11 февраля 2016, 11:33 1566 просмотров

Бизнес в кризис: "всё сам" или "отдам в хорошие руки"?

ШАГ консалтинг
Отдам бизнес в хорошие руки. Что лучше делать в кризис: принимать решения самому или нанять управляющего? Почему один с готовностью передает бразды правления собственной компанией, а другой не готов делиться полномочиями – и кто в итоге выигрывает, - порталу HR-tv.ru рассказала Светлана Емельянова, генеральный директор Консалтинг-центра "Шаг".
Портал HR-tv.ru
10.02.2016
С темой корпоративного управления нам пришлось столкнуться еще в конце 90-х, когда первые наши заказчики доросли до передачи бизнеса в руки наемных управляющих. Тогда причин для этого было несколько.Причины передачи управленияВо-первых, наличие нескольких собственников у многих компаний, что приводило к бесконечным дебатам на тему «делаем так или этак». К примеру, в одном из оптовых бизнесов, где четверо владельцев, по очереди садясь на стул управляющего совместным хозяйством, достали друг друга сменой приоритетов, по совету консультантов было принято решение о том, чтобы всем вместе работать с управляющим и менеджерами компании, по отношению к которым реально выстроить систему постановки задач и контроля. Во-вторых, предприниматели, начавшие свое дело в 90-х, уже к концу десятилетия столкнулись с потолком своих менеджерских компетенций. Не все это сразу осознали, но были такие, которые быстро поняли, что развивать бизнес и заниматься ежедневной рутиной — не одно и то же. И решились на смену позиции: пересели на стул владельца бизнеса, отдав оперативное управление доверенным лицам или профессиональным менеджерам. Примером подобного рода может служить владелец производственной компании, осознавший, что ему неинтересно «быть в лавке каждый день», да и пользы от него как контролера процессов и людей немного.И, наконец, третьей причиной, толкавшей к построению хотя бы прообраза системы корпоративного управления, было желание владельцев бизнеса создавать и развивать еще новые активы и другие бизнесы, что требовало больших инвестиций времени и личной энергии. Одновременно заниматься операционной работой в одном бизнесе и создавать другие оказывалось не очень реально, и наши заказчики выбирали путь предпринимателя или инвестора, отдавая менеджерскую работу в наемные руки.Совет директоров: где прижился, где не оченьТак было в конце 90-х. Изменилось ли что-то на сегодня? — и да, и нет. Все три указанные обстоятельства актуальны и поныне. В больших и многих средних компаниях уже давно существуют и успешно работают советы директоров или наблюдательные советы. Однако есть и такие бизнесы, где индивидуальный владелец до сих пор считает, что он справляется со всем сам и не нуждается в системе корпоративного управления. К сожалению, как мы видим по опыту общения с российскими заказчиками, большинство из них лишь знают слово «делегирование», но реально не умеют, да и не хотят делиться полномочиями по принятию решений с кем-то еще и выстраивают систему авторитарного контроля и единовластия в своих компаниях.Здесь вспоминается прекрасное высказывание основателя корпорации «Баркли» Леонида Казинца: «Меня часто спрашивают, зачем мне — единоличному собственнику — нужен совет директоров. — Он нужен мне, чтобы избежать ошибок. Ведение бизнеса в современном мире так сложно, что стоит допустить одну ошибку — и бизнес пойдет под откос». И это правда: правильно сформированный и адекватно действующий совет директоров является серьезной страховкой от стратегических ошибок, потому что входящие в него люди компетентны в своих сферах, привносят свою экспертизу и позволяют принимать решения с учетом лучших мировых и отечественных практик.Зачем вам независимая командаИменно поэтому, в отличие от 90-х, в сегодняшние советы директоров и наблюдательные советы часто приглашают независимых директоров (экспертов отрасли и специалистов по привлечению инвестиций, профессионалов в управлении человеческим потенциалом, специалистов в разработке стратегий, консультантов). Все эти люди, работая как «стратегическая» команда, готовят для утверждения владельцам бизнесов предложения или самостоятельно принимают решения, входящие в полномочия СД. Конечно, в частных компаниях нет возможности создавать большие СД, но 1-2 независимых члена/ов владельцы бизнесов все же привлекают, понимая ценность иных опыта и экспертизы.Два разных варианта работы в кризисНаступившие тяжелые для бизнеса времена, как мы видим сегодня, уже разделяют владельцев компаний. Часть из них, зачастую уже внедривших корпоративное управление в своих компаниях, опять забирает себе все полномочия по принятию решений. Как сказал г-н Дымов в одном из своих выступлений: «В кризис решения надо принимать быстро, нет времени на обсуждение». Такая позиция имеет право на существование, но есть и другой взгляд сегодняшних бизнесменов: «Именно в кризис, когда по многим вопросам призодится выбирать из двух плохих вариантов, а количество неопределенности увеличилось в разы, хочется иметь кого-то извне, чтобы принимать решения, не только исходя из опыта одной своей компании. Поэтому очень нужны независимые члены советов директоров».Спорить про то, чья правда лучше, мы, разумеется, не будем. Понятно, что то, к чему готов конкретный предприниматель или круг владельцев, будет определять и принимаемые ими решения. Однако, какое бы решение вы ни приняли, уважаемые бизнесмены, искренне желаем вам прорваться, выжить и развить свой бизнес! Ведь именно это — главная цель, к которой мы все стремимся.
http://stepconsulting.ru/publ/biznes-v-krizis-vsyo-sam-ili-otdam-v-horoshie-ruki
Поделиться публикацией:
Источник: ШАГ консалтинг
