Финансы в ритейле
28 декабря 2023, 17:25 2500 просмотров

Бизнес в долг: хорошо или плохо

ПланФакт

Всем привет! Мы делаем лучший по версии Startpack сервис финансового учета ПланФакт и знаем, что заемные деньги в бизнесе ускоряют как развитие, так и закрытие бизнеса. Все зависит от умения ими распорядиться.

Бизнесмен Ваня решил открыть ресторан. Своих сбережений не хватило, он взял кредит в банке, купил оборудование и начал работать. Сначала все шло хорошо — новое место имело успех, зал всегда был полон. Но по факту ресторан работал в минус: цены были рассчитаны неправильно, и рентабельность была очень низкой. Денег стало не хватать, Иван взял еще один кредит, потом снял деньги с кредитной карты, занял у родственников, знакомых... В итоге ежемесячные платежи стали в три раза больше, чем прибыль ресторана. Иван подал на банкротство, а друзьям долги так и не вернул.

Предприниматель Петя решил развиваться исключительно на свои. Поэтому купил павильон на отложенные деньги и начал продавать цветы. Доход стабильный, кассовых разрывов нет, удалось даже сформировать подушку безопасности. И вот владелец соседнего цветочного магазина решает продать свой бизнес. Петя мог бы взять кредит под залог квартиры, чтобы выкупить магазин. Но ему стало страшно — вдруг ничего не получится... И от сделки он отказался. Соседний магазин купила конкурирующая сеть и быстро вытеснила Петра с этого пятачка. Павильон пришлось закрыть, но с ним хотя бы здороваются друзья.

Дмитрий Мазанов, финансовый советник MediaChain Ecosystem: «Заемные средства в бизнесе — это очень хорошо. В идеале их должно быть 100%. Нужно уметь зарабатывать, не вложив ни копейки. Конечно же, риски есть, поэтому очень важно грамотно все оформить.Например, вместо классического договора займа можно создать потребительский кооператив и сделать заемщиков фактически своими партнерами. А средства принимать в качестве паевого взноса, а не займа.

Даже если у вас есть собственные средства для развития вашего бизнеса, заемные деньги очень полезны. Главное, чтобы цена за пользование ими не съедала прибыль».

Быстро развиваться без заимствований не получается. Но кредит — опасный инструмент, он может стать фатальной ошибкой для нестабильного бизнеса и отличным решением для налаженного. Итак, как понять, что ваша компания готова к кредитованию?

Мы выделили четыре условия, при которых кредиты не повредят бизнесу:

  1. Налаженный финансовый учет.
  2. Правильно рассчитанная рентабельность активов.
  3. Прогнозируемый спрос на товары и услуги.
  4. Кассовые разрывы — показатель нехватки оборотных средств, а не убыточности бизнеса.

Разберем их подробнее.

Компания ведет финансовый учет

Если не знать финансовых показателей своего бизнеса, то кредит может стать ловушкой. Создается иллюзия, что проблемы временны, и заемные деньги помогут пережить сложные времена. А потом, когда дела наладятся, долги будет легко отдать. Но потом деньги тратятся на все, что угодно, кроме кредита: нужно обновить оборудование, дать премию сотрудникам, купить директору путевку на Бали... И у фирмы опять нет денег. Нужно брать новый кредит.

Алексей Ковалев, предприниматель: «Если бизнес-модель понятна, имеет практическое обоснование, и средства нужны, например, на расширение уже существующей деятельности или выполнение реально существующего заказа, заемные средства — прекрасный вариант финансирования. Такую модель часто используют предприниматели, работающие с государственными заказами, где контракт уже заключен и по нему прописан срок оплаты, а для реализации заказа нужны деньги.Также считаю отличным вариант заемного финансирования на запуск бизнеса с нуля, но по модели франшизы, которая уже доказала свою эффективность как минимум в десяти различных локациях, схожих с той, где планируется открывать бизнес по экономическим, социальным и климатическим условиям. Если же франшиза основана после открытия пары собственных филиальных точек — это очень сомнительная затея.

