Глава Renault S.A. и Nissan Motor Карлос Гон в трудном положении: сначала упала прибыль у Nissan, а теперь возникли проблемы и у самих французов. Критики считают, что не в последнюю очередь причина проблем в той двойной роли, которую играет сам Гон, возглавляя одновременно эти два концерна. КАРЛОС ГОН в интервью корреспонденту Handelsblatt ХОЛЬГЕРУ АЛИХУ рассказал о трудностях крупного автоконцерна.
— Недавно вы заявили, что ваша цель — продать на 800 тыс. автомобилей больше, чем в 2005 году, — уже не является «обязательной». Вы изменяете ваши цели?
— Пожалуйста, осторожней! Я вовсе не отказался от нашего намерения продавать к 2009 году примерно на 800 тыс. автомобилей больше. Эта цель остается. Я просто говорю, что для достижения планируемой рентабельности в 6% нам необязательно продавать на 800 тыс. авто больше.
— В 2006 году сокращение продаж было вполне ожидаемо — из-за нехватки новых моделей. Однако не в таких же масштабах?
— Renault больше пострадал от плохой ситуации в отдельных странах, чем от сокращения определенных продуктовых сегментов. Падения продаж авто нижнего среднего класса, таких как Megane и Laguna, мы в таком объеме действительно не ожидали. Лучше шли дела с авто меньшего размера. Думаю, что тут мы имеем дело с долговременной глобальной тенденцией — во всем мире клиенты охотнее покупают небольшие автомобили.
— Не рискованно ли в этой связи возлагать, как это делаете вы, такие большие надежды на новую Laguna, которая является довольно большим автомобилем среднего класса?
— Мы всегда утверждали, что именно этот сегмент будет в целом иметь наиболее стабильные показатели сбыта. Мы намерены сделать Laguna успешной не потому, что именно этот сегмент себя хорошо чувствует, а потому, что этот автомобиль нравится потребителю — в плане цены, дизайна, качества и оснащения. Первые отклики клиентов очень позитивны.
— В каких странах вы собираетесь увеличить продажи?
— «Страновой коктейль» постоянно варьируется. Он меняется практически ежемесячно. В настоящее время, к примеру, рынок Турции очень страдает от проблем курсового обмена, зато великолепно развивается Россия.
— Сегодня производственные мощности заводов Renault загружены не полностью. Что случится, если новые Twingo и Laguna не будут иметь желаемого успеха?
— Тогда нам придется оптимизировать нашу структуру фиксированных издержек. В этом можете не сомневаться.
— Renault хочет продавать больше автомобилей класса «люкс». На этом поле уже прочно засели немецкие автопроизводители. Не попадаете ли вы тут в заведомые аутсайдеры, поскольку марка Renault слабо ассоциируется с автомобилем высокого класса?
— Если бы это было верно, то каждому автопроизводителю следовало бы постоянно сохранять уже имеющуюся у него линейку продуктов. В действительности все происходит наоборот. Специалисты по большим автомобилям обращаются к малым формам, например BMW с его Mini, а профессионалы в области небольших автомобилей, напротив, стремятся «по лестнице» все выше и выше.
— В плане создания моделей класса «люкс» вы ориентируетесь в первую очередь на Nissan?
— Мы будем применять взаимозаменяемые компоненты, например моторы или КПП. Однако, что абсолютно точно, мы не станем продавать «переодетый» Nissan в качестве Renault. Это стало бы гарантированным провалом.
— Ваши планы развития предполагают и выход на новые рынки, например Индии. Кстати, почему Renault до сих пор нет в Китае?
— Выйти на новый рынок не означает просто развесить там флажки со своей символикой. Если у тебя нет средств на освоение этого рынка, то лучше и не начинать. Renault не располагает в настоящий момент достаточными кадровыми ресурсами для работы в Китае. Сейчас наши специалисты развивают производство в Индии, России и Колумбии. В своем международном развитии нам необходимо определять приоритеты. Кстати, Nissan в Китай уже пришел.
— Еврокомиссия заставляет производителей выпускать автомобили с пониженным выбросом CO2. Какую технологию вы считаете в этой связи наиболее перспективной?
— Этого сейчас не знает никто. Именно поэтому вместе с Nissan мы работаем над гибридными автомобилями, моторами под биотопливо и спирт, топливными элементами. Что окажется наиболее перспективным, зависит от спроса. Если европейские покупатели захотят иметь гибридные авто, то мы им их и предложим.
— Не является ли такая стратегия пассивной? Toyota уже ушла вперед в плане создания гибридного автомобиля.
— Какой производитель выпустил первый автомобиль с дизельным мотором? Сегодня этого уже никто не помнит. Потребителю безразлично, кто стал первым обладателем той или иной технологии. Покупателю должен понравиться выставленный в шоу-руме автомобиль.
— После сообщения Nissan о снижении прогноза чистой прибыли концерна снова прозвучала критика по поводу вашей деятельности в качестве «двойного» генерального директора. Что хорошего в том, что вы руководите обеими компаниями одновременно?
— Ну а в какую компанию мне следует пойти? С какой расстаться? Renault? Nissan? Ситуация, при которой я руковожу обоими концернами, ускоряет решения. Становится возможным более взаимосвязанное осуществление общей стратегии. К тому же происходит взаимная адаптация производственных культур обеих компаний. Впрочем, я считаю, что если однажды недостатки перевесят преимущества, то мы снова вернемся к вопросу о руководстве. Это не догма. Однако в настоящий момент я потребности в этом не вижу.
— Вы на днях сказали, что в нынешней ситуации было бы даже опасным расширять ваш альянс с Nissan. Означает ли это, что вы рады неудачному завершению переговоров с General Motors?
— Мы не были инициаторами тех переговоров. Условия для расширения альянса также отсутствовали. В настоящее время от меня не будет исходить никаких новых инициатив по расширению альянса. Это абсолютно точно. Для этого в компаниях Renault и Nissan отсутствует необходимое спокойствие.
— Ожидаете ли вы, что в отрасли могут возникнуть новые альянсы?
— Я по-прежнему считаю альянс лучшим средством для того, чтобы на будущее обеспечить конкурентоспособность автопроизводителя. Его преимущества, типа синергии, очень легко сформулировать на бумаге. Именно поэтому так много примеров альянсов, которые не функционируют.
Карлос Гон родился в 1954 году в Бразилии. Он вошел в компанию Nissan в качестве главного операционного директора в июне 1999 года, стал президентом в июне 2000 года и был назначен главным исполнительным директором в июне 2001 года. Он получил прозвище Убийца Издержек, поскольку именно ему ставится в заслугу то, что Nissan снизил расходы и широко распространил свои авто по миру. Госн стал генеральным директором компании Renault, которая владеет 44% акций Nissan, в 2005 году, сменив на этом посту Луиса Швейцера.Гендиректор Renault признал в конце минувшей недели, что ему приходится бороться с остро стоящей проблемой сбыта. Снижение продаж и неудачный «продукт-микс» с тенденцией в сторону небольших автомобилей — главные причины уменьшения прибыли. Операционная прибыль Renault за 2006 год составила 1,06 млрд евро, что на 20% ниже показателя предыдущего года. Впрочем, эксперты ожидали подобного снижения. По мнению гендиректора, сокращение продаж и прибыли в 2006 году является для Renault свидетельством того, что «2006-й был годом переходным». Уровень достигнутой рентабельности в 2,56% чуть превысил объявленный ранее прогноз (2,5%). Цель Карлоса Гона — увеличить рентабельность до 6% к 2009 году.