Автостарье берем
Падение продаж новых легковых автомобилей заставляет дилеров обращать все больше внимания на подержанные машины. Объем этого рынка вдвое больше, чем новых автомобилей, и спрос продолжил расти в 2013 году. Вторичный авторынок активно легализуется: почти каждый третий дилер в Москве уже вошел в этот бизнес. Продавцы объясняют свой интерес к подержанным машинам высокой маржинальностью – около 6–10% против 3% при продаже новых автомобилей.
В 2013 году продажи новых легковых автомобилей в России упали на 5, 5% до 2, 6 млн единиц (без учета LCV, которые отражаются в статистике Ассоциации европейского бизнеса), следует из опубликованного вчера исследования PricewaterhouseCoopers (PwC). В денежном выражении по сравнению с 2012 годом они снизились на 3%, до $69 млрд. Отрицательную динамику показали отечественные бренды, продажи которых упали в количественном выражении на 16%, до 487 тыс. машин, и на 12%, до $5, 9 млрд, – в денежном. Продажи импортных автомобилей снизились на 17%, до 813 тыс. машин, или на 15%, до $28, 5 млрд, в деньгах. Спрос вырос лишь в сегменте иномарок российского производства. По оценке старшего менеджера PwC Сергея Литвиненко, в этом году продажи могут сократиться еще на 3%, до 2, 54 млн машин. Зато спрос на подержанные автомобили, напротив, уверенно растет.
В 2013 году продажи автомобилей с пробегом увеличились на 4%, до 5, 6 млн штук. Наибольший объем продаж пришелся на иномарки (62, 3%), в том числе в возрасте до пяти лет (27%). Основными регионами продаж стали Центральный и Сибирский федеральные округа, где продано 25% и 16% от всего объема подержанных машин соответственно.
Опрошенные “Ъ” дилеры подтвердили интерес к продажам поддержанных автомобилей, отмечая их высокую маржинальность. «Доходность продажи автомобилей с пробегом составляет 6–10%, тогда как новых – вдвое меньше», – говорит директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании «Авилон» Андрей Горшков. Другие дилеры согласны с этими цифрами. Например, по оценке президента ГК «Фаворит Моторс» Владимира Попова, средняя маржа от продажи поддержанных машин колеблется на уровне 6–8%, а новых – не более 3, 5%. По словам замгендиректора казанского «КАН авто» Сергея Чернова, с точки зрения маржинальности продавать автомобили возрастом два–пять лет выгоднее всего. По его мнению, ценовые ожидания собственников, продающих автомобили возрастом до двух лет, чрезмерно завышены. Многие дилеры пытаются поддержать продажи новых машин через сделки trade-in, когда продавец сдает старую машину взамен новой с доплатой. Например, по словам директора «Рольф Юго-Восток» Hyundai Светланы Виноградовой, доля trade-in в продажах новых автомобилей у дилера в 2013 году составила около 20%.
Юлия Галлямова, Егор Попов, ИД «Коммерсантъ»