Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Торговый персонал
Управление персоналом
Управление персоналом в ритейле
19 февраля 2024, 06:30 3028 просмотров

Проблемы укомплектованности решает автоматизация: вызовы 2024 года

2023 год стал по-настоящему годом новых вызовов для российской розницы. Тренды, которые формировались с середины 2021 года, достигли пиковых проявлений. Как изменился за год ритейл, какие направления и процессы вышли на первый план – разбираемся вместе с ведущими экспертами «Верме».

Фото: Dilok Klaisataporn/shutterstock

Фото: Dilok Klaisataporn/shutterstock

«Верме» – группа компаний, с 2014 года развивающая на отечественном рынке решения по управлению рабочим временем в рознице. Начав с решения задачи планирования оптимального расписания вывода продавцов в магазинах, компания дополнила пул своих продуктов платформой учета рабочего времени «Моя смена» на основе технологии Face-ID и QR-кодов с геолокацией, порталом управления аутсорсом и собственной Uber-платформой для самозанятых. За девять лет развития это решение стало одной из самых популярных систем планирования и учета рабочего времени, по версии рейтинга крупнейших HR-Tech игроков в России CNews, а также вывода самозанятых исполнителей с более чем 50 кейсами реализации в четырех странах.

Почему ритейлеры заинтересовались системой управления рабочим временем?

Большинство IT-решений, которые внедрялись в рознице до 2016 года, автоматизировали крупные и жизненно необходимые процессы внутри бизнеса, но упускали такой важный момент, как планирование рабочего времени персонала. «Верме» разработала собственное решение, адаптированное к российским реалиям и законодательству, которое вскоре прочно заняло эту нишу. А впоследствии, когда розница столкнулась с еще одной проблемой – дефицитом кадров, «Верме» выпустила новый продукт – Uber-платформу «Моя смена», решившую и этот наболевший вопрос.

Новые решения появились на рынке весьма кстати.

Фото: Verme

«Когда мы создавали нашу систему, внедрение гибких графиков в магазинах для большинства сетей было на уровне “nice-to have option”, – вспоминает Дмитрий Шеходанов, основатель и генеральный директор «Верме». – Розничные компании неохотно смотрели в сторону решений, влияющих на эффективность использования фонда часов, ритейл быстро рос, и сети концентрировались на экспансии, а не на эффективности. Нам часто говорили: «Наш директор магазина лучше прогнозирует и считает, чем какая-то там система». Рынок «умного» управления графиками в России приходилось формировать практически с нуля, не только выступая как разработчик решения, но и занимаясь пропагандой самой концепции бережливого управления.

Действительно, если взглянуть на цифры, – WFM не получится найти в первых строках рейтинга самых распространенных IT-решений рядом с ERP или CRM. И тем не менее портфель клиентов «Верме» включает в себя практически всех федеральных игроков и большую часть крупного регионального бизнеса.

Решить проблему с кадрами помогла автоматизация

Фото: Verme

За счет чего удалось добиться такого проникновения в рынок, поясняет Роман Шаталов, директор по развитию «Верме» и сооснователь компании «Моя смена»: «Мы живем в режиме перманентного стартапа. При том, что «Верме» на рынке уже более семи лет, сотни человек в штате, серьезные крупные заказчики – мы не перестаем постоянно искать новые гипотезы, выпускать новые продукты и отвечать на меняющиеся запросы рынка. Это было в нас с самого начала. Продукт Verme создавался в том числе из-за несовершенства существовавших на тот момент систем того же класса. Когда разобрались с WFM – то есть с планированием смен, – пришла идея дополнить продукт учетом фактически отработанного времени.

Хорошо проанализировав рынок и даже поработав на нескольких проектах с уже существующими поставщиками биометрии, нам пришлось создать свой продукт – с нуля, с производством оборудования и ПО. Только алгоритмы распознавания нас устроили уже существующие, от Vision Labs.

Далее стало понятно, что помимо планирования и учета штатного персонала необходимо применять эти подходы и к аутсорсу – и мы выпустили IT-решение «Портал внешнего персонала», а когда в стране перестало хватать людей и рознице потребовались дополнительные источники линейного персонала – выпустили продукт «Моя смена», ставший № 1 среди Uber-платформ для самозанятых в ритейле».

Платформа «Моя смена» автоматизирует привлечение самозанятых исполнителей на подработки в розничные торговые точки. Сегодня это самая большая база самозанятых, готовых брать предлагаемые ритейлерами смены для подработки в удобное время. Все зарегистрированные пользователи прошли проверку документов, при необходимости – вводное обучение и готовы взять заказ на выполнение работы. Сегодня на платформе зарегистрировано более 12 тыс. исполнителей, ежемесячно выполняется более 100 тыс. смен по всей стране.

