Uniqlo подал в суд на авиакомпанию UTair из-за товарного знака UT
Суд по интеллектуальным правам принял иск японского одежного концерна Fast Retailing Co Ltd, владельца бренда Uniqlo, к авиакомпании «ЮТэйр» о лишении ее прав на товарный знак UT в отношении товаров класса «одежда».
Как стало известно «Деловому Петербургу», на прошлой неделе в Суд по интеллектуальным правам РФ поступил иск японского производителя одежды Fast Retailing Co Ltd к ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака UT, зарегистрированного в реестре Роспатента под номером 242082, в отношении товаров 25-го класса (одежда) в связи с его неиспользованием.
Залетел на рынок
Fast Retailing (оборот в 2016 финансовом году – 14,1 млрд долл) владеет одежными брендами Uniqlo, GU, Theory, Comptoir Des Cotonniers, Princess Tam-Tam, J-brands, PLST и др. Компания вышла на российский рынок в 2011 году, начав с Москвы, где у нее пять магазинов. В Петербурге первый магазин открылся в ТРЦ «Галерея» в декабре 2015 года. Недавно ретейлер объявил, что откроет еще два: в комплексах «МЕГА Дыбенко» и «Лето». В пресс-службе Uniqlo пока не ответили на запрос «ДП».
Товарный знак UT используется концерном для маркирования футболок Uniqlo T-shirts. Однако продажи в России этого товара затруднены в связи с тем, что товарный знак запатентован «ЮТэйр».
Товарный знак UT был запатентован компанией в 2002 году в отношении 16 классов товаров
ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (база в Ханты-Мансийске, парк – 77 самолетов и 343 вертолета, оборот за первое полугодие 2016 года – 33,7 млрд рублей, убыток до налогообложения – 1 млрд рублей) входит в пятерку крупнейших российских авиакомпаний. В 2015 году компания перевезла 5,5 млн пассажиров.
Товарный знак UT был запатентован компанией в 2002 году в отношении 16 классов товаров, начиная от 12-го (автомобильные и авиационные принадлежности) и заканчивая 43-м (гостиницы, пансионы и т. д.). В пресс-службе «ЮТэйр» корреспонденту «ДП» сообщили, что информация об иске в авиакомпанию еще не поступала. Действительно, суд по 5 сентября оставил иск Uniqlo без движения по причине неуведомления ответчика.
Авиакомпания является клиентом петербургской юридической фирмы «Усков и партнеры», которая и регистрировала товарный знак. Управляющий партнер фирмы Вадим Усков пока не прокомментировал дело, пишет «Деловой Петербург».
Главное – продавать
По словам экспертов в сфере интеллектуального права, принципиальным вопросом для определения правоты в споре Uniqlo против UTair будет факт продаж авиакомпанией одежды со своим логотипом.
«Если «Ютэйр» продавал что-то из одежды, шарфики и так далее – в фирменных сувенирных магазинах (не знаю, есть ли у них таковые), то в иске откажут, – прогнозирует патентный поверенный бюро «Городисский и партнеры» Виктор Станковский. – Если это исключительно форменная одежда, которая не вводилась в гражданский оборот, могут и удовлетворить».
«Бремя доказывания в споре будет распределяться следующим образом, – комментирует Наталья Демина, юрист «Максима лигал». – Истец должен будет доказать свою заинтересованность в досрочном прекращении правовой охраны товарного знака, а ответчик – доказать факт его использования. При этом следует обратить внимание, что судом будет учитываться не любое использование товарного знака, а лишь совершение действий, непосредственно связанных с введением товара в гражданский оборот, доведением его до потребителя».
В пресс-службе авиакомпании сообщили, что одеждой она не торгует: «Знак используется только на форменной одежде».
Galina Utesheva, FashionUnited