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Бизнес в кризис: "всё сам" или "отдам в хорошие руки"? Отдам бизнес в хорошие руки. Что лучше делать в кризис: принимать решения самому или нанять управляющего? Почему один с готовностью передает бразды правления собственной компанией, а другой не готов делиться полномочиями – и кто в итоге выигрывает, - порталу HR-tv.ru рассказала Светлана Емельянова, генеральный директор Консалтинг-центра "Шаг".
Портал HR-tv.ru
10.02.2016
С темой корпоративного управления нам пришлось столкнуться еще в конце 90-х, когда первые наши заказчики доросли до передачи бизнеса в руки наемных управляющих. Тогда причин для этого было несколько.Причины передачи управленияВо-первых, наличие нескольких собственников у многих компаний, что приводило к бесконечным дебатам на тему «делаем так или этак». К примеру, в одном из оптовых бизнесов, где четверо владельцев, по очереди садясь на стул управляющего совместным хозяйством, достали друг друга сменой приоритетов, по совету консультантов было принято решение о том, чтобы всем вместе работать с управляющим и менеджерами компании, по отношению к которым реально выстроить систему постановки задач и контроля. Во-вторых, предприниматели, начавшие свое дело в 90-х, уже к концу десятилетия столкнулись с потолком своих менеджерских компетенций. Не все это сразу осознали, но были такие, которые быстро поняли, что развивать бизнес и заниматься ежедневной рутиной — не одно и то же. И решились на смену позиции: пересели на стул владельца бизнеса, отдав оперативное управление доверенным лицам или профессиональным менеджерам. Примером подобного рода может служить владелец производственной компании, осознавший, что ему неинтересно «быть в лавке каждый день», да и пользы от него как контролера процессов и людей немного.И, наконец, третьей причиной, толкавшей к построению хотя бы прообраза системы корпоративного управления, было желание владельцев бизнеса создавать и развивать еще новые активы и другие бизнесы, что требовало больших инвестиций времени и личной энергии. Одновременно заниматься операционной работой в одном бизнесе и создавать другие оказывалось не очень реально, и наши заказчики выбирали путь предпринимателя или инвестора, отдавая менеджерскую работу в наемные руки.Совет директоров: где прижился, где не оченьТак было в конце 90-х. Изменилось ли что-то на сегодня? — и да, и нет. Все три указанные обстоятельства актуальны и поныне. В больших и многих средних компаниях уже давно существуют и успешно работают советы директоров или наблюдательные советы. Однако есть и такие бизнесы, где индивидуальный владелец до сих пор считает, что он справляется со всем сам и не нуждается в системе корпоративного управления. К сожалению, как мы видим по опыту общения с российскими заказчиками, большинство из них лишь знают слово «делегирование», но реально не умеют, да и не хотят делиться полномочиями по принятию решений с кем-то еще и выстраивают систему авторитарного контроля и единовластия в своих компаниях.Здесь вспоминается прекрасное высказывание основателя корпорации «Баркли» Леонида Казинца: «Меня часто спрашивают, зачем мне — единоличному собственнику — нужен совет директоров. — Он нужен мне, чтобы избежать ошибок. Ведение бизнеса в современном мире так сложно, что стоит допустить одну ошибку — и бизнес пойдет под откос». И это правда: правильно сформированный и адекватно действующий совет директоров является серьезной страховкой от стратегических ошибок, потому что входящие в него люди компетентны в своих сферах, привносят свою экспертизу и позволяют принимать решения с учетом лучших мировых и отечественных практик.Зачем вам независимая командаИменно поэтому, в отличие от 90-х, в сегодняшние советы директоров и наблюдательные советы часто приглашают независимых директоров (экспертов отрасли и специалистов по привлечению инвестиций, профессионалов в управлении человеческим потенциалом, специалистов в разработке стратегий, консультантов). Все эти люди, работая как «стратегическая» команда, готовят для утверждения владельцам бизнесов предложения или самостоятельно принимают решения, входящие в полномочия СД. Конечно, в частных компаниях нет возможности создавать большие СД, но 1-2 независимых члена/ов владельцы бизнесов все же привлекают, понимая ценность иных опыта и экспертизы.Два разных варианта работы в кризисНаступившие тяжелые для бизнеса времена, как мы видим сегодня, уже разделяют владельцев компаний. Часть из них, зачастую уже внедривших корпоративное управление в своих компаниях, опять забирает себе все полномочия по принятию решений. Как сказал г-н Дымов в одном из своих выступлений: «В кризис решения надо принимать быстро, нет времени на обсуждение». Такая позиция имеет право на существование, но есть и другой взгляд сегодняшних бизнесменов: «Именно в кризис, когда по многим вопросам призодится выбирать из двух плохих вариантов, а количество неопределенности увеличилось в разы, хочется иметь кого-то извне, чтобы принимать решения, не только исходя из опыта одной своей компании. Поэтому очень нужны независимые члены советов директоров».Спорить про то, чья правда лучше, мы, разумеется, не будем. Понятно, что то, к чему готов конкретный предприниматель или круг владельцев, будет определять и принимаемые ими решения. Однако, какое бы решение вы ни приняли, уважаемые бизнесмены, искренне желаем вам прорваться, выжить и развить свой бизнес! Ведь именно это — главная цель, к которой мы все стремимся.
http://stepconsulting.ru/publ/biznes-v-krizis-vsyo-sam-ili-otdam-v-horoshie-ruki
консалтингБизнес в кризис: "всё сам" или "отдам в хорошие руки"?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/shag-konsalting-biznes-v-krizis-vsye-sam-ili-otdam-v-khoroshie-ruki/2016-02-11


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052