Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Логистика в ритейле
15 апреля 2024, 14:50 583 просмотра

Импортозамещение любой ценой: кейс онлайн-гипермаркета

ITentika

Нужно ли импортозамещаться?

Импортные системы уходят с рынка РФ. В самых жестких вариантах «выключая кнопку». И даже если ваш условный SAP работает на выделенном сервере без риска отключения, то он лишается возможности технической поддержки и развития. Приведу примеры:

  • Сталелитейная компания. Импортная система, эксплуатируемая уже более 10 лет полностью управляет процессом загрузки сырья в доменную печь, регулирует температуру, следит за качеством производимого продукта, компетенции практически утрачены и вся надежда лишь на систему. А система работает как черный ящик: принимает управляющие решения, но не показывает процесс принятия решений. Кажется очевидным, что столь стратегически важное производство не должно контролироваться импортным ПО. Чтобы уйти от рисков остановки производства, вернуть прозрачность происходящего и контроль за процессом, встает задача импортозамещения.

  • Большой и известный онлайн-гипермаркет FMCG. Система управления складом работает на SAP EWM. После установки коробочного решения бизнес приходит к тому, что времена меняются, конкуренты запускают что-то новое, появляются новые бизнес-процессы. А без быстрой кастомизации коробочного решения следовать за темпом развития рынка просто невозможно. А кастомизация решения на SAP на данный момент практически недоступна. Специалистов, способных кастомизировать SAP в России становится все меньше, поддержка отключена, а значит, не происходит и обновления системы. И снова принимается решение об импортозамещении.

Насколько это сложно, дорого и долго?

Внедрение и кастомизация — сами по себе сложные процессы. И если предположить, что уже однажды разработанное решение, признанное всем миром и стоящее больших ресурсов, нужно заменить, то даже страшно представить сколько это может длиться, и сколько это будет стоить. И да, серебряной пули не существует. Это действительно сложно, дорого и долго. Именно поэтому, стоит задуматься об этом заранее.

Кейс онлайн-гипермаркета

Вводные данные. Тот самый онлайн-гипермаркет из списка выше. SAP EWM. Свой ИТ-отдел, состоящий из высококлассных специалистов SAP для поддержки системы. Сам SAP уже слабо похож на изначальную коробку и кастомизирован процентов на 40. Специалисты ИТ службы – незаменимые люди, ведь только они знают как что работает, и как не остановить все распределительные склады. Бэклог забит на полгода вперед, потому что специалистов с каждым годом все меньше, система все сложнее и запутаннее, скорость изменения рынка вокруг все больше. В общем, очень похоже на скорое приближение коллапса. Принято решение об импортозамещении.

На производство высаживается команда специалистов, состоящая из бизнес-аналитиков, архитекторов и технических специалистов. Их цель – обследование процессов и выработка нового решения. Один месяц занимает первичное обследование, выработка концепции будущего решения, разработка плана дальнейших действий.

Что входит в обследование?

  • Интервью со всеми пользователями системы – бизнес, конечными пользователями, службами, получающими из системы данные и т.д.

  • Реинжиниринг всех поддерживаемых системой процессов. А для этого необходимо погрузиться в каждый бизнес-процесс с головой и не просто его повторить, но вначале улучшить, а потом уже заложить в систему улучшенную версию. Некоторые процессы и вовсе не существовали, как, например, процессы пополнения и комплектации только что отстроенного «Крейсера». Некоторые процессы были полностью изменены, например, процесс слоттинга был заменен процессом динамического распределения товаров на приемке в силу перехода на схему динамического адресного хранения.

  • Разработка архитектуры. Наше решение строилось на движке Camunda для большей гибкости внесения изменений. Отдельно стоящей задачей здесь стояла необходимость интеграции с внешними системами, такими как ЕГАИС, Честный знак, Меркурий, SAP S/4Hana, система управления конвейерной линией, TMS.

  • Проработка плана запуска на складах. Главный распределительный центр был площадкой для наблюдений, но не испытаний. Впервые новая система запускалась на только что отреставрированном распределительном центре в Бутово. И только после нескольких месяцев эксплуатации в Бутово – раскатывалась на главном РЦ. В итоге же система была раскатана на пяти складах, включая склад с пятиэтажной конвейерной линией для автоматизированной сборки заказов. В итоге, переключение с SAP на свою WMS была произведена даже без остановки процессов склада.

Как долго, насколько дорого, какими силами?

Однозначно дорого, больше двухсот миллионов рублей.

1,5 года прошло с момента старта обследования до запуска системы на первом РЦ.

Команда эволюционировала на протяжении проекта, достигая в пике 60-ти человек (разработчики, аналитики, тестировщики, руководители проектов, дизайнеры, тимлиды и т.д.).

