INFOLine: Каждая восьмая торговая точка традиционного формата торгует нелегальными сигаретами
Аналитики INFOLine в записке «Нелегальная продукция на рынке табачных изделий РФ» подвели итоги исследования:
- Каждая восьмая точка традиционного формата торговли в России реализует нелегальные табачные изделия наряду с легальной продукцией российских предприятий,
- Еще 10 000 стихийно организованных торговых объектов, или каждый первый торговый лоток и магазин «на колесах», продают исключительно нелегальные сигареты.
«По нашим расчетам, с учетом высокой степени проникновения нелегальной продукции в легальные розничные каналы только через традиционные форматы торговли в 2016 году может быть продано более 12 миллиардов сигарет, имеющих нелегальное происхождение», – уточняет генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.
Из легального оборота будут выведены как минимум 45 миллиардов рублей – в такую сумму оцениваются потери розницы, торгующей легальной табачной продукцией разных ценовых сегментов.
«Потери бюджета при этом составят не менее 20 млрд. руб., в том числе от неуплаты акциза – не менее 17 миллиардов рублей, НДС и налога на прибыль – до 3 млрд. руб.», – добавляет Михаил Бурмистров.
По данным мониторинга «INFOLine-Аналитики», в целом в масштабах России торговлю нелегальной табачной продукцией осуществляют не менее 45 тысяч торговых точек традиционного формата с продовольственным ассортиментом (13,4 процентов всех объектов формата традиционной торговли) и более 10 тысяч стихийных нестационарных торговых объектов – лотков по продаже нелегальной табачной продукции.
В зависимости от региона степень проникновения нелегальной табачной продукции в розничную торговлю может варьироваться, констатируют авторы аналитической записки. В частности, в Северо-Западном федеральном округе она превышает общероссийский уровень (15,8 процентов против 13,4 процентов соответственно) за счет широкой распространенности в торговых точках дешевых сигарет производства Гродненской табачной фабрики, с которых не уплачивается российский акциз. По данным мониторинга, наиболее востребованной в Санкт-Петербурге и областях СЗФО является марка Fest белорусской фабрики. Стоимость пачки сигарет этой марки не превышает 40-45 руб., в то время как средняя цена легальной пачки сигарет низкого ценового сегмента составляет 75 руб.
По данным «INFOLine-Аналитики», в I полугодии 2016 года доля традиционных форматов в структуре выручки от продажи продовольственных товаров сократилась до 31,4 процентов (35,8 процентов годом ранее). В условиях снижения реальных доходов населения, традиционная розница, оказавшись неспособной конкурировать по цене с современными форматами, в 2015-2016 годах активно расширяла ассортимент нелегальной продукции, в первую очередь за счет теневых продаж алкоголя и нелегальных сигарет, что позволяло сформировать безоговорочное ценовое преимущество.
«Опасным прецедентом являются выявленные в ходе мониторинга отдельные случаи продаж табачной продукции гродненской фабрики в небольших региональных сетях, – говорит Михаил Бурмистров. – При текущем уровне контроля за нелегальным оборотом сигарет сохранение ценового преимущества для контрабандной продукции из стран ЕАСЭ будет способствовать ее дальнейшему проникновению в легальные розничные каналы, в том числе в небольшие магазины современного формата в регионах», – отмечает Михаил Бурмистров.
Доля нелегального крепкого алкоголя в I полугодии 2016 года в силу принятых в последнее время регуляторных решений, включая замораживание ставок акциза на алкогольную продукцию и ужесточение контроля за оборотом нелегальной продукции, стабилизировалась на уровне 45-50 процентов. В то же время на рынке табачных изделий значительный рост ставок акцизов в России и увеличивающийся дисбаланс налоговой нагрузки с Белоруссией, Казахстаном и другими странами Евразийского экономического союза обусловил рост доли нелегальной продукции. По данным мониторинга INFOLine, объем продаж контрабандных сигарет через торговые точки в России за год увеличился в 1,5 раза – с 2,8 процентов рынка в I полугодии 2015 года до 4,4 процентов в I полугодии 2016 года.
Генеральный директор ООО «ИНФОЛайн-Аналитика» Бурмистров М.Б.