Крупные мировые ритейлеры
Исследования и рейтинги
Категорийный менеджмент
Маркетинг и экономика торговли
Открытия и закрытия магазинов
31 октября 2014, 02:00 27461 просмотр

Насколько эффективна бизнес-аналитика в розничной сети?

Как показал недавно проведенный опрос, BI-системы в ритейле широко распространены и помогают повысить эффективность управленческих решений, но при этом их потенциал для пользователей раскрыт еще не полностью.

Насколько эффективна бизнес-аналитика в розничной сети

Ритейл в последние годы неизменно входит в число лидирующих отраслей по количеству внедрений BI-систем. И это вполне объяснимо: в поисках инструментов автоматизации ритейлеры все больше внимания уделяют тем решениям, которые позволяют быстро и достаточно легко повысить эффективность основных бизнес-процессов. Ведь для торговли вопрос оперативного получения реальных результатов от ИТ-проекта – один из жизненно важных. Рынок меняется очень быстро, в том числе и тенденции спроса, и на любые изменения надо реагировать моментально – только в этом случае продажи торговой сети будут расти. Однако, несмотря на такую позитивную оценку ситуации с внедрением бизнес-аналитики в ритейле, почивать на лаврах производителям BI-систем еще рано. Как показал опрос, посвященный использованию бизнес-аналитики в розничных сетях, для многих ритейлеров BI-системы пока остаются темной лошадкой. Да и не каждый из тех, кто уже использует подобные решения, полностью раскрыл потенциал бизнес-аналитики.

Компания Qlik и портал Retail.ru, при поддержке Консультационной группы АТК, представляют материал по итогам опроса, проведенного в августе и сентябре 2014 года, целью которого было выяснить, каковы причины внедрения BI-систем в ритейле, осведомленность об их возможностях и эффективность использования решений для бизнес-анализа. Инфографика по результатам исследования.

В опросе приняли участие представители торговых сетей, работающих с различными товарами. Больше всего респондентов пришлось на непродуктовый ритейл – 34,5 %. На втором месте – продуктовый ритейл , доля представителей которого составила 22,6 %. Также среди принявших участие в опросе были представители fashion -ритейла (9,5%), ресторанных и аптечных сетей (1,2 % и 3,6 % соответственно) и автодилеры (4,8 %). Оставшиеся 23,8 % – это ритейлеры, чей бизнес имеет смешанную структуру – например, гипермаркеты, торгующие как продовольственными, так и непродовольственными товарами, или торговые сети, специализирующиеся на продажах товаров собственного производства.

Большая часть респондентов представляет либо небольшие компании с числом торговых точек менее 20 (на их долю пришлось 29,8 %), либо сети-гиганты, насчитывающие более 500 точек продаж (17,9 %). На долю ритейлеров средних размеров (до 50, от 50 до 100 и менее 500 торговых точек) пришлось чуть более 10 % на каждого.

Более половины компаний, чьи представители приняли участие в опросе, уже используют ту или иную BI-систему – 57,1 %. При этом 17,9 % компаний планируют использовать бизнес-аналитику в будущем и лишь 2,4 % в принципе не планируют этого, остальные затруднились ответить. Как показал опрос, наибольшей популярностью BI-системы пользуются у крупных компаний.

На собственном опыте

Насколько эффективна бизнес-аналитика в розничной сети

По данным опроса, причины решения о внедрении BI-системы у большинства компаний совпадают, независимо от размеров торговой сети. Респондентам предлагалось выбрать три наиболее важные причины. Самой популярной оказалась необходимость увеличить скорость и эффективность принятия управленческих решений – 88,6 % опрошенных отметили эту потребность среди повлиявших на решение о запуске проекта. На втором месте с 72,7 % оказалась напрямую связанная с первой причина – желание повысить производительность сотрудников, которые работают с теми или иными отчетами. В топ-3 причин также вошла потребность в интеграции разнородных источников данных для получения «единой версии правды» – на её долю пришлось 65,9 % ответов.

Такие «прикладные» бизнес-причины, как поддержка расширения сети, повышение рентабельности торговых точек (в том числе повышение конверсии, среднего чека, маржинальности и пр.) и улучшение взаимодействия с клиентами, к сожалению, оказались не слишком популярны. Их выбрали значительно меньше респондентов.