Что в итоге?

  • Собственная WMS система, работающая на пяти складах 24/7
  • Широко используемый стек технологий с выстроенной командой поддержки
  • Высокая скорость адаптации под бизнес-цели
  • Полностью свой продукт без рисков санкционного давления

И все же, какие процессы покрыты? Ведь WMS бывают большие и маленькие, сложные и не очень. Привожу полный список покрытых системой процессов:

Топология:

  • Адресное хранение (ячейки, зоны)
  • Настройка взаимодействия зон
  • Создание произвольной топологии
  • Поддержка разных типов складских мест
  • Задание правил обработки

Хранение:

  • Ведение карточек товаров
  • Различные типы упаковок
  • Учёт в разрезе единиц хранения
  • Учёт партий и сроков годности
  • Деление по классам оборачиваемости АBC
  • Контроль ВГХ (весогабаритных характеристик)

Приемка:

  • Приемка товара с помощью ТСД (терминал сбора данных)
  • Формирование и маркировка паллет для принимаемого товара при необходимости
  • Учет партий и сроков хранения
  • Приемка негабаритного товара
  • Контроль качества
  • Кроссдокинг
  • Поддержка персонифицированного учета каждого экземпляра товара
  • Приемка возвратов
  • Распаллечивание с целью эффективного поднятия товара на лифтах в разные зоны хранения

Размещение:

  • Размещение товара согласно динамической модели хранения
  • Размещение целыми паллетами
  • Размещение похожих товаров в разные места с целью исключения ошибок при комплектации
  • Управление производством
  • Обработка заказов на производство
  • Подготовка и доставка ингредиентов
  • Управление рецептами
  • Отгрузка и размещение в зоны комплектации
  • Расфасовка

Комплектация:

  • Комплектация с помощью ТСД
  • Применение группового отбора для минимизации пробегов исполнителей
  • Регистрация инцидентов при отборе (обработка черных меток)
  • Накопление отобранных товаров в специальных зонах перед контролем, консолидацией или отгрузкой
  • Интеграция с конвейером для передачи заданий на комплектацию по разным этажам/зонам склада

Пополнение:

  • Определение порогов пополнения, исходя из статистики продаж и минимального остатка
  • Формирование автоматических заданий на пополнение
  • Контроль выполнения заданий
  • Учет наилучшего времени для волн пополнения, учитывая волны комплектации и нахождение людей и техники в аллеях

Отгрузка:

  • Формирование грузовых мест с индивидуальной маркировкой
  • Оперативный добор товаров для обеспечения качества отгрузки
  • Контроль полноты собранных и упакованных заказов
  • Консолидация заказа при комплектации с разных зон склада несколькими комплектовщиками
  • Отгрузка с помощью ТСД

Перемещения:

  • Настройка любых видов перемещений внутри склада с помощью ТСД

Инвентаризация:

  • Обработка черных меток
  • Плановая инвентаризация
  • Выборочная инвентаризация
  • Циклическая инвентаризация по расписанию
  • Проведение инвентаризации по событиям (инциденты при отборе и размещении) без остановки с помощью ТСД
  • Логика работы Lost & Found сервиса

Мониторинг:

  • Мониторинг общего статуса системы (Healthcheck monitor)
  • Контроль процесса исполнения заказов
  • Скорость выполнения операций
  • Состояние отбора по зонам
  • Состояние отбора по направлениям доставки
  • Прогноз окончания сборки по направлениям
  • Выработка сотрудников по операциям и зонам
  • Персональная выработка сотрудника (включая контроль простоя)
  • Любая востребованная отчетность

Интеграции:

  • Оркестрация и выдача задач на ТСД
  • Обратная интеграция с ТСД (контроль выполнения)
  • Интеграция с системами государственного контроля товаров (ЕГАИС, Меркурий, Честный знак)
  • Интеграция со складским оборудованием:
  • ВЭШ
  • Конвейер (лента на 6 этажей)
  • Сортер
  • Лифты
  • Весы
  • Механизированные тележки
  • АРМ
  • ТСД

Сложно ли сделать подобный проект? Да, безусловно, успех проекта подобного масштаба зависит от каждого участника процесса и от сотни факторов, влияющих извне. Поэтому, чтобы не просто снизить зависимость от иностранных поставщиков, но и обеспечить гарантированно стабильную и надежную работу вашей компании, стоит переходить на отечественные решения вместе с профессионалами.

И реализовав достаточное количество технологически сложных проектов на международной арене и на российском рынке, эксперты ITentika грамотно подходят к оценке рисков и проектированию оптимального решения в условиях текущей ИТ-экосистеме заказчика.

Поделиться публикацией:
Источник: ITentika
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Импортозамещение любой ценой: кейс онлайн-гипермаркета

Нужно ли импортозамещаться?

