FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
Школа поставщика
22 июля 2015, 00:00 9035 просмотров

«Вернись в прошлое купить настоящее»

Центросоюз олицетворяет собой историю кооперативного движения нашей страны, которому уже более 180 лет, и в нем гармонично уживаются современные технологии и традиционный сельский уклад. Во времена стремительных экономических изменений главной задачей потребительских обществ является повышение эффективности и конкурентоспособности, считает председатель совета Центросоюза России Евгений Кузнецов.

Каковы, на ваш взгляд, актуальные проблемы потребительской кооперации сегодня? Меняются ли тренды в связи с изменениями экономической ситуации?

Начнем с того, что Центросоюзу как организации, объединяющей потребительские общества России, более ста лет, и в разные годы ее существования вставали разные проблемы, требующие разных подходов и разных решений. Меняется мир, экономическая обстановка, появляются новые технологии и субъекты предпринимательской деятельности, и это становится новым вызовом для потребительских обществ.

На развитие потребительской кооперации, как живой работающей системы, действуют и внешние, и внутренние факторы. Что касается внешних факторов, в советское время потребкооперация была практически монополистом – на организации Центросоюза приходилось 80% розничного товарооборота. У системы практически не было конкурентов, кроме учреждений государственной торговли. В эпоху экономической трансформации 90-х годов появилось большое число предпринимателей, в том числе в небольших населенных пунктах, и с развитием рынка конкуренция становилась все острее. В настоящий момент существуют территории, куда охотно идут торговые сети. Это пункты с населением от 1500-3000 человек и, конечно, города-миллионники. Но есть немало труднодоступных, малонаселенных мест, куда торговые сети никогда не пойдут: в зоне деятельности потребительской кооперации находится 89 тысяч населенных пунктов, из которых в 54 тысячах проживает менее 100 человек. При этом жители более 34 тысяч населенных пунктов обслуживаются только розничными торговыми предприятиями потребительской кооперации, а население 22 тысяч поселений, в основном удаленных, в которых средняя численность жителей колеблется от 7 до 50 человек, обслуживается автолавками. Так сложилось исторически – кооперативныепредприятия Центросоюза обслуживают эти пункты уже более ста лет. Зачастую процесс торговли бывает очень сложным, доставка товара в маленькую удаленную деревню осуществляется поэтапно: сначала его везет «Газ-53», потом – вездеход, затем груз перекладывают в лодку, и к конечному пункту подвозят на лошади. А товар в этой деревне ждут всего лишь 15 человек. Но это тоже наша работа.

Потребительская кооперация всегда была и остается социально-ориентированной системой. Из-за малочисленности сельских населенных пунктов, низкой покупательной способности населения, преобладания в связи с этим в структуре оборота дешевых товаров, значительная часть магазинов, работающих в сельской местности, убыточна. Мы сами ее дотируем за счет более эффективных магазинов, находящихся в районных центрах, и для нас это социальная нагрузка. И если этим не будем заниматься мы, задача продовольственного обеспечения труднодоступных территорий ляжет на плечи муниципальных органов власти. Поэтому в настоящее время активно прорабатывается вопрос о государственной поддержке нашей деятельности. В федеральном законе о торговле предусмотрена поддержка потребительских обществ и сельскохозяйственных производственных кооперативов. Эта норма должна работать на региональном и муниципальном уровнях. Но, к сожалению, ввиду дефицитности многих региональных муниципальных бюджетов, данная поддержка не осуществляется или осуществляется не в полной мере – работа в этом направлении с региональными и муниципальными администрациями – одна из задач наших региональных союзов.

Чем государство может поддержать предприятия Центросоюза? На какую поддержку, кроме законодательной, вы рассчитываете?

– В некоторых регионах эта поддержка уже осуществляется на уровне местной власти. Приведу пример: многие прекрасно знают, что один из основных форматов торговли в сельской местности – автолавки. В нашей системе более 3 тысяч автолавок, но все они имеют разный уровень технической оснащенности. В Республике Татарстан, например, президент Рустам Нургалиевич Минниханов помог нам модернизировать автопарк из 100 автолавок. Была реализована правительственная программа Татарстана, в рамках которой из республиканского бюджета на модернизацию было выделено 80% средств, и 20% составили средства нашей организации. Мы смогли обновить автолавки, теперь это современные магазины на колесах, торгующие, кроме всего прочего, закупаемой в личных подсобных хозяйствах продукцией. Но есть другие регионы, где, стыдно признаться, кооперативным автолавкам уже по 30 лет. Задача содержания автолавок становится все сложнее, поэтому вопрос взаимодействия с муниципалитетами, в том числе и по вопросу поддержания этой деятельности, встает более актуально.

– Какие задачи перед собой ставит Центросоюз в области развития подразделения розничной торговли?

В сфере торговой деятельности, являющейся для нас локомотивной отраслью, основная задача – повышение эффективности и конкурентоспособности наших предприятий.

