13 января 2016, 00:05 1247 просмотров

Эксперты подвели итоги года

2015 год рынка коммерческой недвижимости в цифрах и фактах

2015 год стал для рынка коммерческой недвижимости не столь катастрофичным, как опасались многие эксперты. В то же время, в этом году сформировался целый ряд совершенно новых для рынка тенденций, которые раньше либо не проявлялись вообще, либо оказывались исключением, которое лишь подтверждает правило.

Основные факты, тренды и цифры уходящего года проанализировали эксперты ГК «ЭКООФИС»

«2015 год без всяких сомнений можно назвать годом арендатора, – комментирует собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. – Рынок увидел все соответствующие признаки: требования по пересмотру ставок, ротацию арендаторов, массовое расторжение договоров аренды и т.д. Но важно то, что все эти перемены произошли в начале года – рынок перестроился на работу по новым правилам. В отличие от кризиса 2009-го, когда рынок продолжало трясти в течение как минимум года, сейчас «новый порядок» установился уже к концу первого квартала». Во многом этому помог опыт предыдущего кризиса, подчеркивает эксперт: многие компании учли этот урок и подошли к новому кризису с рублевыми кредитами и рублевыми же арендными ставками, а также с проработанной «программой выживания» в сложных экономических условиях. Это спасло рынок от волны массовых банкротств: коллапса, предрекаемого в пессимистичных прогнозах, не случилось.

Торговая недвижимость

Кризис не мог не сказаться на сегменте торговой недвижимости – особенно уязвимы оказались вновь открываемые торговые центры. «Это те проекты, которые начинались без расчета на кризис, и в новых условиях им приходится работать с минимальной заполняемостью, буквально с одним-двумя якорными арендаторами, – говорит Андрей Ковалев. – Шансом на спасение для таких объектов может стать акцент на сервисы и развлечения, а также на развитие общепита: даже если жители соседних районов не готовы в кризис к масштабному шопингу, «вдохнуть жизнь» в новые объекты и помочь перенести сложные времена сможет культура времяпрепровождения в ТЦ, где собраны недорогие развлечения». Уязвимыми оказались и специализированные торговые центры: по данным ГК «ЭКООФИС», поток покупателей в специализированных ТЦ таких категорий, как электроника, автомобили, хобби, товары для спорта снизился за год на треть и более, товаров для дома и ремонта, детских товаров – примерно на 20%. Выходом для таких объектов становится расширение специализации и привлечение арендаторов тех категорий, которые характерны для классических торговых центров.

Еще одна кризисная тенденция торгового рынка – возросший спрос со стороны арендаторов из сферы услуг и торговли на помещения в столичных бизнес-центрах. Это туристические компании, салоны красоты, стоматологические клиники, магазины товаров ежедневного спроса и даже косметики и аксессуаров. Востребованность площадей в БЦ объясняется расчетом на стабильный ежедневный платежеспособный поток посетителей – сотрудников компаний-арендаторов. Только в бизнес-парках «Дербеневский» и «Кожевники» в первые месяцы осени количество обращений арендаторов такой категории увеличилось примерно на 30%.

Рынок складов

В складском сегменте влияние кризиса также сказалось увеличением доли вакантных площадей, и в первую очередь – в высококлассных объектах (А, В+ и В-класс). Как и офисный сегмент с его 30-35 и даже 40% пустых помещений в А-классе и порядка 15-20% – в В-классе, складской сегмента обновил в 2015 году свой «антирекорд» по этому показателю. Уровень пустующих площадей в уже существующих складских комплексах приближается к 10-12%, в новых объектах показатель в течение года мог достигать и 25%.

В качестве характерной тенденции складского рынка можно отметить снижение активности арендаторов «золотой середины» – компаний среднего бизнеса – при одновременной активизации спроса со стороны малого бизнеса. Отчасти этому поспособствовала политика импортозамещения, отчасти – переход некоторых компаний из ранга среднего бизнеса в малый, отчасти – оптимизация расходов на аренду помещений. «В качестве сопутствующих трендов стоит отметить курс на переезд небольших компаний-арендаторов из Подмосковья в пределы МКАД и стремление объединить склад и офис либо складские помещения с производственными, – рассказывает Андрей Ковалев, собственник ГК «ЭКООФИС». – Причина – все в той же оптимизации расходов, как логистических, так и на аренду офиса. Статистика наших объектов – бизнес-парка «Кожевники», технопарков «Медведково» и «Перово Поле» – свидетельствует о росте спроса на такой продукт на 10-15%».

Марина Скубицкая, коммуникационное агентство «PR-стиль»

Поделиться публикацией:
Открытия ноября-2016

Время подводить итоги

Как сэкономить деньги на деньгах?

Рассмотрим разные ситуации и узнаем в итоге как можно сэкономить деньги предприятия

Покупатели снова идут в дискаунтеры

Исследование компании Nielsen

Эксперты подвели итоги годанедвижимость, итоги 2015