Глава винодельческого хозяйства «Семигорье» Геннадий Опарин рассчитывает стать первым российским гаражистом, кто сможет получить лицензию, дающую законное право торговать своим вином. При этом он не сомневается, что его примеру последуют и другие представители «малого виноделия». Повод с оптимизмом смотреть в будущее у владельцев небольших хозяйств действительно есть: накануне депутат Виктор Звагельский внес в Госдуму законопроект, упрощающий правила лицензирования для производителей вина из российского винограда. Сейчас лицензии доступны только крупным хозяйствам – для фермеров это слишком дорогое удовольствие.
Комментируя свежий законопроект, внесенный Виктором Звагельским – автором большинства законодательных новелл, регулирующих отношения на алкогольном рынке, Геннадий Опарин не скрывает скепсиса: «Этот вариант не пройдет никаким образом. Согласно принятой правительством «дорожной карте», в четвертом квартале этого года будет внесен правительственный вариант, предусматривающий смягчение условий лицензирования для виноделов, делающих вино из российского винограда. Вот его и примут. А этот вариант даже читать никто не станет».
Руководитель Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович, принимавший непосредственное участие в подготовке текста законопроекта, внесенного депутатом Звагельским, в свою очередь отмечает, что не все, запланированное правительством, в итоге воплощается в жизнь. «За прошедший год мы слышали много разных заявлений, озвучивалось много самых разных планов, – говорит Леонид Попович. – Правительственный законопроект пока, судя по всему, существует только в виде пункта в принятой «дорожной карте». Будет ли он подготовлен и внесен в Госдуму в обозначенные сроки – большой вопрос. Поэтому мы, как винодельческое сообщество, решили взять инициативу в свои руки и подготовили предложения, которые и легли в основу текста законопроекта».
Внесенный Виктором Звагельским законопроект призван по сути легализовать так называемое гаражное виноделие – небольшие фермерские хозяйства, которые сейчас работают фактически вне рамок закона. «Для того чтобы сейчас получить лицензию – надо потратить очень много денег, – объясняет Леонид Попович. – Чтобы компенсировать все эти затраты, винодел должен обеспечивать большой объем производства, собирая виноград минимум со 100 га. Для фермеров эти издержки критичны и неподъемны».
В результате получается довольно странная ситуация: винодел Геннадий Опарин делает вина, которые получают медали на престижных международных конкурсах, но не имеет права их продавать, так как не имеет лицензии, не фиксирует объемы в ЕГАИС и не может легально получить акцизные марки, то есть платить налоги государству. С его винами можно ознакомиться, купив экскурсию в усадьбу «Семигорье», то есть заплатить за туристическую услугу и получить вино в подарок. Такая схема работы самому г-ну Опарину не очень нравится – он хотел бы получить легальный статус, производить и продавать вино в открытую, не прибегая к абсурдной маскировке.
Если законопроект Виктора Звагельского будет принят Госдумой, российские фермеры смогут стать законными участниками винного рынка. «Самая революционная вещь, содержащаяся в законопроекте, это то, что процесс производства вина выводится за рамки лицензирования, – рассказывает Леонид Попович. – То есть до того момента, пока винодел не решит свое вино продавать, государство его не трогает. Это означает, что не будет ставиться никаких счетчиков, не будет каких-то проверок Росалкоголя в разгар уборки винограда и т.д. А вот когда винодел решит свое вино продать и ему потребуются марки – он их получит исходя из объема задекларированного винограда. Здесь расчет простой: из 1 кг винограда получается одна бутылка вина 0,75 л – сколько винограда задекларировал, столько марок и получил».
Геннадий Опарин не сомневается, что упрощение лицензирования производства вина вызовет бум в винодельческих регионах страны. «Я первый побегу получать лицензию и всех членов ассоциации гаражистов за собой приведу, – говорит Геннадий Опарин. – Сейчас в нашу ассоциацию входят 75 членов, но если нам дадут возможность выйти из тени, количество фермеров-виноделов вырастет в десятки раз. Бизнесмены начнут покупать виноградники, а не вкладывать деньги в строительство какой-нибудь очередной гостиницы на побережье».
По словам г-на Опарина, для продвижения своих вин гаражисты создадут кооператив, который будет формировать широкий портфель и обеспечивать поставки в регионы. «А там и посредники найдутся, – не сомневается винодел. – Будет схема работы наподобие кооператива LavkaLavka, который зарабатывает, обеспечивая сбыт продуктов для фермерских хозяйств, и показывает эффективность подобной схемы работы».
Денис Пузырев, РБК Daily