Крупные мировые ритейлеры
28 марта 2007, 21:18 3614 просмотра

Розница-2006

Торговля. В 2006 году продолжился рост отрасли и, кроме того, наметились основные тенденции ее развития на ближайшие пять лет — консолидация, экспансия в регионы и мультиформатные решения.

http://www.finansmag.ru/index/kompanii/51260 Юлия Комлева

По данным Росстата, оборот розничной торговли в 2006 году составил 8,63 трлн рублей, что на 13% выше аналогичного показателя 2005 года. При этом финансовые результаты крупных торговых сетей росли гораздо динамичнее розничного рынка — на 50-60-70%.

В числе основных факторов, повлиявших на рост в сегменте, стала благоприятная макроэкономическая ситуация в России, а также рекордно высокие цены на экспортируемое сырье, которые способствовали притоку денег в экономику и росту доходов населения в 2006 году (на 10,2% к 2005 году). Увеличение доходов россиян отражается не только на росте объема потребления, но и способствует изменению потребительских предпочтений в пользу непродовольственных товаров. Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в обороте составило соответственно 45,6% и 54,4%.

Благодаря росту доходов населения растет и оборот организованных форматов розничной торговли, впрочем, их доля в совокупном объеме продаже в 2006 году не превысила 25-26%. По-прежнему существенной неравномерностью отличается распределение розничного оборота по регионам. Так, на Центральный федеральной округ пришлось 27% оборота розничной торговли, Северо-Западный — 9,5%, а на Дальневосточный федеральный округ — около 4%.

Консолидация: начало положено. Несмотря на стабильный и значительный рост, российская розница остается ненасыщенным рынком с низкой степенью концентрации. На долю трех крупнейших операторов в продуктовом сегменте приходится всего около 6% от общего объема продаж, в то время как в Западной Европе — более 40%. Однако процессы консолидации уже начались — ведущие игроки начали стремительно укрупняться за счет больших инвестиций в открытие собственных магазинов и покупки мелких операторов.

За прошедший год на розничном рынке произошло значительное количество сделок M&A, как в виде поглощений региональных сетей столичными компаниями, так и альянсов самих региональных операторов. Тяга к укрупнению легко объяснима, ведь покупка готового бизнеса позволяет убить сразу двух зайцев — получить долю рынка и убрать с пути конкурента.

Крупнейшей сделкой 2006 года на розничном рынке, несомненно, стало слияние сетей «Пятерочка» и «Перекресток». В результате этого объединения была образована компания X5 retail group, ставшая самой крупной продуктовой сетью в России с годовой выручкой в $3,5 млрд.

Однако не все участники рынка считают необходимым приступить к активным поглощениям. «Опыт нашей работы в 2006 году показал, что региональные коллеги действительно очень дорого оценивают себя, хотя их бизнес находится далеко не в самой прозрачной и привлекательной для инвестиций форме», — уверен владелец и генеральный директор холдинга «Матрица» Тимур Гизатуллин. По его мнению, потенциальным покупателям стоит подождать до тех пор, пока возможности локальных игроков для дальнейшего роста будут исчерпаны, и они станут посговорчивее.

Аналитик из инвесткомпании «Проспект» Ольга Самарец считает, что 2006 год в плане сделок M&A стал весьма активным для аптечной розницы. Одной из крупнейших сделок в этом секторе стала продажа сети «03» владельцам группы «Протек». «Изначально акционеры рассматривали приобретение «03» как самостоятельный проект. Однако мы выступили с инициативой о заключении договора франчайзинга с «03», и акционеры нас поддержали. С 1 марта 2007 года начался рестайлинг аптек «03» в супермаркеты здоровья под брэндом «Ригла»«, — сообщила «Ф.» генеральный директор аптечной сети «Ригла» Ольга Шелудченко.

В 2007 году эксперты прогнозируют продолжение консолидации в основном за счет скупки небольших региональных операторов крупными федеральными сетями, а также в результате слияния средних компаний. Кроме того, весьма вероятен приход на рынок новых западных игроков (как Wal-Mart), которые, как ожидается, также будут входить на российский рынок через приобретение сетей.

