Законодательство в торговле
Общеотраслевое
Товар на полку
22 марта 2010, 00:00 2158 просмотров

Россияне учатся качать права

Почти половина россиян (43%) в прошлом году сталкивилась с нарушениями своих потребительских прав – таковы данные очередного исследования ВЦИОМ. При этом 6% "обиженных" пожаловались, что их права нарушались как минимум в половине случаев приобретения товаров и услуг, а то и чаще. Еще 9% сообщили, что подобное наблюдалось примерно в четверти случаев, и 27% респондентов вспомнили всего один – два таких неприятных эпизода.

Чаще с нарушением потребительских прав сталкивались жители крупных городов (52%), тогда как среди сельчан подобные факты отметили 38%. Впрочем, вряд ли это объясняется повышенной ответственностью работников торговли или сферы услуг в сельской местности. Просто городские жители в целом более взыскательны в этих вопросах. С другой стороны, в небольших населенных пунктах, где все друг у друга на виду, обвешивать, обсчитывать и обманывать может оказаться себе дороже.

Как отмечают эксперты, кризисный год не лучшим образом отразился на ситуации в области прав потребителей. Число жалоб на некачественные товары и услуги увеличилось примерно на треть. Если в 2008 г., по данным Союза потребителей России, в соответствующие организации поступило порядка 260 тыс. обращений, то в 2009-м их число превысило 360 тысяч.

Как и ранее, наиболее распространенным поводом для обращений служат неудовлетворительное качество непродовольственных товаров (мобильных телефонов, компьютерной или крупной бытовой техники, мебели), а также неправильная установка оконных блоков. И это вполне объяснимо: за помощью в подобные организации большинство людей идут в том случае, когда речь идет о потере достаточно ощутимой денежной суммы. "Качать права" из-за просроченного кефира станут только самые принципиальные борцы за справедливость, да и непосредственно с магазином в этом случае разобраться проще.

На втором месте по числу обращений стоят претензии к срокам исполнения работ (по сравнению с докризисным годом их количество заметно выросло), на третьем – недовольство неправильно начисленной квартплатой и качеством услуг ЖКХ. Кроме того, более половины опрошенных утверждают, что продавцы стали чаще использовать недобросовестные приемы, а две трети жалуются на необоснованное повышение цен.

При этом с каждым годом отстоять свои права в суде становится все сложнее. Формально обманутые потребители чаще всего суды выигрывают, вот только добиться исполнения судебного постановления удается не всегда. Еще три – четыре года назад выполнялось примерно 85% таких решений, а в прошлом году – меньше половины.

Как ни странно, некоторые законодательные нововведения тоже играют на руку поставщикам некачественных товаров и услуг. Так, были отменены старые ГОСТы. Им на смену должны были прийти новые техрегламенты, но пока из 300 документов принято всего семь. Уголовная ответственность за нарушения прав потребителей отменена вообще, а административная недостаточно велика, чтобы испугать нарушителей.

Недавняя отмена внеплановых проверок со стороны проверяющих ведомств, призванная перестать "кошмарить" малый бизнес, тоже имеет обратную сторону: недобросовестный торговец, официально предупрежденный о визите проверяющих, разумеется, позаботится о том, чтобы с прилавков исчез некачественный товар, но только на время. Таких примеров можно привести еще немало.

Недобросовестному поведению поставщиков товаров и услуг отчасти способствуют и сами россияне, многие из которых по-прежнему недостаточно осведомлены о своих правах. По данным ВЦИОМ, о существовании соответствующего закона большинство граждан (64%) знают, но его содержание представляют лишь в общих чертах. Только 11% респондентов заявили, что хорошо представляют себе, в чем именно заключаются их права как потребителей, тогда как 20% опрошенных вообще ничего об этом не известно. Особенно это касается финансовой сферы. В Союз потребителей РФ в прошлом году поступило всего 1,6% нареканий в отношении финансовых услуг. По статистике, более половины соотечественников признаются в полной безграмотности в этих вопросах.

Более трети респондентов ВЦИОМ (38%) вообще не представляют, куда обращаться за защитой своих потребительских прав. В основном, это люди с низким уровнем достатка и сельские жители. Наиболее осведомленные граждане справедливо полагают, что в случае обнаружения недостатков в приобретенном товаре они могут обратиться в администрацию своего города (27%) или прямиком в суд (25%). Каждый шестой (16%) уверен, что в подобной ситуации следует жаловаться в антимонопольный комитет. А 9% рассчитывают, что их потребительские права защитит милиция.