Подобный выбор причин, скорее всего, свидетельствует о том, что в BI-системе большинство компаний видит инструмент взаимодействия сотрудников и упрощения получения отчетов, не более того. Таким образом, получается, что даже те, кто уже использует систему бизнес-анализа, не до конца раскрыли для себя ее возможности.

Об этом свидетельствует и оценка респондентами достигнутых результатов. 70,7 % отметили, что после внедрения системы сократилось время на получение необходимых для принятия решения данных, 56,1 % выделили рост скорости принятия и эффективности управленческих решений, а 48,8 % – скорость и простоту создания отчетов. А вот улучшения продаж за счет снижения дефицита, снижения потерь из-за хищений и истечения сроков годности или оптимизации закупочной политики удалось добиться лишь небольшому количеству сетей. На долю этих результатов пришлось всего 2,4 %, 4,9 % и 7,3 % ответов соответственно, что, конечно, мало для столь значимых для ритейла показателей.

Александр Оболенский, руководитель отдела BI в международной обувной сети (более 1000 магазинов):
«Результаты исследования полностью совпадают с моим накопленным опытом: первоочередной задачей при внедрении BI систем становится улучшение существующей отчетности, повышение скорости ее сбора с минимальным расширением области охвата. Но жизненный цикл внедрения BI-системы в компании должен проходить в несколько этапов. Создание единой аналитической платформы для роста скорости и качества управленческих решений – лишь первый шаг. Это действительно важный этап и ключевой мотиватор BI-проекта, особенно в российском ритейле, с очень неоднородным ИТ-ландшафтом. После того, как система с базовой отчетностью начнет активно использоваться, и данным BI станут доверять, начинается новый, прикладной, этап развития аналитики. На этом этапе аналитическая система поддерживает оптимизацию направлений деятельности ритейлера – повышение эффективности маркетинговых акций, снижение потерь за счет совершенствования логистических циклов по различным товарным категориям и т.д. Так же на втором этапе возрастает глубина проникновения BI системы во все подразделения компании. И я бы назвал этот этап критически важным для компании, так как здесь требуется бОльшая компетенция как со стороны ИТ-специалистов, так и со стороны бизнес-пользователей. Лишь ответственный подход к реализации второго этапа позволит воспользоваться максимальным функционалом BI решения и откроет перспективы к дальнейшему его развитию. Многие компании просто пока не перешли от оптимизации отчетности при помощи BI к полноценному и системному улучшению бизнес-процессов с помощью аналитики. Это, на мой взгляд, и становится причиной недовольства существующей системой BI и, как следствие, прекращения ее использования в текущих процессах компании. Надеюсь, ситуация в скором времени изменится»

Между тем, наиболее часто используются BI-системы в торговых сетях именно для анализа продаж – на это указали 93,2 % компаний. На втором месте по популярности оказались финансы – их анализируют с помощью BI 65,9 %. Далее с небольшим отрывом идут закупки (59,1 %) и маркетинг (52,3 %). В аутсайдерах (по 11,4 %) оказались безопасность и мерчандайзинг.

Борис Михалин, начальник отдела бизнес-аналитики, INCITY
«Удивляет, насколько мало ритейлеров (всего 11%) уделяют внимание развитию аналитических приложений для департаментов безопасности. Не секрет, что ежемесячные потери в ритейле составляют 3-5% оборота в зависимости от формата ритейлера, поэтому каждые «сэкономленные» десятые доли процента – это миллионы рублей. Анализ потерь позволяет ритейлеру очень быстро окупить внедрение BI-системы и значительно снизить издержки в дальнейшем. BI-система помогает вести как тактическую борьбу с потерями (оперативно выявлять хищения, контролировать «оптовые» закупки во время маркетинговых акций и т.д.), так и стратегическую, в частности, гармонизировать спрос и поставки, снизив убытки по порче и сроку годности товаров. Для того чтобы максимально эффективно анализировать потери, BI-система должна эффективно работать с большими объемами данных (все проводки по чекам, складу и инвентаризации за период) и быть гибкой в плане интерфейса, ведь для выявления хищений безопасники ищут новые, нешаблонные схемы».

