Законодательство в торговле
Категорийный менеджмент
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
1 октября 2014, 03:54 3462 просмотра

ФАС. Поставщикам приготовиться

ФАС примеривает закон «О торговле» к ценообразованию

Федеральная антимонопольная служба ( ФАС ) нашла неожиданное применение закону «О торговле». До сих пор большинство претензий службы по нему относилось к торговым сетям. Теперь ФАС взялась за поставщиков. «Русский холодъ», один из крупнейших производителей мороженого в РФ, признан нарушителем закона за включение в цену товара платы за пользование фирменными морозильниками. Арбитражные суды приняли сторону ФАС , «Русский холодъ» обжалует их решения в Верховном суде. Актуальность спору придает то, что в условиях частичного запрета импорта продовольствия сети вынуждены уступать поставщикам, навязывающим им свои условия.

24 сентября Верховный суд зарегистрировал жалобу ОАО «Торговый дом “Русский холодъ”« по делу против ставропольского управления ФАС . При проверке сети магазинов «Закрома» в Ставропольском крае ФАС обнаружила в договоре поставки с «Русским холодом» условие о взимании с сети платы за пользование морозильным оборудованием. Возбудив дело, служба выяснила, что такие условия являются типовыми и включены во все договоры поставки компании. При этом шесть из десяти покупателей морозильники не получали, но цена договора от этого не менялась. Таким образом, сделала вывод ФАС , покупатели оплачивали оборудование, которое ими не используется.

В итоге служба зафиксировала нарушение порядка ценообразования (ст. 13 закона «О торговле») в виде включения в цену товара платы за пользование морозильниками. ФАС предписала «Русскому холоду» пересмотреть существующие договоры поставки с контрагентами, а для аренды оборудования заключить отдельный договор. Арбитражные суды трех инстанций согласились с ФАС , что «Русский холодъ» создает дискриминационные условия для одних потребителей перед другими тем, что по условиям договора включает в цену товара плату за пользование морозильным оборудованием при отсутствии его фактического использования. Этим компания возлагает бремя содержания собственного оборудования (которое к тому же рекламирует ее продукцию) на контрагентов, подчеркнули суды. Юристы отмечают, что дело «Русского холода» является интересным и нетипичным из-за применения закона «О торговле» против поставщика. Ранее большинство претензий ФАС касалось торговых сетей, для противодействия росту цен в которых и принимался закон.

Однако ст. 13 закона «О торговле» запрещает нарушать «установленный нормативно-правовыми актами» порядок ценообразования. «Акта, устанавливающего формирование цены на мороженое, в принципе не существует, а все доводы ФАС заключаются в том, что поставщик возлагает лишние расходы на покупателя»,– обращает внимание гендиректор юридической компании «НП-Эдвайс» Наталья Пантюхина. При этом ни один из контрагентов «Русского холода» в ФАС не жаловался и к участию в деле не привлечен. «Получается, что служба признает нарушением включение в договоры любых условий, влияющих на цену и запрещенных ст. 9 закона “О торговле”, забывая, что эти цены не являются нормативно регулируемыми»,– недоумевает старший юрист фирмы «Линия права» Алексей Костоваров.

Отметим, что государство регулирует только цены в сфере естественных монополий и на социально значимые товары и услуги. На продовольствие, согласно закону «О торговле», предельные цены могут вводиться только для социально значимых продуктов при резком (свыше 30%) скачке розничной цены в течение месяца. Ограничений цен на другие виды продовольствия, включая мороженое, закон не предусматривает. 27 августа в Госдуму был внесен законопроект о предельном размере торговых надбавок для производителей, переработчиков, магазинов и общепита, но пока он не назначен даже к первому чтению.

Впрочем, действия ФАС могут объясняться конъюнктурой. Вызванный санкциями частичный запрет импорта продовольствия дал поставщикам возможность выдвигать сетям свои условия и навязывать дополнительные услуги, что чревато ростом цен для конечного потребителя. Это вызывает увеличение числа претензий ФАС к последним. «Такой ситуации нельзя исключать, учитывая изначальную политическую подоплеку закона “О торговле” и функциональную направленность ФАС на выполнение социального заказа»,– отмечает господин Костоваров.

