E-commerce. Маркетплейсы
Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Бизнес-истории
15 июля 2020, 11:11 1879 просмотров

Сеть оптик “Счастливый взгляд”: искусственный интеллект начал устанавливать цены. Первые результаты пилота

Imprice - система динамического ценообразования

"Счастливый взгляд" - это больше 200 салонов оптики по всей России: очки, линзы, солнцезащитные очки. По данным GfK, компания входит в тройку крупнейших сетей оптики в России.

После окончания режима самоизоляции стартовал новый этап оптимизации цен сети: к части ассортимента подключили алгоритмы машинного обучения Imprice.ru. Уже в первые десять дней работы алгоритмов продажи и прибыль в пилотном сегменте начали устойчиво расти.

Предыстория проекта: автоматизация конкурентного ценообразования в 2019 году и пандемия весной 2020

В сентябре 2019 года сеть "Счастливый взгляд" автоматизировала конкурентное ценообразование для своего интернет-магазина happylook.ru. Автоматизацию провели на базе платформы Imprice.ru

В результате увеличили маржинальность продаж для существенной части ассортимента, на 19,7% увеличили средний чек, на 32,3% нарастили суммовые продажи.

Подробности кейса - ЗДЕСЬ.

В апреле 2020 года часть закупочных цен выросла. Значимые игроки рынка оптики подняли полочную цену соответствующих sku для сохранения маржинальности продаж. 

У “Счастливого взгляда” продолжало работать автоматизированное конкурентное ценообразование. Поэтому цены “Счастливого взгляда” также автоматически увеличились, с сохранением заданного ценового позиционирования относительно конкурентов.

Июньский анализ продаж выявил спад в мае, на фоне новостей о снижении спроса на большинстве рынков и о падении доходов россиян.

Для объяснения спада предложили такие гипотезы:

1 - Люди не готовы покупать в принципе (нет денег).

2 - Люди закупились впрок из-за самоизоляции (упаковки линз, расходные материалы) и несколько месяцев будут расходовать купленное.

3 - Люди готовы купить, но по более экономичной цене - цена рынка им кажется неразумной. Возможно, они выходят из положения, переключившись на альтернативы - например, вместо линз решили поносить очки, хранившиеся в шкафу.

С первыми двумя гипотезами ничего сделать нельзя. 

Третья гипотеза базируется на предпосылке, что ВЕСЬ РЫНОК ОШИБСЯ и поставил неправильную цену - слишком высокую для покупателя в текущий момент. В таком случае конкурентное ценообразование не может дать хороший результат: цена самого агрессивного конкурента всё равно недопустимо высока для покупателя.

Проверку данной гипотезы поручили искусственному интеллекту - алгоритмам Imprice на базе машинного обучения.

Запуск алгоритмов машинного обучения Imprice

Подробно принципы работы ML-алгоритмов Imprice описаны ЗДЕСЬ.

Основная задача алгоритмов - максимизировать прибыль в заданной товарной категории, выявляя оптимальные цены с учетом взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. 

Итак, решили проверять гипотезу “конкуренты установили слишком высокие цены, не соответствующие спросу”.

В Imprice настроили специальный сегмент товаров - “товары, спрос на которые исчез”. 

В сегмент добавили sku, которые должны продаваться минимум раз в 30 дней, но которые никто не покупал уже 40 дней и более. 

Всего отобрали 530 таких sku; в сегмент попали и товары с продажами ноль штук за 2020 год. Определили минимально допустимую маржинальность для каждого товара; задали границы интервалов, в которых алгоритм мог менять цены: верхняя граница - стартовая цена, нижняя граница - себестоимость sku плюс минимально допустимая маржинальность. В качестве цели оптимизации установили “максимизация прибыли в сегменте”.

29 июня 2020 года искусственный интеллект начал устанавливать цены в сегменте “товары, спрос на которые исчез”.

Первые результаты пилота: гипотеза подтверждается. Спрос есть, но установившиеся на рынке цены удерживают потребителей от покупки

В первый же день работы алгоритмов гипотеза стала подтверждаться: по новым ценам, установленным алгоритмами, клиенты совершили покупки 10 уникальных sku из сегмента “с исчезнувшим спросом”.

За 10 дней работы алгоритмов спрос появился уже на 10% sku из сегмента “товары, спрос на которые исчез”.

Интересный факт: сравнили полученные продажи за первые 10 дней эксперимента с десятидневными продажами в периоды до повышения цен поставщиками. Количество заказов с sku пилотного сегмента, продажи этих sku в штуках и их суммовые продажи выросли в июле в три - три с половиной раза при новых, более низких ценах. Некоторые sku в июле получили первые продажи за весь 2020 год. Это означает, что на товары данного сегмента цена рынка всегда была завышенной по сравнению с ценой, психологически приемлемой для потребителя.

Пример для одного sku:

Январь-июнь 2020: продано 0 штук

01 июля 2020: продана 1 штука

05 июля 2020: продано 2 штуки

Важные моменты в этой истории

✓  Первое: границы применимости методик.

Автоматизированное конкурентное ценообразование - отличная методика, дающая быстрый рост показателей бизнеса. Об этом подробно рассказано в кейсах на сайте Imprice.