Такую ситуацию можно объяснить тем, что для работы удаленных сотрудников необходимы BI-решения, работающие на мобильных устройствах, а такой функционал появился не так давно, хотя спрос на него, по данным аналитиков и экспертов рынка, растет очень быстро, особенно среди ритейлеров. При этом лишь 11,4 % респондентов указывают на то, что наличие полноценной аналитики на мобильных устройствах оказало влияние на выбор в пользу той или иной BI-системы. Гораздо более значимыми оказались скорость и простота создания новых отчетов (65,9 %), возможность работы с большим массивом данных из разных источников (59,1 %) и наглядная и интерактивная визуализация (47,7 %). Также не очень повезло окупаемости внедрения – она оказалось значимой лишь в 20,5 % случаев, хотя именно к этому параметру стоило бы присмотреться внимательнее при выборе инструмента, использование которого может и должно привести к росту продаж – основного бизнес-процесса ритейлера.

Кирилл Садеков, директор по развитию, ОАО «Торгово-Промышленная Группа АЭССЕЛЬ»
«Если говорить о функционале, который был критичен для нас при выборе BI-решений, на первом месте тоже была простота и скорость создания новых аналитических отчетов. Думаю, показатель ROI для оценки потенциального BI-проекта оказался в аутсайдерах исследования, поскольку на сегодняшний день нет единой прозрачной методологии подсчета возврата инвестиций в аналитику. Ведь у каждого ритейлера свои болевые точки, с которыми BI-система помогает справиться в первую очередь, и они, как правило, находятся в области качественных, а не количественных достижений. Например, нас внедрение аналитической системы заставило нас снять «розовые очки» и реально начать менять ситуацию с продажами и заказами. Мы оптимизировали производство, а именно перестали выпускать те продукты, которые не окупали себя и отнимали довольно много времени. В итоге наша работа стала гораздо эффективнее, сократились издержки, как временные, так и материальные. При выборе BI-платформы рекомендую ориентировать в первую очередь на соответствие технической стороны решения Вашим целям и простоту и гибкость разработки – так в минимальные сроки Вы сможете получить ощутимый эффект от внедрения системы бизнес-аналитики».

Зато позитивно можно оценить проникновение BI-систем в различные слои кадрового состава ритейлеров. В 90,9 % компаний BI-решениями пользуются сотрудники среднего звена, в 79,5 % – топ-менеджеры, в 61,4 % – рядовые сотрудники и в 34,1 % – владельцы бизнеса или акционеры.

В компаниях, использующих BI, довольно критично относятся к аналитическому инструментарию. Респонденты уверенно выделили функционал, нехватку которого они ощущают. Так, наиболее часто отмечается потребность в возможностях прогнозирования – это отмечают 69,8 % опрошенных. На втором месте – выявление скрытых закономерностей в данных или data mining (44,2 %). Недостаток в таком функционале, как мобильная аналитика, инструменты для совместной работы, возможности самостоятельного построения отчета пользователями и интерактивная визуализация, есть примерно у четверти респондентов.

Правда, в данном случае речь может идти не столько о том, что BI-система в принципе не обладает тем или иным функционалом, сколько о том, что он не используется. К примеру, чаще всего именно так обстоит дело с возможностями прогнозирования: даже если система обладает функциями составления прогнозов, многие компании в условиях недостатка инвестиций или ресурсов откладывают создание таких приложений на неопределенное будущее.

BI c перспективой

Те, кто не используют BI в своей работе, достаточно критично оценивают свои знания о системах бизнес-анализа, что, несомненно, является плюсом. Более 41 % респондентов уверены, что мало знают о BI, столько же считают, что их знания отрывочны. Причем основными источниками информации являются Интернет (ему доверяют 75 %) и отзывы коллег (41 %). И только на третьем месте по популярности и доверию – интеграторы и разработчики BI.

Несмотря на явную неполноту имеющейся информации, респонденты, не использующие BI, во многом повторяют выбор, который уже сделали их коллеги, использующие решения для бизнес-анализа: наиболее оптимальным будет использование BI-систем при анализе продаж (58 %), маркетинга и в категорийном менеджменте (по 50 %). Финансы уступают лишь немного: их готовы анализировать 41 % опрошенных.