Ставка на регионы. Неравномерное распределение оборота розничной торговли по регионам и насыщение рынков мегаполисов вроде Москвы или Санкт-Петербурга закономерно привело к увеличению активности региональной экспансии розничных операторов. По мнению аналитиков, на столичных рынках многим компаниям стало слишком тесно. «В Петербурге конкуренция накалилась до такой степени, что возникли первые «эффекты каннибализации», при которых магазины одной и той же сети строились рядом и «отъедали» друг у друга клиентов», — замечает Михаил Терентьев из «Тройки Диалог».

В 2006 году активно наращивали свое присутствие в новых регионах сети Х5, «Патэрсон», «Магнит», «Дикси», «Рамстор», используя при этом четыре основные стратегии: строительство собственных магазинов, покупку местных розничных сетей, франчайзинговые схемы и аренду магазинов. Прошлый год болезненно сказался на последнем варианте стратегии, так как в регионах произошел резкий скачок арендных ставок на недвижимость. «Увеличение арендных ставок значительно снизил рентабельность розничных операторов, которые развивались за счет аренды магазинов», — отмечает Татьяна Бобровская из инвесткомпании «Брокеркредитсервис». Неудивительно, что многие операторы заявили о намерении выкупить часть объектов недвижимости в собственность.

Несмотря на имеющиеся риски и сложности с логистикой, практически все крупные розничные сети на ближайшие годы анонсируют планы активного наращивания количества своих магазинов за счет освоения новых регионов, прежде всего в Уральском и Сибирском федеральных округах.

В то время как федеральные сети нацелились на регионы, региональные операторы пытались выйти на федеральный уровень. На сегодняшний день существует несколько примеров создания на базе местной компании успешной сети федерального масштаба — калининградская «Виктория» и краснодарский «Магнит». Можно вспомнить и успешную экспансию тогда еще петербургского оператора «Пятерочка», который в свое время довольно быстро захватил столичный рынок. В прошлом году открыла свой первый гипермаркет в Москве казанская сеть «Бахетле», планируя до 2010 года увеличить их количество до десяти.

Тиражирование мультиформата. Если раньше большинство розничных сетей предпочитало работать в одном торговом формате, то в прошлом году все крупные игроки либо отказались от моноформатной структуры, либо заявили о своем намерении развивать несколько форматов. Основной причиной освоения новых ниш стало ужесточение конкуренции, желание выйти в регионы и охватить другие слои населения.

Учитывая, что основным драйвером развития сетей являлась агрессивная региональная экспансия, наибольшее развитие получили форматы, наиболее востребованные именно на локальных рынках, — гипермаркет и дискаунтер. Это подтверждает и статистика. По оценке Татьяны Бобровский, в 2006 году рыночная доля формата «гипермаркет» составила 39%, «дискаунтер» — 33%, «супермаркет» — 20%».

Наиболее перспективным форматом можно считать гипермаркеты, которые позволяют не только быстро нарастить совокупный оборот сети, но и обеспечить неплохую рентабельность, в частности за счет эффекта масштаба. Кроме того, участники рынка отмечают большую лояльность самих покупателей к данному формату. «В прошлом году стало очень заметным предпочтение потребителями крупноформатных магазинов. Покупатель повзрослел и требует все больший ассортиментный ряд товаров», — признается Леонид Тюкавкин, вице-президент по бизнес-процессам торговой сети «Техносила». По его словам, вопрос масштаба торговых площадей и расширения ассортиментных позиций особенно актуален для магазинов электроники и бытовой техники, куда покупатель часто приходит за конкретной новинкой и, не найдя ее, скорее, уйдет к конкуренту, нежели приобретет аналог. Еще одной причиной востребованности гипермаркетов в регионах является его относительная экономичность и низкая степень присутствия на региональных рынках.

В 2007 году аналитики ожидают развития трех основных тенденций — консолидации рынка, региональной экспансии и мультиформатности при постепенном снижении темпов увеличения оборота. «Рост продолжится, но не будет таким бурным», — считает Михаил Терентьев.

Стремление розничных сетей к укрупнению, активной экспансии и обострение конкурентной борьбы увеличило их потребности во внешних заимствованиях. Поэтому в нынешнем году ожидается выход на биржу сразу нескольких компаний розничного сектора — «Ленты», «Дикси» и «Патэрсона». «В итоге на фондовом рынке будут торговаться акции большинства компаний из первой десятки», — уверена Татьяна Бобровская из «Брокеркредитсервиса».