Самая большая проблема – технологическая отсталость районных потребительских обществ. Значительная часть наших организаций в планеучета и контроля движения товаров застыла на уровне 90-х годов прошлого столетия. Еще сложность – в системе зачастую работают руководители в возрасте около 70-ти лет, которые, мягко говоря, не жалуют современные технологии. Именно на таких предприятиях отсутствие, например, автоматизированного учета ведет к росту недостач, злоупотреблений работников торговли, невозможности управления товарной матрицей и так далее. Мы уже третий год активно продвигаем вопрос автоматизации наших торговых объектов на базе единой IT-платформы. Более того, эта деятельность на 50% финансируется на федеральном уровне из средств Центросоюза. В ближайшее время мы должны автоматизировать на едином программном продукте максимальное количество магазинов. За последние два года уже автоматизировано более 2 тысяч торговых объектов, эта работа продолжается.

Еще одна задача – получение лучших условий от производителей и поставщиков. С этой целью создан федеральный закупочный кооператив «Центркооп» – бизнес-единица в организационно-правовой форме потребительского общества, активное участие в работе которого принимают 36 региональных союзов, половина из них являются пайщиками. «Центркооп» осуществляет централизованные закупки товаров для организаций потребкооперации системы Центросоюза России.

В прошлом году в ряде региональных союзов запущен проект управления торговой деятельностью, основанный на принципах категорийного менеджмента, осуществляющий региональную интеграцию закупок, позволяющий выйти на федеральную интеграцию. Проект имеет целью организационные преобразования, создание подразделения, которое будет централизованно заниматься закупками и управлением ассортиментом: контролем значительной части товарной матрицы, оптимизацией бизнес-процессов и издержек на логистику. «Центркооп» уже работает в связке с региональными категорийными менеджерами, но степень консолидации пока не столь высока, как хотелось бы, и сделать это сотрудничество более эффективным является еще одной задачей ближайшего периода.

Расскажите немного о структуре союза. По какому принципу он объединяет потребительские общества?

Центросоюз – некоммерческая организация, добровольное объединение потребительских обществ России. На федеральном уровне структура объединяет около 3 тысяч потребительских обществ из разных регионов, являющихся юридическими лицами. По законодательной иерархии эти потребительские общества являются учредителями Центросоюза и одновременно – учредителями региональных обществ. То есть, например, 136потребительских обществ Башкирии, включая районные и сельские, организуют Башпотребсоюз, входящий в нашу структуру, и одновременно являются учредителями Центросоюза.

Раньше потребительские общества учреждали региональные союзы, а уже региональные союзы – Центросоюз. Но в 1992 году внесены изменения в закон о потребительской кооперации, и учредителями Центросоюза стали именно низовые общества, а не региональные союзы. В 2012 году по нашей инициативе были внесены дополнительные изменения, и теперь по новому закону учредителями Центросоюза могут быть как региональные союзы, так и отдельные потребительские общества.

На сегодняшний день нашими учредителями являются потребительские общества, а пайщики – физические лица, являются учредителями этих обществ. Вот такая сложная система.

Центросоюз существует на взносы входящих в него организаций?

В доходной части бюджета доля от членских взносов составляет менее 3%. Мы ведем уставную деятельность, содержим аппарат и реализуем различные проекты в большей степени за счет доходов от деятельности наших дочерних предприятий, которые являются коммерческими структурами.

Аппарат закупочного кооператива самостоятельно принимает решения по закупкам или совместно с пайщиками?

Решения принимаются, естественно, правлением данной организации, в которую входят представители наиболее активных региональных союзов. Чтобы минимизировать издержки, не содержим склады и офисы, работаем, образно говоря, «с колес», по принципу: есть конкретная заявка – оформляется заказ. Пока заявки делаются на уровне региона или от двух-трех регионов одновременно. К примеру, получен вагон масла по заявке потребобщества из Чувашии, оно забирает тот объем, который заказывало, а оставшаяся часть распределяется между другими кооперативами. В дальнейшем планируем расширять ассортимент, внедрять складские программы и логистику.

Какие торговые процессы уже автоматизированы на предприятиях, входящих в потребительские общества вашего союза?

В области автоматизации реализуетсяпроект « Автоматизация торговых объектов организаций потребительской кооперации на единой IT-платформе и развитие торговли отдельными группами товаров с использованием технологий «обратной франшизы». Реализация проекта предполагает объединение усилий в формировании единой конкурентоспособной системы для получения лояльных ценовых условий, укрепления рыночных позиций, выход на федеральных поставщиков. Автоматизируются все торговые процессы. В первую очередь учет закупок и продаж, товародвижения. Разработана единая товарная матрица, внедряется категорийный менеджмент. На единой платформе уже автоматизировано 18 регионов. Другая часть обществ по своему желанию работает пока на собственных региональных серверах, справочники которых синхронизированы с центральным сервером. Планируем со временем «влить» эти региональные базы в федеральную. Занимаемся автоматизацией бизнес-процессов на каждом уровне организаций, внедряем специализированные программы.

