
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/akort-zanyalsya-grechkoy/2011-03-21


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052