4 декабря 2007, 10:06 1170 просмотров

Россияне не знают, что такое ГМ-продукты, но потреблять их опасаются

Более 70% россиян считают трансгены вредными для здоровья, хотя меньше 40% знают, что это такое. Таков один из главных итогов проведенного фондом «Общественное мнение» (ФОМ) последнего исследования, посвященного отношению наших соотечественников к генно-модифицированным продуктам (ГМП). Специалисты продолжают спорить, нужно их маркировать или нет.

По результатам исследования только 38% россиян знают, что некоторые продукты содержат генно-модифицированные добавки. Больше всех осведомлены в этом вопросе москвичи (74%) и жители других мегаполисов (46%). Это не удивляет – именно в крупные города поставляется подавляющая часть ГМП. 29% опрошенных «что-то слышали» о трансгенах, а каждый третий наш соотечественник узнал о добавках впервые во время опроса.

Однако низкая осведомленность россиян о ГМП не помешала большинству из них выразить стойкую неприязнь к трансгенам. 71% респондентов уверены, что они оказывают вредное воздействие на здоровье людей, и 66% граждан предпочли бы не покупать продукт, содержащий генно-модифицированные добавки. Не верят во вред трансгенов лишь 7% соотечественников, но при этом 11% купили бы такие продукты, если бы они были дешевле экологически чистого аналога.

Особенно резко против ГМП уже давно высказываются экологические организации. «Безопасность трансгенов еще не доказана, – признала «НИ» пресс-секретарь «Гринпис Россия» Вера Бакашева. – Однако результаты некоторых экспериментов показывают, что потенциальный риск для здоровья существует. Поэтому необходимо обязательно маркировать продукты, содержащие трансгены, а также ввести полный мораторий на их использование в детском питании. Также мораторий необходим на промышленное выращивание трансгенных культур в натуральной среде, поскольку их безопасность для обычных растений также еще пока не доказана».

Другие специалисты убеждены, что негативное отношение к трансгенам – результат недостатка полной и достоверной информации о них. «Люди просто не готовы к восприятию новых технологий, как, например, до сих пор некоторые не готовы к восприятию атомной энергетики, – рассказал «НИ» директор Института питания РАМН Виктор Тутельян. – Информации о ГМП недостаточно, а этот вакуум заполняется всевозможными слухами и догадками». Схожая позиция и у исполнительного секретаря Комитета защиты москвичей Алексея Навального. «Против трансгенов выступают и экологи, и «зеленые», поэтому у людей сложился определенный стереотип в отношении ГМП, – считает он. – Это похоже на страх перед нитратами, который был в 90-е годы».

В Союзе потребителей России «НИ» заявили, что трансгены – это гораздо меньшее зло, чем химикаты, использующиеся для защиты обычных растений. «Вред от пестицидов и гербицидов совершенно очевиден, и обработанные химикатами продукты нужно маркировать так же, как и трансгенные», – убеждены в СПР. Алексей Навальный тоже считает, что маркировка ГМП нужна. «Необходимо оставить потребителю право выбора, какой продукт ему покупать. Также в магазинах можно сделать для ГМП отдельные полки. В любом случае человек должен иметь право самому решать – покупать генетически измененный продукт или нет», – пояснил специалист.

А вот г-н Тутельян выступает против этого. «Зачем пугать людей разными маркировками? Если продукт соответствует принятым санитарным нормам, значит, он безопасен. Не важно, есть ли там генно-модифицированные добавки или компонент выращен с защитой химикатами. Лично я на эти марки не смотрю, главное – соответствие санитарным нормам. Нужно самим беречь себя, мойте руки перед едой», – говорит ученый.

Напомним, что Роспотребнадзор обязал еще с 1 сентября этого года все продукты, содержащие более 0,9% генно-модифицированных организмов, снабжать специальной маркировкой. Насколько эффективно исполняется и это решение ведомства Геннадия Онищенко, можно судить по результатам потребительского опроса: 65% респондентов в глаза не видели никаких пометок на упаковках.

И еще одно важное обстоятельство: отсутствие доказательств вреда трансгенов еще не означает, что его нет. По мнению многих ученых, негативные последствия употребления ГМП могут проявиться лишь через 10–15 лет. В большинстве стран контроль над производством ГМП строжайший. Но и цена вопроса огромна. Стоимость разработки и вывода на рынок нового трансгенного продукта чрезвычайно высока – до 200 млн. долларов. Поэтому возникают большие сомнения, что производители ГМП легко расстанутся с такими деньгами, если вдруг выявится какой-либо вред генно-модифицированной добавки для здоровья.