Автоматизация торговых процессов, внедрение программного обеспечения требует подготовки персонала на местах. Предусмотрены ли у вас обучающие проекты?

Конечно. Считаем, что очень важно вкладывать средства в обучение, технологии. В нашей структуре работает сеть учебных заведений – 47 кооперативных техникумов, 5 колледжей, Российский университет кооперации с филиалами, Сибирский университет кооперации с филиалами. На этой базе реализуются в том числе и программы развития квалификаций. Например, обучение продавцов проводится на базе техникумов, персонал более высокого уровня обучается уже на базе университета. На уровне Центросоюза раз в два месяца проводим обучающие «круглые столы», регулярно проводятся обучающие семинары и тренинги на уровне регионов, на которые приглашаем лучших консультантов. Участвуем в международных семинарах. Создан научно-методический кабинет кооперативного дела и предпринимательства, который ежемесячно организует цикл актуальных вебинаров.

С целью обмена опытом организуем поездки в регионы, где система автоматизации успешно внедрена, налажены бизнес-процессы, чтобы люди на практике увидели эффективность использования IT-технологий.

Проблема № 1, как я уже говорил, – это отсутствие современных технологий. В системе потребкооперации работает много людей, привыкших к «советским» стандартам работы, и когда в такой коллектив приходит человек с современными знаниями, его мало кто понимает и поддерживает. Он «бьется как рыба об лед» месяц-два и, к сожалению, уходит. Наша задача – выявлять и всячески поддерживать этих «звездочек». Причем, важна не только материальная мотивация, но и нематериальная, моральная, поэтому стараемся продвигать их по карьерной лестнице.

Если о финансовой мотивации – сколько (в среднем) получают категорийные менеджеры и продавцы потребкооперации?

Категорийные менеджеры в зависимости от регионов получают 50-80 тысяч рублей. Продавцы магазинов в сельской местности в зависимости от оборотов – от 5 до 25 тысяч рублей. К примеру, в стационарном магазине в деревне, где проживает 50 человек, работающем, скажем, три раза в неделю, зарплаты находятся в нижнем диапазоне, а в магазинах в районных центрах заработная плата в зависимости от выручки, конечно, находится в верхнем.

Высока ли текучесть линейного персонала?

Текучесть низкая, составы трудовых коллективов, как правило, стабильные. Но отчасти это и показатель низкой требовательности. Проблемы системы – низкая эффективность, устаревшие технологии, неиспользованные резервы производительности труда. У нас есть люди, о которых можно писать книги, совершающие трудовой подвиг. А есть и наоборот.

Можете назвать регионы, в которых предприятия потребкооперации процветают – эффективно работают, успешно внедряют технологии управления бизнес-процессами, оснащаются торговые точки современным оборудованием?

Успешных регионов немало, каждый из них имеет свою специфику работы. Позитивная картина сложилась в республиках Башкортостан, Татарстан, Марий-Эл, Чувашия. Республики имеют больше возможностей для развития потребкооперации с точки зрения заготовки и переработки продукции: широко распространен сельский уклад жизни, люди занимаются личными подсобными хозяйствами, поэтому зарабатывают и могут потратить деньги, обеспечивают платежеспособный спрос. Что очень важно – там есть и понимание властей о нужности потребительской кооперации.

Впрочем, и в не очень удаленных от Москвы областях есть примеры успешной деятельности кооператоров. Например, очень хорошо работает потребкооперация в Калужской области, где губернатор уверен в необходимости развития потребительской кооперации региона, существует областная программа поддержки, организована доставка товаров в труднодоступные населенные пункты, проводятся ярмарки выходного дня. К успешным можно отнести и потребительские общества Новгородской и Псковской областей.

Лидерами в области внедрения систем автоматизации торгового процесса являются предприятия Удмуртии, Чувашии, Татарстана, Новгородской и Псковской областей.

Вы запускаете еще один интересный проект – сеть собственных гастрономов. Расскажите, пожалуйста, какой предполагается формат, какова локация, в чем конкурентные преимущества ваших гастрономов?

Это будет пилотный проект – гастроном Центросоюза. Планируем начать с Москвы, открыть 3 магазина, а в случае успешной реализации, тиражировать на крупные областные центры. Предполагаются магазины площадью 250-300 кв. м, с небольшой товарной матрицей – 1200-1300 SKU сегмента средний плюс. Основное конкурентное преимущество наших гастрономов – уникальный ассортимент. Основная его часть будет представлена отечественной продукцией: это товары, произведенные нашими кооперативными предприятиями по традиционным технологиям, а также продукция средних по объему региональных предприятий, в том числе фермерских, которую мы специально подобрали для магазинов. Понимая, что для многих наших покупателей знаком доверия к продукции служит ее соответствие государственным стандартам, при формировании ассортимента мы стремились отбирать продукцию, произведенную по ГОСТ.

