Крупные мировые ритейлеры
Исследования и рейтинги
17 января 2017, 00:15 2654 просмотра

Подведены итоги в стрит-ритейле Москвы в 2016

В 2015 году было благоустроено 47 улиц, а в 2016 — 59, а в 2017 установлен план на более чем 50 улиц, в том числе за Садовым кольцом. В 2016 году прошло две волны массового сноса самостроя — в феврале, когда было снесено 103 объекта общей площадью около 50 тыс. кв. м, и в августе, когда было ликвидировано 107 объектов площадью более 30 тыс. кв. м.

Минусы:

  • нарушение эффективной работы торговых профилей при планировании некоторых территорий; например, в проекте одной из пешеходных зон на Новом Арбате между зданием, в котором расположены рестораны, и зоной, где будут находиться их веранды, расположен проход для пешеходов;
  • потеря привлекательности улиц для арендаторов на период реконструкции (например, на сегодня не готовы идти на Сретенский бульвар или просят арендные каникулы в связи с предстоящей реконструкцией);
  • расположение ярмарок поблизости с магазинами люксовых и премиальных брендов, которое отпугивает посетителей этих магазинов;
  • полный запрет парковки в некоторых зонах, арендаторы которых ориентированы в том числе на автомобилистов; например, Кутузовский и Ленинградский проспект стоят полупустые, и цены на них упали, потому что с тех пор, как с них убрали парковки, общепит не хочет там размещаться;
  • недостаточная парковочная инфраструктура в окружении парковых зон, пользующихся популярностью для семейного отдыха.

Плюсы:

  • создание комфортной городской среды;
  • рост пешеходного трафика до 20% и, как следствие, рост товарооборота ритейлеров;
  • возвращение на стрит непродовольственных профилей: товаров для дома, косметики, услуг и др.
  • появление новых заведений общепита и магазинов с уникальными концепциями и форматами;
  • формирование новых торговых зон, которые имеют синергетический эффект (например, Патриаршие пруды, как зона баров и кафе);
  • развитие развлекательной составляющей: появление все большего количества event-площадок, ярмарок (напротив ГУМа, на Кузнецком мосту, на Никольской улице);
  • при запрете парковок на одних улицах, они появились на других (так, на Мясницкой и Пятницкой улицах парковок не было, а теперь появились парковочные карманы).

Важно:

  • Нельзя поменять облик города без временных неудобств. На период реконструкции сложности неизбежны, но зато интерес арендаторов к уже реконструированным улицам есть, и он стабильный. При этом на реконструируемых улицах собственники готовы рассматривать процент от оборота в качестве арендных платежей или до 25% дисконта от арендных договоренностей.
  • В результате ликвидации самостроя в 2 этапа было снесено около 80 тыс. кв. м ликвидных площадей, что сопоставимо с первой очередью «Метрополиса». Несмотря на то, что собственники павильонов понесли убытки и произошло перераспределение спроса на помещения, это событие осталось почти незаметным для рынка.
  • Возможно, что вслед за изменением улиц изменится состав арендаторов на них в соответствии со своими требованиями к размещению.

Уровень вакантных помещений* в стрит-ритейл, в процентах

Вакантность в стрит-ритейле сократилась на 2% за 2016 год и составила 7%. Увеличить заполняемость основным торговым коридорам столицы помогла в том числе городская программа по реконструкции улиц. Так, на Мясницкой улице вакантность сократилась с 9% в 1 квартале 2015 года до 2% после двух этапов реконструкции, а на Тверской – с 15% до 10%. По большинству остальных основных торговых коридоров вакантность колебалась на несколько процентов в большую или меньшую сторону.

 Основной спрос на помещения в стрит-ритейле по-прежнему формируют общепит и продовольственная розница

Марина Маркова, Руководитель направления Street retail компании «Магазин Магазинов» о том, как распределились запросы на помещения:

«Сегодня наиболее популярными запросами арендаторов на рынке основных торговых коридоров являются кафе, рестораны и продукты питания. Они составляют 55% от общего объема спроса. В этом году наметилась тенденция восстановления интереса со стороны сегментов одежда-обувь, аксессуаров, косметики и сферы услуг — на эти запросы приходится 19% от общего объема запросов на подбор помещений. Это связано с постепенным насыщением рынка ТЦ и позитивными ожиданиями розничных сетей от стрит-ритейла. Но говорить о том, что это кардинально изменит расстановку сил на рынке, в настоящий момент не приходится. Что касается банков, их запросы в течение длительного времени сокращались в результате отзыва лицензий и перехода к интернет-обслуживанию. Однако, сегодня этот сектор рынка демонстрирует стабильный спрос на уровне 2%, и данная ситуация, скорее всего, не будет меняться в ближайшее время».

