6 ноября 2013, 00:12 1263 просмотра

Дальний Восток: зачем нам новый Сингапур

Александр Галушка выяснил, как превратить Дальний Восток в Сингапур

Возглавивший в сентябре Минвостокразвития Александр Галушка в минувшую пятницу встретился с бизнесменами из «Деловой России», главой которой сам некогда являлся, и попытался заманить их на Дальний Восток.

Новоиспеченный министр представил новую стратегию развития региона, рассказал о конце эры «доминирования Запада», пообещал создание техно- и агропарков и локального фонда прямых инвестиций. Это была первая встреча министра из серии консультаций с бизнес-сообществом. По идее Александра Галушки, превращать Дальний Восток в Сингапур можно только совместно с предпринимателями, «людьми дела», которых в регионе сейчас единицы. Бизнес в свою очередь отметил, что спасти ДФО может только чудо или большая автономия, впрочем, чудо все же вероятнее. А бросить все, надеть сапоги и пойти поднимать регион согласился всего один предприниматель.

«Александр Сергеевич, поздравляю и сочувствую», – с ходу сказал министру один из участников встречи. Александр Галушка тут же вспомнил, как после назначения ему звонили известные макроэкономисты и признавались, что понятия не имеют, что можно сделать в регионе. Министру это напомнило историю экономического чуда Сингапура: нет воды, земли, квалифицированных кадров, денег, есть только удачное с логистической точки зрения местоположение. У Дальнего Востока потенциала значительно больше.

Согласно оценке эксперта «Деловой России» Дмитрия Голубовского, на модернизацию ДФО понадобится до 700 млрд долл. (30% ВВП России), тогда как федеральный бюджет выделяет только 3 млрд долл. в год. Без крупных инвестиций, в том числе международных, ощутимых подвижек в этом деле не добиться. «У нас создан при ВЭБе Фонд развития Дальнего Востока, правда, за два года он так и не заработал. Мы предполагаем, что на 1 руб. из этого фонда будет привлечено 10 руб. частных средств, – рассказывает о планах министр. – Сейчас капитализация фонда – 18 млрд долл., если доведем до 50 млрд долл., то потенциально мы имеем полтриллиона долларов на развитие».

«Давайте ваши проекты, приходите на Дальний Восток», – зама­нивал предпринимателей Александр Галушка. О реальном положении дел в регионе министру рассказали несколько бизнесменов, среди них – глава холдинга КИТ Александр Толстых. «Чтобы доставить из Архангельска оборудование на Дальний Восток, мне пришлось за перевозку заплатить столько же, сколько стоит само оборудование», – пожаловался он и предложил подумать над новой льготой бизнесу – компенсацией транспортных издержек. Другой предприниматель рассказал, что в регионе невозможно заниматься инновационным производством. Из-за долгих сроков регистрации ноу-хау и российских требований к его обязательной публикации китайцы воруют технологии и оперативно развертывают производство.

«Китай непрост, и соревноваться с ним, например в переработке сырья, нереально», – подняв глаза от Macbook, согласился бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он напомнил Александру Галушке, который твердо убежден в необходимости ориентации региона на АТР, что на китайский рынок в свое время позарилась Австралия, в итоге КНР выжала ее ресурсы досуха.

Директор направления «Региональные и муниципальные финансы» рейтингового агентства S&P Борис Копейкин считает логичной идею Александра Галушки ориентироваться на Китай и рынок АТР. «Нужно учитывать географические факторы, а игнорировать такой близкий и огромный рынок, как АТР, нельзя», – отмечает он. По его словам, в России есть успешные примеры привлечения инвестиций в регионы с учетом их географического положения (например, Калужская область), и Дальний Восток мог бы взять на вооружение эти истории успеха. Александр Галушка уже взял в свою команду Максима Шерейкина, экс-замгубернатора Калужской области.

Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян предложил г-ну Галушке добиться большей автономии для региона. Вице-президент той же организации Виталий Сурвилло – наладить работу портов, чтобы стать «логистическим центром не хуже, чем Сингапур». По его словам, сегодня груз из Москвы до Владивостока идет восемь дней, а на таможне стоит десять, при этом порты, которые во всем мире перешли на режим работы 24/7, никак не переймут этот опыт. На одной только обработке торговых потоков Дальний Восток мог бы заработать.

Алина Евстигнеева, РБК Daily

Поделиться публикацией:
Электронные ценники: есть ли перспективы у технологии?

Почему ритейлеры тестируют, но не внедряют?

Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Дальний Восток: зачем нам новый СингапурДеловая Россия, Китай, Дальний Восток, ДФО, Александр Галушка