При влючении товаров в наш ассортимент мы исходили из желания представить такой набор, который позволил бы покупателю быть абсолютно уверенным не просто в его экологической чистоте, полезности и безопасности, но и наилучшем соотношении цены и качества. Питание натуральными продуктами очень важно для здоровья, особенно для детей, и поэтому наша цель – предложить покупателю натуральные продукты, чтобы человек мог купить молоко от коровы, а не сделанное из растворимого порошка, курицу, выращенную в домашних условиях, а не на птицефабрике с ускоренным циклом производства куриного мяса с применением антибиотиков. Вместо искусственно выращенного лосося будут продаваться озерные или речные карась, сазан, щука, рыба северных рек – нельма, таймень, чир.

С какими сложностями вы уже столкнулись при реализации проекта?

Мало подходящих помещений с хорошим расположением и высоким пешеходнымтрафиком. Планируем брать помещения в аренду, чтобы не переплачивать за переоцененную недвижимость. Рассматриваем разные предложения по аренде, но пока процесс продвигается не просто.

Еще одна возможная проблема – вкусовые предпочтения потребителей. Долгие годы применения различных химических добавок деформировали вкусовое восприятие людей, сделали непривычными натуральные продукты. Будем вместе возвращать москвичам забытый вкус. У нас даже слоган такой в рабочей версии «Вернись в прошлое купить настоящее». В том числе и поэтому первые магазины будут оформлены с элементами ретро.

Тенденция времени – консолидация мелких сетей и торговых предприятий. Активно создаются все новые кооперативы и закупочные союзы. Являются ли они вашими конкурентами?

Нет, мы не конкурируем. Нас радует, что развивается кооперативная форма деятельности. В непростые времена предприятия объединяются, чтобы выжить в условиях конкурентной борьбы, повысить конкурентоспособность, снизить издержки, наладить собственную переработку. Сейчас как раз наступило такое время.

Справка

Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюз России) – некоммерческая организация, добровольное объединение потребительских обществ России – высший координирующий орган потребительской кооперации.

Возглавляя систему потребительской кооперации, имеющую более чем 180-летнюю историю, и работая более чем в 70 регионах страны, Центросоюз России объединяет около 3 тыс. потребительских обществ и около 4 млн пайщиков. Организации потребительской кооперации системы Центросоюза России обеспечивают работой около 200 тыс. человек по всей стране. Деятельность организаций потребительской кооперации сосредоточена в основном в сельской местности, она активно участвует в формировании социальной инфраструктуры сельских территорий, жизнеобеспечении жителей 89 тыс. населенных пунктов, из которых в 54 тыс. проживает менее 100 человек.

Основными задачами Центросоюза России являются защита демократических основ и ценностей кооперативного движения; реализация прорывных бизнес-проектов, направленных на формирование современной инфраструктуры в различных отраслях экономики, увеличение доли потребительской кооперации на современном рынке товаров и услуг, создание на базе потребкооперации единой системы заготовок, переработки и реализации сельхозпродукции; координация деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, представление их интересов в органах государственной и муниципальной власти, международных организациях; обеспечение защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, оказание им правовых, информационных и иных услуг.

Инициативы Центросоюза России в сфере законодательства направлены на развитие системы потребительской кооперации, снижение административных барьеров при осуществлении деятельности и получение господдержки.

Центросоюз России с 1903 года – член Международного кооперативного альянса (МКА). Кооператоры России поддерживают рабочие контакты с кооперативными союзами многих стран. По инициативе Центросоюза в 2002 году создана «Лига национальных (республиканских) союзов кооперативных организаций потребительской кооперации стран СНГ».

Евгений Кузнецов, председатель совета Центросоюза России
Родился в Омске, окончил Омский государственный технический университет по специальности «инженер-экономист», юридический факультет Омского государственного университета, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. Имеет степень кандидата экономических наук. 1992-2003 гг. – предпринимательская деятельность, связанная с оптовой торговлей продуктами питания, переработкой овощных культур и дикоросов, организацией сети предприятий быстрого питания и др. 2003 – 2006 гг. – Администрация Президента Российской Федерации (Главное управление внутренней политики). 2006 – май 2007 гг. – ответственный секретарь Совета Общественной палаты – заместитель руководителя аппарата Общественной палаты РФ. С мая 2007 г. – председатель Совета Центрального союза потребительских обществ РФ. – Член Генерального совета ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»; – Вице-президент НП «ОПОРА» Общероссийской общественной организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»; – Секретарь Центрального совета Российского аграрного движения; – Президент Ассоциации «Лига национальных (республиканских) союзов кооперативных организаций потребительской кооперации стран СНГ». – Член Правления Международного кооперативного альянса.

Валерия Миронова, журнал «Точка продаж»

Логотип Центросоюз

Центросоюз

Центросоюз Российской Федерации (полное название: Центральный союз потребительских обществ Росси...