Потребители стали тщательнее планировать свои покупки

Тенденции-2015, перешедшие в тенденции-2016

1. Fashion-ритейл преобладает в ТЦ. Многие ритейлеры не могут позволить себе помещения в стрит-ритейле по текущим ценам с учетом платежеспособности населения, и отказываются от помещений (например Zara покинула Тверскую улицу). При этом не следует думать, что fashion -операторы уходят с улиц: на хорошие объекты в центре спрос имеет место и по высокой цене, т. к. их предложение ограничено. Также некоторые ритейлеры стали чаще использовать временный pop-up формат (так, H&M открывал pop-up магазин на территории комплекса «Лужники» в июле, Uniqlo — на Большой Дмитровке в октябре).

2. Начиная с прошлого года, продолжает развиваться практика, когда арендная плата имеет и фиксированную часть, и часть, которая рассчитывается как процент от товарооборота. В этом году собственники чаще готовы обсуждать это условие, чем в прошлом. Оно выгодно и арендаторам (как сокращение расходов на аренду в случае, если товарооборот окажется низким), и собственникам (как защита от девальвации, когда при обесценивании денег растет товарооборот и, соответственно, арендная плата). Однако, такие случаи пока очень редки.

3. Развитие мини-маркетов и эко-маркетов. Начиная с 2015 года, активно развиваются мини-маркеты («Биостория»), эко-маркеты («АВ Маркет») и фреш-маркеты (рынки, внедренные в концепции ТЦ, например в торговых центрах «МЕГА»). Также в этом году прошла еще одна реконцепция рынка: вслед за Даниловским был переформатирован Усачевский рынок в Хамовниках.

4. Ярмарки продолжают набирать популярность. Но оцениваются они по-разному: с одной стороны, они привлекают людей, а с другой, положение ритейлеров ухудшается: например, арендаторы на Кузнецком мосту жалуются, что их витрины оказываются закрытыми от прохожих, а люди, пришедшие на ярмарку, как правило, идут именно на ярмарку, а не к ним. Возможно, некоторые российские арендаторы относятся к ярмаркам негативно, потому что просто не привыкли к ним и никогда не сталкивались с ними напротив своих магазинов. И через несколько лет будут воспринимать их нейтрально или даже позитивно. Например, в многих городах Европы ярмарки проводятся постоянно, и их принимают как само собой разумеющееся.

5. В этом году активно развиваться стали русские дизайнеры: если раньше они были главным образом в ТЦ, то сейчас готовы открывать pop-up сторы в стрит-ритейл.

Торговый коридор

H2 2015, тыс. руб./мес.

H2 2016, тыс. руб./мес.

Изменение

Столешников переулок

2 000 - 2 500

2 000 - 2 500

-

Петровка

1 800 - 2 000

1 200 - 1 400

▼ - 31%

Кузнецкий Мост

1 200 - 1 600

1 200 - 1 600

-

Никольская

1 200 - 1 400

1 200 - 1 400

-

Тверская (четная сторона улицы – от Охотного Ряда до Пушкинской площади)

1 000 - 1 200

1 100 - 1 300

▼ - 9%

Тверская (нечетная сторона улицы – от Охотного Ряда до Пушкинской площади)

800 - 1 000

900 - 1 100

▼ - 11%

Маросейка

800 - 1 000

800 - 1 000

-

Новый Арбат (участок улицы от центра до Новинского бульвара)

650 - 800

750 - 900

▲ + 14%

Старый Арбат

650 - 800

750 - 900

▲ + 14%

Тверская (четная сторона улицы – от Пушкинской площади до ст.м. «Маяковская»)

700 - 900

700 - 900

-

Кутузовский проспект (участок улицы от центра до ТТК)

700 - 800

600 - 700

▼ - 13%

Большая Дорогомиловская

700 - 800

600 - 700

▼ - 13%

Покровка (участок улицы от центра до Чистопрудного бульвара)

650 - 750

750 - 850

▲ + 14%

Ленинский проспект (участок улицы от центра до ТТК)

500 - 600

500 - 600

-

Мясницкая (участок улицы от центра до Чистопрудного бульвара)

600 - 700

800 - 1 000

▲ + 38%

Проспект Мира (участок улицы от центра до ТТК)

300 - 400

300 - 400

retail.ru

Поделиться публикацией:
Актуально
Сеть «Галамарт» тотально перестроила ИТ-ландшафт в России и Китае
2192
«1С:ERP Управление предприятием» заменила пять учетных систем.
Коллаборация латте и курочки: как две американские сети сообща покорили китайский общепит
1187
Канадская сеть кофеен Tim's и конкурент KFC из Луизианы Popeyes пришли в Китай позже конкурентов...
Как компании в Ленинградской области решают вопрос хранения и перевозки товаров  в условиях нехватки складов
1331
Цепочки поставок изменились – пришло время минимизировать расходы.
Дмитрий Бутин, «Смена»: «В среднем магазин выходит на плановую окупаемость в течение двух лет»
465
О бренде с 90-летней историей, собственной рознице и создании одежды для детей и подр...
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Подведены итоги в стрит-ритейле Москвы в 2016