Импортные системы уходят с рынка РФ. В самых жестких вариантах «выключая кнопку». И даже если ваш условный SAP работает на выделенном сервере без риска отключения, то он лишается возможности технической поддержки и развития. Приведу примеры:

  • Сталелитейная компания. Импортная система, эксплуатируемая уже более 10 лет полностью управляет процессом загрузки сырья в доменную печь, регулирует температуру, следит за качеством производимого продукта, компетенции практически утрачены и вся надежда лишь на систему. А система работает как черный ящик: принимает управляющие решения, но не показывает процесс принятия решений. Кажется очевидным, что столь стратегически важное производство не должно контролироваться импортным ПО. Чтобы уйти от рисков остановки производства, вернуть прозрачность происходящего и контроль за процессом, встает задача импортозамещения.

  • Большой и известный онлайн-гипермаркет FMCG. Система управления складом работает на SAP EWM. После установки коробочного решения бизнес приходит к тому, что времена меняются, конкуренты запускают что-то новое, появляются новые бизнес-процессы. А без быстрой кастомизации коробочного решения следовать за темпом развития рынка просто невозможно. А кастомизация решения на SAP на данный момент практически недоступна. Специалистов, способных кастомизировать SAP в России становится все меньше, поддержка отключена, а значит, не происходит и обновления системы. И снова принимается решение об импортозамещении.

Насколько это сложно, дорого и долго?

Внедрение и кастомизация — сами по себе сложные процессы. И если предположить, что уже однажды разработанное решение, признанное всем миром и стоящее больших ресурсов, нужно заменить, то даже страшно представить сколько это может длиться, и сколько это будет стоить. И да, серебряной пули не существует. Это действительно сложно, дорого и долго. Именно поэтому, стоит задуматься об этом заранее.

Кейс онлайн-гипермаркета

Вводные данные. Тот самый онлайн-гипермаркет из списка выше. SAP EWM. Свой ИТ-отдел, состоящий из высококлассных специалистов SAP для поддержки системы. Сам SAP уже слабо похож на изначальную коробку и кастомизирован процентов на 40. Специалисты ИТ службы – незаменимые люди, ведь только они знают как что работает, и как не остановить все распределительные склады. Бэклог забит на полгода вперед, потому что специалистов с каждым годом все меньше, система все сложнее и запутаннее, скорость изменения рынка вокруг все больше. В общем, очень похоже на скорое приближение коллапса. Принято решение об импортозамещении.

На производство высаживается команда специалистов, состоящая из бизнес-аналитиков, архитекторов и технических специалистов. Их цель – обследование процессов и выработка нового решения. Один месяц занимает первичное обследование, выработка концепции будущего решения, разработка плана дальнейших действий.

Что входит в обследование?

  • Интервью со всеми пользователями системы – бизнес, конечными пользователями, службами, получающими из системы данные и т.д.

  • Реинжиниринг всех поддерживаемых системой процессов. А для этого необходимо погрузиться в каждый бизнес-процесс с головой и не просто его повторить, но вначале улучшить, а потом уже заложить в систему улучшенную версию. Некоторые процессы и вовсе не существовали, как, например, процессы пополнения и комплектации только что отстроенного «Крейсера». Некоторые процессы были полностью изменены, например, процесс слоттинга был заменен процессом динамического распределения товаров на приемке в силу перехода на схему динамического адресного хранения.

  • Разработка архитектуры. Наше решение строилось на движке Camunda для большей гибкости внесения изменений. Отдельно стоящей задачей здесь стояла необходимость интеграции с внешними системами, такими как ЕГАИС, Честный знак, Меркурий, SAP S/4Hana, система управления конвейерной линией, TMS.

  • Проработка плана запуска на складах. Главный распределительный центр был площадкой для наблюдений, но не испытаний. Впервые новая система запускалась на только что отреставрированном распределительном центре в Бутово. И только после нескольких месяцев эксплуатации в Бутово – раскатывалась на главном РЦ. В итоге же система была раскатана на пяти складах, включая склад с пятиэтажной конвейерной линией для автоматизированной сборки заказов. В итоге, переключение с SAP на свою WMS была произведена даже без остановки процессов склада.

Как долго, насколько дорого, какими силами?

Однозначно дорого, больше двухсот миллионов рублей.

1,5 года прошло с момента старта обследования до запуска системы на первом РЦ.

Команда эволюционировала на протяжении проекта, достигая в пике 60-ти человек (разработчики, аналитики, тестировщики, руководители проектов, дизайнеры, тимлиды и т.д.).

Что в итоге?

