18 февраля 2008, 12:58 1926 просмотров

Госрегулирование торговли прикрыли либерализацией

 
 
Очередная версия законопроекта о торговле усиливает административные барьеры в отрасли
Оптимистичные заявления представителей бизнес-сообщества о существенной либерализации нового варианта законопроекта о торговле оказались, похоже, преждевременными. Некоторые СМИ даже поспешили сообщить о том, что новая редакция документа подразумевает существенные ограничения работы крупного ритейла и значительные послабления для малого бизнеса.

В распоряжении «Газеты» оказался полный текст новой редакции законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Действительно, как уже сообщалось ранее (см. "Газету" от 15 февраля), из нынешнего текста документа изъята норма о том, что необходимым условием осуществления торговой деятельности является получение специального свидетельства. Однако на этом «либерализация» заканчивается. Более того, в отдельных случаях административное давление на торговлю только усиливается.

Отдельные положения законопроекта стоит рассмотреть более подробно. В частности, как следует из пункта 3 статьи 29 главы 6, «правительство РФ вправе устанавливать квалификационные требования к работникам торговли, допускаемым к обслуживанию покупателей, к которым относятся: требования к уровню профессионального образования, стажу (опыту) работы в качестве работника торговли (продавца), профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения своих обязанностей». Это фактически означает, что в случае принятия закона в его нынешней редакции мигранты, которые сегодня работают практически во всех торговых сетях, будут, скорее всего, уволены. Для потребителей подобное нововведение обернется очередным повышением цен. «На закрытом совещании в Минэкономразвития мы очень долго обсуждали эту формулировку, пытаясь настаивать на том, чтобы она касалась только руководящего состава, - поясняет исполнительный директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова. - Требование к квалификации продавцов автоматически повышает наши прямые издержки. О каком сдерживании роста цен можно будет говорить в этом случае?»

Декларативными оказались и заявления о том, что новый законопроект будет направлен на облегчение работы малого бизнеса и ужесточение правил работы крупного ритейла. В частности, пункт 1 статьи 30 главы 6 гласит: «Правительство РФ в зависимости от форм, видов и специализации торговых объектов вправе определять места, где осуществление торговой деятельности… ограничивается или запрещается». А в пункте 3 той же статьи конкретизируется, что «орган местного самоуправления вправе на своей территории определять время работы торговых объектов, а также виды товаров, продажа которых ограничивается». В основе данных положений могут лежать вполне благие намерения: действительно, кому, как не органам местного самоуправления, лучше знать, где, сколько и каких магазинов следует разместить, чтобы удовлетворить потребительский спрос. Однако в нынешней редакции данная норма может использоваться двояко: в частности, по решению префектуры магазинам малого бизнеса можно запретить торговать табаком, алкоголем или, к примеру, ограничить торговлю этими товарами по времени. Сегодня в Москве подобные ограничения действуют на основе столичного закона, отдельные положения которого неоднократно пытались оспорить. «Плановое строительство магазинов - широко распространенная практика на Западе. И с этой точки зрения данная норма закона о торговле может оказаться очень полезной, однако есть опасность в том, что у нас может получиться как всегда», - предупреждает Ирина Канунникова.

Плановому строительству торговых объектов в законопроекте уделено особое внимание. Так, размещение нестационарных торговых объектов (ларьков) может осуществляться только на конкурсной основе и в соответствии со схемой их размещения, утверждаемой органами местного самоуправления. И самое главное: пункт 1 статьи 19 главы 5 гласит, что данное правило не применяется к нестационарным объектам, которые будут размещены в пределах стационарного торгового объекта. То есть малый бизнес фактически обяжут работать только в крупных торговых центрах.

Разработчики документа творчески подошли и к введению ограничений деятельности крупного ритейла. В законопроекте достаточно подробно прописана норма о том, как отныне будет определяться порог доминирования. Однако, как отмечается в пункте 9 статьи 33 главы 7, увеличение порога доминирования, в частности, возможно, если осуществление торговой деятельности является или может являться «совершенствованием производства… стимулированием технического, экономического прогресса, повышением конкурентоспособности товаров российского производства». «Мне кажется, что именно из-за этого пункта представители крупного ритейла не сильно возражают против введения порога доминирования», - сказал корреспонденту «Газеты» один из участников рынка, просивший не называть его имени.

