Крупные мировые ритейлеры
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
Автоматизация на 1С
19 апреля 2019, 11:13 1002 просмотра

«Cheese Edition 2.0». По следам практикума автоматизации сыродельных предприятий.

Константа

12 апреля, когда вся наша большая страна была охвачена празднованием Дня Космонавтики, в Москве проходил однодневный практикум для производителей сыра «Cheese Edition». На мероприятии обсуждались актуальные проблемы для сыродельных производств и способы их решения с помощью автоматизации бизнес-процессов учета и планирования.

Формат мероприятия был построен на обсуждении нашего опыта внедрения автоматизированных информационных систем у российских сыроваров (описание программно-методической части процессов учета и планирования + разбор кейсов) и обмена опытом участников мероприятия между собой.

Впрочем, обо всем по порядку. Ведь именно в нем заключается основной смысл нашей деятельности — чтобы управление бизнесом и всеми его процессами стало упорядоченным, прозрачным и не зависящим от исполнителей на местах.

Уже во время приветственного кофе стали ясны основные цели и ожидания от практикума, с которыми представители сырзаводов из разных регионов страны приехали в столицу. Самое распространенное желание – узнать современные тренды автоматизации учета на производстве (что дает? как сделать? с чем можно столкнуться? с чего начинать? и т.д.)

Основные темы мероприятия

1. Как контролировать потери и качество продукции в процессе производства с помощью автоматизированной системы?

Следует отметить, что специалисты разных подразделений предприятия смотрят на процесс и пользу от внедрения автоматизированной системы учета и управления производством совершенно по-разному. Видение ИТ-специалистов представлено на картинке, однако практика показывает, что оно слабо коррелирует с тем, как задачу воспринимают функциональные руководители (производственники, маркетологи, логисты и т.д.).

Основной вопрос, который мы подняли в рамках данной темы — это управление качеством и выходами готовой продукции с помощью автоматизированной системы.

Выделили 4 этапа (или задачи, если кому-то будет так удобнее), которые надо решить для формирования стратегии поддержания (и, соответственно, роста на выходе) уровня качества продукта:

  • Оценка качества готового продукта (на уровне органолептики и состава (профиля)
  • Контроль профиля на каждом этапе
  • Анализ зависимостей (целевой профиль на каждом этапе и целевые параметры технологического процесса)
  • Изменение технологического процесса

И еще 4 этапа для управления выходами:

  • Определение целевых выходов
  • Контроль выходов на каждом этапе (вес, жир и белок),
  • ибо суть расчета конечной стоимости, с которой молочные продукты ложатся на прилавок, заключается в первую очередь в том, какой % жира и белка в нем содержится
  • Анализ зависимостей (нормы и целевые параметры технологического процесса)
  • Изменение технологического процесса

По итогам обсуждения этого блока пришли к выводу, что именно автоматизация оперативного учета на производстве позволяет упростить управление производством, стандартизировать качество производимой продукции и контролировать отклонения технологического процесса производства.

В качестве демонстрации практической пользы от корректного учета мы привели расчеты экономической эффективности производства на примере производства сыра «Российский». Этот пример показывает, что при увеличении уровня влаги в сыре на 1% мы можем достичь + 1/3 прибыли.

Сразу хочется оговориться, что мы не являемся сторонниками гонки за прибылью в ущерб качеству. Скорее хочется подчеркнуть, что именно с помощью автоматизированной системы можно весьма эффективно делать качественный продукт.

2. Технология и подходы к внедрению MES-систем на сыродельном производстве

В этом докладе поделились с коллегами опытом – что нужно знать/делать тем, кто решил внедрять автоматизированную систему учета на своем предприятии. А если не придерживаться этих правил, то могут наступить негативные последствия, которые впоследствии влетят предприятию в копеечку.

Собственно, для начала надо ответить на вопросы:

  1. Какие этапы технологии требуют оперативного контроля?
  2. Какие сырьевые полуфабрикаты требуют учета?
  3. Как выделить и идентифицировать партии?
  4. Какие анализы, показатели требуется учитывать?
  5. Какие операции требуют учета и контроля на этапах?
  6. Где расположить и как оборудовать контрольно-учетные точки?