Вливание заемных средств в бизнес, находящийся в стадии стагнации — очень рискованно. Велик риск того, что займом лишь заткнут существующие дыры, оставив бизнес-модель, приводящую к их появлению, неизменной. И она просто „переварит“ и заемные средства тоже».

Рентабельность активов выше процента по кредиту

Рентабельность — это доходность бизнеса. Если рентабельность активов ниже процента по кредиту, то брать его не стоит — он «съест» бизнес.

Рассчитывается она как отношение между операционной прибылью за год и среднегодовой стоимостью активов. Период может быть и меньше, например, полугодие или квартал.

Рентабельность активов = Прибыль : Активы

Операционная прибыль — это разница между доходами и расходами компании по основному виду деятельности. За год доходы Петиного бизнеса составили миллион рублей, а расходы — 800 тысяч. Операционная прибыль за год равна 200 тысяч рублей.

Активы бизнеса — это то, что приносит компании прибыль.

Они включают:

  1. Недвижимость, транспорт, оборудование или основные средства.
  2. Товарный знак, патенты, лицензии (нематериальные активы).
  3. Сырье, материалы, готовую продукцию и незавершенное производство.
  4. Деньги на счетах и в кассе.
  5. Суммы, которые контрагенты должны компании (дебиторскую задолженность).

У Пети есть:

  1. Павильон, который стоит 100 тысяч рублей.
  2. Холодильник и оборудование для торговли — 150 тысяч рублей.
  3. Запас цветов на 80 тысяч.
  4. 70 тысяч на расчетном счету.

Общая стоимость активов составляет 400 тысяч рублей.

Для более точного расчета лучше брать среднюю стоимость активов. Для этого стоимость активов на начало и конец года суммируют и делят на два. Но мы предположим, что она не менялась.

Рентабельность активов = 200 000 : 400 000×100% = 50%

Петя прекрасный бизнесмен, он смог заработать 50 копеек на каждый вложенный в активы рубль. Если ставка кредита ниже 50%, его можно смело брать на расширение бизнеса.

Александр Щербаков, директор группы компаний «АКМ»: «Заемные средства в бизнесе не только допустимы, но и необходимы для ускорения развития. Помимо классических банковских кредитных ресурсов, займами можно считать средства инвесторов и лизинг. При грамотном расчете такие вложения позволят расширить бизнес.Могут ли долги привести бизнес к краху? Да, если ими злоупотреблять или неправильно рассчитать риски. Когда долговая нагрузка растет неконтролируемо, и бизнес функционирует исключительно за счет заемных денег, это ни к чему хорошему не приведет. Уровень рисков сегодня сильно возрос, в таких условиях бизнесу сложно планировать даже на полгода вперед.

Сегодня безопаснее брать недорогие короткие деньги — под низкие проценты и для немедленного использования. Эти средства нужно направлять не на пополнение оборотных средств, а на какие-то проекты, которые можно реализовать здесь и сейчас. Брать взаймы дорогие и длинные деньги в сегодняшних условиях я считаю нецелесообразным».

Спрос поддается прогнозу

Часто бизнес сталкивается с проблемой роста, когда нет возможности обслужить всех желающих, и из-за этого теряется часть прибыли. В этом случае, заемные деньги помогут увеличить прибыль.

Денис Малютенко, владелец автотехцентра «Малюта»: «Шиномонтаж — это сезонный бизнес. Да, в течение года люди едут, чтобы подлатать шину или починить диск. Но больше всего мы зарабатываем осенью и весной, на смене резины.В прошлом сезоне я понял, что мы не успеваем „переобуть“ всех желающих: люди выстраивались в очереди, приходилось работать до поздней ночи. Поэтому летом я занял денег, расширил рабочую зону и купил дополнительное оборудование. Сейчас мы работаем намного быстрее, чем в прошлом году, обслуживаем больше клиентов, больше зарабатываем. Я планирую полностью отдать долг с прибыли, полученной в этом сезоне. Если бы не занимал, часть клиентов мы бы потеряли».