В 2015 году было благоустроено 47 улиц, а в 2016 — 59, а в 2017 установлен план на более чем 50 улиц, в том числе за Садовым кольцом. В 2016 году прошло две волны массового сноса самостроя — в феврале, когда было снесено 103 объекта общей площадью около 50 тыс. кв. м, и в августе, когда было ликвидировано 107 объектов площадью более 30 тыс. кв. м.

Минусы:

  • нарушение эффективной работы торговых профилей при планировании некоторых территорий; например, в проекте одной из пешеходных зон на Новом Арбате между зданием, в котором расположены рестораны, и зоной, где будут находиться их веранды, расположен проход для пешеходов;
  • потеря привлекательности улиц для арендаторов на период реконструкции (например, на сегодня не готовы идти на Сретенский бульвар или просят арендные каникулы в связи с предстоящей реконструкцией);
  • расположение ярмарок поблизости с магазинами люксовых и премиальных брендов, которое отпугивает посетителей этих магазинов;
  • полный запрет парковки в некоторых зонах, арендаторы которых ориентированы в том числе на автомобилистов; например, Кутузовский и Ленинградский проспект стоят полупустые, и цены на них упали, потому что с тех пор, как с них убрали парковки, общепит не хочет там размещаться;
  • недостаточная парковочная инфраструктура в окружении парковых зон, пользующихся популярностью для семейного отдыха.

Плюсы:

  • создание комфортной городской среды;
  • рост пешеходного трафика до 20% и, как следствие, рост товарооборота ритейлеров;
  • возвращение на стрит непродовольственных профилей: товаров для дома, косметики, услуг и др.
  • появление новых заведений общепита и магазинов с уникальными концепциями и форматами;
  • формирование новых торговых зон, которые имеют синергетический эффект (например, Патриаршие пруды, как зона баров и кафе);
  • развитие развлекательной составляющей: появление все большего количества event-площадок, ярмарок (напротив ГУМа, на Кузнецком мосту, на Никольской улице);
  • при запрете парковок на одних улицах, они появились на других (так, на Мясницкой и Пятницкой улицах парковок не было, а теперь появились парковочные карманы).

Важно:

  • Нельзя поменять облик города без временных неудобств. На период реконструкции сложности неизбежны, но зато интерес арендаторов к уже реконструированным улицам есть, и он стабильный. При этом на реконструируемых улицах собственники готовы рассматривать процент от оборота в качестве арендных платежей или до 25% дисконта от арендных договоренностей.
  • В результате ликвидации самостроя в 2 этапа было снесено около 80 тыс. кв. м ликвидных площадей, что сопоставимо с первой очередью «Метрополиса». Несмотря на то, что собственники павильонов понесли убытки и произошло перераспределение спроса на помещения, это событие осталось почти незаметным для рынка.
  • Возможно, что вслед за изменением улиц изменится состав арендаторов на них в соответствии со своими требованиями к размещению.

Уровень вакантных помещений* в стрит-ритейл, в процентах

Вакантность в стрит-ритейле сократилась на 2% за 2016 год и составила 7%. Увеличить заполняемость основным торговым коридорам столицы помогла в том числе городская программа по реконструкции улиц. Так, на Мясницкой улице вакантность сократилась с 9% в 1 квартале 2015 года до 2% после двух этапов реконструкции, а на Тверской – с 15% до 10%. По большинству остальных основных торговых коридоров вакантность колебалась на несколько процентов в большую или меньшую сторону.

 Основной спрос на помещения в стрит-ритейле по-прежнему формируют общепит и продовольственная розница

Марина Маркова, Руководитель направления Street retail компании «Магазин Магазинов» о том, как распределились запросы на помещения:

«Сегодня наиболее популярными запросами арендаторов на рынке основных торговых коридоров являются кафе, рестораны и продукты питания. Они составляют 55% от общего объема спроса. В этом году наметилась тенденция восстановления интереса со стороны сегментов одежда-обувь, аксессуаров, косметики и сферы услуг — на эти запросы приходится 19% от общего объема запросов на подбор помещений. Это связано с постепенным насыщением рынка ТЦ и позитивными ожиданиями розничных сетей от стрит-ритейла. Но говорить о том, что это кардинально изменит расстановку сил на рынке, в настоящий момент не приходится. Что касается банков, их запросы в течение длительного времени сокращались в результате отзыва лицензий и перехода к интернет-обслуживанию. Однако, сегодня этот сектор рынка демонстрирует стабильный спрос на уровне 2%, и данная ситуация, скорее всего, не будет меняться в ближайшее время».

