7 августа 2015, 03:30 4797 просмотров

Торговые центры Москвы ждёт эпоха перемен

Во II квартале 2015 года на рынок столицы вышли три новых торговых центра:

  • суперрегиональный ТРК MARi в Марьино – 70 тыс. кв. м. GLA;
  • ТРЦ «Клен» на Енисейской улице – 21 тыс. кв. м GLA;
  • ТЦ «Тиара» на Мичуринском проспекте – 7 тыс. кв. м GLA.

Общий объем качественных торговых площадей в столице достиг порядка 5,62 млн кв. мю, увеличившись на 1,8%. Совокупная GBA новых ТЦ составила 183 тыс. кв. м, GLA – 98 тыс. кв. м.

Самыми значимыми объектами I квартала стали:

  • ТРЦ Columbus на Варшавском шоссе общей площадью 277 000 кв. м.;
  • «Кунцево Плаза» на Ярцевской улице – GBA 114 300 кв. м.;
  • Центральный Детский Магазин на Лубянке – GLA 60 500 кв. м.

За I полугодие 2015 года объем ввода торговой недвижимости на 30% превысил этот показатель предыдущего года.

Готовятся к открытию в 2015 году:

  • «Зеленопарк» площадью 100 000 кв. м. в Зеленограде;
  • «Славянка» на 60 000 кв. м.;
  • ТРК «Полежаевский» (50 000 кв. м).

На фоне общей экономической нестабильности, приостановки развития торговых сетей, анонсированной большинством игроков еще в прошлом году, и ввода новых объектов, уровень вакансии во II квартале 2015 года установил новый рекорд, повысившись до 6,5%.

По прогнозам NAI Becar, во второй половине 2015 года высокие темпы ввода торговой недвижимости сохранятся вместе с тенденцией к децентрализации рынка. На II полугодие запланирован ввод еще целого ряда торговых объектов, в том числе комплексов площадью свыше 50 тыс. кв. м, многие из которых расположатся за МКАД. В целом до конца года может быть введено еще порядка 700 тыс. кв. м (GBA), что спровоцирует дальнейший рост вакансии в сегменте.

Продукты берут верх

При открытии новых торговых центров на рынке наблюдается активное развитие продовольственного ритейла. Продуктовый «якорь» – обязательная составляющая торгового объекта любого масштаба, поэтому непременным атрибутом любого открытия является анонсирование именного продуктового супермаркета. Будучи самым устойчивым в кризис, этот сегмент ведет самостоятельную экспансию, открывая отдельно стоящие магазины:

  • 11-й в Москве центр мелкооптовой торговли METRO Cash and Carry общей площадью 9,4 тыс. кв. м.;
  • два новых супермаркета сети «Лента» (1,7 и 1,4 тыс. кв. м);
  • «Азбука вкуса» (989 кв. м) в «ЦДМ на Лубянке».

Арендаторы требуют качества и гибкости

По оценкам аналитиков, ритейлеры, получившие с выходом новых проектов почти неограниченные возможности для выбора, крайне тщательно подходят к подбору новых площадок, предпочитая качественные объекты с удачным расположением.

Арендные отношения остаются краеугольным камнем, вокруг которого сегодня сосредоточены интересы собственников и управляющих. На конец II квартала 2015 года средняя арендная ставка составила $80-600 за 1 кв. м в год для якорных арендаторов и $250-3250 за 1 кв. м в год – для операторов торговой галереи. В долларовом эквиваленте ставки для галереи удалось удержать на уровне I квартала 2015 года, но у «якорей» наблюдается небольшое снижение.

Директор департамента управления объектами NAI Becar Мария Онучина отмечает:

«Разброс арендных ставок стал еще более существенным. С одной стороны, все больше девелоперов вынуждены идти на снижение стоимости аренды и привязывать ее к проценту с оборота. При этом сети очень тщательно анализируют каждую точку и если точка в минусе, то договариваются о снижении ставки или вовсе ее закрывают».

Она прогнозирует, что в ближайшее время условия в сегменте торговой недвижимости будут диктовать арендаторы – перед торговыми центрами, особенно новыми, будет стоять необходимость заполнения площадей, и они будут вынуждены идти навстречу требованиям ритейлеров.

При этом сегодня самое время для реконцепции объектов. Торговые центры, которые были «хаотично» заполнены арендаторами, пустеют. Теряющие доход собственники готовы тратить ресурсы на обновление, преображение своих объектов. Также ключевое значение приобретает знание своей аудитории, своего потребителя. Особое внимание уделяется продвижению объекта. В конечном итоге выиграют те, кто сможет выстроить не просто качественный объект с понятной концепцией, но и будет постоянно в контакте со своими покупателями.

Retail.ru

По материалам исследования NAI Becar

Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Торговые центры Москвы ждёт эпоха переменМосква, коммерческая недвижимость, Торговый центр, концепция, аренда