Магазины с электронными устройствами для курения, в первую очередь одноразовыми, становятся популярным розничным форматом, пишет «Ъ».
nito/shutterstock
Начиная с 2019 года количество вейп-шопов (магазинов, торгующих электронными сигаретами) выросло в два раза – до 4,2–5,2 тысяч объектов, подсчитали аналитики 2ГИС и «Яндекс. Бизнес». Эксперты и участники рынка считают, что большая часть продукции в подобных магазинах продается в обход акцизов.
Согласно данным 2ГИС, на начало декабря 2021 года в стране насчитывалось 5,2 тысячи таких магазинов, из которых 1,1 тысяча точек работала в Москве. При этом, годом ранее в России было 3,1 тысячи таких объектов, а в конце 2019 года — 2,6 тысяч магазинов. Как сообщают эксперты «Яндекс. Бизнеса», с 2019 года число точек по продаже электронных устройств для курения в России выросло с 1,9 тысячи до 4,2 тысяч. Оценка 2ГИС включает табачные лавки, в ассортименте которых есть электронные устройства для курения, а «Яндекс. Бизнес» считал только магазины без традиционного табака.
Участники рынка полагают, что распространение таких магазинов связано с ростом продаж одноразовых электронных средств доставки никотина (ЭСДН) среди населения. Председатель правления ассоциации ПАУРРЭНС (объединяет участников рынка электронных никотиновых систем) Максим Королев отмечает, что большая часть такой продукции ввозится в РФ нелегально, а акциз платится только за устройство, но не за жидкость. В свою очередь, первый вице-президент ассоциации «Антиконтрафакт» Байсолт Хамзатов ранее оценивал рынок одноразовых ЭСДН в РФ по итогам 2020 года в 40,5 млн штук, а в этом году его объем может превысить 93,1 млн штук. По данным «Антиконтрафакта», более 80% продаж в сегменте приходится на устройства китайского бренда HQD.
Ранее сообщалось о том, что Минпромторг планирует внести электронные сигареты в перечень подлежащих обязательной сертификации товаров.
Кроме того, в России могут запретить электронные сигареты Juul.