15 октября 2018, 23:28 6234 просмотра

«Перекресток» показал «темный магазин»

За последние два месяца «Перекресток» запустил два  dark store — «магазина без покупателей», предназначенных для обслуживания онлайн-торговли. Один — в Москве, другой — в Санкт-Петербурге. Магазины представляют собой новый формат для российского рынка. В самом «Перекрестке» считают, что развитие нового формата только начинается и эти два объекта можно назвать представителями первого поколения полноценного dark store в России. Как выглядит и как работает «темный магазин» в Санкт-Петербурге — читайте в нашем репортаже.

«Перекресток» показал, как работает «темный магазин»

Dark store — магазин- склад , который обслуживает исключительно онлайн-торговлю. В «темном магазине» собирают и комплектуют онлайн-заказы, которые покупатели впоследствии забирают в пунктах выдачи или получают с доставкой на дом. Формат развивается в Великобритании, Франции, странах ЕС. Российские ритейлеры только присматриваются к новому формату торговли, «Перекресток» — первая российская сеть супермаркетов, которая начала работать с dark store в России.

Онлайн магазин Perekrestok.ru был запущен в Москве в апреле 2017 года. Все заказы для покупателей комплектовались в гибридном магазине, совмещающем в себе классический супермаркет и склад для сбора онлайн-заказов. Ожидания от запуска интернет-магазина оправдались, но чтобы развивать это направление бизнеса, требовалось увеличивать мощности и развивать технологии, поэтому в августе 2018 года был запущен первый dark store «Перекрестка» в Москве. Вскоре, в октябре начал работать еще один «темный магазин», на этот раз в Санкт-Петербурге. Сумма инвестиций в него составила 150 млн рублей. Он разместился на площади 6 900 кв.м — почти в два раза большей, чем московский.

«Перекресток-онлайн»

На сегодняшний день сумма среднего чека онлайн-заказа — 3,5 тысячи рублей (как в Санкт-Петербурге, так и в Москве). Это примерно в 5 раз больше, чем сумма чека в офлайн-магазине. Посещаемость сайта Perekrestok.ru — 2 млн человек в месяц. 3,5% посетителей становятся онлайн-покупателями. Лояльным считается такой клиент, который делает заказы около 2 раз в месяц.

Склад

Склад разделен на две равные зоны: помещение для обычного хранения и помещение с температурным режимом +2…4 градуса для хранения продукции фреш. Порядка 60% товара приезжает с собственного склада ритейлера, остальное — поставки от поставщиков. Сейчас на складе хранится около 12-13 тысяч наименований товаров. В планах компании увеличить ассортимент онлайн-магазина в 2 раза и приблизиться к матрице гипермаркета.

Склад разделен на равные зоны

В сутки от прямых поставщиков приходит 30-40 автомобилей с товаром, который тут же попадает в зону хранения. Получая смешанную палету с различным товаром, сотрудник должен разместить всю продукцию на стеллажах, отправив каждый товар в отведенное ему место хранения. Для этого он сканирует каждый продукт, получая от системы подсказку, по какому адресу — на какую аллею и полку положить этот товар. Сборщик сортирует однотипные товары в тележки (ролл-кейджи) и развозит их по складу.

 Сборщик сортирует однотипные товары в (ролл-кейджи)

«Перекресток» разработал и внедрил собственную систему управления складом и продолжает ее совершенствовать. «Человеческое участие в работе склада минимально, комментирует Денис Васильев, директор по электронной коммерции «Перекрестка». — Система знает, сколько товара на какой полке лежит, сколько поступило заказов на конкретный товар, сообщает, сколько товара не хватает и сколько есть в накопителе. Здесь 100% адресное хранение — мы всегда знаем, где товар — на полке, в ящике, в браке. А наши сборщики заказов выполняют то, что назначает им система».

На этапе получения разнотипного товара от поставщиков сортировщику не нужно обходить всю территорию склада и искать «место жительства» каждого товара. Система помогает собрать товар в тележку и отвезти на конкретное место хранения. А на этапе сборки заказа для покупателя происходит обратный процесс. Система подсказывает, по какому адресу какой товар лежит и планирует максимально короткий путь движения по складу. Так, сотрудники могут работать более эффективно, собирать за короткое время большее количество заказов, не совершая ошибок.