Подробнее о компании
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
«Вернись в прошлое купить настоящее»

Центросоюз олицетворяет собой историю кооперативного движения нашей страны, которому уже более 180 лет, и в нем гармонично уживаются современные технологии и традиционный сельский уклад. Во времена стремительных экономических изменений главной задачей потребительских обществ является повышение эффективности и конкурентоспособности, считает председатель совета Центросоюза России Евгений Кузнецов.

Каковы, на ваш взгляд, актуальные проблемы потребительской кооперации сегодня? Меняются ли тренды в связи с изменениями экономической ситуации?

Начнем с того, что Центросоюзу как организации, объединяющей потребительские общества России, более ста лет, и в разные годы ее существования вставали разные проблемы, требующие разных подходов и разных решений. Меняется мир, экономическая обстановка, появляются новые технологии и субъекты предпринимательской деятельности, и это становится новым вызовом для потребительских обществ.

На развитие потребительской кооперации, как живой работающей системы, действуют и внешние, и внутренние факторы. Что касается внешних факторов, в советское время потребкооперация была практически монополистом – на организации Центросоюза приходилось 80% розничного товарооборота. У системы практически не было конкурентов, кроме учреждений государственной торговли. В эпоху экономической трансформации 90-х годов появилось большое число предпринимателей, в том числе в небольших населенных пунктах, и с развитием рынка конкуренция становилась все острее. В настоящий момент существуют территории, куда охотно идут торговые сети. Это пункты с населением от 1500-3000 человек и, конечно, города-миллионники. Но есть немало труднодоступных, малонаселенных мест, куда торговые сети никогда не пойдут: в зоне деятельности потребительской кооперации находится 89 тысяч населенных пунктов, из которых в 54 тысячах проживает менее 100 человек. При этом жители более 34 тысяч населенных пунктов обслуживаются только розничными торговыми предприятиями потребительской кооперации, а население 22 тысяч поселений, в основном удаленных, в которых средняя численность жителей колеблется от 7 до 50 человек, обслуживается автолавками. Так сложилось исторически – кооперативныепредприятия Центросоюза обслуживают эти пункты уже более ста лет. Зачастую процесс торговли бывает очень сложным, доставка товара в маленькую удаленную деревню осуществляется поэтапно: сначала его везет «Газ-53», потом – вездеход, затем груз перекладывают в лодку, и к конечному пункту подвозят на лошади. А товар в этой деревне ждут всего лишь 15 человек. Но это тоже наша работа.

Потребительская кооперация всегда была и остается социально-ориентированной системой. Из-за малочисленности сельских населенных пунктов, низкой покупательной способности населения, преобладания в связи с этим в структуре оборота дешевых товаров, значительная часть магазинов, работающих в сельской местности, убыточна. Мы сами ее дотируем за счет более эффективных магазинов, находящихся в районных центрах, и для нас это социальная нагрузка. И если этим не будем заниматься мы, задача продовольственного обеспечения труднодоступных территорий ляжет на плечи муниципальных органов власти. Поэтому в настоящее время активно прорабатывается вопрос о государственной поддержке нашей деятельности. В федеральном законе о торговле предусмотрена поддержка потребительских обществ и сельскохозяйственных производственных кооперативов. Эта норма должна работать на региональном и муниципальном уровнях. Но, к сожалению, ввиду дефицитности многих региональных муниципальных бюджетов, данная поддержка не осуществляется или осуществляется не в полной мере – работа в этом направлении с региональными и муниципальными администрациями – одна из задач наших региональных союзов.

Чем государство может поддержать предприятия Центросоюза? На какую поддержку, кроме законодательной, вы рассчитываете?

– В некоторых регионах эта поддержка уже осуществляется на уровне местной власти. Приведу пример: многие прекрасно знают, что один из основных форматов торговли в сельской местности – автолавки. В нашей системе более 3 тысяч автолавок, но все они имеют разный уровень технической оснащенности. В Республике Татарстан, например, президент Рустам Нургалиевич Минниханов помог нам модернизировать автопарк из 100 автолавок. Была реализована правительственная программа Татарстана, в рамках которой из республиканского бюджета на модернизацию было выделено 80% средств, и 20% составили средства нашей организации. Мы смогли обновить автолавки, теперь это современные магазины на колесах, торгующие, кроме всего прочего, закупаемой в личных подсобных хозяйствах продукцией. Но есть другие регионы, где, стыдно признаться, кооперативным автолавкам уже по 30 лет. Задача содержания автолавок становится все сложнее, поэтому вопрос взаимодействия с муниципалитетами, в том числе и по вопросу поддержания этой деятельности, встает более актуально.

– Какие задачи перед собой ставит Центросоюз в области развития подразделения розничной торговли?

В сфере торговой деятельности, являющейся для нас локомотивной отраслью, основная задача – повышение эффективности и конкурентоспособности наших предприятий.