Удивительно, но даже в условиях неуверенности в своей осведомленности, респонденты готовы руководствоваться тем же посылом, что и те, кто уже внедрил BI: с ее помощью можно повысить скорость и эффективность принятия решений. В этом уверены 75 % опрошенных. Однако далее сходство заканчивается: как ни странно, но у тех, кто еще не внедрил решение, более прагматичный взгляд на бизнес-аналитику. 50 % из них уверены, что с ее помощью можно повысить рентабельность работы торговых точек, 41,7 % – увеличить производительность труда сотрудников, а 33,3 % говорят о возможности роста эффективности маркетинговых и рекламных акций.

Самым важным параметром, способным заставить сделать выбор в пользу конкретного решения, респонденты называют возможности для самостоятельного построения отчетов пользователями – это важно для 66,7 % опрошенных. Чуть менее значимым, но все же желаемым (58,3 %) оказался функционал для прогнозирования – напомним, что именно его не хватает тем, кто уже пользуется BI. На третьем месте по популярности оказалась работа с большим массивом данных из разных источников (41,7 %).

Что касается сдерживающих факторов, то наиболее часто встречающимся является высокая стоимость проекта – на это указывают 41,7 % респондентов. Кроме того, в топ-3 причин входят длительный период внедрения и неструктурированность или низкое качество данных в компании – по 25 %.

Резюме

Опрос показал, что, несмотря на лидирующие позиции ритейла по количеству внедрений BI, многие торговые сети не вполне эффективно используют бизнес-аналитику, получая лишь частичные преимущества от программных решений. Высока вероятность того, что такая ситуация обусловлена недостаточностью знаний о возможностях BI-решений, о чем свидетельствуют небольшие отличия во взглядах на бизнес-аналитику у тех, кто уже использует ее в работе, и тех, кто пока не внедрил BI. Однако осведомленность о потенциальных возможностях современных BI-систем, в том числе, ожидания, связанные с самыми последними инновациями в области бизнес-аналитики позволяют надеяться на то, что ритейл сможет повысить эффективность бизнеса за счет использования BI. Более того, уже сейчас многим ритейлерам удалось добиться выполнения задач, поставленных перед началом проекта по внедрению BI: об этом свидетельствует совпадение причин запуска проекта и достигнутых результатов. При этом потенциал для развития BI-систем есть: пока они используются лишь в отдельных направлениях бизнеса, хотя возможности бизнес-анализа гораздо шире.

Retail.ru, по результатам совместного исследования с Qlik

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Насколько эффективна бизнес-аналитика в розничной сети?

Насколько эффективна бизнес-аналитика в розничной сети

Ритейл в последние годы неизменно входит в число лидирующих отраслей по количеству внедрений BI-систем. И это вполне объяснимо: в поисках инструментов автоматизации ритейлеры все больше внимания уделяют тем решениям, которые позволяют быстро и достаточно легко повысить эффективность основных бизнес-процессов. Ведь для торговли вопрос оперативного получения реальных результатов от ИТ-проекта – один из жизненно важных. Рынок меняется очень быстро, в том числе и тенденции спроса, и на любые изменения надо реагировать моментально – только в этом случае продажи торговой сети будут расти. Однако, несмотря на такую позитивную оценку ситуации с внедрением бизнес-аналитики в ритейле, почивать на лаврах производителям BI-систем еще рано. Как показал опрос, посвященный использованию бизнес-аналитики в розничных сетях, для многих ритейлеров BI-системы пока остаются темной лошадкой. Да и не каждый из тех, кто уже использует подобные решения, полностью раскрыл потенциал бизнес-аналитики.

Компания Qlik и портал Retail.ru, при поддержке Консультационной группы АТК, представляют материал по итогам опроса, проведенного в августе и сентябре 2014 года, целью которого было выяснить, каковы причины внедрения BI-систем в ритейле, осведомленность об их возможностях и эффективность использования решений для бизнес-анализа. Инфографика по результатам исследования.

В опросе приняли участие представители торговых сетей, работающих с различными товарами. Больше всего респондентов пришлось на непродуктовый ритейл – 34,5 %. На втором месте – продуктовый ритейл , доля представителей которого составила 22,6 %. Также среди принявших участие в опросе были представители fashion -ритейла (9,5%), ресторанных и аптечных сетей (1,2 % и 3,6 % соответственно) и автодилеры (4,8 %). Оставшиеся 23,8 % – это ритейлеры, чей бизнес имеет смешанную структуру – например, гипермаркеты, торгующие как продовольственными, так и непродовольственными товарами, или торговые сети, специализирующиеся на продажах товаров собственного производства.