Причина кассовых разрывов не в убыточности бизнеса

Кассовый разрыв также частая причина долгов в бизнесе. Клиенты не заплатили вовремя, сорвался контракт, пришлось вернуть предоплату... И бизнесмен вынужден брать кредит, чтобы залатать дыру в бюджете. Кассовые разрывы могут случиться и в стабильном бизнесе, тогда долг оправдан. Не закрывать же прибыльную компанию из-за того, что однажды не хватило денег на оплату товара.

Но если бизнес убыточный, постоянные кредиты на покрытие кассовых разрывов только приблизят его конец.

Николай Журавлев, генеральный директор ООО «Эксперты Бизнес-Планирования»: «Долги для бизнеса естественны, а в случае, когда дополнительный доход, обеспечиваемый кредитным рычагом, превосходит процент по кредиту — полезны.Но нужно понимать разницу между хорошими и плохими долгами. Первые — необходимая часть делового пути, без которой дальнейший рост невозможен. Вторые же создают риски для бизнеса и нередко его приводят к гибели. Хороший долг приносит прибыли больше, чем его стоимость».

Резюмируем

  1. Долги могут как ускорить рост, так и приблизить крах бизнеса.
  2. Для понимания целесообразности займа нужно вести финансовый учет и знать рентабельность активов своего бизнеса, чтобы сравнить ее со ставкой по кредиту.
  3. Бизнес-модель должна быть понятна, чтобы была возможность прогнозировать спрос.
  4. Кредиты для покрытия кассовых разрывов можно использовать только в том случае, если бизнес прибыльный.

Еще больше материалов о ведении бизнеса и деньгах можно найти в телеграм-канале и блоге ПланФакта.

Теги: деньги
Статья относится к тематикам: Финансы в ритейле
Поделиться публикацией:
Источник: ПланФакт
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Бизнес в долг: хорошо или плохо

Всем привет! Мы делаем лучший по версии Startpack сервис финансового учета ПланФакт и знаем, что заемные деньги в бизнесе ускоряют как развитие, так и закрытие бизнеса. Все зависит от умения ими распорядиться.

Бизнесмен Ваня решил открыть ресторан. Своих сбережений не хватило, он взял кредит в банке, купил оборудование и начал работать. Сначала все шло хорошо — новое место имело успех, зал всегда был полон. Но по факту ресторан работал в минус: цены были рассчитаны неправильно, и рентабельность была очень низкой. Денег стало не хватать, Иван взял еще один кредит, потом снял деньги с кредитной карты, занял у родственников, знакомых... В итоге ежемесячные платежи стали в три раза больше, чем прибыль ресторана. Иван подал на банкротство, а друзьям долги так и не вернул.

Предприниматель Петя решил развиваться исключительно на свои. Поэтому купил павильон на отложенные деньги и начал продавать цветы. Доход стабильный, кассовых разрывов нет, удалось даже сформировать подушку безопасности. И вот владелец соседнего цветочного магазина решает продать свой бизнес. Петя мог бы взять кредит под залог квартиры, чтобы выкупить магазин. Но ему стало страшно — вдруг ничего не получится... И от сделки он отказался. Соседний магазин купила конкурирующая сеть и быстро вытеснила Петра с этого пятачка. Павильон пришлось закрыть, но с ним хотя бы здороваются друзья.

Дмитрий Мазанов, финансовый советник MediaChain Ecosystem: «Заемные средства в бизнесе — это очень хорошо. В идеале их должно быть 100%. Нужно уметь зарабатывать, не вложив ни копейки. Конечно же, риски есть, поэтому очень важно грамотно все оформить.Например, вместо классического договора займа можно создать потребительский кооператив и сделать заемщиков фактически своими партнерами. А средства принимать в качестве паевого взноса, а не займа.