Самая большая проблема – технологическая отсталость районных потребительских обществ. Значительная часть наших организаций в планеучета и контроля движения товаров застыла на уровне 90-х годов прошлого столетия. Еще сложность – в системе зачастую работают руководители в возрасте около 70-ти лет, которые, мягко говоря, не жалуют современные технологии. Именно на таких предприятиях отсутствие, например, автоматизированного учета ведет к росту недостач, злоупотреблений работников торговли, невозможности управления товарной матрицей и так далее. Мы уже третий год активно продвигаем вопрос автоматизации наших торговых объектов на базе единой IT-платформы. Более того, эта деятельность на 50% финансируется на федеральном уровне из средств Центросоюза. В ближайшее время мы должны автоматизировать на едином программном продукте максимальное количество магазинов. За последние два года уже автоматизировано более 2 тысяч торговых объектов, эта работа продолжается.

Еще одна задача – получение лучших условий от производителей и поставщиков. С этой целью создан федеральный закупочный кооператив «Центркооп» – бизнес-единица в организационно-правовой форме потребительского общества, активное участие в работе которого принимают 36 региональных союзов, половина из них являются пайщиками. «Центркооп» осуществляет централизованные закупки товаров для организаций потребкооперации системы Центросоюза России.

В прошлом году в ряде региональных союзов запущен проект управления торговой деятельностью, основанный на принципах категорийного менеджмента, осуществляющий региональную интеграцию закупок, позволяющий выйти на федеральную интеграцию. Проект имеет целью организационные преобразования, создание подразделения, которое будет централизованно заниматься закупками и управлением ассортиментом: контролем значительной части товарной матрицы, оптимизацией бизнес-процессов и издержек на логистику. «Центркооп» уже работает в связке с региональными категорийными менеджерами, но степень консолидации пока не столь высока, как хотелось бы, и сделать это сотрудничество более эффективным является еще одной задачей ближайшего периода.

Расскажите немного о структуре союза. По какому принципу он объединяет потребительские общества?

Центросоюз – некоммерческая организация, добровольное объединение потребительских обществ России. На федеральном уровне структура объединяет около 3 тысяч потребительских обществ из разных регионов, являющихся юридическими лицами. По законодательной иерархии эти потребительские общества являются учредителями Центросоюза и одновременно – учредителями региональных обществ. То есть, например, 136потребительских обществ Башкирии, включая районные и сельские, организуют Башпотребсоюз, входящий в нашу структуру, и одновременно являются учредителями Центросоюза.

Раньше потребительские общества учреждали региональные союзы, а уже региональные союзы – Центросоюз. Но в 1992 году внесены изменения в закон о потребительской кооперации, и учредителями Центросоюза стали именно низовые общества, а не региональные союзы. В 2012 году по нашей инициативе были внесены дополнительные изменения, и теперь по новому закону учредителями Центросоюза могут быть как региональные союзы, так и отдельные потребительские общества.

На сегодняшний день нашими учредителями являются потребительские общества, а пайщики – физические лица, являются учредителями этих обществ. Вот такая сложная система.

Центросоюз существует на взносы входящих в него организаций?

В доходной части бюджета доля от членских взносов составляет менее 3%. Мы ведем уставную деятельность, содержим аппарат и реализуем различные проекты в большей степени за счет доходов от деятельности наших дочерних предприятий, которые являются коммерческими структурами.

Аппарат закупочного кооператива самостоятельно принимает решения по закупкам или совместно с пайщиками?

Решения принимаются, естественно, правлением данной организации, в которую входят представители наиболее активных региональных союзов. Чтобы минимизировать издержки, не содержим склады и офисы, работаем, образно говоря, «с колес», по принципу: есть конкретная заявка – оформляется заказ. Пока заявки делаются на уровне региона или от двух-трех регионов одновременно. К примеру, получен вагон масла по заявке потребобщества из Чувашии, оно забирает тот объем, который заказывало, а оставшаяся часть распределяется между другими кооперативами. В дальнейшем планируем расширять ассортимент, внедрять складские программы и логистику.

Какие торговые процессы уже автоматизированы на предприятиях, входящих в потребительские общества вашего союза?

В области автоматизации реализуетсяпроект « Автоматизация торговых объектов организаций потребительской кооперации на единой IT-платформе и развитие торговли отдельными группами товаров с использованием технологий «обратной франшизы». Реализация проекта предполагает объединение усилий в формировании единой конкурентоспособной системы для получения лояльных ценовых условий, укрепления рыночных позиций, выход на федеральных поставщиков. Автоматизируются все торговые процессы. В первую очередь учет закупок и продаж, товародвижения. Разработана единая товарная матрица, внедряется категорийный менеджмент. На единой платформе уже автоматизировано 18 регионов. Другая часть обществ по своему желанию работает пока на собственных региональных серверах, справочники которых синхронизированы с центральным сервером. Планируем со временем «влить» эти региональные базы в федеральную. Занимаемся автоматизацией бизнес-процессов на каждом уровне организаций, внедряем специализированные программы.