Большая часть респондентов представляет либо небольшие компании с числом торговых точек менее 20 (на их долю пришлось 29,8 %), либо сети-гиганты, насчитывающие более 500 точек продаж (17,9 %). На долю ритейлеров средних размеров (до 50, от 50 до 100 и менее 500 торговых точек) пришлось чуть более 10 % на каждого.

Более половины компаний, чьи представители приняли участие в опросе, уже используют ту или иную BI-систему – 57,1 %. При этом 17,9 % компаний планируют использовать бизнес-аналитику в будущем и лишь 2,4 % в принципе не планируют этого, остальные затруднились ответить. Как показал опрос, наибольшей популярностью BI-системы пользуются у крупных компаний.

На собственном опыте

Насколько эффективна бизнес-аналитика в розничной сети

По данным опроса, причины решения о внедрении BI-системы у большинства компаний совпадают, независимо от размеров торговой сети. Респондентам предлагалось выбрать три наиболее важные причины. Самой популярной оказалась необходимость увеличить скорость и эффективность принятия управленческих решений – 88,6 % опрошенных отметили эту потребность среди повлиявших на решение о запуске проекта. На втором месте с 72,7 % оказалась напрямую связанная с первой причина – желание повысить производительность сотрудников, которые работают с теми или иными отчетами. В топ-3 причин также вошла потребность в интеграции разнородных источников данных для получения «единой версии правды» – на её долю пришлось 65,9 % ответов.

Такие «прикладные» бизнес-причины, как поддержка расширения сети, повышение рентабельности торговых точек (в том числе повышение конверсии, среднего чека, маржинальности и пр.) и улучшение взаимодействия с клиентами, к сожалению, оказались не слишком популярны. Их выбрали значительно меньше респондентов.

Подобный выбор причин, скорее всего, свидетельствует о том, что в BI-системе большинство компаний видит инструмент взаимодействия сотрудников и упрощения получения отчетов, не более того. Таким образом, получается, что даже те, кто уже использует систему бизнес-анализа, не до конца раскрыли для себя ее возможности.

Об этом свидетельствует и оценка респондентами достигнутых результатов. 70,7 % отметили, что после внедрения системы сократилось время на получение необходимых для принятия решения данных, 56,1 % выделили рост скорости принятия и эффективности управленческих решений, а 48,8 % – скорость и простоту создания отчетов. А вот улучшения продаж за счет снижения дефицита, снижения потерь из-за хищений и истечения сроков годности или оптимизации закупочной политики удалось добиться лишь небольшому количеству сетей. На долю этих результатов пришлось всего 2,4 %, 4,9 % и 7,3 % ответов соответственно, что, конечно, мало для столь значимых для ритейла показателей.

Александр Оболенский, руководитель отдела BI в международной обувной сети (более 1000 магазинов):
«Результаты исследования полностью совпадают с моим накопленным опытом: первоочередной задачей при внедрении BI систем становится улучшение существующей отчетности, повышение скорости ее сбора с минимальным расширением области охвата. Но жизненный цикл внедрения BI-системы в компании должен проходить в несколько этапов. Создание единой аналитической платформы для роста скорости и качества управленческих решений – лишь первый шаг. Это действительно важный этап и ключевой мотиватор BI-проекта, особенно в российском ритейле, с очень неоднородным ИТ-ландшафтом. После того, как система с базовой отчетностью начнет активно использоваться, и данным BI станут доверять, начинается новый, прикладной, этап развития аналитики. На этом этапе аналитическая система поддерживает оптимизацию направлений деятельности ритейлера – повышение эффективности маркетинговых акций, снижение потерь за счет совершенствования логистических циклов по различным товарным категориям и т.д. Так же на втором этапе возрастает глубина проникновения BI системы во все подразделения компании. И я бы назвал этот этап критически важным для компании, так как здесь требуется бОльшая компетенция как со стороны ИТ-специалистов, так и со стороны бизнес-пользователей. Лишь ответственный подход к реализации второго этапа позволит воспользоваться максимальным функционалом BI решения и откроет перспективы к дальнейшему его развитию. Многие компании просто пока не перешли от оптимизации отчетности при помощи BI к полноценному и системному улучшению бизнес-процессов с помощью аналитики. Это, на мой взгляд, и становится причиной недовольства существующей системой BI и, как следствие, прекращения ее использования в текущих процессах компании. Надеюсь, ситуация в скором времени изменится»

Между тем, наиболее часто используются BI-системы в торговых сетях именно для анализа продаж – на это указали 93,2 % компаний. На втором месте по популярности оказались финансы – их анализируют с помощью BI 65,9 %. Далее с небольшим отрывом идут закупки (59,1 %) и маркетинг (52,3 %). В аутсайдерах (по 11,4 %) оказались безопасность и мерчандайзинг.