Изменения в крупном бизнесе – будь то ритейл, производство, банки, логистика – всегда значительно влияют на компании, создающие решения или оказывающие этому бизнесу услуги. Меняется повестка в отрасли, меняется запрос, некоторые компании порой вынуждены просто уходить с рынка, так как в их услугах исчезла потребность, сменился фокус внимания. С другой стороны, перемены всегда открывают дорогу чему-то новому.

Тренд на подработку набирает популярность, а значит, приложение «Моя смена» идет в регионы

В 2023 году основной повесткой стали люди. По данным ФГБУН «Институт экономики РАН», в России сейчас не хватает порядка 4,8 млн человек, и эта цифра растет. При этом в странах, которые исторически выступали «донорами» трудовых мигрантов, сейчас период экономического роста, рабочих мест хватает и дома.

С другой стороны, тренд на подработку рядом с домом по удобному графику через самозанятость продолжает набирать популярность. За 2023 год количество смен, выполняемых через платформу «Моя смена», увеличилось практически втрое, сервис стал доступен в 57 новых городах, а портфель торговых сетей, представленных на платформе, пополнился шестнадцатью новыми брендами, включая три федеральных.

Задача для розницы в 2024 году: укомплектовать штат и не потерять в сервисе при экономном расходовании

При этом в отличие от 2022 года, который стал пиком появления Uber-платформ и новым открытием для аутсорс-агентств, получивших толчок роста за счет обострившейся потребности в их услугах, в 2023 году просто найти людей было уже недостаточно. Особую важность приобрели инструменты управления источниками персонала, грамотное планирование, контроль исполнения заявок и синергия внешних поставщиков с собственными ресурсами магазина.

Фото: Verme

«Дело уже не только в том, как найти надежного поставщика внешнего персонала, провести торги по условиям и вписать в договор штрафы за невыполнение SLA, – комментирует Дмитрий Филимонов, директор консалтинга «Верме». – Ключевой вопрос состоит в том, как обеспечить нужную укомплектованность каждого магазина сети и при этом не допустить перерасхода ресурсов.

В 2023 году практически все розничные компании вышли за лимит бюджета на внешний персонал по двум причинам – непрогнозируемо снизившаяся комплектность и увеличение стоимости часа. При таких вводных задача оптимального планирования графиков штатного и внешнего персонала обрела особую актуальность – и мы видим это по растущему спросу».

Только за 2023 год мы завершили внедрение Verme в семи федеральных сетях, добились роста производительности на этих проектах в среднем на 6,7% и уровня NPS наших клиентов в 67% (бенчмарком является 60%).

Одна из причин такого роста в том, что за годы работы в отрасли наша команда научилась не только внедрять IT-инструменты, но и помогать пересобирать бизнес-процессы в магазинах и на складах, чтобы добиваться максимальной эффективности и производительности труда. За год это направление показало настолько сильный отклик, что в 2024 году мы выводим его в новый продукт – «Стратегический консалтинг», который усилит существующую экосистему продуктов «Верме».

Сервис стратегического консалтинга заключается в детальном разборе текущих процессов розничной сети, поиске наибольших потерь для бизнеса и выработке и внедрении инициатив по изменению неэффективных процессов в торговом зале, распределительных центрах и центральном офисе компании.

К примеру, мы решаем такие задачи, как распределение операций между внутренним и внешним персоналом, чтобы комплектность по опытному персоналу получилась выше, а уровень сервиса в торговой точке вырос.

«2024 год обещает быть интересным и продуктивным, – подводит итог Дмитрий Шеходанов. В постоянно меняющейся среде большой ценностью является открытость, готовность учиться и делиться опытом с другими. Несмотря на откровенно сложный для отечественного бизнеса период, мы видим большой запрос на нетворк и общение от топ-менеджеров наших клиентов. В этом году Verme Club (формат, в котором мы объединяем профессионалов и лидеров отрасли на деловых и культурных мероприятиях) вышел за границы России и стал международным, а само комьюнити расширилось до пятидесяти семи постоянных участников, готовых поддерживать друг друга в решении общеотраслевых проблем. Это вселяет уверенность и надежду, что все вызовы, которые ждут нас впереди, станут не более чем поводом для еще большего роста и развития розничного и IT-бизнеса в России».

Стать участником комьюнити или получить консультацию по продуктам экосистемы Verme можно, оставив заявку.

Retail.ru

Логотип Verme

Verme

Компания VERME является создателем одноименного облачного решения по автоматизации планирования лине...

