Практика
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
Автоматизация на 1С
13 марта 2018, 14:48 1376 просмотров

Балансировка спроса и структуры неоднородного сырья (на примере птицефабрики)

Константа

О чем речь?

Для производителей и переработчиков неоднородного сырья (напр. птица, свинина содержит мясо разного вида) всегда стоит задача сбалансировать структуру сырья и структуру потребления, чтобы продать выращенное/купленное сырье как можно дороже + избежать порчи готовой продукции.

Пример. Если мы выращиваем мясо птицы, то получаем на выходе целую тушку курицы. При этом продажа осуществляется не только тушкой, а по большей части продаются части разруба (окорочка, грудка, филе, крылья и т.п.) и зачастую проблемы возникают, когда покупатели хотят купить бедро, но нет покупателей на голень (а голень как вы понимаете неизбежно возникает после выделения бедра из окорочка). Учитывая, что такие продукты относятся к категории фреш, то нам нужно либо снижать цену, чтобы быстро продать голень или отправлять в заморозку (что в итоге менее маржинально чем продажа охлаждённой продукции).

Для исключения таких ситуаций необходимо балансировать спрос и структуру сырья как на этапе календарного (месячного/недельного) планирования, так и на этапе ежедневного формирования распоряжений на отгрузку по заказам покупателей.

На практике у нас встречались примеры такой задачи у мясных птицефабрик, у яичных птицефабрик (казалось бы – яйцо, - все просто, но на практике оказывается необходимым балансировать ещё 50 оттенков разнообразия), у производителей свинины (там, где есть убой и разделка). Наверняка есть ещё примеры, просто мы их не встречали. Возможно их знаете вы.

В сегодняшнем материале раскроем то, как задача балансировки сырья была автоматизирована нами на птицефабрике (выращивание, убой и переработка мяса птицы).

Описание решения

Для полного описания необходимо охватить довольно много смежных областей, чтобы решение получилось целостным. Представим наше решение в виде общей вот такой картинки:

В крупную клетку балансировка разделяется на календарную и оперативную:

  1. Оперативная нужна для формирования задания на разделку на конкретный день (исходя из принятых заказов и планового выпуска птицы). В результате такой балансировки с одной стороны мы получаем задание на производство (отражает каким образом рубить птицу), а с другой – понимание какие заказы мы выполнить не сможем и, следовательно, необходимо согласовать эти изменения с клиентом. На практике бывает, что заказы подтверждаются целиком и всегда и клиент вынужден ждать, когда на складе наберут его заказ из продукции, которой нет на остатке.
  2. Календарная балансировка необходима чтоб синхронизировать действия маркетинга и продаж. Например, если мы запускаем трейд маркетинговую акцию на бедро в канале А, то нам нужно запустить в аналогичную акцию на голень в канале Б.

И в оперативной и в календарной балансировке задача делится на 2 этапа – расчет потребности сырья + сам этап балансировки потребности с доступным сырьём.

При расчете потребности сырья мы опирались на историю отгрузок, очищенную от вклада акций прошлого периода и скорректированную на коэффициент сезонности, и прибавляли запланированные акции будущего периода.

Для учета акционных приростов был разработан и внедрён модуль по работе с трейд-маркетинговыми акциями, в рамках которого по всем проводимым акциям можно было оценить плановую эффективность (увидеть не только снижение цены, но и увеличение объёмов для прогнозирования отгрузок) и учесть фактически приросты. (эта информация крайне полезна для экономистов и маркетологов, контролирующих эффективность проводимых акций)

Самое интересное было на этапе расчета баланса сырья. Мы в деталях узнали все особенности и возможные варианты разделки тушки. Как результат было сформировано дерево возможных вариантов разделки тушки с нормативными процентами выходов. Далее разработали алгоритм сопоставления потребности в мясе птицы с объёмом доступной живой птицы. В результате применения алгоритма система может самостоятельно определить оптимальный способ разруба тушки для максимального удовлетворения клиентских потребностей + определяет – в какую продукцию распределить оставшееся сырьё.

В итоге были реализованы следующие автоматизированные функции:

  • планирование акций
  • расчет результатов проведённых акций
  • расчет календарного плана продаж
  • расчет ежедневной потребности к отгрузке на основании заказов и прогнозов
  • учет планов выпуска птицы по птичникам
  • учет структуры разделки птицы и нормативов выходов
  • балансировка месячного плана продаж (с корректировкой акционных планов)
  • балансировка ежедневной потребности и формирование задания на разруб и упаковку

Что получено от использования

За счет регулярного формирования баланса сырья и его спроса нашему клиенту удалось с одной стороны обеспечивать высокий уровень клиентского сервиса по охлаждённой продукции, а с другой – минимизировать объём продукции, допродаваемой в оптовый канал (читай – «сливы» продукции по низкой цене) или отправляемой на заморозку.

Выгоды очевидны – клиенты удовлетворены уровнем сервиса (а для многих этот показатель входит в набор ключевых при выборе партнёра-поставщика), а компания повышает свою рентабельность при прочих равных условиях.

Поделиться публикацией:
Источник: Константа
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Балансировка спроса и структуры неоднородного сырья (на примере птицефабрики)

О чем речь?