Но конкурентное ценообразование не работает, если все конкуренты “не угадали”. Данный пилот прекрасно это иллюстрирует.

✓  Второе: современные технологии особенно важны в периоды глобальной неопределенности и турбулентности.

Доходы населения упали, люди тратят осторожнее, в онлайн-торговлю пришли новые игроки, рубль девальвируется и восстанавливает позиции, поставщики меняют цены. Какие цены вам нужно поставить при увеличении себестоимости? В какой момент повысить или снизить полочную цену?

Нет учебника с четким ответом именно для вашего конкретного бизнеса в вашей конкретной ситуации. Зато ML-алгоритмы способны круглосуточно исследовать огромные массивы данных и генерировать решения, помогающие бизнесу остаться на плаву, не терять продажи и при этом максимально сохранять маржинальность.

В данном пилоте перед алгоритмами поставили очень упрощенную задачу: проверить, до какого уровня необходимо опустить цену, чтобы восстановить докризисные продажи. 

Но вручную, без алгоритмов, провести качественный ценовой эксперимент с редко продаваемыми товарами было бы крайне сложно. 

Установить цену сразу на уровне минимально допустимой, кардинально срезав маржу, - да, такое можно и без автоматизации. 

Выявить оптимум цены, который даст максимальную прибыль - объем продаж, помноженный на маржу, - этого в ежедневно меняющихся условиях без высокого уровня автоматизации не сделать даже для 500 sku, не говоря о тысячах.

Огромный плюс алгоритмов с машинным обучением - они не снижают цену больше необходимого и постоянно проверяют, нельзя ли хотя бы немного поднять маржинальность. 

В мае 2020 был интересный пример. Алгоритм Imprice определил, что на определенные sku интернет-магазина можно поднять цену - в кейсе показан пример, как две недели цена товара была на 20% выше конкурентов, и при этом товар отлично продавался. Пост-анализ показал, что на рынке в этот период случился дефицит данного товара. ML-алгоритмы помогли компании мгновенно отреагировать на скачок спроса, поднять цену и заработать больше в кризисный период.

Продолжение следует

Мы планируем и дальше рассказывать об интересных кейсах ценообразования в России - и о важных инсайтах, полученных во время пилотов.

Если остались вопросы по данному пилоту, вы можете задать их на сайте Imprice.ru через любую форму обратной связи, по телефону или электронной почте.

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Сеть оптик “Счастливый взгляд”: искусственный интеллект начал устанавливать цены. Первые результаты пилота

"Счастливый взгляд" - это больше 200 салонов оптики по всей России: очки, линзы, солнцезащитные очки. По данным GfK, компания входит в тройку крупнейших сетей оптики в России.

После окончания режима самоизоляции стартовал новый этап оптимизации цен сети: к части ассортимента подключили алгоритмы машинного обучения Imprice.ru. Уже в первые десять дней работы алгоритмов продажи и прибыль в пилотном сегменте начали устойчиво расти.

Предыстория проекта: автоматизация конкурентного ценообразования в 2019 году и пандемия весной 2020

В сентябре 2019 года сеть "Счастливый взгляд" автоматизировала конкурентное ценообразование для своего интернет-магазина happylook.ru. Автоматизацию провели на базе платформы Imprice.ru

В результате увеличили маржинальность продаж для существенной части ассортимента, на 19,7% увеличили средний чек, на 32,3% нарастили суммовые продажи.

Подробности кейса - ЗДЕСЬ.

В апреле 2020 года часть закупочных цен выросла. Значимые игроки рынка оптики подняли полочную цену соответствующих sku для сохранения маржинальности продаж. 

У “Счастливого взгляда” продолжало работать автоматизированное конкурентное ценообразование. Поэтому цены “Счастливого взгляда” также автоматически увеличились, с сохранением заданного ценового позиционирования относительно конкурентов.

Июньский анализ продаж выявил спад в мае, на фоне новостей о снижении спроса на большинстве рынков и о падении доходов россиян.

Для объяснения спада предложили такие гипотезы:

1 - Люди не готовы покупать в принципе (нет денег).

2 - Люди закупились впрок из-за самоизоляции (упаковки линз, расходные материалы) и несколько месяцев будут расходовать купленное.

3 - Люди готовы купить, но по более экономичной цене - цена рынка им кажется неразумной. Возможно, они выходят из положения, переключившись на альтернативы - например, вместо линз решили поносить очки, хранившиеся в шкафу.

С первыми двумя гипотезами ничего сделать нельзя. 

Третья гипотеза базируется на предпосылке, что ВЕСЬ РЫНОК ОШИБСЯ и поставил неправильную цену - слишком высокую для покупателя в текущий момент. В таком случае конкурентное ценообразование не может дать хороший результат: цена самого агрессивного конкурента всё равно недопустимо высока для покупателя.

Проверку данной гипотезы поручили искусственному интеллекту - алгоритмам Imprice на базе машинного обучения.

Запуск алгоритмов машинного обучения Imprice

Подробно принципы работы ML-алгоритмов Imprice описаны ЗДЕСЬ.

