18.02.2014 00:01:00 18 февраля 2014, 00:01 2111 просмотров

Торговые сети признаны неисправимым злом

ФАС возобновляет боевые действия вокруг закона «О торговле»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представила вчера проект поправок к закону «О регулировании торговой деятельности», возобновляющий начатую несколько лет назад атаку на торговые сети. Проект дает ФАС не только почти неограниченную возможность вмешиваться в работу продовольственного ритейла, но и право наказывать поставщиков сетей, заключающих не устраивающие ФАС контракты. Идея «борьбы с сетями» впервые с 2008 года получила чисто идеологическое обоснование: любые сети, по мнению ФАС, аналогичны по силе монополистам.

Проект поправок к закону «О торговле» и КоАП РФ обнародован ФАС в уже подготовленном виде, хотя ведомство пока рассматривает общественное обсуждение только концепции проекта. Проект ФАС строится на трех предположениях: сети по своей природе, вне зависимости от размера, имеют непреодолимую без ФАС «рыночную силу»; почти любые практики работы сети – следствие принуждения с ее стороны; ФАС необходимо право вмешательства по крайней мере в работу продовольственных сетей вне зависимости от того, есть ли жалобы со стороны их контрагентов. Фактически сети – вне зависимости от размера – предполагается считать монополистами и применять к ним арсенал карающих мер закона о защите конкуренции. В пояснительной записке авторы законопроекта объясняют свою логику через понятие «рыночная власть» – абстрактный ресурс, которым, по их мнению, обладают торговцы и которого лишены производители, нуждающиеся на этом основании в защите.

В тексте закона ФАС фактически возвращает дискуссию о роли сетей в экономике в состояние 2008 года. Однако сейчас у ведомства более агрессивная и наступательная позиция, чем предыдущие версии инициатив ведомства. В первую очередь ФАС настаивает на своей полицейской, а не правозащитной роли – санкции за нарушение регулирования в торговле, в частности, штрафы по КоАП РФ (до 5 млн руб.) могут налагаться без наличия жалобы на ритейлера со стороны его поставщика, предлагается изменить часть сроков давности по нарушениям. По сути, ФАС превращается в аналог прокуратуры на рынке продовольствия, следящей за соблюдением установленных ею же норм законности (в данном случае – конкурентности). При этом аргументация ФАС о «рыночной силе» применима не только к продовольственным, но и к любым ритейловым сетям (и, строго говоря, к любой цепочке дистрибуции любого товара), что грозит в будущем распространением нормы о сети как о заведомо доминирующей на рынке группе лиц с заведомо большей, чем у контрагента, «рыночной силой», и на другие рынки. Наконец, на этот раз ФАС, по сути, борется не только с сетями, но и с поставщиками: штрафы в КоАП РФ за ряд нарушений предусмотрены за заключение с сетью договора запрещенного вида или с запрещенными условиями.

Продовольственные сети, для которых предыдущий раунд борьбы с антимонопольной концепцией вмешательства в работу ритейла прошел в целом безболезненно, хотя и нервно, сейчас, очевидно, будут искать «технический компромисс» с ФАС – хотя, напомним, в 2008–2009 годах и в ритейле, и в правительстве обнаруживались открытые оппоненты идеям ведомства Игоря Артемьева. Представитель Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Владимир Русанов говорит, что законопроект готовился ФАС уже давно (один-два года) и носит «технический» характер. «Его смысл в том, чтобы ФАС могла делать выводы о нарушении или ненарушении закона ритейлерами, не дожидаясь жалобы поставщика,– отмечает господин Русанов.– Мы считаем эту меру преждевременной, поскольку только год как начал складываться опыт саморегулирования наших отношений с партнерами на основе кодекса добросовестных практик».

Отметим, в отличие от предыдущих раундов «войны с супермаркетами», сейчас инициатива ФАС не обусловлена даже формальным поводом. Вчера ведомство не комментировало собственный проект, пообещав представить пояснения сегодня; по словам представителей отраслевых союзов, на профильных совещаниях и обсуждениях в ведомствах, в частности, в Минэкономики, был представлен другой вариант законопроекта – не основанный на концепции непреодолимой без ФАС сверхъестественно великой «рыночной силы» сетей.

“Ъ” будет следить за развитием событий.