Основная же российская проблема в области защиты прав потребителей, по мнению большинства экспертов, кроется в отсутствии конкуренции. Продавцам и поставщикам услуг просто нет необходимости следить за уровнем своего сервиса: потребителей хватит на всех.

www.utro.ru

Поделиться публикацией:
Актуально
Как снизить экологические риски в ритейле
1384
Решение для автоматизации экологической документации.
Максим Сухиненко, «ВкусВилл»: «Число доставляемых заказов выросло на 52%»
4588
155 дарксторов, 10 тыс. сборщиков, 16 тыс. курьеров, до 100 заказов на курьера в день...
Борис Попов, «Здравсити»: «Надеемся, что растущее присутствие в офлайне в будущем даст нам фору в развитии онлайн-платформы»
594
Об эксперименте по онлайн-продаже рецептурных лекарств, маркетплейсе здоровья и о том, сможет ли онл...
Обойтись без скидки: ритейлеры рассказали об акциях, которые сработали
1222
«Ашан», «Магнит», «ВкусВилл», befree, «Петрович» и другие ритейлеры поделились опытом удачных кампан...
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Россияне учатся качать праваПочти половина россиян (43%) в прошлом году сталкивилась с нарушениями своих потребительских прав – таковы данные очередного исследования ВЦИОМ. При этом 6% "обиженных" пожаловались, что их права нарушались как минимум в половине случаев приобретения товаров и услуг, а то и чаще. Еще 9% сообщили, что подобное наблюдалось примерно в четверти случаев, и 27% респондентов вспомнили всего один – два таких неприятных эпизода.

Чаще с нарушением потребительских прав сталкивались жители крупных городов (52%), тогда как среди сельчан подобные факты отметили 38%. Впрочем, вряд ли это объясняется повышенной ответственностью работников торговли или сферы услуг в сельской местности. Просто городские жители в целом более взыскательны в этих вопросах. С другой стороны, в небольших населенных пунктах, где все друг у друга на виду, обвешивать, обсчитывать и обманывать может оказаться себе дороже.

Как отмечают эксперты, кризисный год не лучшим образом отразился на ситуации в области прав потребителей. Число жалоб на некачественные товары и услуги увеличилось примерно на треть. Если в 2008 г., по данным Союза потребителей России, в соответствующие организации поступило порядка 260 тыс. обращений, то в 2009-м их число превысило 360 тысяч.

Как и ранее, наиболее распространенным поводом для обращений служат неудовлетворительное качество непродовольственных товаров (мобильных телефонов, компьютерной или крупной бытовой техники, мебели), а также неправильная установка оконных блоков. И это вполне объяснимо: за помощью в подобные организации большинство людей идут в том случае, когда речь идет о потере достаточно ощутимой денежной суммы. "Качать права" из-за просроченного кефира станут только самые принципиальные борцы за справедливость, да и непосредственно с магазином в этом случае разобраться проще.

На втором месте по числу обращений стоят претензии к срокам исполнения работ (по сравнению с докризисным годом их количество заметно выросло), на третьем – недовольство неправильно начисленной квартплатой и качеством услуг ЖКХ. Кроме того, более половины опрошенных утверждают, что продавцы стали чаще использовать недобросовестные приемы, а две трети жалуются на необоснованное повышение цен.

При этом с каждым годом отстоять свои права в суде становится все сложнее. Формально обманутые потребители чаще всего суды выигрывают, вот только добиться исполнения судебного постановления удается не всегда. Еще три – четыре года назад выполнялось примерно 85% таких решений, а в прошлом году – меньше половины.

Как ни странно, некоторые законодательные нововведения тоже играют на руку поставщикам некачественных товаров и услуг. Так, были отменены старые ГОСТы. Им на смену должны были прийти новые техрегламенты, но пока из 300 документов принято всего семь. Уголовная ответственность за нарушения прав потребителей отменена вообще, а административная недостаточно велика, чтобы испугать нарушителей.

Недавняя отмена внеплановых проверок со стороны проверяющих ведомств, призванная перестать "кошмарить" малый бизнес, тоже имеет обратную сторону: недобросовестный торговец, официально предупрежденный о визите проверяющих, разумеется, позаботится о том, чтобы с прилавков исчез некачественный товар, но только на время. Таких примеров можно привести еще немало.

Недобросовестному поведению поставщиков товаров и услуг отчасти способствуют и сами россияне, многие из которых по-прежнему недостаточно осведомлены о своих правах. По данным ВЦИОМ, о существовании соответствующего закона большинство граждан (64%) знают, но его содержание представляют лишь в общих чертах. Только 11% респондентов заявили, что хорошо представляют себе, в чем именно заключаются их права как потребителей, тогда как 20% опрошенных вообще ничего об этом не известно. Особенно это касается финансовой сферы. В Союз потребителей РФ в прошлом году поступило всего 1,6% нареканий в отношении финансовых услуг. По статистике, более половины соотечественников признаются в полной безграмотности в этих вопросах.

Более трети респондентов ВЦИОМ (38%) вообще не представляют, куда обращаться за защитой своих потребительских прав. В основном, это люди с низким уровнем достатка и сельские жители. Наиболее осведомленные граждане справедливо полагают, что в случае обнаружения недостатков в приобретенном товаре они могут обратиться в администрацию своего города (27%) или прямиком в суд (25%). Каждый шестой (16%) уверен, что в подобной ситуации следует жаловаться в антимонопольный комитет. А 9% рассчитывают, что их потребительские права защитит милиция.

Основная же российская проблема в области защиты прав потребителей, по мнению большинства экспертов, кроется в отсутствии конкуренции. Продавцам и поставщикам услуг просто нет необходимости следить за уровнем своего сервиса: потребителей хватит на всех.

www.utro.ru

права потребителей, потребитель, покупатель, товар, некачественный товар, торговля, магазин, ритейлРоссияне учатся качать права
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/rossiyane-uchatsya-kachat-prava/2010-03-22


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052