Основная задача алгоритмов - максимизировать прибыль в заданной товарной категории, выявляя оптимальные цены с учетом взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. 

Итак, решили проверять гипотезу “конкуренты установили слишком высокие цены, не соответствующие спросу”.

В Imprice настроили специальный сегмент товаров - “товары, спрос на которые исчез”. 

В сегмент добавили sku, которые должны продаваться минимум раз в 30 дней, но которые никто не покупал уже 40 дней и более. 

Всего отобрали 530 таких sku; в сегмент попали и товары с продажами ноль штук за 2020 год. Определили минимально допустимую маржинальность для каждого товара; задали границы интервалов, в которых алгоритм мог менять цены: верхняя граница - стартовая цена, нижняя граница - себестоимость sku плюс минимально допустимая маржинальность. В качестве цели оптимизации установили “максимизация прибыли в сегменте”.

29 июня 2020 года искусственный интеллект начал устанавливать цены в сегменте “товары, спрос на которые исчез”.

Первые результаты пилота: гипотеза подтверждается. Спрос есть, но установившиеся на рынке цены удерживают потребителей от покупки

В первый же день работы алгоритмов гипотеза стала подтверждаться: по новым ценам, установленным алгоритмами, клиенты совершили покупки 10 уникальных sku из сегмента “с исчезнувшим спросом”.

За 10 дней работы алгоритмов спрос появился уже на 10% sku из сегмента “товары, спрос на которые исчез”.

Интересный факт: сравнили полученные продажи за первые 10 дней эксперимента с десятидневными продажами в периоды до повышения цен поставщиками. Количество заказов с sku пилотного сегмента, продажи этих sku в штуках и их суммовые продажи выросли в июле в три - три с половиной раза при новых, более низких ценах. Некоторые sku в июле получили первые продажи за весь 2020 год. Это означает, что на товары данного сегмента цена рынка всегда была завышенной по сравнению с ценой, психологически приемлемой для потребителя.

Пример для одного sku:

Январь-июнь 2020: продано 0 штук

01 июля 2020: продана 1 штука

05 июля 2020: продано 2 штуки

Важные моменты в этой истории

✓  Первое: границы применимости методик.

Автоматизированное конкурентное ценообразование - отличная методика, дающая быстрый рост показателей бизнеса. Об этом подробно рассказано в кейсах на сайте Imprice.

Но конкурентное ценообразование не работает, если все конкуренты “не угадали”. Данный пилот прекрасно это иллюстрирует.

✓  Второе: современные технологии особенно важны в периоды глобальной неопределенности и турбулентности.

Доходы населения упали, люди тратят осторожнее, в онлайн-торговлю пришли новые игроки, рубль девальвируется и восстанавливает позиции, поставщики меняют цены. Какие цены вам нужно поставить при увеличении себестоимости? В какой момент повысить или снизить полочную цену?

Нет учебника с четким ответом именно для вашего конкретного бизнеса в вашей конкретной ситуации. Зато ML-алгоритмы способны круглосуточно исследовать огромные массивы данных и генерировать решения, помогающие бизнесу остаться на плаву, не терять продажи и при этом максимально сохранять маржинальность.

В данном пилоте перед алгоритмами поставили очень упрощенную задачу: проверить, до какого уровня необходимо опустить цену, чтобы восстановить докризисные продажи. 

Но вручную, без алгоритмов, провести качественный ценовой эксперимент с редко продаваемыми товарами было бы крайне сложно. 

Установить цену сразу на уровне минимально допустимой, кардинально срезав маржу, - да, такое можно и без автоматизации. 

Выявить оптимум цены, который даст максимальную прибыль - объем продаж, помноженный на маржу, - этого в ежедневно меняющихся условиях без высокого уровня автоматизации не сделать даже для 500 sku, не говоря о тысячах.

Огромный плюс алгоритмов с машинным обучением - они не снижают цену больше необходимого и постоянно проверяют, нельзя ли хотя бы немного поднять маржинальность. 

В мае 2020 был интересный пример. Алгоритм Imprice определил, что на определенные sku интернет-магазина можно поднять цену - в кейсе показан пример, как две недели цена товара была на 20% выше конкурентов, и при этом товар отлично продавался. Пост-анализ показал, что на рынке в этот период случился дефицит данного товара. ML-алгоритмы помогли компании мгновенно отреагировать на скачок спроса, поднять цену и заработать больше в кризисный период.

Продолжение следует

Мы планируем и дальше рассказывать об интересных кейсах ценообразования в России - и о важных инсайтах, полученных во время пилотов.

Если остались вопросы по данному пилоту, вы можете задать их на сайте Imprice.ru через любую форму обратной связи, по телефону или электронной почте.

оптимизация ассортимента, ритейл, искусственный интеллект, ценообразование, аналитика, цифровизация, автоматизация розничной торговли, e-commerceСеть оптик “Счастливый взгляд”: искусственный интеллект начал устанавливать цены. Первые результаты пилота
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/imprice-sistema-dinamicheskogo-tsenoobrazovaniya-set-optik-schastlivyy-vzglyad-iskusstvennyy-intelle/2020-07-15


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052