Выявили два направления, на которых надо акцентировать внимание на первых порах:

  • Требования к контролю и учету производства со стороны внешних проверяющих органов.

Именно определив, какие данные на каждой базовой станции процесса придется учитывать (и, кроме того, отчитываться за них), можно сформировать структуру будущей автоматизированной системы, отвечающей всем особенностям конкретного производства

  • Подготовка проектной команды и ролевого состава

От этого зависит – какие будут установлены границы ответственности за результаты конкретных работ и проекта в целом

3. Логистика , склад и комплектация – от хранения и созревания до отгрузки клиентам

Склад –важное звено в процессе исполнения заказов покупателей. Поэтому производитель и не может обойти его вниманием, если хочет достичь должного уровня клиентского сервиса. Не обошли вниманием этот вопрос и мы.

Подробно разобрали особенности автоматизации учета на складах сыров:

  • партионный учет

с учетом длительности созревания разных сортов сыра необходимо заранее планировать: какой сыр нам надо начать варить сейчас, чтобы обеспечить спрос на 2-3-4 недели вперед

нужна правильная ротация для соответствия требованиям клиентов по остаточным срокам годности

  • адресное хранение

что и как сделать, чтобы ускорить отбор продукции, инвентаризации + повысить достоверность данных об остатках

  • учет в 2-х единицах измерения для контроля потерь и отбора по квантам

Кроме этого

  • продемонстрировали-обсудили хорошо показавшую себя на практике концепцию складской логистики у сыроделов
  • дали рекомендации по автоматизации складской логистики у сыроделов

маркировка контейнеров, правила выделения ячеек, настройка и оформление автоматизированных рабочих мест на складах, технология перемещения, правила учета SKU с разной маркировкой, правила зонирования склада (по видам продукции, по оборачиваемости и кванту отгрузки)

  • обговорили какие задачи должны быть решены в автоматизированной системе на складе + как должно быть выстроено взаимодействие с системой финансового учета и ГИС «Меркурий»

4. Управление участком маркировки и подготовки продукции к отгрузке

Требования клиентов по подготовке готовой продукции постоянно растут, и им необходимо соответствовать, чтобы не выпадать «из рынка».

Как минимум автоматизация данного участка точно пригодится для:

  • учета требований сетей по маркировке коробов и штучной продукции
  • обеспечения требований учета по партиям и прослеживаемости готовой продукции
  • контроля «непроизводственных» потерь
  • обеспечения высокой скорости отгрузки

Поэтому детальному разбору были подвергнуты основные вопросы организации маркировки:

  • планирование

планирование исполнимого объёма, распределение по РЦ, подбор сырья для исполнения (FEFO), оптимизация по переналадкам

  • учет выполнения задания

приемка на маркировку, учет выпуска готовой продукции, формирование задания на размещение, контроль потерь на маркировке

  • организация рабочих мест маркировки

варианты организации рабочих мест (рабочее место на «1С», ручной маркировочный комплекс, линия поточной маркировки), их плюсы и минусы

5. Интеграция «1С» с оборудованием на участке маркировки продукции

Представители компании «НХЛ» (поставщики упаковочного и маркировочного оборудования) поделились возможностями, которые может дать автоматизированная система своим пользователям, если в ней настроить интеграцию этикетировочного оборудования с «1С».

Как минимум возможны следующие варианты реализации этой интеграции:

  • передавать в «1С» данные о работе машины, статистику после выработки партии продукта или по окончании смены
  • с машиной предоставляется USB ключ, который программно открывает порты для обмена данными машины с «1С» и позволяет отправлять необходимую информацию из «1С» напрямую в этикетировочный комплекс
  • используется сервер, на который устанавливается заводское программное обеспечение для взаимной коммуникации «1С» и этикетировочного комплекса

6. Планирование сырного производства на основании прогноза отгрузок

Клиентский сервис – это неотъемлемый показатель уровня работы любого пищевого предприятия. Поэтому на этой части практикума в общение активно включились аналитики, пришедшие на наше мероприятие.