Даже если у вас есть собственные средства для развития вашего бизнеса, заемные деньги очень полезны. Главное, чтобы цена за пользование ими не съедала прибыль».

Быстро развиваться без заимствований не получается. Но кредит — опасный инструмент, он может стать фатальной ошибкой для нестабильного бизнеса и отличным решением для налаженного. Итак, как понять, что ваша компания готова к кредитованию?

Мы выделили четыре условия, при которых кредиты не повредят бизнесу:

  1. Налаженный финансовый учет.
  2. Правильно рассчитанная рентабельность активов.
  3. Прогнозируемый спрос на товары и услуги.
  4. Кассовые разрывы — показатель нехватки оборотных средств, а не убыточности бизнеса.

Разберем их подробнее.

Компания ведет финансовый учет

Если не знать финансовых показателей своего бизнеса, то кредит может стать ловушкой. Создается иллюзия, что проблемы временны, и заемные деньги помогут пережить сложные времена. А потом, когда дела наладятся, долги будет легко отдать. Но потом деньги тратятся на все, что угодно, кроме кредита: нужно обновить оборудование, дать премию сотрудникам, купить директору путевку на Бали... И у фирмы опять нет денег. Нужно брать новый кредит.

Алексей Ковалев, предприниматель: «Если бизнес-модель понятна, имеет практическое обоснование, и средства нужны, например, на расширение уже существующей деятельности или выполнение реально существующего заказа, заемные средства — прекрасный вариант финансирования. Такую модель часто используют предприниматели, работающие с государственными заказами, где контракт уже заключен и по нему прописан срок оплаты, а для реализации заказа нужны деньги.Также считаю отличным вариант заемного финансирования на запуск бизнеса с нуля, но по модели франшизы, которая уже доказала свою эффективность как минимум в десяти различных локациях, схожих с той, где планируется открывать бизнес по экономическим, социальным и климатическим условиям. Если же франшиза основана после открытия пары собственных филиальных точек — это очень сомнительная затея.

Вливание заемных средств в бизнес, находящийся в стадии стагнации — очень рискованно. Велик риск того, что займом лишь заткнут существующие дыры, оставив бизнес-модель, приводящую к их появлению, неизменной. И она просто „переварит“ и заемные средства тоже».

Рентабельность активов выше процента по кредиту

Рентабельность — это доходность бизнеса. Если рентабельность активов ниже процента по кредиту, то брать его не стоит — он «съест» бизнес.

Рассчитывается она как отношение между операционной прибылью за год и среднегодовой стоимостью активов. Период может быть и меньше, например, полугодие или квартал.

Рентабельность активов = Прибыль : Активы

Операционная прибыль — это разница между доходами и расходами компании по основному виду деятельности. За год доходы Петиного бизнеса составили миллион рублей, а расходы — 800 тысяч. Операционная прибыль за год равна 200 тысяч рублей.

Активы бизнеса — это то, что приносит компании прибыль.

Они включают:

  1. Недвижимость, транспорт, оборудование или основные средства.
  2. Товарный знак, патенты, лицензии (нематериальные активы).
  3. Сырье, материалы, готовую продукцию и незавершенное производство.
  4. Деньги на счетах и в кассе.
  5. Суммы, которые контрагенты должны компании (дебиторскую задолженность).

У Пети есть:

  1. Павильон, который стоит 100 тысяч рублей.
  2. Холодильник и оборудование для торговли — 150 тысяч рублей.
  3. Запас цветов на 80 тысяч.
  4. 70 тысяч на расчетном счету.

Общая стоимость активов составляет 400 тысяч рублей.

Для более точного расчета лучше брать среднюю стоимость активов. Для этого стоимость активов на начало и конец года суммируют и делят на два. Но мы предположим, что она не менялась.

Рентабельность активов = 200 000 : 400 000×100% = 50%

Петя прекрасный бизнесмен, он смог заработать 50 копеек на каждый вложенный в активы рубль. Если ставка кредита ниже 50%, его можно смело брать на расширение бизнеса.