Перекресток» разработал и внедрил собственную систему управления складом

На территории склада установлено несколько сотен камер видеонаблюдения с высоким разрешением, их назначение — содействовать в расследовании инцидентов (жалоб клиентов). Любой сотрудник понимает, что все его действия могут быть проверены , если от покупателя поступит жалоба. Например, сотрудник может сказать, что он положил продукт на полку или в посылку для клиента, но по камере видно, что в такую-то минуту, в такой-то аллее, в такой-то ячейке этого действия не было. 

На территории склада установлено несколько сотен камер видеонаблюдения

За первые две недели работы, с момента запуска dark store в Санкт-Петербурге (с 1 октября), было отправлено около 500 заказов, от клиентов получили 2-3 жалобы, и 20-25 положительных отзыва и благодарности. Жалобы (в компании их называют сервисные инциденты) чаще всего случаются из-за того, что покупатель сам не разобрался, в чем проблема.

«Самый распространенный случай, когда покупатель жалуется на то, что не нашел товар, хотя по камерам мы видим, что товар был отправлен, — рассказывает Денис Васильев.  —  В таком случае мы можем пообещать вернуть сумму недостающего товара в следующем заказе или компенсировать через программу лояльности. Но до этого часто не доходит, так как через несколько дней клиент перезванивает и говорит, что пропажа нашлась».

«Перекресток»

Больше половины положительных отзывов приходят в адрес службы доставки, поскольку курьер — единственный живой человек, с которым общается клиент. Сейчас покупатели оставляют отзывы на сайте через форму шаблона письма, в дальнейшем эта возможность появится в мобильном приложении.

dark store в Санкт-Петербурге

«Мы очень внимательно подошли к свежести продуктов, поскольку это основная составляющая добавленной стоимости того сервиса, который мы хотели создать, — рассказал Денис Васильев. Для этого были привлечены колоссальные инвестиции, направленные на выстраивание холодной цепочки доставки товаров и строительство холодильников. Фактически холодная цепочка не прерывается нигде. Поставщики привозят товар в термофургонах, затем продукцию перевозят в большой холодильник, к покупателю продукт доставляется в автомобилях, оборудованных холодильником. Шансы нарушения цепочки холодного хранения минимальны».

Денис Васильев, директор по электронной коммерции «Перекрестка»

Денис Васильев, директор по электронной коммерции «Перекрестка»

Товар собирается в ящики по принципу товарного соседства. В среднем на один заказ приходится 3,5 ящика, но бывают заказы и на 20 ящиков. Чтобы курьерам сходу было понятно, какие продукты лежат в посылке, их собирают в пакеты, отличающиеся по цвету.

Товар собирается в ящики по принципу товарного соседства

В пакетах зеленого цвета доставляется охлажденная продукция, которую необходимо положить в холодильник сразу после доставки. В пакетах синего цвета — замороженная продукция. Желтый цвет пакета говорит курьеру, что в заказе произошла замена, и он должен обратить внимание покупателя на этот факт и уточнить, согласен ли клиент совершить покупку или хочет от нее отказаться. Красный цвет сигнализирует о том, что заказ укомплектован в соответствии с пожеланиями клиента, но может выходить за стандартные рамки: например, срок годности какого-либо товара составляет не 50%, а 45%.

В пакетах зеленого цвета доставляется охлажденная продукция

В автопарке онлайн-магазина 140 автомобилей, в Санкт-Петербурге ежедневно совершается примерно 15 рейсов в день. Каждая машина везет 6-7 заказов в Санкт-Петербурге и 13-14 заказов в Москве. Чтобы обеспечить необходимую эффективность логистики, нужно увеличить количество заказов на рейс до 16, отмечает Денис Васильев.

Водители работают в две смены — утреннюю и вечернюю.

Ваш супермаркет онлайн

Выходя утром на маршрут, водитель получает необходимое оборудование — специализированный защищенный андроид-смартфон с приложением, которое находится связке со складской системой. Он вводит свой логин, получает номер маршрута, забирает ящики и следует указанием системы, которая планирует оптимальный маршрут движения. К смартфону подключается устройство, позволяющее принимать карты для оплаты, а также мобильный принтер, который печатает чек.

