10.02.2015 01:06:57 10 февраля 2015, 01:06 3252 просмотра

Продавцы скидываются на покупателей

Магазины поддержат потребительское кредитование

Стимулировать снижающийся в кризис спрос населения продавцы готовы частично за свой счет. Чтобы заинтересовать банки в продолжении POS-кредитования, ритейлеры начали снижать для них комиссии за присутствие в торговых точках. Впрочем, снижение комиссионных доходов сетей может обернуться сокращением числа акционных программ – продаж в кредит под нулевой процент. А это уже ощутят на себе рядовые потребители.

Об изменившихся условиях взаимодействия банков и торговых сетей “Ъ” рассказали участники рынка. По словам банкиров, им удалось договориться с рядом сетей о снижении комиссии за присутствие в магазинах. Большинство банков из топ-5 по выдаче POS-кредитов это подтвердили. Так, о снижении размера комиссии при работе с магазинами-партнерами заявили в ХКФ-банке. Как минимум двукратное снижение вознаграждения для сетей-партнеров отметили в Альфа-банке. Подтвердили снижение комиссий в Русфинанс-банке. В ОТП-банке сообщили, что ведут переговоры об этом. В «Русском стандарте» отказались от комментариев.

Ритейлеры гораздо менее заинтересованы в раскрытии информации о снижении комиссий: узнав о преференциях для одних банков-партнеров, их могут потребовать для себя и другие. В такой ситуации крупнейшие сети в разных сегментах (сотовый ритейл, продажа электроники и бытовой техники, продажа изделий из кожи и меха) были довольно сдержанны в комментариях. В частности, в «Эльдорадо», Media Markt и «Евросети» на вопрос “Ъ” о возможном снижении комиссий для банков не ответили.

По словам представителя «М.Видео», «идет тендер, и условия по комиссиям пока не определены». Наличие на рынке случаев снижения вознаграждения, которое банки платят ритейлерам, “Ъ” подтвердили только в «Связном», впрочем, с оговоркой, что самой компании это не касается. Между тем источники “Ъ” на рынке ритейла утверждают, что «переговоры по поводу снижения комиссии велись практически со всеми крупными ритейлерами»: где-то они еще продолжаются, но предварительные договоренности по комиссиям с большинством игроков уже достигнуты.

Работать с торговыми сетями на прежних условиях банкам в ситуации экономического спада невыгодно. «На фоне роста цен на товары и ставок по кредитам снизилось количество выдаваемых ссуд, а значит, уменьшается и доходность бизнеса»,– рассуждает директор департамента POS-кредитования Русфинанс-банка Александр Воронин. По его словам, чем рискованнее сегмент (наибольшие риски в сотовом и отчасти в электронном ритейле), тем больше снижение комиссий. Снижение комиссий хоть и отнимает доходы у торговых сетей, однако позволяет им заработать на масштабах, а также поддержать кредитные продажи, доля которых может быть заметной. Как указывают в «Эльдорадо», только за 2014 год доля продаж в кредит снизилась на 5 п. п., до 15% по итогам года. В «М.Видео» долю кредитных продаж оценивают в 12%. Там прогнозируют, что «на кредитные продажи, безусловно, окажут влияние высокая процентная ставка ЦБ и текущая экономическая ситуация в целом». Впрочем, долгосрочный тренд там берутся оценить лишь по итогам февраля. В «Снежной королеве» прогноз уже есть, и он пессимистичен: «Если в 2015 году ключевая ставка останется в размере 15%, снижение кредитных продаж возможно на 20–30%».

Экономия банкиров на комиссиях (для сетей это, наоборот, недополученные доходы) может быть существенной. Официально размер комиссий не раскрывается. По словам банкиров, они могут варьироваться от 1,5% до 10% кредитного оборота в зависимости от размера самой сети, банка-партнера, ставки по кредитам. Всего, по данным Frank Research, выдача кредитов в торговых сетях в 2014 году составила 331,5 млрд руб.

Сокращение комиссионных доходов торговых сетей от присутствия в них кредитного бизнеса банков в конечном итоге может обернуться против клиентов, предупреждают эксперты. Это снижает возможности сетей по поддержанию акционных программ – так называемых продуктов без переплаты, в рассрочку (программы «0–0–12», «0–0–24» и т. п.), ведь нулевые ставки по таким кредитам банкам компенсируют как раз сети. К тому же в последнее время на фоне стагнации потребкредитования в торговых сетях банки и вовсе пытаются увеличить размер этой компенсации, в отдельных случаях, по словам участников банковского рынка, вдвое. Ухудшение для сетей условий по кредитам без переплаты, в частности, отмечают в «Снежной королеве». «Для компании уровень издержек по таким кредитам повысился»,– говорит руководитель направлений страхования и потребительского кредитования «Снежной королевы» Дмитрий Орлов. Но там пока сохраняют акционные программы.