На большинстве предприятий для прогнозирования отгрузок и планирования задания на производство используется Excel. А для корректного планирования производства надо учитывать такие показатели как загрузка оборудования, наличие готовой продукции на складе, заранее запланированные отгрузки, трейд-маркетинговые акции и т.д.

При этом ни одна, даже самая четко настроенная табличка в Excel, не сможет обеспечить вас всеми данными для точного прогноза. Поэтому и говорили об оптимизации и автоматизации этих процессов – кто должен заниматься планированием заданий на производство, какие проблемы чаще всего встречаются при планировании, по какой модели прогнозировать отгрузки, как логично планировать запуск продукции в производство, какие ограничения надо учитывать при этом, по какой модели формировать задание на упаковку/маркировку продукции и т.д.

Объемная тема, сложная и неоднозначная. Хорошо, что мы уже не единожды выполняли проекты автоматизации данных процессов и даже разработали отраслевое программно-методическое решение на «1С» для автоматизации этого функционального блока. Поэтому гости остались довольны общением и предоставленной им информацией.

7. Грабли проектов автоматизации сыродельного производства.

Отдельный способ помочь нашим клиентам – это помощь в формировании проектной команды и управлении проектом разработки-внедрения автоматизированных систем.

А все почему? Потому что во время выполнения десятков проектов внедрения сами набили себе всевозможных «шишек»))

Вот, собственно, и делимся – где и на чем иногда получается излишне усложнить проект автоматизации, увеличивая его продолжительность/стоимость + получать другие, не самые приятные, последствия нахождения «граблей» + как можно обойти эти «грабли» и не наступать на них.

Вот, собственно, основные «грабли» – неоднозначность решения по внедрению MES-системы на производстве в одной базе с регламентированным учетом, неукомплектованность и нескоординированность работы проектной команды, некорректное распределение ролей в проекте, слабое внимание на этапе согласования требований к проекту и системе, непрекращающиеся улучшения системы (до запуска в эксплуатацию).

Устанавливаем контакт

Разумеется, не обошлось и без нетворкинга, ставшего неотъемлемой частью наших мероприятий. Поскольку нетворкинг — это нечасто встречающийся вид взаимодействия между современными сверхзанятыми деловыми людьми, то некоторые испытывали смущение в начале. Однако в конечном счете данная активность дает нужный эффект)) Гости «раскачались», завязались интересные/полезные знакомства, что, в конечном итоге, позволило сыроделам с разных предприятий включиться в активный диалог и поделиться своими мнениями и опытом друг с другом.

В итоге получилось

Очень атмосферное мероприятие, собравшее под одной крышей людей, с одинаковыми проблемами и разными взглядами на их решение, но при этом сходящихся в одном – что без автоматизации своих процессов сегодня становится все труднее и труднее.

Хочется поблагодарить всех участников за неравнодушие к поднятым проблемам, активное участие в дискуссиях и обратную связь. Все прошло на одном дыхании. В этом мнении сошлись и организаторы, и участники практикума.

В завершение хочется привести некоторые отзывы гостей:

«Практикум понравился. Продемонстрированы примеры, дана обратная связь реальных пользователей программных продуктов». Пономарева Светлана, АО «Золотые луга».

«Всегда полезно прослушать основные истины, увидеть потенциал развития и лучшие практики». Гутник Сергей, ООО «Брасовские сыры»

«Достаточно полно и понятно представлена информация. Данные структурированы, мы получили ответы на интересующие вопросы, пообщались с коллегами, поделились опытом». Корякина Елена, ООО «Бондарский сыродельный завод».

«Интересная легкая подача, отличная организация, хорошо структурированная информация, отличные спикеры». Лобова Марина, ОАО «Аньковское».

P.S. Отдельное спасибо нашей гостье с «Сернурского сырзавода» — Наталье Житниковой за эмоциональный и подробный рассказ о своем опыте внедрения учетных систем.

Поделиться публикацией:
Источник: Константа
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
«Cheese Edition 2.0». По следам практикума автоматизации сыродельных предприятий.