Ассортимент продукции собственного производства

Сейчас в ассортименте онлайн-магазина в Санкт-Петербурге, в соответствии с законодательством, нет алкоголя и табака. Представлен неполный ассортимент продукции собственного производства: есть пекарня, но нет мясной и рыбной продукции. Они войдут в ассортиментную матрицу в ближайшее время.

Онлайн-магазин сети «Перекресток»

В перспективе нескольких лет онлайн-магазин сети «Перекресток» планирует достичь 2% от розничного товарооборота сети в Москве и Санкт-Петербурге. 2018 год интернет-магазин планирует закончить с чуть более чем миллиардной выручкой, что в 5 раз больше, чем на конец 2017 года, когда выручка от онлайн-продаж составила 200 млн рублей. В 2019 году онлайн-магазин планирует вырасти в несколько раз.

Онлайн-торговлю Х5 Retail Group обслуживают два dark store и один гибридный объект

На сегодняшний день онлайн-торговлю Х5 Retail Group обслуживают два dark store и один гибридный объект, находящийся в Москве. С увеличением количества заказов и ассортимента, компании придется увеличивать мощности, поэтому в скором будущем в Москве может появиться еще один «темный магазин».

В 2019 году «Перекресток» будет пилотировать модель сборки онлайн-заказов в розничных магазинах и сравнивать ее эффективность со сборкой в гибридном формате и в dark store. А до 2020  ритейлер рассмотрит возможность расширения географии Perekrestok.ru на другие крупные города. С какой бизнес-моделью онлайн «Перекресток» пойдет в новые регионы — пока не известно, возможно, это будут гибридные магазины (магазин, совмещенный с помещением для сбора заказов онлайн).

Retail.ru

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Как разобраться в том, что же за человек сидит пер...
139
 Как сократить расходы за счет перехода на систему...
323
Именно такое будущее пророчили ритейлу
630
Как инвестиции в спонсорские проекты повлияли на п...
1014

За последние два месяца «Перекресток» запустил два  dark store — «магазина без покупателей», предназначенных для обслуживания онлайн-торговли. Один — в Москве, другой — в Санкт-Петербурге. Магазины представляют собой новый формат для российского рынка. В самом «Перекрестке» считают, что развитие нового формата только начинается и эти два объекта можно назвать представителями первого поколения полноценного dark store в России. Как выглядит и как работает «темный магазин» в Санкт-Петербурге — читайте в нашем репортаже.

«Перекресток» показал, как работает «темный магазин»

Dark store — магазин- склад , который обслуживает исключительно онлайн-торговлю. В «темном магазине» собирают и комплектуют онлайн-заказы, которые покупатели впоследствии забирают в пунктах выдачи или получают с доставкой на дом. Формат развивается в Великобритании, Франции, странах ЕС. Российские ритейлеры только присматриваются к новому формату торговли, «Перекресток» — первая российская сеть супермаркетов, которая начала работать с dark store в России.

Онлайн магазин Perekrestok.ru был запущен в Москве в апреле 2017 года. Все заказы для покупателей комплектовались в гибридном магазине, совмещающем в себе классический супермаркет и склад для сбора онлайн-заказов. Ожидания от запуска интернет-магазина оправдались, но чтобы развивать это направление бизнеса, требовалось увеличивать мощности и развивать технологии, поэтому в августе 2018 года был запущен первый dark store «Перекрестка» в Москве. Вскоре, в октябре начал работать еще один «темный магазин», на этот раз в Санкт-Петербурге. Сумма инвестиций в него составила 150 млн рублей. Он разместился на площади 6 900 кв.м — почти в два раза большей, чем московский.

«Перекресток-онлайн»

На сегодняшний день сумма среднего чека онлайн-заказа — 3,5 тысячи рублей (как в Санкт-Петербурге, так и в Москве). Это примерно в 5 раз больше, чем сумма чека в офлайн-магазине. Посещаемость сайта Perekrestok.ru — 2 млн человек в месяц. 3,5% посетителей становятся онлайн-покупателями. Лояльным считается такой клиент, который делает заказы около 2 раз в месяц.