Станислав Кувалдин, Дмитрий Бутрин, Олег Трутнев, ИД«Коммерсантъ»

Поделиться публикацией:
Фоторепортаж с тверского склада онлайн-ритейлера
860
Виктория Харламова, руководитель направления китай...
496
Артем Тараев, генеральный директор «К-раута»
1582
Применение 54-ФЗ на примере сети из 48 магазинов
452
Количество наименований в чеке увеличилось на 20%,...
539

ФАС возобновляет боевые действия вокруг закона «О торговле»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представила вчера проект поправок к закону «О регулировании торговой деятельности», возобновляющий начатую несколько лет назад атаку на торговые сети. Проект дает ФАС не только почти неограниченную возможность вмешиваться в работу продовольственного ритейла, но и право наказывать поставщиков сетей, заключающих не устраивающие ФАС контракты. Идея «борьбы с сетями» впервые с 2008 года получила чисто идеологическое обоснование: любые сети, по мнению ФАС, аналогичны по силе монополистам.

Проект поправок к закону «О торговле» и КоАП РФ обнародован ФАС в уже подготовленном виде, хотя ведомство пока рассматривает общественное обсуждение только концепции проекта. Проект ФАС строится на трех предположениях: сети по своей природе, вне зависимости от размера, имеют непреодолимую без ФАС «рыночную силу»; почти любые практики работы сети – следствие принуждения с ее стороны; ФАС необходимо право вмешательства по крайней мере в работу продовольственных сетей вне зависимости от того, есть ли жалобы со стороны их контрагентов. Фактически сети – вне зависимости от размера – предполагается считать монополистами и применять к ним арсенал карающих мер закона о защите конкуренции. В пояснительной записке авторы законопроекта объясняют свою логику через понятие «рыночная власть» – абстрактный ресурс, которым, по их мнению, обладают торговцы и которого лишены производители, нуждающиеся на этом основании в защите.

В тексте закона ФАС фактически возвращает дискуссию о роли сетей в экономике в состояние 2008 года. Однако сейчас у ведомства более агрессивная и наступательная позиция, чем предыдущие версии инициатив ведомства. В первую очередь ФАС настаивает на своей полицейской, а не правозащитной роли – санкции за нарушение регулирования в торговле, в частности, штрафы по КоАП РФ (до 5 млн руб.) могут налагаться без наличия жалобы на ритейлера со стороны его поставщика, предлагается изменить часть сроков давности по нарушениям. По сути, ФАС превращается в аналог прокуратуры на рынке продовольствия, следящей за соблюдением установленных ею же норм законности (в данном случае – конкурентности). При этом аргументация ФАС о «рыночной силе» применима не только к продовольственным, но и к любым ритейловым сетям (и, строго говоря, к любой цепочке дистрибуции любого товара), что грозит в будущем распространением нормы о сети как о заведомо доминирующей на рынке группе лиц с заведомо большей, чем у контрагента, «рыночной силой», и на другие рынки. Наконец, на этот раз ФАС, по сути, борется не только с сетями, но и с поставщиками: штрафы в КоАП РФ за ряд нарушений предусмотрены за заключение с сетью договора запрещенного вида или с запрещенными условиями.

Продовольственные сети, для которых предыдущий раунд борьбы с антимонопольной концепцией вмешательства в работу ритейла прошел в целом безболезненно, хотя и нервно, сейчас, очевидно, будут искать «технический компромисс» с ФАС – хотя, напомним, в 2008–2009 годах и в ритейле, и в правительстве обнаруживались открытые оппоненты идеям ведомства Игоря Артемьева. Представитель Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Владимир Русанов говорит, что законопроект готовился ФАС уже давно (один-два года) и носит «технический» характер. «Его смысл в том, чтобы ФАС могла делать выводы о нарушении или ненарушении закона ритейлерами, не дожидаясь жалобы поставщика,– отмечает господин Русанов.– Мы считаем эту меру преждевременной, поскольку только год как начал складываться опыт саморегулирования наших отношений с партнерами на основе кодекса добросовестных практик».

Отметим, в отличие от предыдущих раундов «войны с супермаркетами», сейчас инициатива ФАС не обусловлена даже формальным поводом. Вчера ведомство не комментировало собственный проект, пообещав представить пояснения сегодня; по словам представителей отраслевых союзов, на профильных совещаниях и обсуждениях в ведомствах, в частности, в Минэкономики, был представлен другой вариант законопроекта – не основанный на концепции непреодолимой без ФАС сверхъестественно великой «рыночной силы» сетей.

“Ъ” будет следить за развитием событий.

Станислав Кувалдин, Дмитрий Бутрин, Олег Трутнев, ИД«Коммерсантъ»

Торговые сети признаны неисправимым зломФАС, антимонопольное законодательство, закон о торговле
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Торговые сети признаны неисправимым злом
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME http://www.retail.ru
http://www.retail.ru/news/78592/2017-05-23