Автоматизация торговых процессов, внедрение программного обеспечения требует подготовки персонала на местах. Предусмотрены ли у вас обучающие проекты?

Конечно. Считаем, что очень важно вкладывать средства в обучение, технологии. В нашей структуре работает сеть учебных заведений – 47 кооперативных техникумов, 5 колледжей, Российский университет кооперации с филиалами, Сибирский университет кооперации с филиалами. На этой базе реализуются в том числе и программы развития квалификаций. Например, обучение продавцов проводится на базе техникумов, персонал более высокого уровня обучается уже на базе университета. На уровне Центросоюза раз в два месяца проводим обучающие «круглые столы», регулярно проводятся обучающие семинары и тренинги на уровне регионов, на которые приглашаем лучших консультантов. Участвуем в международных семинарах. Создан научно-методический кабинет кооперативного дела и предпринимательства, который ежемесячно организует цикл актуальных вебинаров.

С целью обмена опытом организуем поездки в регионы, где система автоматизации успешно внедрена, налажены бизнес-процессы, чтобы люди на практике увидели эффективность использования IT-технологий.

Проблема № 1, как я уже говорил, – это отсутствие современных технологий. В системе потребкооперации работает много людей, привыкших к «советским» стандартам работы, и когда в такой коллектив приходит человек с современными знаниями, его мало кто понимает и поддерживает. Он «бьется как рыба об лед» месяц-два и, к сожалению, уходит. Наша задача – выявлять и всячески поддерживать этих «звездочек». Причем, важна не только материальная мотивация, но и нематериальная, моральная, поэтому стараемся продвигать их по карьерной лестнице.

Если о финансовой мотивации – сколько (в среднем) получают категорийные менеджеры и продавцы потребкооперации?

Категорийные менеджеры в зависимости от регионов получают 50-80 тысяч рублей. Продавцы магазинов в сельской местности в зависимости от оборотов – от 5 до 25 тысяч рублей. К примеру, в стационарном магазине в деревне, где проживает 50 человек, работающем, скажем, три раза в неделю, зарплаты находятся в нижнем диапазоне, а в магазинах в районных центрах заработная плата в зависимости от выручки, конечно, находится в верхнем.

Высока ли текучесть линейного персонала?

Текучесть низкая, составы трудовых коллективов, как правило, стабильные. Но отчасти это и показатель низкой требовательности. Проблемы системы – низкая эффективность, устаревшие технологии, неиспользованные резервы производительности труда. У нас есть люди, о которых можно писать книги, совершающие трудовой подвиг. А есть и наоборот.

Можете назвать регионы, в которых предприятия потребкооперации процветают – эффективно работают, успешно внедряют технологии управления бизнес-процессами, оснащаются торговые точки современным оборудованием?

Успешных регионов немало, каждый из них имеет свою специфику работы. Позитивная картина сложилась в республиках Башкортостан, Татарстан, Марий-Эл, Чувашия. Республики имеют больше возможностей для развития потребкооперации с точки зрения заготовки и переработки продукции: широко распространен сельский уклад жизни, люди занимаются личными подсобными хозяйствами, поэтому зарабатывают и могут потратить деньги, обеспечивают платежеспособный спрос. Что очень важно – там есть и понимание властей о нужности потребительской кооперации.

Впрочем, и в не очень удаленных от Москвы областях есть примеры успешной деятельности кооператоров. Например, очень хорошо работает потребкооперация в Калужской области, где губернатор уверен в необходимости развития потребительской кооперации региона, существует областная программа поддержки, организована доставка товаров в труднодоступные населенные пункты, проводятся ярмарки выходного дня. К успешным можно отнести и потребительские общества Новгородской и Псковской областей.

Лидерами в области внедрения систем автоматизации торгового процесса являются предприятия Удмуртии, Чувашии, Татарстана, Новгородской и Псковской областей.

Вы запускаете еще один интересный проект – сеть собственных гастрономов. Расскажите, пожалуйста, какой предполагается формат, какова локация, в чем конкурентные преимущества ваших гастрономов?

Это будет пилотный проект – гастроном Центросоюза. Планируем начать с Москвы, открыть 3 магазина, а в случае успешной реализации, тиражировать на крупные областные центры. Предполагаются магазины площадью 250-300 кв. м, с небольшой товарной матрицей – 1200-1300 SKU сегмента средний плюс. Основное конкурентное преимущество наших гастрономов – уникальный ассортимент. Основная его часть будет представлена отечественной продукцией: это товары, произведенные нашими кооперативными предприятиями по традиционным технологиям, а также продукция средних по объему региональных предприятий, в том числе фермерских, которую мы специально подобрали для магазинов. Понимая, что для многих наших покупателей знаком доверия к продукции служит ее соответствие государственным стандартам, при формировании ассортимента мы стремились отбирать продукцию, произведенную по ГОСТ.