  • Собственная WMS система, работающая на пяти складах 24/7
  • Широко используемый стек технологий с выстроенной командой поддержки
  • Высокая скорость адаптации под бизнес-цели
  • Полностью свой продукт без рисков санкционного давления

И все же, какие процессы покрыты? Ведь WMS бывают большие и маленькие, сложные и не очень. Привожу полный список покрытых системой процессов:

Топология:

  • Адресное хранение (ячейки, зоны)
  • Настройка взаимодействия зон
  • Создание произвольной топологии
  • Поддержка разных типов складских мест
  • Задание правил обработки

Хранение:

  • Ведение карточек товаров
  • Различные типы упаковок
  • Учёт в разрезе единиц хранения
  • Учёт партий и сроков годности
  • Деление по классам оборачиваемости АBC
  • Контроль ВГХ (весогабаритных характеристик)

Приемка:

  • Приемка товара с помощью ТСД (терминал сбора данных)
  • Формирование и маркировка паллет для принимаемого товара при необходимости
  • Учет партий и сроков хранения
  • Приемка негабаритного товара
  • Контроль качества
  • Кроссдокинг
  • Поддержка персонифицированного учета каждого экземпляра товара
  • Приемка возвратов
  • Распаллечивание с целью эффективного поднятия товара на лифтах в разные зоны хранения

Размещение:

  • Размещение товара согласно динамической модели хранения
  • Размещение целыми паллетами
  • Размещение похожих товаров в разные места с целью исключения ошибок при комплектации
  • Управление производством
  • Обработка заказов на производство
  • Подготовка и доставка ингредиентов
  • Управление рецептами
  • Отгрузка и размещение в зоны комплектации
  • Расфасовка

Комплектация:

  • Комплектация с помощью ТСД
  • Применение группового отбора для минимизации пробегов исполнителей
  • Регистрация инцидентов при отборе (обработка черных меток)
  • Накопление отобранных товаров в специальных зонах перед контролем, консолидацией или отгрузкой
  • Интеграция с конвейером для передачи заданий на комплектацию по разным этажам/зонам склада

Пополнение:

  • Определение порогов пополнения, исходя из статистики продаж и минимального остатка
  • Формирование автоматических заданий на пополнение
  • Контроль выполнения заданий
  • Учет наилучшего времени для волн пополнения, учитывая волны комплектации и нахождение людей и техники в аллеях

Отгрузка:

  • Формирование грузовых мест с индивидуальной маркировкой
  • Оперативный добор товаров для обеспечения качества отгрузки
  • Контроль полноты собранных и упакованных заказов
  • Консолидация заказа при комплектации с разных зон склада несколькими комплектовщиками
  • Отгрузка с помощью ТСД

Перемещения:

  • Настройка любых видов перемещений внутри склада с помощью ТСД

Инвентаризация:

  • Обработка черных меток
  • Плановая инвентаризация
  • Выборочная инвентаризация
  • Циклическая инвентаризация по расписанию
  • Проведение инвентаризации по событиям (инциденты при отборе и размещении) без остановки с помощью ТСД
  • Логика работы Lost & Found сервиса

Мониторинг:

  • Мониторинг общего статуса системы (Healthcheck monitor)
  • Контроль процесса исполнения заказов
  • Скорость выполнения операций
  • Состояние отбора по зонам
  • Состояние отбора по направлениям доставки
  • Прогноз окончания сборки по направлениям
  • Выработка сотрудников по операциям и зонам
  • Персональная выработка сотрудника (включая контроль простоя)
  • Любая востребованная отчетность

Интеграции:

  • Оркестрация и выдача задач на ТСД
  • Обратная интеграция с ТСД (контроль выполнения)
  • Интеграция с системами государственного контроля товаров (ЕГАИС, Меркурий, Честный знак)
  • Интеграция со складским оборудованием:
  • ВЭШ
  • Конвейер (лента на 6 этажей)
  • Сортер
  • Лифты
  • Весы
  • Механизированные тележки
  • АРМ
  • ТСД

Сложно ли сделать подобный проект? Да, безусловно, успех проекта подобного масштаба зависит от каждого участника процесса и от сотни факторов, влияющих извне. Поэтому, чтобы не просто снизить зависимость от иностранных поставщиков, но и обеспечить гарантированно стабильную и надежную работу вашей компании, стоит переходить на отечественные решения вместе с профессионалами.

И реализовав достаточное количество технологически сложных проектов на международной арене и на российском рынке, эксперты ITentika грамотно подходят к оценке рисков и проектированию оптимального решения в условиях текущей ИТ-экосистеме заказчика.

it, автоматизацияИмпортозамещение любой ценой: кейс онлайн-гипермаркета
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/importozameshchenie-lyuboy-tsenoy-keys-onlayn-gipermarketa/2024-04-15


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052