Для производителей и переработчиков неоднородного сырья (напр. птица, свинина содержит мясо разного вида) всегда стоит задача сбалансировать структуру сырья и структуру потребления, чтобы продать выращенное/купленное сырье как можно дороже + избежать порчи готовой продукции.

Пример. Если мы выращиваем мясо птицы, то получаем на выходе целую тушку курицы. При этом продажа осуществляется не только тушкой, а по большей части продаются части разруба (окорочка, грудка, филе, крылья и т.п.) и зачастую проблемы возникают, когда покупатели хотят купить бедро, но нет покупателей на голень (а голень как вы понимаете неизбежно возникает после выделения бедра из окорочка). Учитывая, что такие продукты относятся к категории фреш, то нам нужно либо снижать цену, чтобы быстро продать голень или отправлять в заморозку (что в итоге менее маржинально чем продажа охлаждённой продукции).

Для исключения таких ситуаций необходимо балансировать спрос и структуру сырья как на этапе календарного (месячного/недельного) планирования, так и на этапе ежедневного формирования распоряжений на отгрузку по заказам покупателей.

На практике у нас встречались примеры такой задачи у мясных птицефабрик, у яичных птицефабрик (казалось бы – яйцо, - все просто, но на практике оказывается необходимым балансировать ещё 50 оттенков разнообразия), у производителей свинины (там, где есть убой и разделка). Наверняка есть ещё примеры, просто мы их не встречали. Возможно их знаете вы.

В сегодняшнем материале раскроем то, как задача балансировки сырья была автоматизирована нами на птицефабрике (выращивание, убой и переработка мяса птицы).

Описание решения

Для полного описания необходимо охватить довольно много смежных областей, чтобы решение получилось целостным. Представим наше решение в виде общей вот такой картинки:

В крупную клетку балансировка разделяется на календарную и оперативную:

  1. Оперативная нужна для формирования задания на разделку на конкретный день (исходя из принятых заказов и планового выпуска птицы). В результате такой балансировки с одной стороны мы получаем задание на производство (отражает каким образом рубить птицу), а с другой – понимание какие заказы мы выполнить не сможем и, следовательно, необходимо согласовать эти изменения с клиентом. На практике бывает, что заказы подтверждаются целиком и всегда и клиент вынужден ждать, когда на складе наберут его заказ из продукции, которой нет на остатке.
  2. Календарная балансировка необходима чтоб синхронизировать действия маркетинга и продаж. Например, если мы запускаем трейд маркетинговую акцию на бедро в канале А, то нам нужно запустить в аналогичную акцию на голень в канале Б.

И в оперативной и в календарной балансировке задача делится на 2 этапа – расчет потребности сырья + сам этап балансировки потребности с доступным сырьём.

При расчете потребности сырья мы опирались на историю отгрузок, очищенную от вклада акций прошлого периода и скорректированную на коэффициент сезонности, и прибавляли запланированные акции будущего периода.

Для учета акционных приростов был разработан и внедрён модуль по работе с трейд-маркетинговыми акциями, в рамках которого по всем проводимым акциям можно было оценить плановую эффективность (увидеть не только снижение цены, но и увеличение объёмов для прогнозирования отгрузок) и учесть фактически приросты. (эта информация крайне полезна для экономистов и маркетологов, контролирующих эффективность проводимых акций)

Самое интересное было на этапе расчета баланса сырья. Мы в деталях узнали все особенности и возможные варианты разделки тушки. Как результат было сформировано дерево возможных вариантов разделки тушки с нормативными процентами выходов. Далее разработали алгоритм сопоставления потребности в мясе птицы с объёмом доступной живой птицы. В результате применения алгоритма система может самостоятельно определить оптимальный способ разруба тушки для максимального удовлетворения клиентских потребностей + определяет – в какую продукцию распределить оставшееся сырьё.

В итоге были реализованы следующие автоматизированные функции:

  • планирование акций
  • расчет результатов проведённых акций
  • расчет календарного плана продаж
  • расчет ежедневной потребности к отгрузке на основании заказов и прогнозов
  • учет планов выпуска птицы по птичникам
  • учет структуры разделки птицы и нормативов выходов
  • балансировка месячного плана продаж (с корректировкой акционных планов)
  • балансировка ежедневной потребности и формирование задания на разруб и упаковку

Что получено от использования

За счет регулярного формирования баланса сырья и его спроса нашему клиенту удалось с одной стороны обеспечивать высокий уровень клиентского сервиса по охлаждённой продукции, а с другой – минимизировать объём продукции, допродаваемой в оптовый канал (читай – «сливы» продукции по низкой цене) или отправляемой на заморозку.

Выгоды очевидны – клиенты удовлетворены уровнем сервиса (а для многих этот показатель входит в набор ключевых при выборе партнёра-поставщика), а компания повышает свою рентабельность при прочих равных условиях.

автоматизация, внедрение, 1с, сырье, мясо птицы, переработка, планирование, акции, клиентский сервисБалансировка спроса и структуры неоднородного сырья (на примере птицефабрики)
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/konstanta-balansirovka-sprosa-i-struktury-neodnorodnogo-syrya-na-primere-ptitsefabriki/2018-03-13


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052