Маркетинг и экономика торговли
Общеотраслевое
10 декабря 2010, 00:00 2925 просмотров

Знаки подвели под лицензию

Право на товарный знак может быть утрачено, если оно используется не по лицензионному договору, зарегистрированному в Роспатенте. Такой прецедент создал президиум Высшего арбитражного суда (ВАС). Между структурами крупных холдингов лицензионные договоры часто не заключаются, и юристы опасаются, что теперь добиться прекращения права на товарный знак из-за его неиспользования будет проще. Вчера президиум ВАС вынес постановление по делу о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака "Одиссей", предназначенного для алкогольной продукции. Этот товарный знак был зарегистрирован 17 сентября 2002 года на имя индивидуального предпринимателя Гиви Икаева. Господин Икаев заключил с ООО АТК, производителем продукции, договор простого товарищества, предусматривающий совместную деятельность для производства и продвижения алкогольной продукции под маркой "Одиссей". Но 16 февраля 2009 года Роспатент решил, что товарный знак в течение пяти лет не использовался, и прекратил его правовую охрану. Причиной стало то, что Гиви Икаев не заключил с производителем продукции лицензионный договор на использование товарного знака и не зарегистрировал этот договор в Роспатенте. Арбитражный суд Москвы, куда обратился предприниматель, признал решение Роспатента недействительным, посчитав, что договора простого товарищества было достаточно. Но апелляционный суд встал на сторону Роспатента, и вчера президиум ВАС оставил это решение в силе. Владельцами известных товарных знаков, особенно на потребительском рынке, часто выступают иностранные компании, которые заключают со своими российскими компаниями лицензионные договоры. Это делается для защиты товарных знаков от недобросовестного использования. "В случае, когда бизнес ведется законно, его участники стараются грамотно оформить права, включая заключение и регистрацию лицензионных договоров",— подчеркивает юрист Павел Монаков, специализирующийся на интеллектуальной собственности. По его мнению, отсутствие грамотного оформления прав может свидетельствовать о непрозрачности бизнеса, особенно в алкогольной сфере. Лицензионные договоры, впрочем, не всегда есть и у российских компаний, входящих в крупные международные холдинги. Например, в табачном холдинге JTI права на товарные знаки (Magna, More, Camel, Salem, Winston, Mild Seven и другие) принадлежат швейцарской JTI, а лицензией владеет российский дистрибутор — ЗАО "Дж.Т.И. по маркетингу и продажам". При этом производством сигарет занимается подрядчик — российское ООО "Петро", которое входит в группу JTI, но никаких лицензий не имеет и всю продукцию передает дистрибутору. Аналогично устроен российский бизнес Procter & Gamble. "По условиям бизнеса лицензионные договоры нередко отсутствуют, поскольку по Гражданскому кодексу достаточно, чтобы товарный знак использовался под контролем правообладателя",— объясняет руководитель практики по интеллектуальной собственности юридической фирмы Baker Botts Екатерина Тиллинг. Но вчерашнее постановление президиума ВАС вызвало у нее опасение: "В этом деле суд выразил мнение, что использование товарного знака должно подтверждаться лицензионным договором. Эта позиция создает риск того, что добиться прекращения права на товарный знак из-за его неиспользования будет проще". Ъ
Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Актуально
Как меняется мерчандайзинг: ключевые тренды 2024 года
1002
Павел Прохоров, CEO компании Open Group, рассказал, что влияет на отрасль и как обеспечить эффективн...
Продукты из амаранта: новый суперфуд
394
Фруктово-зерновые батончики объединили пользу амаранта и натуральных фруктов.
«Ашан» возвращает баллы вместо денег и повышает лояльность
1927
Сеть внедрила новый инструмент для работы с возвратами на кассах.
Даниил Сикачина, «Победа»: «В следующем году задумываемся о развитии сети на Урале и в Северо-Западном округе»
1518
Сеть дискаунтеров провела ребрендинг, работает с СТМ и планирует вырасти до 700 магазинов в 2024 год...
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Знаки подвели под лицензиюПраво на товарный знак может быть утрачено, если оно используется не по лицензионному договору, зарегистрированному в Роспатенте. Такой прецедент создал президиум Высшего арбитражного суда (ВАС). Между структурами крупных холдингов лицензионные договоры часто не заключаются, и юристы опасаются, что теперь добиться прекращения права на товарный знак из-за его неиспользования будет проще. Вчера президиум ВАС вынес постановление по делу о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака "Одиссей", предназначенного для алкогольной продукции. Этот товарный знак был зарегистрирован 17 сентября 2002 года на имя индивидуального предпринимателя Гиви Икаева. Господин Икаев заключил с ООО АТК, производителем продукции, договор простого товарищества, предусматривающий совместную деятельность для производства и продвижения алкогольной продукции под маркой "Одиссей". Но 16 февраля 2009 года Роспатент решил, что товарный знак в течение пяти лет не использовался, и прекратил его правовую охрану. Причиной стало то, что Гиви Икаев не заключил с производителем продукции лицензионный договор на использование товарного знака и не зарегистрировал этот договор в Роспатенте. Арбитражный суд Москвы, куда обратился предприниматель, признал решение Роспатента недействительным, посчитав, что договора простого товарищества было достаточно. Но апелляционный суд встал на сторону Роспатента, и вчера президиум ВАС оставил это решение в силе. Владельцами известных товарных знаков, особенно на потребительском рынке, часто выступают иностранные компании, которые заключают со своими российскими компаниями лицензионные договоры. Это делается для защиты товарных знаков от недобросовестного использования. "В случае, когда бизнес ведется законно, его участники стараются грамотно оформить права, включая заключение и регистрацию лицензионных договоров",— подчеркивает юрист Павел Монаков, специализирующийся на интеллектуальной собственности. По его мнению, отсутствие грамотного оформления прав может свидетельствовать о непрозрачности бизнеса, особенно в алкогольной сфере. Лицензионные договоры, впрочем, не всегда есть и у российских компаний, входящих в крупные международные холдинги. Например, в табачном холдинге JTI права на товарные знаки (Magna, More, Camel, Salem, Winston, Mild Seven и другие) принадлежат швейцарской JTI, а лицензией владеет российский дистрибутор — ЗАО "Дж.Т.И. по маркетингу и продажам". При этом производством сигарет занимается подрядчик — российское ООО "Петро", которое входит в группу JTI, но никаких лицензий не имеет и всю продукцию передает дистрибутору. Аналогично устроен российский бизнес Procter & Gamble. "По условиям бизнеса лицензионные договоры нередко отсутствуют, поскольку по Гражданскому кодексу достаточно, чтобы товарный знак использовался под контролем правообладателя",— объясняет руководитель практики по интеллектуальной собственности юридической фирмы Baker Botts Екатерина Тиллинг. Но вчерашнее постановление президиума ВАС вызвало у нее опасение: "В этом деле суд выразил мнение, что использование товарного знака должно подтверждаться лицензионным договором. Эта позиция создает риск того, что добиться прекращения права на товарный знак из-за его неиспользования будет проще". Ъбренд, лицензияЗнаки подвели под лицензию
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/znaki-podveli-pod-litsenziyu/2010-12-10


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052