Анна Занина, ИД «Коммерсантъ»

Поделиться публикацией:
Актуально
MosHome 2024: must have для тех, кто ищет новых партнеров по поставкам
1577
Гид по международной выставке потребительских товаров для дома, сада, спорта и отдыха.
Продукты из амаранта: новый суперфуд
252
Фруктово-зерновые батончики объединили пользу амаранта и натуральных фруктов.
Как меняется мерчандайзинг: ключевые тренды 2024 года
797
Павел Прохоров, CEO компании Open Group, рассказал, что влияет на отрасль и как обеспечить эффективн...
Даниил Сикачина, «Победа»: «В следующем году задумываемся о развитии сети на Урале и в Северо-Западном округе»
874
Сеть дискаунтеров провела ребрендинг, работает с СТМ и планирует вырасти до 700 магазинов в 2024 год...
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
ФАС. Поставщикам приготовиться

ФАС примеривает закон «О торговле» к ценообразованию

Федеральная антимонопольная служба ( ФАС ) нашла неожиданное применение закону «О торговле». До сих пор большинство претензий службы по нему относилось к торговым сетям. Теперь ФАС взялась за поставщиков. «Русский холодъ», один из крупнейших производителей мороженого в РФ, признан нарушителем закона за включение в цену товара платы за пользование фирменными морозильниками. Арбитражные суды приняли сторону ФАС , «Русский холодъ» обжалует их решения в Верховном суде. Актуальность спору придает то, что в условиях частичного запрета импорта продовольствия сети вынуждены уступать поставщикам, навязывающим им свои условия.

24 сентября Верховный суд зарегистрировал жалобу ОАО «Торговый дом “Русский холодъ”« по делу против ставропольского управления ФАС . При проверке сети магазинов «Закрома» в Ставропольском крае ФАС обнаружила в договоре поставки с «Русским холодом» условие о взимании с сети платы за пользование морозильным оборудованием. Возбудив дело, служба выяснила, что такие условия являются типовыми и включены во все договоры поставки компании. При этом шесть из десяти покупателей морозильники не получали, но цена договора от этого не менялась. Таким образом, сделала вывод ФАС , покупатели оплачивали оборудование, которое ими не используется.

В итоге служба зафиксировала нарушение порядка ценообразования (ст. 13 закона «О торговле») в виде включения в цену товара платы за пользование морозильниками. ФАС предписала «Русскому холоду» пересмотреть существующие договоры поставки с контрагентами, а для аренды оборудования заключить отдельный договор. Арбитражные суды трех инстанций согласились с ФАС , что «Русский холодъ» создает дискриминационные условия для одних потребителей перед другими тем, что по условиям договора включает в цену товара плату за пользование морозильным оборудованием при отсутствии его фактического использования. Этим компания возлагает бремя содержания собственного оборудования (которое к тому же рекламирует ее продукцию) на контрагентов, подчеркнули суды. Юристы отмечают, что дело «Русского холода» является интересным и нетипичным из-за применения закона «О торговле» против поставщика. Ранее большинство претензий ФАС касалось торговых сетей, для противодействия росту цен в которых и принимался закон.

Однако ст. 13 закона «О торговле» запрещает нарушать «установленный нормативно-правовыми актами» порядок ценообразования. «Акта, устанавливающего формирование цены на мороженое, в принципе не существует, а все доводы ФАС заключаются в том, что поставщик возлагает лишние расходы на покупателя»,– обращает внимание гендиректор юридической компании «НП-Эдвайс» Наталья Пантюхина. При этом ни один из контрагентов «Русского холода» в ФАС не жаловался и к участию в деле не привлечен. «Получается, что служба признает нарушением включение в договоры любых условий, влияющих на цену и запрещенных ст. 9 закона “О торговле”, забывая, что эти цены не являются нормативно регулируемыми»,– недоумевает старший юрист фирмы «Линия права» Алексей Костоваров.

Отметим, что государство регулирует только цены в сфере естественных монополий и на социально значимые товары и услуги. На продовольствие, согласно закону «О торговле», предельные цены могут вводиться только для социально значимых продуктов при резком (свыше 30%) скачке розничной цены в течение месяца. Ограничений цен на другие виды продовольствия, включая мороженое, закон не предусматривает. 27 августа в Госдуму был внесен законопроект о предельном размере торговых надбавок для производителей, переработчиков, магазинов и общепита, но пока он не назначен даже к первому чтению.

Впрочем, действия ФАС могут объясняться конъюнктурой. Вызванный санкциями частичный запрет импорта продовольствия дал поставщикам возможность выдвигать сетям свои условия и навязывать дополнительные услуги, что чревато ростом цен для конечного потребителя. Это вызывает увеличение числа претензий ФАС к последним. «Такой ситуации нельзя исключать, учитывая изначальную политическую подоплеку закона “О торговле” и функциональную направленность ФАС на выполнение социального заказа»,– отмечает господин Костоваров.

Анна Занина, ИД «Коммерсантъ»

поставщик, фас, проверкиФАС. Поставщикам приготовиться
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/fas-postavshchikam-prigotovitsya/2014-10-01


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052