Поделиться публикацией:
Актуально
Галя уходит в цифру, или Цифровые двойники в ритейле
350
Экосистема технологий позволяет управлять и оценить работу персонала, оптимизировать расположение то...
Сергей Поляков, Holding Finance Broker: «Прежде чем начать торговать с Индией, нужно оценить возможные риски»
571
Как вести бизнес в Индии? С чего начать? И каковы перспективы этого направления?
Мобильное приложение сети «Виктория» показывает результаты: больше лояльности, вовлеченности и продаж
382
Приложение установили более 300 тысяч человек.
Постное меню: мода на здоровье
711
Спрос, продажи и предложение обсуждают рестораторы и поставщики.
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Госрегулирование торговли прикрыли либерализацией
 
 
Очередная версия законопроекта о торговле усиливает административные барьеры в отрасли
Оптимистичные заявления представителей бизнес-сообщества о существенной либерализации нового варианта законопроекта о торговле оказались, похоже, преждевременными. Некоторые СМИ даже поспешили сообщить о том, что новая редакция документа подразумевает существенные ограничения работы крупного ритейла и значительные послабления для малого бизнеса.

В распоряжении «Газеты» оказался полный текст новой редакции законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Действительно, как уже сообщалось ранее (см. "Газету" от 15 февраля), из нынешнего текста документа изъята норма о том, что необходимым условием осуществления торговой деятельности является получение специального свидетельства. Однако на этом «либерализация» заканчивается. Более того, в отдельных случаях административное давление на торговлю только усиливается.

Отдельные положения законопроекта стоит рассмотреть более подробно. В частности, как следует из пункта 3 статьи 29 главы 6, «правительство РФ вправе устанавливать квалификационные требования к работникам торговли, допускаемым к обслуживанию покупателей, к которым относятся: требования к уровню профессионального образования, стажу (опыту) работы в качестве работника торговли (продавца), профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения своих обязанностей». Это фактически означает, что в случае принятия закона в его нынешней редакции мигранты, которые сегодня работают практически во всех торговых сетях, будут, скорее всего, уволены. Для потребителей подобное нововведение обернется очередным повышением цен. «На закрытом совещании в Минэкономразвития мы очень долго обсуждали эту формулировку, пытаясь настаивать на том, чтобы она касалась только руководящего состава, - поясняет исполнительный директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова. - Требование к квалификации продавцов автоматически повышает наши прямые издержки. О каком сдерживании роста цен можно будет говорить в этом случае?»

Декларативными оказались и заявления о том, что новый законопроект будет направлен на облегчение работы малого бизнеса и ужесточение правил работы крупного ритейла. В частности, пункт 1 статьи 30 главы 6 гласит: «Правительство РФ в зависимости от форм, видов и специализации торговых объектов вправе определять места, где осуществление торговой деятельности… ограничивается или запрещается». А в пункте 3 той же статьи конкретизируется, что «орган местного самоуправления вправе на своей территории определять время работы торговых объектов, а также виды товаров, продажа которых ограничивается». В основе данных положений могут лежать вполне благие намерения: действительно, кому, как не органам местного самоуправления, лучше знать, где, сколько и каких магазинов следует разместить, чтобы удовлетворить потребительский спрос. Однако в нынешней редакции данная норма может использоваться двояко: в частности, по решению префектуры магазинам малого бизнеса можно запретить торговать табаком, алкоголем или, к примеру, ограничить торговлю этими товарами по времени. Сегодня в Москве подобные ограничения действуют на основе столичного закона, отдельные положения которого неоднократно пытались оспорить. «Плановое строительство магазинов - широко распространенная практика на Западе. И с этой точки зрения данная норма закона о торговле может оказаться очень полезной, однако есть опасность в том, что у нас может получиться как всегда», - предупреждает Ирина Канунникова.

Плановому строительству торговых объектов в законопроекте уделено особое внимание. Так, размещение нестационарных торговых объектов (ларьков) может осуществляться только на конкурсной основе и в соответствии со схемой их размещения, утверждаемой органами местного самоуправления. И самое главное: пункт 1 статьи 19 главы 5 гласит, что данное правило не применяется к нестационарным объектам, которые будут размещены в пределах стационарного торгового объекта. То есть малый бизнес фактически обяжут работать только в крупных торговых центрах.

Разработчики документа творчески подошли и к введению ограничений деятельности крупного ритейла. В законопроекте достаточно подробно прописана норма о том, как отныне будет определяться порог доминирования. Однако, как отмечается в пункте 9 статьи 33 главы 7, увеличение порога доминирования, в частности, возможно, если осуществление торговой деятельности является или может являться «совершенствованием производства… стимулированием технического, экономического прогресса, повышением конкурентоспособности товаров российского производства». «Мне кажется, что именно из-за этого пункта представители крупного ритейла не сильно возражают против введения порога доминирования», - сказал корреспонденту «Газеты» один из участников рынка, просивший не называть его имени.

Госрегулирование торговли прикрыли либерализацией
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/gosregulirovanie-torgovli-prikryli-liberalizatsiey/2008-07-07


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052