Склад

Склад разделен на две равные зоны: помещение для обычного хранения и помещение с температурным режимом +2…4 градуса для хранения продукции фреш. Порядка 60% товара приезжает с собственного склада ритейлера, остальное — поставки от поставщиков. Сейчас на складе хранится около 12-13 тысяч наименований товаров. В планах компании увеличить ассортимент онлайн-магазина в 2 раза и приблизиться к матрице гипермаркета.

Склад разделен на равные зоны

В сутки от прямых поставщиков приходит 30-40 автомобилей с товаром, который тут же попадает в зону хранения. Получая смешанную палету с различным товаром, сотрудник должен разместить всю продукцию на стеллажах, отправив каждый товар в отведенное ему место хранения. Для этого он сканирует каждый продукт, получая от системы подсказку, по какому адресу — на какую аллею и полку положить этот товар. Сборщик сортирует однотипные товары в тележки (ролл-кейджи) и развозит их по складу.

 Сборщик сортирует однотипные товары в (ролл-кейджи)

«Перекресток» разработал и внедрил собственную систему управления складом и продолжает ее совершенствовать. «Человеческое участие в работе склада минимально, комментирует Денис Васильев, директор по электронной коммерции «Перекрестка». — Система знает, сколько товара на какой полке лежит, сколько поступило заказов на конкретный товар, сообщает, сколько товара не хватает и сколько есть в накопителе. Здесь 100% адресное хранение — мы всегда знаем, где товар — на полке, в ящике, в браке. А наши сборщики заказов выполняют то, что назначает им система».

На этапе получения разнотипного товара от поставщиков сортировщику не нужно обходить всю территорию склада и искать «место жительства» каждого товара. Система помогает собрать товар в тележку и отвезти на конкретное место хранения. А на этапе сборки заказа для покупателя происходит обратный процесс. Система подсказывает, по какому адресу какой товар лежит и планирует максимально короткий путь движения по складу. Так, сотрудники могут работать более эффективно, собирать за короткое время большее количество заказов, не совершая ошибок.

Перекресток» разработал и внедрил собственную систему управления складом

На территории склада установлено несколько сотен камер видеонаблюдения с высоким разрешением, их назначение — содействовать в расследовании инцидентов (жалоб клиентов). Любой сотрудник понимает, что все его действия могут быть проверены , если от покупателя поступит жалоба. Например, сотрудник может сказать, что он положил продукт на полку или в посылку для клиента, но по камере видно, что в такую-то минуту, в такой-то аллее, в такой-то ячейке этого действия не было. 

На территории склада установлено несколько сотен камер видеонаблюдения

За первые две недели работы, с момента запуска dark store в Санкт-Петербурге (с 1 октября), было отправлено около 500 заказов, от клиентов получили 2-3 жалобы, и 20-25 положительных отзыва и благодарности. Жалобы (в компании их называют сервисные инциденты) чаще всего случаются из-за того, что покупатель сам не разобрался, в чем проблема.

«Самый распространенный случай, когда покупатель жалуется на то, что не нашел товар, хотя по камерам мы видим, что товар был отправлен, — рассказывает Денис Васильев.  —  В таком случае мы можем пообещать вернуть сумму недостающего товара в следующем заказе или компенсировать через программу лояльности. Но до этого часто не доходит, так как через несколько дней клиент перезванивает и говорит, что пропажа нашлась».

«Перекресток»

Больше половины положительных отзывов приходят в адрес службы доставки, поскольку курьер — единственный живой человек, с которым общается клиент. Сейчас покупатели оставляют отзывы на сайте через форму шаблона письма, в дальнейшем эта возможность появится в мобильном приложении.

dark store в Санкт-Петербурге

«Мы очень внимательно подошли к свежести продуктов, поскольку это основная составляющая добавленной стоимости того сервиса, который мы хотели создать, — рассказал Денис Васильев. Для этого были привлечены колоссальные инвестиции, направленные на выстраивание холодной цепочки доставки товаров и строительство холодильников. Фактически холодная цепочка не прерывается нигде. Поставщики привозят товар в термофургонах, затем продукцию перевозят в большой холодильник, к покупателю продукт доставляется в автомобилях, оборудованных холодильником. Шансы нарушения цепочки холодного хранения минимальны».

