Исследования и рейтинги
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
24 сентября 2019, 12:10 5245 просмотров

FMCG-сети формируют около 55% сетевой розничной торговли ЮФО

M.A.Research

Южный федеральный округ в последние годы стал лидером по темпам прироста качественных складских площадей за счет строительства объектов в Краснодарском крае и Ростовской области, по данным местных экспертов, имеющиеся складские мощности заполнены почти на 100%, новые объекты строятся под конкретного заказчика по системе built-to-suite. Спрос со стороны FMCG-операторов снизился на фоне роста спроса со стороны дистрибьюторов и производителей. Правительство Крыма планирует построить как минимум два логистических центра в 2019-2020 годах, инвестором выступит государство.

Начиная со второй половины 2014 г., в Южном ФО активизировалось строительство сельскохозяйственных производств (тепличные хозяйства, производство мяса КРС и мяса птицы и др.), что связано с политикой импортозамещения, принятой Правительством РФ. Отметим, что строительство производственных мощностей осуществляется, в том числе, силами ритейлеров («Магнит», «Радеж»), что позволяет им снизить зависимость от импорта. «Магнит» строит индустриальный парк, где уже работает несколько производственных площадок, это один из крупнейших проектов такого типа в Краснодарском крае и на юге России.

В 2018 г. розничная торговля ЮФО выросла на 3,5% в сопоставимых ценах, составив 3,3 трлн рублей. Доля торговых сетей в 2017 г. – 25,9%, в 2018 г. – 27,3 процента. Доля торговых сетей в обороте розничной торговли продовольственными товарами в 2018 г. снизилась на 0,2 п.п., составив 31,9 процента.

По данным M.A. Research, в марте 2019 г. в ЮФО работало 500 FMCG-сетей, в том числе 5 международных, 18 федеральных и 477 местных компаний, включая специализированные и фирменные сети. Общее число магазинов FMCG-сетей в марте 2019 г. – около 9500 без учета специализированных алкогольных сетей «Бристоль» и «Красное и Белое», которым принадлежит 77 и 458 точек соответственно.

Развитие сетевой розничной торговли в регионах Южного ФО неоднородно – лидером по обороту является Краснодарский край, на втором месте – Ростовская область. Аналогичное распределение наблюдается и в количестве сетевых продовольственных магазинов, большая часть которых (65,4%) находится в Ростовской области и Краснодарском крае. Третье место по числу сетевых продовольственных магазинов – у Волгоградской области (22%). Развитие федеральных сетей в Ростовской области и Краснодарском крае замедлилось из-за снижение потребительского спроса и достижения порога доминирования во многих населенных пунктах ЮФО.

Остальные регионы округа менее насыщены сетевыми магазинами, однако, начиная с 2011 г., ритейлеры начали более активно работать в Астраханской и Волгоградской областях, Республике Адыгея (в связи с ее близостью к Краснодарскому краю). Так, компания X5 Retail Group в 2016 г. открыла в Адыгее два крупных логистических центра, которые позволят нарастить число «Пятерочек» в регионах ЮФО, а в среднесрочной перспективе планирует увеличить площади и количество распределительных центров в Адыгее.

По уровню обеспеченности сетевыми торговыми точками на 100 тыс. человек лидером является Волгоградская область (82,6 магазина на 100 тыс. чел.). Меньше всего сетевых продовольственных магазинов в Крыму и Севастополе. В целом уровень обеспеченности сетевыми FMCG-магазинами в ЮФО – 57,5 магазина на 100 тыс. человек.

На юге России активно развиваются современные каналы торговли, в основном магазины шаговой доступности и дискаунтеры, развитие крупноформатной розницы в 2018 г. – первом квартале 2019 г. замедлилось. В большинстве регионов ЮФО наблюдается сокращение числа местных игроков, торговые площади которых либо переходят к федеральным сетям, либо пустуют.

Крупнейшей сетью ЮФО является «Магнит», который формирует более 20% оборота розничных сетей округа. В 2018 г. заметно выросла доля X5 Retail Group, что обусловлено опережающей динамикой развития сети «Пятерочка» и «Перекресток» в течение исследуемого периода. Среди федеральных операторов наиболее сильные позиции у «Светофора», «Ленты» и «О’Кей». Долю федеральных и международных сетей в 2018 г. аналитики M.A. Research оценивают в 53-55% оборота торговых сетей ЮФО. Остальные игроки занимают существенно меньшие доли рынка. Из местных игроков можно отметить сети «Покупочка», «ПУД», «Радеж, «Ассорти продукт», «Табрис».

В целом уровень конкуренции в крупных городах Южного ФО ежегодно увеличивается за счет открытия новых магазинов федеральных и глобальных торговых сетей. В средних и мелких городах уровень конкуренции начал расти за счет открытия магазинов «Магнит», однако здесь все еще сильны позиции продуктовых рынков. Во многих регионах Южного ФО по-прежнему сильны позиции розничных продуктовых рынков и ярмарок, что обусловлено местной моделью потребительского поведения. Поэтому ритейлерам приходится конкурировать не только друг с другом, но и с ярмарочной торговлей. Власти уделяют большое внимание продвижению местной продукции в магазины сетей, особенно в свете активной политики импортозамещения.

Статья подготовлена по результатам исследования M.A.Research "Российский FMCG-ритейл в 2018 г. и прогноз на 2019-2024 гг.".