Валерия Францева, ИД «Коммерсантъ»

Статья относится к тематикам: Актуально, Категорийный менеджмент, Товар на полку
Поделиться публикацией:
Фоторепортаж с тверского склада онлайн-ритейлера
558
Виктория Харламова, руководитель направления китай...
481
Артем Тараев, генеральный директор «К-раута»
1574
Применение 54-ФЗ на примере сети из 48 магазинов
442
Количество наименований в чеке увеличилось на 20%,...
532

Магазины поддержат потребительское кредитование

Стимулировать снижающийся в кризис спрос населения продавцы готовы частично за свой счет. Чтобы заинтересовать банки в продолжении POS-кредитования, ритейлеры начали снижать для них комиссии за присутствие в торговых точках. Впрочем, снижение комиссионных доходов сетей может обернуться сокращением числа акционных программ – продаж в кредит под нулевой процент. А это уже ощутят на себе рядовые потребители.

Об изменившихся условиях взаимодействия банков и торговых сетей “Ъ” рассказали участники рынка. По словам банкиров, им удалось договориться с рядом сетей о снижении комиссии за присутствие в магазинах. Большинство банков из топ-5 по выдаче POS-кредитов это подтвердили. Так, о снижении размера комиссии при работе с магазинами-партнерами заявили в ХКФ-банке. Как минимум двукратное снижение вознаграждения для сетей-партнеров отметили в Альфа-банке. Подтвердили снижение комиссий в Русфинанс-банке. В ОТП-банке сообщили, что ведут переговоры об этом. В «Русском стандарте» отказались от комментариев.

Ритейлеры гораздо менее заинтересованы в раскрытии информации о снижении комиссий: узнав о преференциях для одних банков-партнеров, их могут потребовать для себя и другие. В такой ситуации крупнейшие сети в разных сегментах (сотовый ритейл, продажа электроники и бытовой техники, продажа изделий из кожи и меха) были довольно сдержанны в комментариях. В частности, в «Эльдорадо», Media Markt и «Евросети» на вопрос “Ъ” о возможном снижении комиссий для банков не ответили.

По словам представителя «М.Видео», «идет тендер, и условия по комиссиям пока не определены». Наличие на рынке случаев снижения вознаграждения, которое банки платят ритейлерам, “Ъ” подтвердили только в «Связном», впрочем, с оговоркой, что самой компании это не касается. Между тем источники “Ъ” на рынке ритейла утверждают, что «переговоры по поводу снижения комиссии велись практически со всеми крупными ритейлерами»: где-то они еще продолжаются, но предварительные договоренности по комиссиям с большинством игроков уже достигнуты.

Работать с торговыми сетями на прежних условиях банкам в ситуации экономического спада невыгодно. «На фоне роста цен на товары и ставок по кредитам снизилось количество выдаваемых ссуд, а значит, уменьшается и доходность бизнеса»,– рассуждает директор департамента POS-кредитования Русфинанс-банка Александр Воронин. По его словам, чем рискованнее сегмент (наибольшие риски в сотовом и отчасти в электронном ритейле), тем больше снижение комиссий. Снижение комиссий хоть и отнимает доходы у торговых сетей, однако позволяет им заработать на масштабах, а также поддержать кредитные продажи, доля которых может быть заметной. Как указывают в «Эльдорадо», только за 2014 год доля продаж в кредит снизилась на 5 п. п., до 15% по итогам года. В «М.Видео» долю кредитных продаж оценивают в 12%. Там прогнозируют, что «на кредитные продажи, безусловно, окажут влияние высокая процентная ставка ЦБ и текущая экономическая ситуация в целом». Впрочем, долгосрочный тренд там берутся оценить лишь по итогам февраля. В «Снежной королеве» прогноз уже есть, и он пессимистичен: «Если в 2015 году ключевая ставка останется в размере 15%, снижение кредитных продаж возможно на 20–30%».

Экономия банкиров на комиссиях (для сетей это, наоборот, недополученные доходы) может быть существенной. Официально размер комиссий не раскрывается. По словам банкиров, они могут варьироваться от 1,5% до 10% кредитного оборота в зависимости от размера самой сети, банка-партнера, ставки по кредитам. Всего, по данным Frank Research, выдача кредитов в торговых сетях в 2014 году составила 331,5 млрд руб.

Сокращение комиссионных доходов торговых сетей от присутствия в них кредитного бизнеса банков в конечном итоге может обернуться против клиентов, предупреждают эксперты. Это снижает возможности сетей по поддержанию акционных программ – так называемых продуктов без переплаты, в рассрочку (программы «0–0–12», «0–0–24» и т. п.), ведь нулевые ставки по таким кредитам банкам компенсируют как раз сети. К тому же в последнее время на фоне стагнации потребкредитования в торговых сетях банки и вовсе пытаются увеличить размер этой компенсации, в отдельных случаях, по словам участников банковского рынка, вдвое. Ухудшение для сетей условий по кредитам без переплаты, в частности, отмечают в «Снежной королеве». «Для компании уровень издержек по таким кредитам повысился»,– говорит руководитель направлений страхования и потребительского кредитования «Снежной королевы» Дмитрий Орлов. Но там пока сохраняют акционные программы.

Валерия Францева, ИД «Коммерсантъ»

Продавцы скидываются на покупателейPOS-кредитование, потребительские кредиты, платежеспособность населения
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Продавцы скидываются на покупателей
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME http://www.retail.ru
http://www.retail.ru/news/87199/2017-05-23