НИ

Поделиться публикацией:
Актуально
ИИ в ритейле на 60% сокращает работу мерчандайзеров и повышает продажи за счет контроля выкладки...
Галя уходит в цифру, или Цифровые двойники в ритейле
429
Экосистема технологий позволяет управлять и оценить работу персонала, оптимизировать расположение то...
Мобильное приложение сети «Виктория» показывает результаты: больше лояльности, вовлеченности и продаж
419
Приложение установили более 300 тысяч человек.
Постное меню: мода на здоровье
785
Спрос, продажи и предложение обсуждают рестораторы и поставщики.
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Россияне не знают, что такое ГМ-продукты, но потреблять их опасаются

Более 70% россиян считают трансгены вредными для здоровья, хотя меньше 40% знают, что это такое. Таков один из главных итогов проведенного фондом «Общественное мнение» (ФОМ) последнего исследования, посвященного отношению наших соотечественников к генно-модифицированным продуктам (ГМП). Специалисты продолжают спорить, нужно их маркировать или нет.

По результатам исследования только 38% россиян знают, что некоторые продукты содержат генно-модифицированные добавки. Больше всех осведомлены в этом вопросе москвичи (74%) и жители других мегаполисов (46%). Это не удивляет – именно в крупные города поставляется подавляющая часть ГМП. 29% опрошенных «что-то слышали» о трансгенах, а каждый третий наш соотечественник узнал о добавках впервые во время опроса.

Однако низкая осведомленность россиян о ГМП не помешала большинству из них выразить стойкую неприязнь к трансгенам. 71% респондентов уверены, что они оказывают вредное воздействие на здоровье людей, и 66% граждан предпочли бы не покупать продукт, содержащий генно-модифицированные добавки. Не верят во вред трансгенов лишь 7% соотечественников, но при этом 11% купили бы такие продукты, если бы они были дешевле экологически чистого аналога.

Особенно резко против ГМП уже давно высказываются экологические организации. «Безопасность трансгенов еще не доказана, – признала «НИ» пресс-секретарь «Гринпис Россия» Вера Бакашева. – Однако результаты некоторых экспериментов показывают, что потенциальный риск для здоровья существует. Поэтому необходимо обязательно маркировать продукты, содержащие трансгены, а также ввести полный мораторий на их использование в детском питании. Также мораторий необходим на промышленное выращивание трансгенных культур в натуральной среде, поскольку их безопасность для обычных растений также еще пока не доказана».

Другие специалисты убеждены, что негативное отношение к трансгенам – результат недостатка полной и достоверной информации о них. «Люди просто не готовы к восприятию новых технологий, как, например, до сих пор некоторые не готовы к восприятию атомной энергетики, – рассказал «НИ» директор Института питания РАМН Виктор Тутельян. – Информации о ГМП недостаточно, а этот вакуум заполняется всевозможными слухами и догадками». Схожая позиция и у исполнительного секретаря Комитета защиты москвичей Алексея Навального. «Против трансгенов выступают и экологи, и «зеленые», поэтому у людей сложился определенный стереотип в отношении ГМП, – считает он. – Это похоже на страх перед нитратами, который был в 90-е годы».

В Союзе потребителей России «НИ» заявили, что трансгены – это гораздо меньшее зло, чем химикаты, использующиеся для защиты обычных растений. «Вред от пестицидов и гербицидов совершенно очевиден, и обработанные химикатами продукты нужно маркировать так же, как и трансгенные», – убеждены в СПР. Алексей Навальный тоже считает, что маркировка ГМП нужна. «Необходимо оставить потребителю право выбора, какой продукт ему покупать. Также в магазинах можно сделать для ГМП отдельные полки. В любом случае человек должен иметь право самому решать – покупать генетически измененный продукт или нет», – пояснил специалист.

А вот г-н Тутельян выступает против этого. «Зачем пугать людей разными маркировками? Если продукт соответствует принятым санитарным нормам, значит, он безопасен. Не важно, есть ли там генно-модифицированные добавки или компонент выращен с защитой химикатами. Лично я на эти марки не смотрю, главное – соответствие санитарным нормам. Нужно самим беречь себя, мойте руки перед едой», – говорит ученый.

Напомним, что Роспотребнадзор обязал еще с 1 сентября этого года все продукты, содержащие более 0,9% генно-модифицированных организмов, снабжать специальной маркировкой. Насколько эффективно исполняется и это решение ведомства Геннадия Онищенко, можно судить по результатам потребительского опроса: 65% респондентов в глаза не видели никаких пометок на упаковках.

И еще одно важное обстоятельство: отсутствие доказательств вреда трансгенов еще не означает, что его нет. По мнению многих ученых, негативные последствия употребления ГМП могут проявиться лишь через 10–15 лет. В большинстве стран контроль над производством ГМП строжайший. Но и цена вопроса огромна. Стоимость разработки и вывода на рынок нового трансгенного продукта чрезвычайно высока – до 200 млн. долларов. Поэтому возникают большие сомнения, что производители ГМП легко расстанутся с такими деньгами, если вдруг выявится какой-либо вред генно-модифицированной добавки для здоровья.

НИ

Россияне не знают, что такое ГМ-продукты, но потреблять их опасаются
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/rossiyane-ne-znayut-chto-takoe-gm-produkty-no-potreblyat-ikh-opasayutsya/2008-07-07


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052