Борис Михалин, начальник отдела бизнес-аналитики, INCITY
«Удивляет, насколько мало ритейлеров (всего 11%) уделяют внимание развитию аналитических приложений для департаментов безопасности. Не секрет, что ежемесячные потери в ритейле составляют 3-5% оборота в зависимости от формата ритейлера, поэтому каждые «сэкономленные» десятые доли процента – это миллионы рублей. Анализ потерь позволяет ритейлеру очень быстро окупить внедрение BI-системы и значительно снизить издержки в дальнейшем. BI-система помогает вести как тактическую борьбу с потерями (оперативно выявлять хищения, контролировать «оптовые» закупки во время маркетинговых акций и т.д.), так и стратегическую, в частности, гармонизировать спрос и поставки, снизив убытки по порче и сроку годности товаров. Для того чтобы максимально эффективно анализировать потери, BI-система должна эффективно работать с большими объемами данных (все проводки по чекам, складу и инвентаризации за период) и быть гибкой в плане интерфейса, ведь для выявления хищений безопасники ищут новые, нешаблонные схемы».

Такую ситуацию можно объяснить тем, что для работы удаленных сотрудников необходимы BI-решения, работающие на мобильных устройствах, а такой функционал появился не так давно, хотя спрос на него, по данным аналитиков и экспертов рынка, растет очень быстро, особенно среди ритейлеров. При этом лишь 11,4 % респондентов указывают на то, что наличие полноценной аналитики на мобильных устройствах оказало влияние на выбор в пользу той или иной BI-системы. Гораздо более значимыми оказались скорость и простота создания новых отчетов (65,9 %), возможность работы с большим массивом данных из разных источников (59,1 %) и наглядная и интерактивная визуализация (47,7 %). Также не очень повезло окупаемости внедрения – она оказалось значимой лишь в 20,5 % случаев, хотя именно к этому параметру стоило бы присмотреться внимательнее при выборе инструмента, использование которого может и должно привести к росту продаж – основного бизнес-процесса ритейлера.

Кирилл Садеков, директор по развитию, ОАО «Торгово-Промышленная Группа АЭССЕЛЬ»
«Если говорить о функционале, который был критичен для нас при выборе BI-решений, на первом месте тоже была простота и скорость создания новых аналитических отчетов. Думаю, показатель ROI для оценки потенциального BI-проекта оказался в аутсайдерах исследования, поскольку на сегодняшний день нет единой прозрачной методологии подсчета возврата инвестиций в аналитику. Ведь у каждого ритейлера свои болевые точки, с которыми BI-система помогает справиться в первую очередь, и они, как правило, находятся в области качественных, а не количественных достижений. Например, нас внедрение аналитической системы заставило нас снять «розовые очки» и реально начать менять ситуацию с продажами и заказами. Мы оптимизировали производство, а именно перестали выпускать те продукты, которые не окупали себя и отнимали довольно много времени. В итоге наша работа стала гораздо эффективнее, сократились издержки, как временные, так и материальные. При выборе BI-платформы рекомендую ориентировать в первую очередь на соответствие технической стороны решения Вашим целям и простоту и гибкость разработки – так в минимальные сроки Вы сможете получить ощутимый эффект от внедрения системы бизнес-аналитики».

Зато позитивно можно оценить проникновение BI-систем в различные слои кадрового состава ритейлеров. В 90,9 % компаний BI-решениями пользуются сотрудники среднего звена, в 79,5 % – топ-менеджеры, в 61,4 % – рядовые сотрудники и в 34,1 % – владельцы бизнеса или акционеры.