Александр Щербаков, директор группы компаний «АКМ»: «Заемные средства в бизнесе не только допустимы, но и необходимы для ускорения развития. Помимо классических банковских кредитных ресурсов, займами можно считать средства инвесторов и лизинг. При грамотном расчете такие вложения позволят расширить бизнес.Могут ли долги привести бизнес к краху? Да, если ими злоупотреблять или неправильно рассчитать риски. Когда долговая нагрузка растет неконтролируемо, и бизнес функционирует исключительно за счет заемных денег, это ни к чему хорошему не приведет. Уровень рисков сегодня сильно возрос, в таких условиях бизнесу сложно планировать даже на полгода вперед.

Сегодня безопаснее брать недорогие короткие деньги — под низкие проценты и для немедленного использования. Эти средства нужно направлять не на пополнение оборотных средств, а на какие-то проекты, которые можно реализовать здесь и сейчас. Брать взаймы дорогие и длинные деньги в сегодняшних условиях я считаю нецелесообразным».

Спрос поддается прогнозу

Часто бизнес сталкивается с проблемой роста, когда нет возможности обслужить всех желающих, и из-за этого теряется часть прибыли. В этом случае, заемные деньги помогут увеличить прибыль.

Денис Малютенко, владелец автотехцентра «Малюта»: «Шиномонтаж — это сезонный бизнес. Да, в течение года люди едут, чтобы подлатать шину или починить диск. Но больше всего мы зарабатываем осенью и весной, на смене резины.В прошлом сезоне я понял, что мы не успеваем „переобуть“ всех желающих: люди выстраивались в очереди, приходилось работать до поздней ночи. Поэтому летом я занял денег, расширил рабочую зону и купил дополнительное оборудование. Сейчас мы работаем намного быстрее, чем в прошлом году, обслуживаем больше клиентов, больше зарабатываем. Я планирую полностью отдать долг с прибыли, полученной в этом сезоне. Если бы не занимал, часть клиентов мы бы потеряли».

Причина кассовых разрывов не в убыточности бизнеса

Кассовый разрыв также частая причина долгов в бизнесе. Клиенты не заплатили вовремя, сорвался контракт, пришлось вернуть предоплату... И бизнесмен вынужден брать кредит, чтобы залатать дыру в бюджете. Кассовые разрывы могут случиться и в стабильном бизнесе, тогда долг оправдан. Не закрывать же прибыльную компанию из-за того, что однажды не хватило денег на оплату товара.

Но если бизнес убыточный, постоянные кредиты на покрытие кассовых разрывов только приблизят его конец.

Николай Журавлев, генеральный директор ООО «Эксперты Бизнес-Планирования»: «Долги для бизнеса естественны, а в случае, когда дополнительный доход, обеспечиваемый кредитным рычагом, превосходит процент по кредиту — полезны.Но нужно понимать разницу между хорошими и плохими долгами. Первые — необходимая часть делового пути, без которой дальнейший рост невозможен. Вторые же создают риски для бизнеса и нередко его приводят к гибели. Хороший долг приносит прибыли больше, чем его стоимость».

Резюмируем

  1. Долги могут как ускорить рост, так и приблизить крах бизнеса.
  2. Для понимания целесообразности займа нужно вести финансовый учет и знать рентабельность активов своего бизнеса, чтобы сравнить ее со ставкой по кредиту.
  3. Бизнес-модель должна быть понятна, чтобы была возможность прогнозировать спрос.
  4. Кредиты для покрытия кассовых разрывов можно использовать только в том случае, если бизнес прибыльный.

Еще больше материалов о ведении бизнеса и деньгах можно найти в телеграм-канале и блоге ПланФакта.

деньгиБизнес в долг: хорошо или плохо
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/biznes-v-dolg-khorosho-ili-plokho/2023-12-28


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052