Автоматизация производства сыров – модный тренд или рыночная необходимость?
Когда в России был введен запрет на импорт сыров, то для производителей сыров открылась весьма интересная ниша для ведения-развития бизнеса. Многие производители начали расширять свои продажи, многие только открыли производство сыров и сырного продукта. С одной стороны, это сразу серьезно увеличило количество предложений отечественных сыров и позволило удовлетворить спрос у потребителей, а с другой – серьезно увеличило внутреннюю конкуренцию среди самих производителей.
Такая конкуренция заставляет не просто производить сыры, а пересмотреть свои взгляды на этот процесс – начать более внимательно относиться к контролю потерь на производстве, стандартизации качества производимой продукции, планировать спрос и производство продукции в длинном горизонте (особенность самого продукта обязывает).
Поговорить обо всем этом хочется потому, что за последние пару месяцев у нас инициировались несколько проектов автоматизации производственного учета именно на сыродельных предприятиях (персонально компании называть не будем, так как проекты еще только начались). Причем интересно, что разговоры о том, чтобы завести себе не журнальный, а автоматизированный учет велись давно и на многих предприятиях. Однако к реальным действиям приступали немногие.
В чем же состоит такой интерес сыроделов к автоматизации учета? Пообщавшись с собственниками, директорами и руководителями производств выяснились следующие причины:
- растет роль качества выпускаемой продукции в повышении конкурентоспособности сыродельных предприятий, а достичь ее можно за счет стандартизации и упорядочивания процессов + автоматизации контроля соблюдения технологий
- собственникам и управленцам хочется предельно быстро получать информацию о корректности протекания процессов на производстве (в частности – об отклонениях от установленных норм, о производственных и непроизводственных потерях), что невозможно обеспечить при ручном ведении учета
- есть явное желание руководителей уйти от «человеческого фактора» в процессе производства, чтобы человек получал плановое задание в автоматизированной системе и в ней же оперативно фиксировал факт выполнения поставленной задачи
- хочется повысить достоверность расчетов себестоимости, ведь именно оперативный (ежесменный) учет использованных сырья и материалов на каждом производственном переделе может обеспечить точные данные
- хочется упорядочить и организовать процессы производства и учета минимально достаточным количеством людей
Вроде бы все очень правильно и ничего нового, об этом разговоры идут давно. Однако именно сейчас руководители и собственники сыродельных предприятий, разделенных географически более чем на одну тысячу километров друг от друга, почти одинаковыми словами говорят про эти задачи и готовы менять свои текущие процессы.
На вопрос – почему сейчас? – ответы также схожи. Рецептурные эксперименты с «сырными продуктами» и гонкой за низкой ценой сколько-то еще продлятся, но, когда начнется борьба за потребителя с помощью качественных продуктов, – именно от автоматизированной системы ожидается помощь в том, чтобы выпускать такие продукты при минимуме лишних затрат.
Сыродельные предприниматели готовы инвестировать в системы управления производством, так как ожидают от них роста своей прибыли и стабилизации своих позиций на рынке за счет более оперативной и гибкой возможности реагировать на запросы рынка, не теряя качество продукта.
Нам весьма импонирует такой подход, ведь принимать участие в становлении и развитии сыродельной отрасли через проекты автоматизации производства почетно и приятно.
Производство и/или продажи?
Отдельно хочется проговорить, что помимо систем управления производством автоматизация востребована у сыроделов еще в одной немаловажной области – планировании продаж, проведении трейд-маркетинговых акций и управлении заявками на производство.
Если производить наши сыроделы умеют хорошо, то продавать в современных условиях – далеко не все. У многих процессы продаж все еще построены на талантливых людях и прогнозных расчетах, а это далеко не способствует росту важного для выживания и процветания клиентского сервиса.
При этом продажи сыров достаточно ритмичны, повторяемы и в управлении ими информационная система также может быть полезна – помочь рассчитать план продаж, оценить плановую эффективность акции (и немаловажно – помочь посчитать фактическую прибыль), спрогнозировать спрос продукции на будущий горизонт – это далеко не все возможности, которые может дать автоматизированная система.
Именно об этом и идет сейчас диалог со многими производителями продуктов питания в процессе переговоров о сотрудничестве.
В завершение хочется заметить, что, если вы еще только задумываетесь об автоматизации своих предприятий – пора действовать. Если еще не задумались – пора задуматься.
Успехов всем производственным командам, смотрящим в будущее!