В компаниях, использующих BI, довольно критично относятся к аналитическому инструментарию. Респонденты уверенно выделили функционал, нехватку которого они ощущают. Так, наиболее часто отмечается потребность в возможностях прогнозирования – это отмечают 69,8 % опрошенных. На втором месте – выявление скрытых закономерностей в данных или data mining (44,2 %). Недостаток в таком функционале, как мобильная аналитика, инструменты для совместной работы, возможности самостоятельного построения отчета пользователями и интерактивная визуализация, есть примерно у четверти респондентов.

Правда, в данном случае речь может идти не столько о том, что BI-система в принципе не обладает тем или иным функционалом, сколько о том, что он не используется. К примеру, чаще всего именно так обстоит дело с возможностями прогнозирования: даже если система обладает функциями составления прогнозов, многие компании в условиях недостатка инвестиций или ресурсов откладывают создание таких приложений на неопределенное будущее.

BI c перспективой

Те, кто не используют BI в своей работе, достаточно критично оценивают свои знания о системах бизнес-анализа, что, несомненно, является плюсом. Более 41 % респондентов уверены, что мало знают о BI, столько же считают, что их знания отрывочны. Причем основными источниками информации являются Интернет (ему доверяют 75 %) и отзывы коллег (41 %). И только на третьем месте по популярности и доверию – интеграторы и разработчики BI.

Несмотря на явную неполноту имеющейся информации, респонденты, не использующие BI, во многом повторяют выбор, который уже сделали их коллеги, использующие решения для бизнес-анализа: наиболее оптимальным будет использование BI-систем при анализе продаж (58 %), маркетинга и в категорийном менеджменте (по 50 %). Финансы уступают лишь немного: их готовы анализировать 41 % опрошенных.

Удивительно, но даже в условиях неуверенности в своей осведомленности, респонденты готовы руководствоваться тем же посылом, что и те, кто уже внедрил BI: с ее помощью можно повысить скорость и эффективность принятия решений. В этом уверены 75 % опрошенных. Однако далее сходство заканчивается: как ни странно, но у тех, кто еще не внедрил решение, более прагматичный взгляд на бизнес-аналитику. 50 % из них уверены, что с ее помощью можно повысить рентабельность работы торговых точек, 41,7 % – увеличить производительность труда сотрудников, а 33,3 % говорят о возможности роста эффективности маркетинговых и рекламных акций.

Самым важным параметром, способным заставить сделать выбор в пользу конкретного решения, респонденты называют возможности для самостоятельного построения отчетов пользователями – это важно для 66,7 % опрошенных. Чуть менее значимым, но все же желаемым (58,3 %) оказался функционал для прогнозирования – напомним, что именно его не хватает тем, кто уже пользуется BI. На третьем месте по популярности оказалась работа с большим массивом данных из разных источников (41,7 %).

Что касается сдерживающих факторов, то наиболее часто встречающимся является высокая стоимость проекта – на это указывают 41,7 % респондентов. Кроме того, в топ-3 причин входят длительный период внедрения и неструктурированность или низкое качество данных в компании – по 25 %.

Резюме

Опрос показал, что, несмотря на лидирующие позиции ритейла по количеству внедрений BI, многие торговые сети не вполне эффективно используют бизнес-аналитику, получая лишь частичные преимущества от программных решений. Высока вероятность того, что такая ситуация обусловлена недостаточностью знаний о возможностях BI-решений, о чем свидетельствуют небольшие отличия во взглядах на бизнес-аналитику у тех, кто уже использует ее в работе, и тех, кто пока не внедрил BI. Однако осведомленность о потенциальных возможностях современных BI-систем, в том числе, ожидания, связанные с самыми последними инновациями в области бизнес-аналитики позволяют надеяться на то, что ритейл сможет повысить эффективность бизнеса за счет использования BI. Более того, уже сейчас многим ритейлерам удалось добиться выполнения задач, поставленных перед началом проекта по внедрению BI: об этом свидетельствует совпадение причин запуска проекта и достигнутых результатов. При этом потенциал для развития BI-систем есть: пока они используются лишь в отдельных направлениях бизнеса, хотя возможности бизнес-анализа гораздо шире.

Retail.ru, по результатам совместного исследования с Qlik

бизнес, аналитика, маркетинг, исследования рынкаНасколько эффективна бизнес-аналитика в розничной сети?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/naskolko-effektivna-biznes-analitika-v-roznichnoy-seti/2017-07-27


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052