Подробнее о компании

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Проблемы укомплектованности решает автоматизация: вызовы 2024 года

2023 год стал по-настоящему годом новых вызовов для российской розницы. Тренды, которые формировались с середины 2021 года, достигли пиковых проявлений. Как изменился за год ритейл, какие направления и процессы вышли на первый план – разбираемся вместе с ведущими экспертами «Верме».

Фото: Dilok Klaisataporn/shutterstock

Фото: Dilok Klaisataporn/shutterstock

«Верме» – группа компаний, с 2014 года развивающая на отечественном рынке решения по управлению рабочим временем в рознице. Начав с решения задачи планирования оптимального расписания вывода продавцов в магазинах, компания дополнила пул своих продуктов платформой учета рабочего времени «Моя смена» на основе технологии Face-ID и QR-кодов с геолокацией, порталом управления аутсорсом и собственной Uber-платформой для самозанятых. За девять лет развития это решение стало одной из самых популярных систем планирования и учета рабочего времени, по версии рейтинга крупнейших HR-Tech игроков в России CNews, а также вывода самозанятых исполнителей с более чем 50 кейсами реализации в четырех странах.

Почему ритейлеры заинтересовались системой управления рабочим временем?

Большинство IT-решений, которые внедрялись в рознице до 2016 года, автоматизировали крупные и жизненно необходимые процессы внутри бизнеса, но упускали такой важный момент, как планирование рабочего времени персонала. «Верме» разработала собственное решение, адаптированное к российским реалиям и законодательству, которое вскоре прочно заняло эту нишу. А впоследствии, когда розница столкнулась с еще одной проблемой – дефицитом кадров, «Верме» выпустила новый продукт – Uber-платформу «Моя смена», решившую и этот наболевший вопрос.

Новые решения появились на рынке весьма кстати.

Фото: Verme

«Когда мы создавали нашу систему, внедрение гибких графиков в магазинах для большинства сетей было на уровне “nice-to have option”, – вспоминает Дмитрий Шеходанов, основатель и генеральный директор «Верме». – Розничные компании неохотно смотрели в сторону решений, влияющих на эффективность использования фонда часов, ритейл быстро рос, и сети концентрировались на экспансии, а не на эффективности. Нам часто говорили: «Наш директор магазина лучше прогнозирует и считает, чем какая-то там система». Рынок «умного» управления графиками в России приходилось формировать практически с нуля, не только выступая как разработчик решения, но и занимаясь пропагандой самой концепции бережливого управления.

Действительно, если взглянуть на цифры, – WFM не получится найти в первых строках рейтинга самых распространенных IT-решений рядом с ERP или CRM. И тем не менее портфель клиентов «Верме» включает в себя практически всех федеральных игроков и большую часть крупного регионального бизнеса.

Решить проблему с кадрами помогла автоматизация

Фото: Verme

За счет чего удалось добиться такого проникновения в рынок, поясняет Роман Шаталов, директор по развитию «Верме» и сооснователь компании «Моя смена»: «Мы живем в режиме перманентного стартапа. При том, что «Верме» на рынке уже более семи лет, сотни человек в штате, серьезные крупные заказчики – мы не перестаем постоянно искать новые гипотезы, выпускать новые продукты и отвечать на меняющиеся запросы рынка. Это было в нас с самого начала. Продукт Verme создавался в том числе из-за несовершенства существовавших на тот момент систем того же класса. Когда разобрались с WFM – то есть с планированием смен, – пришла идея дополнить продукт учетом фактически отработанного времени.

Хорошо проанализировав рынок и даже поработав на нескольких проектах с уже существующими поставщиками биометрии, нам пришлось создать свой продукт – с нуля, с производством оборудования и ПО. Только алгоритмы распознавания нас устроили уже существующие, от Vision Labs.

Далее стало понятно, что помимо планирования и учета штатного персонала необходимо применять эти подходы и к аутсорсу – и мы выпустили IT-решение «Портал внешнего персонала», а когда в стране перестало хватать людей и рознице потребовались дополнительные источники линейного персонала – выпустили продукт «Моя смена», ставший № 1 среди Uber-платформ для самозанятых в ритейле».

Платформа «Моя смена» автоматизирует привлечение самозанятых исполнителей на подработки в розничные торговые точки. Сегодня это самая большая база самозанятых, готовых брать предлагаемые ритейлерами смены для подработки в удобное время. Все зарегистрированные пользователи прошли проверку документов, при необходимости – вводное обучение и готовы взять заказ на выполнение работы. Сегодня на платформе зарегистрировано более 12 тыс. исполнителей, ежемесячно выполняется более 100 тыс. смен по всей стране.