 

Статья относится к тематикам: Крупные мировые ритейлеры
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Розница-2006

Торговля. В 2006 году продолжился рост отрасли и, кроме того, наметились основные тенденции ее развития на ближайшие пять лет — консолидация, экспансия в регионы и мультиформатные решения.

http://www.finansmag.ru/index/kompanii/51260 Юлия Комлева

По данным Росстата, оборот розничной торговли в 2006 году составил 8,63 трлн рублей, что на 13% выше аналогичного показателя 2005 года. При этом финансовые результаты крупных торговых сетей росли гораздо динамичнее розничного рынка — на 50-60-70%.

В числе основных факторов, повлиявших на рост в сегменте, стала благоприятная макроэкономическая ситуация в России, а также рекордно высокие цены на экспортируемое сырье, которые способствовали притоку денег в экономику и росту доходов населения в 2006 году (на 10,2% к 2005 году). Увеличение доходов россиян отражается не только на росте объема потребления, но и способствует изменению потребительских предпочтений в пользу непродовольственных товаров. Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в обороте составило соответственно 45,6% и 54,4%.

Благодаря росту доходов населения растет и оборот организованных форматов розничной торговли, впрочем, их доля в совокупном объеме продаже в 2006 году не превысила 25-26%. По-прежнему существенной неравномерностью отличается распределение розничного оборота по регионам. Так, на Центральный федеральной округ пришлось 27% оборота розничной торговли, Северо-Западный — 9,5%, а на Дальневосточный федеральный округ — около 4%.

Консолидация: начало положено. Несмотря на стабильный и значительный рост, российская розница остается ненасыщенным рынком с низкой степенью концентрации. На долю трех крупнейших операторов в продуктовом сегменте приходится всего около 6% от общего объема продаж, в то время как в Западной Европе — более 40%. Однако процессы консолидации уже начались — ведущие игроки начали стремительно укрупняться за счет больших инвестиций в открытие собственных магазинов и покупки мелких операторов.

За прошедший год на розничном рынке произошло значительное количество сделок M&A, как в виде поглощений региональных сетей столичными компаниями, так и альянсов самих региональных операторов. Тяга к укрупнению легко объяснима, ведь покупка готового бизнеса позволяет убить сразу двух зайцев — получить долю рынка и убрать с пути конкурента.

Крупнейшей сделкой 2006 года на розничном рынке, несомненно, стало слияние сетей «Пятерочка» и «Перекресток». В результате этого объединения была образована компания X5 retail group, ставшая самой крупной продуктовой сетью в России с годовой выручкой в $3,5 млрд.

Однако не все участники рынка считают необходимым приступить к активным поглощениям. «Опыт нашей работы в 2006 году показал, что региональные коллеги действительно очень дорого оценивают себя, хотя их бизнес находится далеко не в самой прозрачной и привлекательной для инвестиций форме», — уверен владелец и генеральный директор холдинга «Матрица» Тимур Гизатуллин. По его мнению, потенциальным покупателям стоит подождать до тех пор, пока возможности локальных игроков для дальнейшего роста будут исчерпаны, и они станут посговорчивее.

Аналитик из инвесткомпании «Проспект» Ольга Самарец считает, что 2006 год в плане сделок M&A стал весьма активным для аптечной розницы. Одной из крупнейших сделок в этом секторе стала продажа сети «03» владельцам группы «Протек». «Изначально акционеры рассматривали приобретение «03» как самостоятельный проект. Однако мы выступили с инициативой о заключении договора франчайзинга с «03», и акционеры нас поддержали. С 1 марта 2007 года начался рестайлинг аптек «03» в супермаркеты здоровья под брэндом «Ригла»«, — сообщила «Ф.» генеральный директор аптечной сети «Ригла» Ольга Шелудченко.

В 2007 году эксперты прогнозируют продолжение консолидации в основном за счет скупки небольших региональных операторов крупными федеральными сетями, а также в результате слияния средних компаний. Кроме того, весьма вероятен приход на рынок новых западных игроков (как Wal-Mart), которые, как ожидается, также будут входить на российский рынок через приобретение сетей.

Ставка на регионы. Неравномерное распределение оборота розничной торговли по регионам и насыщение рынков мегаполисов вроде Москвы или Санкт-Петербурга закономерно привело к увеличению активности региональной экспансии розничных операторов. По мнению аналитиков, на столичных рынках многим компаниям стало слишком тесно. «В Петербурге конкуренция накалилась до такой степени, что возникли первые «эффекты каннибализации», при которых магазины одной и той же сети строились рядом и «отъедали» друг у друга клиентов», — замечает Михаил Терентьев из «Тройки Диалог».

