В этом году на аптечном рынке развернется серьезная борьба за место под солнцем. Лидер рынка сеть «36,6», как ожидается, остановится в агрессивном росте, сосредоточившись на повышении эффективности бизнеса. Эстафету у нее, по словам экспертов, примут несколько новых компаний, относящихся пока ко второму эшелону. В частности, в 2007 году весьма динамично развивались такие игроки, как сети «Радуга» и А5, которые пока располагаются за пределами первой десятки. Однако они имеют все шансы войти в нее по итогам 2008 года.
По оценкам ЦМИ «Фармэксперт», по итогам первого полугодия 2007 года в первую десятку аптечных коммерческих сетей входили: «36,6» (доля рынка 4,85%), «Ригла» (3,045%), «Фармакор» (2,03%), «Имплозия» (1,65%), «Доктор Столетов» (1,15%), «Биотэк» (1,1%), «Вита» (1,08%), «Старый лекарь» (1,06%), «Первая помощь» (1,04%), «Здоровые люди» (0,76%).
Как рассказал гендиректор сети А5 Владимир Кинцурашвили, в 2008 году его компания собирается вложить 14 млн долл. на открытие 140 аптек. Таким образом, сеть А5 к концу года по числу точек должна достичь как минимум 246 аптек. Очень активно развивается и сеть аптек «Радуга», принадлежащая фармдистрибьютору РОСТА. По информации РБК daily, в конце 2007 года компания путем покупки нескольких региональных игроков довела число точек до 500 и планирует продолжить свой рост такими же темпами.
Директор по исследованиям DSM Group Сергей Шуляк уверен, что «Радуга» имеет все шансы войти по итогам 2008 года даже в пятерку лидеров: «У них уже сейчас большое количество аптек, и в дальнейшем компания сможет развиваться динамично за счет того, что за ними стоит РОСТА». Хорошего роста г-н Шуляк ждет и от А5: «Их обороты уже показывают, что А5 работает на рынке эффективно». Руководитель департамента маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов отмечает, что эти сети смогут интенсивно развиваться и отвоевать долю рынка именно за счет вложений владельцев — как инвесторов РОСТА, так и акционеров А5. «При этом сложности возникнут у «36,6» и других компаний, не имеющих мощных финансовых активов: их темпы роста могут замедлиться, — прогнозирует г-н Мелик-Гусейнов. — Они уже сейчас поменяли концепцию развития: если раньше целью было быстрее «застолбить» за собой новую территорию и открыть побольше точек, то сейчас они смотрят на ликвидность бизнеса. Так, «36,6», терпящая убытки, пошла по такому пути, и поток сделок с их стороны замедлился».
Правда, гендиректор RMBC Мария Денисова считает, что такие темпы роста, которые демонстрировали аптечные сети в 2007 году, в нынешнем году никто демонстрировать не будет. «2007 год был годом активных слияний и поглощений аптечных сетей, в этом же году аптечные сети займутся построением эффективного управления и ребрендингом приобретенных активов, — уверена она. — Появление новых игроков на рынке, по нашему мнению, маловероятно, скорее всего, уже существующие лидеры рынка будут покупать более мелкие сети». В подтверждение ее слов об активном развитии заявляют сети, которые уже входят в десятку лидеров. Так, на днях планами на 2008 год поделилась сеть «Доктор Столетов», которая собирается вырасти вдвое и довести число аптек до 700, увеличив долю рынка до 1,5%. Собирается вырасти вдвое и «Фармакор», который сейчас насчитывает 300 точек, об этом рассказал генеральный директор компании «Фармакор» Илья Милевич.