Потребители стали тщательнее планировать свои покупки

Тенденции-2015, перешедшие в тенденции-2016

1. Fashion-ритейл преобладает в ТЦ. Многие ритейлеры не могут позволить себе помещения в стрит-ритейле по текущим ценам с учетом платежеспособности населения, и отказываются от помещений (например Zara покинула Тверскую улицу). При этом не следует думать, что fashion -операторы уходят с улиц: на хорошие объекты в центре спрос имеет место и по высокой цене, т. к. их предложение ограничено. Также некоторые ритейлеры стали чаще использовать временный pop-up формат (так, H&M открывал pop-up магазин на территории комплекса «Лужники» в июле, Uniqlo — на Большой Дмитровке в октябре).

2. Начиная с прошлого года, продолжает развиваться практика, когда арендная плата имеет и фиксированную часть, и часть, которая рассчитывается как процент от товарооборота. В этом году собственники чаще готовы обсуждать это условие, чем в прошлом. Оно выгодно и арендаторам (как сокращение расходов на аренду в случае, если товарооборот окажется низким), и собственникам (как защита от девальвации, когда при обесценивании денег растет товарооборот и, соответственно, арендная плата). Однако, такие случаи пока очень редки.

3. Развитие мини-маркетов и эко-маркетов. Начиная с 2015 года, активно развиваются мини-маркеты («Биостория»), эко-маркеты («АВ Маркет») и фреш-маркеты (рынки, внедренные в концепции ТЦ, например в торговых центрах «МЕГА»). Также в этом году прошла еще одна реконцепция рынка: вслед за Даниловским был переформатирован Усачевский рынок в Хамовниках.

4. Ярмарки продолжают набирать популярность. Но оцениваются они по-разному: с одной стороны, они привлекают людей, а с другой, положение ритейлеров ухудшается: например, арендаторы на Кузнецком мосту жалуются, что их витрины оказываются закрытыми от прохожих, а люди, пришедшие на ярмарку, как правило, идут именно на ярмарку, а не к ним. Возможно, некоторые российские арендаторы относятся к ярмаркам негативно, потому что просто не привыкли к ним и никогда не сталкивались с ними напротив своих магазинов. И через несколько лет будут воспринимать их нейтрально или даже позитивно. Например, в многих городах Европы ярмарки проводятся постоянно, и их принимают как само собой разумеющееся.

5. В этом году активно развиваться стали русские дизайнеры: если раньше они были главным образом в ТЦ, то сейчас готовы открывать pop-up сторы в стрит-ритейл.

Торговый коридор

H2 2015, тыс. руб./мес.

H2 2016, тыс. руб./мес.

Изменение

Столешников переулок

2 000 - 2 500

2 000 - 2 500

-

Петровка

1 800 - 2 000

1 200 - 1 400

▼ - 31%

Кузнецкий Мост

1 200 - 1 600

1 200 - 1 600

-

Никольская

1 200 - 1 400

1 200 - 1 400

-

Тверская (четная сторона улицы – от Охотного Ряда до Пушкинской площади)

1 000 - 1 200

1 100 - 1 300

▼ - 9%

Тверская (нечетная сторона улицы – от Охотного Ряда до Пушкинской площади)

800 - 1 000

900 - 1 100

▼ - 11%

Маросейка

800 - 1 000

800 - 1 000

-

Новый Арбат (участок улицы от центра до Новинского бульвара)

650 - 800

750 - 900

▲ + 14%

Старый Арбат

650 - 800

750 - 900

▲ + 14%

Тверская (четная сторона улицы – от Пушкинской площади до ст.м. «Маяковская»)

700 - 900

700 - 900

-

Кутузовский проспект (участок улицы от центра до ТТК)

700 - 800

600 - 700

▼ - 13%

Большая Дорогомиловская

700 - 800

600 - 700

▼ - 13%

Покровка (участок улицы от центра до Чистопрудного бульвара)

650 - 750

750 - 850

▲ + 14%

Ленинский проспект (участок улицы от центра до ТТК)

500 - 600

500 - 600

-

Мясницкая (участок улицы от центра до Чистопрудного бульвара)

600 - 700

800 - 1 000

▲ + 38%

Проспект Мира (участок улицы от центра до ТТК)

300 - 400

300 - 400

retail.ru

москва, street-retailПодведены итоги в стрит-ритейле Москвы в 2016
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/podvedeny-itogi-v-strit-riteyle-moskvy-v-2016/2017-01-16


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052