В 2006 году активно наращивали свое присутствие в новых регионах сети Х5, «Патэрсон», «Магнит», «Дикси», «Рамстор», используя при этом четыре основные стратегии: строительство собственных магазинов, покупку местных розничных сетей, франчайзинговые схемы и аренду магазинов. Прошлый год болезненно сказался на последнем варианте стратегии, так как в регионах произошел резкий скачок арендных ставок на недвижимость. «Увеличение арендных ставок значительно снизил рентабельность розничных операторов, которые развивались за счет аренды магазинов», — отмечает Татьяна Бобровская из инвесткомпании «Брокеркредитсервис». Неудивительно, что многие операторы заявили о намерении выкупить часть объектов недвижимости в собственность.

Несмотря на имеющиеся риски и сложности с логистикой, практически все крупные розничные сети на ближайшие годы анонсируют планы активного наращивания количества своих магазинов за счет освоения новых регионов, прежде всего в Уральском и Сибирском федеральных округах.

В то время как федеральные сети нацелились на регионы, региональные операторы пытались выйти на федеральный уровень. На сегодняшний день существует несколько примеров создания на базе местной компании успешной сети федерального масштаба — калининградская «Виктория» и краснодарский «Магнит». Можно вспомнить и успешную экспансию тогда еще петербургского оператора «Пятерочка», который в свое время довольно быстро захватил столичный рынок. В прошлом году открыла свой первый гипермаркет в Москве казанская сеть «Бахетле», планируя до 2010 года увеличить их количество до десяти.

Тиражирование мультиформата. Если раньше большинство розничных сетей предпочитало работать в одном торговом формате, то в прошлом году все крупные игроки либо отказались от моноформатной структуры, либо заявили о своем намерении развивать несколько форматов. Основной причиной освоения новых ниш стало ужесточение конкуренции, желание выйти в регионы и охватить другие слои населения.

Учитывая, что основным драйвером развития сетей являлась агрессивная региональная экспансия, наибольшее развитие получили форматы, наиболее востребованные именно на локальных рынках, — гипермаркет и дискаунтер. Это подтверждает и статистика. По оценке Татьяны Бобровский, в 2006 году рыночная доля формата «гипермаркет» составила 39%, «дискаунтер» — 33%, «супермаркет» — 20%».

Наиболее перспективным форматом можно считать гипермаркеты, которые позволяют не только быстро нарастить совокупный оборот сети, но и обеспечить неплохую рентабельность, в частности за счет эффекта масштаба. Кроме того, участники рынка отмечают большую лояльность самих покупателей к данному формату. «В прошлом году стало очень заметным предпочтение потребителями крупноформатных магазинов. Покупатель повзрослел и требует все больший ассортиментный ряд товаров», — признается Леонид Тюкавкин, вице-президент по бизнес-процессам торговой сети «Техносила». По его словам, вопрос масштаба торговых площадей и расширения ассортиментных позиций особенно актуален для магазинов электроники и бытовой техники, куда покупатель часто приходит за конкретной новинкой и, не найдя ее, скорее, уйдет к конкуренту, нежели приобретет аналог. Еще одной причиной востребованности гипермаркетов в регионах является его относительная экономичность и низкая степень присутствия на региональных рынках.

В 2007 году аналитики ожидают развития трех основных тенденций — консолидации рынка, региональной экспансии и мультиформатности при постепенном снижении темпов увеличения оборота. «Рост продолжится, но не будет таким бурным», — считает Михаил Терентьев.

Стремление розничных сетей к укрупнению, активной экспансии и обострение конкурентной борьбы увеличило их потребности во внешних заимствованиях. Поэтому в нынешнем году ожидается выход на биржу сразу нескольких компаний розничного сектора — «Ленты», «Дикси» и «Патэрсона». «В итоге на фондовом рынке будут торговаться акции большинства компаний из первой десятки», — уверена Татьяна Бобровская из «Брокеркредитсервиса».

 

году, сети, сетей, магазинов, операторов, счет, розничных, рынка, новых, года, розничной, региональных, торговли, регионы, которыеРозница-2006
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/roznitsa-2006/2010-06-23


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052