Поделиться публикацией:
Источник: M.A.Research
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
FMCG-сети формируют около 55% сетевой розничной торговли ЮФО

Южный федеральный округ в последние годы стал лидером по темпам прироста качественных складских площадей за счет строительства объектов в Краснодарском крае и Ростовской области, по данным местных экспертов, имеющиеся складские мощности заполнены почти на 100%, новые объекты строятся под конкретного заказчика по системе built-to-suite. Спрос со стороны FMCG-операторов снизился на фоне роста спроса со стороны дистрибьюторов и производителей. Правительство Крыма планирует построить как минимум два логистических центра в 2019-2020 годах, инвестором выступит государство.

Начиная со второй половины 2014 г., в Южном ФО активизировалось строительство сельскохозяйственных производств (тепличные хозяйства, производство мяса КРС и мяса птицы и др.), что связано с политикой импортозамещения, принятой Правительством РФ. Отметим, что строительство производственных мощностей осуществляется, в том числе, силами ритейлеров («Магнит», «Радеж»), что позволяет им снизить зависимость от импорта. «Магнит» строит индустриальный парк, где уже работает несколько производственных площадок, это один из крупнейших проектов такого типа в Краснодарском крае и на юге России.

В 2018 г. розничная торговля ЮФО выросла на 3,5% в сопоставимых ценах, составив 3,3 трлн рублей. Доля торговых сетей в 2017 г. – 25,9%, в 2018 г. – 27,3 процента. Доля торговых сетей в обороте розничной торговли продовольственными товарами в 2018 г. снизилась на 0,2 п.п., составив 31,9 процента.

По данным M.A. Research, в марте 2019 г. в ЮФО работало 500 FMCG-сетей, в том числе 5 международных, 18 федеральных и 477 местных компаний, включая специализированные и фирменные сети. Общее число магазинов FMCG-сетей в марте 2019 г. – около 9500 без учета специализированных алкогольных сетей «Бристоль» и «Красное и Белое», которым принадлежит 77 и 458 точек соответственно.

Развитие сетевой розничной торговли в регионах Южного ФО неоднородно – лидером по обороту является Краснодарский край, на втором месте – Ростовская область. Аналогичное распределение наблюдается и в количестве сетевых продовольственных магазинов, большая часть которых (65,4%) находится в Ростовской области и Краснодарском крае. Третье место по числу сетевых продовольственных магазинов – у Волгоградской области (22%). Развитие федеральных сетей в Ростовской области и Краснодарском крае замедлилось из-за снижение потребительского спроса и достижения порога доминирования во многих населенных пунктах ЮФО.

Остальные регионы округа менее насыщены сетевыми магазинами, однако, начиная с 2011 г., ритейлеры начали более активно работать в Астраханской и Волгоградской областях, Республике Адыгея (в связи с ее близостью к Краснодарскому краю). Так, компания X5 Retail Group в 2016 г. открыла в Адыгее два крупных логистических центра, которые позволят нарастить число «Пятерочек» в регионах ЮФО, а в среднесрочной перспективе планирует увеличить площади и количество распределительных центров в Адыгее.

По уровню обеспеченности сетевыми торговыми точками на 100 тыс. человек лидером является Волгоградская область (82,6 магазина на 100 тыс. чел.). Меньше всего сетевых продовольственных магазинов в Крыму и Севастополе. В целом уровень обеспеченности сетевыми FMCG-магазинами в ЮФО – 57,5 магазина на 100 тыс. человек.

На юге России активно развиваются современные каналы торговли, в основном магазины шаговой доступности и дискаунтеры, развитие крупноформатной розницы в 2018 г. – первом квартале 2019 г. замедлилось. В большинстве регионов ЮФО наблюдается сокращение числа местных игроков, торговые площади которых либо переходят к федеральным сетям, либо пустуют.

Крупнейшей сетью ЮФО является «Магнит», который формирует более 20% оборота розничных сетей округа. В 2018 г. заметно выросла доля X5 Retail Group, что обусловлено опережающей динамикой развития сети «Пятерочка» и «Перекресток» в течение исследуемого периода. Среди федеральных операторов наиболее сильные позиции у «Светофора», «Ленты» и «О’Кей». Долю федеральных и международных сетей в 2018 г. аналитики M.A. Research оценивают в 53-55% оборота торговых сетей ЮФО. Остальные игроки занимают существенно меньшие доли рынка. Из местных игроков можно отметить сети «Покупочка», «ПУД», «Радеж, «Ассорти продукт», «Табрис».

В целом уровень конкуренции в крупных городах Южного ФО ежегодно увеличивается за счет открытия новых магазинов федеральных и глобальных торговых сетей. В средних и мелких городах уровень конкуренции начал расти за счет открытия магазинов «Магнит», однако здесь все еще сильны позиции продуктовых рынков. Во многих регионах Южного ФО по-прежнему сильны позиции розничных продуктовых рынков и ярмарок, что обусловлено местной моделью потребительского поведения. Поэтому ритейлерам приходится конкурировать не только друг с другом, но и с ярмарочной торговлей. Власти уделяют большое внимание продвижению местной продукции в магазины сетей, особенно в свете активной политики импортозамещения.

Статья подготовлена по результатам исследования M.A.Research "Российский FMCG-ритейл в 2018 г. и прогноз на 2019-2024 гг.".

исследование, fmcg, торговые сетиFMCG-сети формируют около 55% сетевой розничной торговли ЮФО
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/m-a-research-fmcg-seti-formiruyut-okolo-55-setevoy-roznichnoy-torgovli-yufo/2019-09-24


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052