Изменения в крупном бизнесе – будь то ритейл, производство, банки, логистика – всегда значительно влияют на компании, создающие решения или оказывающие этому бизнесу услуги. Меняется повестка в отрасли, меняется запрос, некоторые компании порой вынуждены просто уходить с рынка, так как в их услугах исчезла потребность, сменился фокус внимания. С другой стороны, перемены всегда открывают дорогу чему-то новому.

Тренд на подработку набирает популярность, а значит, приложение «Моя смена» идет в регионы

В 2023 году основной повесткой стали люди. По данным ФГБУН «Институт экономики РАН», в России сейчас не хватает порядка 4,8 млн человек, и эта цифра растет. При этом в странах, которые исторически выступали «донорами» трудовых мигрантов, сейчас период экономического роста, рабочих мест хватает и дома.

С другой стороны, тренд на подработку рядом с домом по удобному графику через самозанятость продолжает набирать популярность. За 2023 год количество смен, выполняемых через платформу «Моя смена», увеличилось практически втрое, сервис стал доступен в 57 новых городах, а портфель торговых сетей, представленных на платформе, пополнился шестнадцатью новыми брендами, включая три федеральных.

Задача для розницы в 2024 году: укомплектовать штат и не потерять в сервисе при экономном расходовании

При этом в отличие от 2022 года, который стал пиком появления Uber-платформ и новым открытием для аутсорс-агентств, получивших толчок роста за счет обострившейся потребности в их услугах, в 2023 году просто найти людей было уже недостаточно. Особую важность приобрели инструменты управления источниками персонала, грамотное планирование, контроль исполнения заявок и синергия внешних поставщиков с собственными ресурсами магазина.

Фото: Verme

«Дело уже не только в том, как найти надежного поставщика внешнего персонала, провести торги по условиям и вписать в договор штрафы за невыполнение SLA, – комментирует Дмитрий Филимонов, директор консалтинга «Верме». – Ключевой вопрос состоит в том, как обеспечить нужную укомплектованность каждого магазина сети и при этом не допустить перерасхода ресурсов.

В 2023 году практически все розничные компании вышли за лимит бюджета на внешний персонал по двум причинам – непрогнозируемо снизившаяся комплектность и увеличение стоимости часа. При таких вводных задача оптимального планирования графиков штатного и внешнего персонала обрела особую актуальность – и мы видим это по растущему спросу».

Только за 2023 год мы завершили внедрение Verme в семи федеральных сетях, добились роста производительности на этих проектах в среднем на 6,7% и уровня NPS наших клиентов в 67% (бенчмарком является 60%).

Одна из причин такого роста в том, что за годы работы в отрасли наша команда научилась не только внедрять IT-инструменты, но и помогать пересобирать бизнес-процессы в магазинах и на складах, чтобы добиваться максимальной эффективности и производительности труда. За год это направление показало настолько сильный отклик, что в 2024 году мы выводим его в новый продукт – «Стратегический консалтинг», который усилит существующую экосистему продуктов «Верме».

Сервис стратегического консалтинга заключается в детальном разборе текущих процессов розничной сети, поиске наибольших потерь для бизнеса и выработке и внедрении инициатив по изменению неэффективных процессов в торговом зале, распределительных центрах и центральном офисе компании.

К примеру, мы решаем такие задачи, как распределение операций между внутренним и внешним персоналом, чтобы комплектность по опытному персоналу получилась выше, а уровень сервиса в торговой точке вырос.

«2024 год обещает быть интересным и продуктивным, – подводит итог Дмитрий Шеходанов. В постоянно меняющейся среде большой ценностью является открытость, готовность учиться и делиться опытом с другими. Несмотря на откровенно сложный для отечественного бизнеса период, мы видим большой запрос на нетворк и общение от топ-менеджеров наших клиентов. В этом году Verme Club (формат, в котором мы объединяем профессионалов и лидеров отрасли на деловых и культурных мероприятиях) вышел за границы России и стал международным, а само комьюнити расширилось до пятидесяти семи постоянных участников, готовых поддерживать друг друга в решении общеотраслевых проблем. Это вселяет уверенность и надежду, что все вызовы, которые ждут нас впереди, станут не более чем поводом для еще большего роста и развития розничного и IT-бизнеса в России».

Стать участником комьюнити или получить консультацию по продуктам экосистемы Verme можно, оставив заявку.

Retail.ru

Верме, планирование рабочего времени, учет рабочего времени, моя смена, Портал внешнего персонала, персонал, HRПроблемы укомплектованности решает автоматизация: вызовы 2024 года
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/problemy-ukomplektovannosti-reshaet-avtomatizatsiya-vyzovy-2024-goda/2024-04-05


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052