Кризис привел к спаду активности россиян во время новогодних каникул
По результатам январского опроса каждый пятый представитель экономически активного населения (23%) в городах-миллионниках вынужден был изменить планы на новогодние каникулы из соображений экономии. Тренд урезания расходов на праздник практически одинаково затронул людей с разным уровнем доходов во всех городах исследования. Однако несмотря на заметный спад всех форм активностей в новогодние праздники в 2015 г. по сравнению с предыдущим годом, снижение все же не такое масштабное как в «кризисный пик», зафиксированный в начале 2009 г.
Большинство (67% опрошенных) провели все праздники в своем городе (в прошлом году доля «домоседов» была на 11 пп. ниже). Ощутимо упала доля путешественников за границу: на каникулах-2015 покидали пределы России только 6% экономически активного населения крупных городов. Показатель прошлого года – 16%.
Жители крупных городов проводили время на зимних каникулах гораздо менее активно, чем в прошлом году. Заметно сократилась доля посещавших кафе/рестораны (только каждый третий представитель группы ходил в кафе или ресторан в новогодние праздники, что на 14 пп. ниже показателя 2014 г.), а также упала доля посещавших театры и кинотеатры (-10 пп.). Более редкими стали приемы гостей и визиты в гости. Также более половины участников исследования (55%) признались, что им пришлось сократить расходы на продукты для новогоднего стола.
Отразилась экономия и на новогодних подарках – по сравнению с праздниками 2014 г. доля, даривших подарки близким снизилась. Немного меньше дарили подарки родственникам (доля даривших подарки родственникам сократилась только на 5 пп.), в большей степени экономия затронула друзей и коллег (подарки им преподнесли 55% и 29% опрошенных соответственно, что на 11–12 пп. меньше, чем в прошлом год.