Цены на продовольственных рынках неизменно растут. Однако сельхозпроизводители отнюдь не обогащаются за счет повышения стоимости на их товары. Вся прибыль идет в карман перекупщиков, втридорога продающих овощи и фрукты, выращенные отечественными крестьянами. О том, как соблюсти интересы крестьянских и фермерских хозяйств, рассказывает действительный член Российской академии сельскохозяйственных наук, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию Владимир Кашин.
- Владимир Иванович, в чем вы видите причину кризисного состояния отечественного сельского хозяйства?
- Одна из причин - неудовлетворительное функционирование системы сбыта сельхозпродукции. По данным статистики, только 28 процентов сельскохозяйственных предприятий и 22 процента фермерских хозяйств имеют гарантированный выход на рынок. А сегодня рынок находится в собственности у одного, тот передает его второму, второй нанимает дирекцию рынка, дирекция нанимает посредников, которые торгуют. И не поймешь, кому предъявлять претензии к качеству продуктов, к продаже контрафакта, обвесам. Администрация рынка по закону за это не отвечает, торгующие - тоже. Кстати, в 2006 году понизилось качество многих видов отечественных продовольственных товаров. По данным Росстата, даже при нынешней системе контроля в январе-сентябре было забраковано из-за ненадлежащего качества и опасности товаров: 14,4 процента мяса и птицы (в 2005 году этот показатель составлял 12 процентов), 17,8 процента колбасных изделий - это каждый шестой килограмм (в 2005-м - 5 процентов), 35,8 процента рыбной продукции, или более одной трети (в 2005 году -2,5), рыбных консервов - 25,4 процента (в 2005-м - лишь 0,6). В страну поступает и много некачественного импорта: рыбной продукции - 22,3 процента, животного масла - 10,5, масла растительного - 17,1, консервов плодоовощных - 34, крупы - 67,8 процента.
- Но сейчас вроде бы происходит упорядочение работы рынков: половина торговых мест на продовольственных рынках предоставляется именно российским продавцам.
- Я считаю, что по-прежнему принципиально не решен вопрос о предоставлении приоритета отечественным производителям и переработчикам продовольствия. Необходимо не латание дыр, а система взаимосвязанных мер. Уже более десяти лет идет речь о принятии закона об оптовых рынках, были разработаны проекты такого закона, однако Правительство ничего по этому вопросу не сделало. А между тем сохраняется недопустимо высокий удельный вес импортной продукции на продовольственном рынке - примерно на уровне 33-34 процентов. Однако прогноз Минэкономразвития России на 2009 год рассчитан не на импортозамещение, а, наоборот, - на опережающий рост импорта продовольствия, который увеличится по сравнению с 2005 годом примерно в 1,7 раза. Это означает, что доступ отечественных товаропроизводителей на рынок будет еще более ограничен, а цены на продовольствие вырастут. К тому же рынок сельскохозяйственной продукции нельзя рассматривать в отрыве от рынка материально-технических ресурсов для аграрного сектора. Но соотношение цен на этих рынках с каждым годом для сельскохозяйственных товаропроизводителей ухудшается. В 2005 году цены на сельхозпродукцию выросли в среднем на 9,6 процента, а на приобретенную сельским хозяйством промышленную продукцию - на 15,7 процента. Аналогичная ситуация и в прошлом году: цены на продукцию крестьян повысились на 4,3 процента, на промышленные товары - на 12,1 процента, потребительские цены - на 7,5 процента. Такая динамика неизбежно приводила к дальнейшему банкротству и разрушению многих сельскохозяйственных организаций. В 2004 году было подвергнуто различным формам банкротства 3,5 тысячи хозяйств, в 2005 году - еще 3,5 тысячи, а в прошлом году - около 7,8 тысячи.
- Владимир Иванович, а чем грозит работникам сельского хозяйства вступление России во Всемирную торговую организацию?
- Даже зарубежные эксперты Всемирного банка считают, что это приведет к снижению производства продукции на 3 процента, увеличению импорта продовольствия на 11 процентов, сокращению численности занятых в отрасли на 3 процента. Еще более тяжелые последствия ожидают пищевую промышленность. Но есть еще одна угроза - дальнейшая либерализация рынка газа и электроэнергии. По расчетам ученых Россельхозакадемии, эта мера вызовет прямое некомпенсированное удорожание сельскохозяйственной продукции к 2011 году примерно на 50 миллиардов рублей. Кроме того, возрастут затраты на другие виды материально-технических ресурсов из-за роста затрат в промышленности. Только по минеральным удобрениям они составят свыше 28 миллиардов. Все это в конечном счете "отложится" на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
- Что с вашей точки зрения должны делать законодатели и Правительство для исправления ситуации?
- Считаю, что ответственность государства и власти за продовольственную безопасность и защиту сельхозпроизводителей должна быть закреплена законодательно. Во-первых, для этого уже в текущую сессию Государственной Думой должны быть приняты федеральные законы "О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка", "О продовольственной безопасности", "Об оптовых и розничных рынках сельскохозяйственной и продовольственной продукции" с соответствующими гарантиями и обязательствами государства на всех уровнях управления. Во-вторых, не дожидаясь окончательного ввода в действие упомянутых законов, срочно закрепить распоряжением Правительства и реализовать комплекс организационных, подзаконных и правовых мер по приостановке и предупреждению произвола на розничных и оптовых рынках сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Например, необходимо провести массовый учет наличия, характеристик и состояния рынков, объемов торговли, ценовых показателей. Ввести, начиная с текущего года, ежемесячный мониторинг цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, а также разработать систему мер, не допускающих ухудшения соотношения этих цен для сельского хозяйства. Я согласен с предложением министра сельского хозяйства Алексея Гордеева по передаче рынков в управление кооперативам производителей сельхозпродукции и запрете на торговлю там импортными товарами и продуктами глубокой переработки. Поддерживаю также его мнение о необходимости составления перечня продуктов, которыми будет разрешено торговать на льготных условиях. При передаче рынков в управление или даже в собственность непосредственно потребительским кооперативам, которые создают сельхозпроизводители, можно решить три главные задачи. Во-первых, осуществить прямой доступ сельхозпроизводителей к местам льготной реализации продукции, в результате чего будут установлены умеренные цены, так как исключается целый ряд посредников. Во-вторых, покупателям сразу будут известны лица, ответственные за качество продукции. И, наконец, таким образом значительно уменьшится теневой оборот и интерес криминальных структур к точкам реализации продукции.