12 апреля, когда вся наша большая страна была охвачена празднованием Дня Космонавтики, в Москве проходил однодневный практикум для производителей сыра «Cheese Edition». На мероприятии обсуждались актуальные проблемы для сыродельных производств и способы их решения с помощью автоматизации бизнес-процессов учета и планирования.

Формат мероприятия был построен на обсуждении нашего опыта внедрения автоматизированных информационных систем у российских сыроваров (описание программно-методической части процессов учета и планирования + разбор кейсов) и обмена опытом участников мероприятия между собой.

Впрочем, обо всем по порядку. Ведь именно в нем заключается основной смысл нашей деятельности — чтобы управление бизнесом и всеми его процессами стало упорядоченным, прозрачным и не зависящим от исполнителей на местах.

Уже во время приветственного кофе стали ясны основные цели и ожидания от практикума, с которыми представители сырзаводов из разных регионов страны приехали в столицу. Самое распространенное желание – узнать современные тренды автоматизации учета на производстве (что дает? как сделать? с чем можно столкнуться? с чего начинать? и т.д.)

Основные темы мероприятия

1. Как контролировать потери и качество продукции в процессе производства с помощью автоматизированной системы?

Следует отметить, что специалисты разных подразделений предприятия смотрят на процесс и пользу от внедрения автоматизированной системы учета и управления производством совершенно по-разному. Видение ИТ-специалистов представлено на картинке, однако практика показывает, что оно слабо коррелирует с тем, как задачу воспринимают функциональные руководители (производственники, маркетологи, логисты и т.д.).

Основной вопрос, который мы подняли в рамках данной темы — это управление качеством и выходами готовой продукции с помощью автоматизированной системы.

Выделили 4 этапа (или задачи, если кому-то будет так удобнее), которые надо решить для формирования стратегии поддержания (и, соответственно, роста на выходе) уровня качества продукта:

  • Оценка качества готового продукта (на уровне органолептики и состава (профиля)
  • Контроль профиля на каждом этапе
  • Анализ зависимостей (целевой профиль на каждом этапе и целевые параметры технологического процесса)
  • Изменение технологического процесса

И еще 4 этапа для управления выходами:

  • Определение целевых выходов
  • Контроль выходов на каждом этапе (вес, жир и белок),
  • ибо суть расчета конечной стоимости, с которой молочные продукты ложатся на прилавок, заключается в первую очередь в том, какой % жира и белка в нем содержится
  • Анализ зависимостей (нормы и целевые параметры технологического процесса)
  • Изменение технологического процесса

По итогам обсуждения этого блока пришли к выводу, что именно автоматизация оперативного учета на производстве позволяет упростить управление производством, стандартизировать качество производимой продукции и контролировать отклонения технологического процесса производства.

В качестве демонстрации практической пользы от корректного учета мы привели расчеты экономической эффективности производства на примере производства сыра «Российский». Этот пример показывает, что при увеличении уровня влаги в сыре на 1% мы можем достичь + 1/3 прибыли.

Сразу хочется оговориться, что мы не являемся сторонниками гонки за прибылью в ущерб качеству. Скорее хочется подчеркнуть, что именно с помощью автоматизированной системы можно весьма эффективно делать качественный продукт.

2. Технология и подходы к внедрению MES-систем на сыродельном производстве

В этом докладе поделились с коллегами опытом – что нужно знать/делать тем, кто решил внедрять автоматизированную систему учета на своем предприятии. А если не придерживаться этих правил, то могут наступить негативные последствия, которые впоследствии влетят предприятию в копеечку.

Собственно, для начала надо ответить на вопросы:

  1. Какие этапы технологии требуют оперативного контроля?
  2. Какие сырьевые полуфабрикаты требуют учета?
  3. Как выделить и идентифицировать партии?
  4. Какие анализы, показатели требуется учитывать?
  5. Какие операции требуют учета и контроля на этапах?
  6. Где расположить и как оборудовать контрольно-учетные точки?

