По данным M.A. Research, полученным в ходе исследования рынка парфюмерно-косметического ритейла, в конце 2018 г. на территории РФ работало 38,8 тыс. торговых точек, специализирующихся на продаже парфюмерно-косметической продукции, аксессуаров и оборудования, включая представительства компаний прямых продаж и дистрибьюторов парфюмерии и косметики.
Доля сетевых магазинов без учета компаний прямых продаж – чуть более 50% общего числа специализированных торговых точек по состоянию на конец прошлого года. По данным M.A. Research, в ноябре-декабре 2018 г. на территории РФ работало около 1300 парфюмерно-косметических сетей, включая 613 сетей мультибрендовых магазинов и бутиков; 276 сетей дрогери и близких к ним форматов; 67 сетей монобрендовых магазинов и бутиков, фирменных магазинов; 117 сетей парфюмерно-косметических супермаркетов и других сетей.
Парфюмерно-косметическим сетям и сетям дрогери принадлежит более 19,5 тыс. магазинов, по оценкам M.A. Research, за три года количество сетевых магазинов выросло более чем в два раза – с 9,6 до 19,5 тыс. магазинов.
Центральный федеральный округ лидирует по количеству парфюмерно-косметических сетей, на него приходится 23,2% от общего числа сетевых парфюмерно-косметических магазинов и дрогери, или 4,5 тыс. торговых точек.
Второе место по количеству сетевых парфюмерно-косметических магазинов и дрогери у Приволжского федерального округа, где работает около 4,2 тыс. торговых точек или 21,5% от их общего количества в России. Доля ПФО в общем количестве сетевых парфюмерно-косметических магазинов и дрогери в течение трех лет не изменилась.
Третьим является Южный федеральный округ, доля которого составила 13,3% в суммарном количестве сетевых парфюмерно-косметических магазинов и дрогери в РФ на ноябрь-декабрь 2018 года, здесь работает 2,6 тыс. магазинов.
Чуть меньше сетевых парфюмерно-косметических магазинов в Сибирском федеральном округе, его доля в ноябре-декабре 2018 г. составляет 12,0%, или 2,4 тыс. торговых точек (без учета Забайкальского края и Республики Бурятия, переданных в состав Дальневосточного округа).
Доля магазинов федеральных парфюмерно-косметических сетей остается существенной в Южном (71,8%), Северо-Кавказском (65,8%), Центральном (64,8%), Приволжском (57,6%), Северо-Западном (57,7%), Уральском (50,6%) федеральных округах. В остальных округах региональные и локальные сети лидируют по числу торговых точек, что, впрочем, не всегда говорит о более существенной доле рынка в денежном выражении. Кроме того, ежегодно происходит переход региональных игроков на федеральный уровень.
Игрокам регионального и локального значения принадлежит более половины сетевых парфюмерно-косметических магазинов в Дальневосточном (78,7%) и Сибирском (71,2%) федеральных округах.
Статья подготовлена по результатам исследования M.A. Research "Российский парфюмерно-косметический ритейл в 2018 г., прогноз до 2022 г.".