При влючении товаров в наш ассортимент мы исходили из желания представить такой набор, который позволил бы покупателю быть абсолютно уверенным не просто в его экологической чистоте, полезности и безопасности, но и наилучшем соотношении цены и качества. Питание натуральными продуктами очень важно для здоровья, особенно для детей, и поэтому наша цель – предложить покупателю натуральные продукты, чтобы человек мог купить молоко от коровы, а не сделанное из растворимого порошка, курицу, выращенную в домашних условиях, а не на птицефабрике с ускоренным циклом производства куриного мяса с применением антибиотиков. Вместо искусственно выращенного лосося будут продаваться озерные или речные карась, сазан, щука, рыба северных рек – нельма, таймень, чир.

С какими сложностями вы уже столкнулись при реализации проекта?

Мало подходящих помещений с хорошим расположением и высоким пешеходнымтрафиком. Планируем брать помещения в аренду, чтобы не переплачивать за переоцененную недвижимость. Рассматриваем разные предложения по аренде, но пока процесс продвигается не просто.

Еще одна возможная проблема – вкусовые предпочтения потребителей. Долгие годы применения различных химических добавок деформировали вкусовое восприятие людей, сделали непривычными натуральные продукты. Будем вместе возвращать москвичам забытый вкус. У нас даже слоган такой в рабочей версии «Вернись в прошлое купить настоящее». В том числе и поэтому первые магазины будут оформлены с элементами ретро.

Тенденция времени – консолидация мелких сетей и торговых предприятий. Активно создаются все новые кооперативы и закупочные союзы. Являются ли они вашими конкурентами?

Нет, мы не конкурируем. Нас радует, что развивается кооперативная форма деятельности. В непростые времена предприятия объединяются, чтобы выжить в условиях конкурентной борьбы, повысить конкурентоспособность, снизить издержки, наладить собственную переработку. Сейчас как раз наступило такое время.

Справка

Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюз России) – некоммерческая организация, добровольное объединение потребительских обществ России – высший координирующий орган потребительской кооперации.

Возглавляя систему потребительской кооперации, имеющую более чем 180-летнюю историю, и работая более чем в 70 регионах страны, Центросоюз России объединяет около 3 тыс. потребительских обществ и около 4 млн пайщиков. Организации потребительской кооперации системы Центросоюза России обеспечивают работой около 200 тыс. человек по всей стране. Деятельность организаций потребительской кооперации сосредоточена в основном в сельской местности, она активно участвует в формировании социальной инфраструктуры сельских территорий, жизнеобеспечении жителей 89 тыс. населенных пунктов, из которых в 54 тыс. проживает менее 100 человек.

Основными задачами Центросоюза России являются защита демократических основ и ценностей кооперативного движения; реализация прорывных бизнес-проектов, направленных на формирование современной инфраструктуры в различных отраслях экономики, увеличение доли потребительской кооперации на современном рынке товаров и услуг, создание на базе потребкооперации единой системы заготовок, переработки и реализации сельхозпродукции; координация деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, представление их интересов в органах государственной и муниципальной власти, международных организациях; обеспечение защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, оказание им правовых, информационных и иных услуг.

Инициативы Центросоюза России в сфере законодательства направлены на развитие системы потребительской кооперации, снижение административных барьеров при осуществлении деятельности и получение господдержки.

Центросоюз России с 1903 года – член Международного кооперативного альянса (МКА). Кооператоры России поддерживают рабочие контакты с кооперативными союзами многих стран. По инициативе Центросоюза в 2002 году создана «Лига национальных (республиканских) союзов кооперативных организаций потребительской кооперации стран СНГ».

Евгений Кузнецов, председатель совета Центросоюза России
Родился в Омске, окончил Омский государственный технический университет по специальности «инженер-экономист», юридический факультет Омского государственного университета, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. Имеет степень кандидата экономических наук. 1992-2003 гг. – предпринимательская деятельность, связанная с оптовой торговлей продуктами питания, переработкой овощных культур и дикоросов, организацией сети предприятий быстрого питания и др. 2003 – 2006 гг. – Администрация Президента Российской Федерации (Главное управление внутренней политики). 2006 – май 2007 гг. – ответственный секретарь Совета Общественной палаты – заместитель руководителя аппарата Общественной палаты РФ. С мая 2007 г. – председатель Совета Центрального союза потребительских обществ РФ. – Член Генерального совета ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»; – Вице-президент НП «ОПОРА» Общероссийской общественной организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»; – Секретарь Центрального совета Российского аграрного движения; – Президент Ассоциации «Лига национальных (республиканских) союзов кооперативных организаций потребительской кооперации стран СНГ». – Член Правления Международного кооперативного альянса.

Валерия Миронова, журнал «Точка продаж»

центросоюз, поставщики«Вернись в прошлое купить настоящее»
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/vernis-v-proshloe-kupit-nastoyashchee/2024-01-12


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052