Выявили два направления, на которых надо акцентировать внимание на первых порах:

  • Требования к контролю и учету производства со стороны внешних проверяющих органов.

Именно определив, какие данные на каждой базовой станции процесса придется учитывать (и, кроме того, отчитываться за них), можно сформировать структуру будущей автоматизированной системы, отвечающей всем особенностям конкретного производства

  • Подготовка проектной команды и ролевого состава

От этого зависит – какие будут установлены границы ответственности за результаты конкретных работ и проекта в целом

3. Логистика , склад и комплектация – от хранения и созревания до отгрузки клиентам

Склад –важное звено в процессе исполнения заказов покупателей. Поэтому производитель и не может обойти его вниманием, если хочет достичь должного уровня клиентского сервиса. Не обошли вниманием этот вопрос и мы.

Подробно разобрали особенности автоматизации учета на складах сыров:

  • партионный учет

с учетом длительности созревания разных сортов сыра необходимо заранее планировать: какой сыр нам надо начать варить сейчас, чтобы обеспечить спрос на 2-3-4 недели вперед

нужна правильная ротация для соответствия требованиям клиентов по остаточным срокам годности

  • адресное хранение

что и как сделать, чтобы ускорить отбор продукции, инвентаризации + повысить достоверность данных об остатках

  • учет в 2-х единицах измерения для контроля потерь и отбора по квантам

Кроме этого

  • продемонстрировали-обсудили хорошо показавшую себя на практике концепцию складской логистики у сыроделов
  • дали рекомендации по автоматизации складской логистики у сыроделов

маркировка контейнеров, правила выделения ячеек, настройка и оформление автоматизированных рабочих мест на складах, технология перемещения, правила учета SKU с разной маркировкой, правила зонирования склада (по видам продукции, по оборачиваемости и кванту отгрузки)

  • обговорили какие задачи должны быть решены в автоматизированной системе на складе + как должно быть выстроено взаимодействие с системой финансового учета и ГИС «Меркурий»

4. Управление участком маркировки и подготовки продукции к отгрузке

Требования клиентов по подготовке готовой продукции постоянно растут, и им необходимо соответствовать, чтобы не выпадать «из рынка».

Как минимум автоматизация данного участка точно пригодится для:

  • учета требований сетей по маркировке коробов и штучной продукции
  • обеспечения требований учета по партиям и прослеживаемости готовой продукции
  • контроля «непроизводственных» потерь
  • обеспечения высокой скорости отгрузки

Поэтому детальному разбору были подвергнуты основные вопросы организации маркировки:

  • планирование

планирование исполнимого объёма, распределение по РЦ, подбор сырья для исполнения (FEFO), оптимизация по переналадкам

  • учет выполнения задания

приемка на маркировку, учет выпуска готовой продукции, формирование задания на размещение, контроль потерь на маркировке

  • организация рабочих мест маркировки

варианты организации рабочих мест (рабочее место на «1С», ручной маркировочный комплекс, линия поточной маркировки), их плюсы и минусы

5. Интеграция «1С» с оборудованием на участке маркировки продукции

Представители компании «НХЛ» (поставщики упаковочного и маркировочного оборудования) поделились возможностями, которые может дать автоматизированная система своим пользователям, если в ней настроить интеграцию этикетировочного оборудования с «1С».

Как минимум возможны следующие варианты реализации этой интеграции:

  • передавать в «1С» данные о работе машины, статистику после выработки партии продукта или по окончании смены
  • с машиной предоставляется USB ключ, который программно открывает порты для обмена данными машины с «1С» и позволяет отправлять необходимую информацию из «1С» напрямую в этикетировочный комплекс
  • используется сервер, на который устанавливается заводское программное обеспечение для взаимной коммуникации «1С» и этикетировочного комплекса

6. Планирование сырного производства на основании прогноза отгрузок

Клиентский сервис – это неотъемлемый показатель уровня работы любого пищевого предприятия. Поэтому на этой части практикума в общение активно включились аналитики, пришедшие на наше мероприятие.