Денис Васильев, директор по электронной коммерции «Перекрестка»

Денис Васильев, директор по электронной коммерции «Перекрестка»

Товар собирается в ящики по принципу товарного соседства. В среднем на один заказ приходится 3,5 ящика, но бывают заказы и на 20 ящиков. Чтобы курьерам сходу было понятно, какие продукты лежат в посылке, их собирают в пакеты, отличающиеся по цвету.

Товар собирается в ящики по принципу товарного соседства

В пакетах зеленого цвета доставляется охлажденная продукция, которую необходимо положить в холодильник сразу после доставки. В пакетах синего цвета — замороженная продукция. Желтый цвет пакета говорит курьеру, что в заказе произошла замена, и он должен обратить внимание покупателя на этот факт и уточнить, согласен ли клиент совершить покупку или хочет от нее отказаться. Красный цвет сигнализирует о том, что заказ укомплектован в соответствии с пожеланиями клиента, но может выходить за стандартные рамки: например, срок годности какого-либо товара составляет не 50%, а 45%.

В пакетах зеленого цвета доставляется охлажденная продукция

В автопарке онлайн-магазина 140 автомобилей, в Санкт-Петербурге ежедневно совершается примерно 15 рейсов в день. Каждая машина везет 6-7 заказов в Санкт-Петербурге и 13-14 заказов в Москве. Чтобы обеспечить необходимую эффективность логистики, нужно увеличить количество заказов на рейс до 16, отмечает Денис Васильев.

Водители работают в две смены — утреннюю и вечернюю.

Ваш супермаркет онлайн

Выходя утром на маршрут, водитель получает необходимое оборудование — специализированный защищенный андроид-смартфон с приложением, которое находится связке со складской системой. Он вводит свой логин, получает номер маршрута, забирает ящики и следует указанием системы, которая планирует оптимальный маршрут движения. К смартфону подключается устройство, позволяющее принимать карты для оплаты, а также мобильный принтер, который печатает чек.

Ассортимент продукции собственного производства

Сейчас в ассортименте онлайн-магазина в Санкт-Петербурге, в соответствии с законодательством, нет алкоголя и табака. Представлен неполный ассортимент продукции собственного производства: есть пекарня, но нет мясной и рыбной продукции. Они войдут в ассортиментную матрицу в ближайшее время.

Онлайн-магазин сети «Перекресток»

В перспективе нескольких лет онлайн-магазин сети «Перекресток» планирует достичь 2% от розничного товарооборота сети в Москве и Санкт-Петербурге. 2018 год интернет-магазин планирует закончить с чуть более чем миллиардной выручкой, что в 5 раз больше, чем на конец 2017 года, когда выручка от онлайн-продаж составила 200 млн рублей. В 2019 году онлайн-магазин планирует вырасти в несколько раз.

Онлайн-торговлю Х5 Retail Group обслуживают два dark store и один гибридный объект

На сегодняшний день онлайн-торговлю Х5 Retail Group обслуживают два dark store и один гибридный объект, находящийся в Москве. С увеличением количества заказов и ассортимента, компании придется увеличивать мощности, поэтому в скором будущем в Москве может появиться еще один «темный магазин».

В 2019 году «Перекресток» будет пилотировать модель сборки онлайн-заказов в розничных магазинах и сравнивать ее эффективность со сборкой в гибридном формате и в dark store. А до 2020  ритейлер рассмотрит возможность расширения географии Perekrestok.ru на другие крупные города. С какой бизнес-моделью онлайн «Перекресток» пойдет в новые регионы — пока не известно, возможно, это будут гибридные магазины (магазин, совмещенный с помещением для сбора заказов онлайн).

Retail.ru

«Перекресток» показал «темный магазин»Перекресток, темный магазин, dark store
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
«Перекресток» показал «темный магазин»
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/photoreports/154457/2018-11-17

Прямая трансляция