На большинстве предприятий для прогнозирования отгрузок и планирования задания на производство используется Excel. А для корректного планирования производства надо учитывать такие показатели как загрузка оборудования, наличие готовой продукции на складе, заранее запланированные отгрузки, трейд-маркетинговые акции и т.д.

При этом ни одна, даже самая четко настроенная табличка в Excel, не сможет обеспечить вас всеми данными для точного прогноза. Поэтому и говорили об оптимизации и автоматизации этих процессов – кто должен заниматься планированием заданий на производство, какие проблемы чаще всего встречаются при планировании, по какой модели прогнозировать отгрузки, как логично планировать запуск продукции в производство, какие ограничения надо учитывать при этом, по какой модели формировать задание на упаковку/маркировку продукции и т.д.

Объемная тема, сложная и неоднозначная. Хорошо, что мы уже не единожды выполняли проекты автоматизации данных процессов и даже разработали отраслевое программно-методическое решение на «1С» для автоматизации этого функционального блока. Поэтому гости остались довольны общением и предоставленной им информацией.

7. Грабли проектов автоматизации сыродельного производства.

Отдельный способ помочь нашим клиентам – это помощь в формировании проектной команды и управлении проектом разработки-внедрения автоматизированных систем.

А все почему? Потому что во время выполнения десятков проектов внедрения сами набили себе всевозможных «шишек»))

Вот, собственно, и делимся – где и на чем иногда получается излишне усложнить проект автоматизации, увеличивая его продолжительность/стоимость + получать другие, не самые приятные, последствия нахождения «граблей» + как можно обойти эти «грабли» и не наступать на них.

Вот, собственно, основные «грабли» – неоднозначность решения по внедрению MES-системы на производстве в одной базе с регламентированным учетом, неукомплектованность и нескоординированность работы проектной команды, некорректное распределение ролей в проекте, слабое внимание на этапе согласования требований к проекту и системе, непрекращающиеся улучшения системы (до запуска в эксплуатацию).

Устанавливаем контакт

Разумеется, не обошлось и без нетворкинга, ставшего неотъемлемой частью наших мероприятий. Поскольку нетворкинг — это нечасто встречающийся вид взаимодействия между современными сверхзанятыми деловыми людьми, то некоторые испытывали смущение в начале. Однако в конечном счете данная активность дает нужный эффект)) Гости «раскачались», завязались интересные/полезные знакомства, что, в конечном итоге, позволило сыроделам с разных предприятий включиться в активный диалог и поделиться своими мнениями и опытом друг с другом.

В итоге получилось

Очень атмосферное мероприятие, собравшее под одной крышей людей, с одинаковыми проблемами и разными взглядами на их решение, но при этом сходящихся в одном – что без автоматизации своих процессов сегодня становится все труднее и труднее.

Хочется поблагодарить всех участников за неравнодушие к поднятым проблемам, активное участие в дискуссиях и обратную связь. Все прошло на одном дыхании. В этом мнении сошлись и организаторы, и участники практикума.

В завершение хочется привести некоторые отзывы гостей:

«Практикум понравился. Продемонстрированы примеры, дана обратная связь реальных пользователей программных продуктов». Пономарева Светлана, АО «Золотые луга».

«Всегда полезно прослушать основные истины, увидеть потенциал развития и лучшие практики». Гутник Сергей, ООО «Брасовские сыры»

«Достаточно полно и понятно представлена информация. Данные структурированы, мы получили ответы на интересующие вопросы, пообщались с коллегами, поделились опытом». Корякина Елена, ООО «Бондарский сыродельный завод».

«Интересная легкая подача, отличная организация, хорошо структурированная информация, отличные спикеры». Лобова Марина, ОАО «Аньковское».

P.S. Отдельное спасибо нашей гостье с «Сернурского сырзавода» — Наталье Житниковой за эмоциональный и подробный рассказ о своем опыте внедрения учетных систем.

автоматизация«Cheese Edition 2.0». По следам практикума автоматизации сыродельных предприятий.
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/konstanta-cheese-edition-2-0-po-sledam-praktikuma-avtomatizatsii-syrodelnykh-predpriyatiy-/2019-04-19


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052